НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 14.06.2017 № А72-4864/17

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск  

«15» июня 2017 года                                                                              Дело №А72-4864/2017

Резолютивная часть решения объявлена 14.06.2017.

Решение в полном объеме изготовлено 15.06.2017.

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Е.С. Львовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по  иску

Закрытого акционерного общества «Высокие технологии» (ИНН 7328033560, ОГРН 1027301578556), г.Ульяновск,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району  г.Ульяновска (ОГРН 1047301544740, ИНН 7328501184), г.Ульяновск,

заинтересованное лицо – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7328043368, ОГРН 1027301569987), г.Ульяновск,

о признании безнадежной к взысканию недоимки, а обязанности по её уплате – прекращённой,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – О.И. Качуров, паспорт, доверенность от 01.07.2016;

от ответчика – Л.К. Камалиева, паспорт, доверенность от 25.05.2017;

без участия представителя заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,

установил:

Закрытое акционерное общество «Высокие технологии» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом итогового уточнения, принятого судом) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска, которым просит:

-признать задолженность Общества, образовавшуюся в период с 2002-2009 годов в размере 949 583 руб. 03 коп., отраженную в справке Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд РФ)  от 08.04.2017, безнадежной к взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной, в том числе:

а) взносы: на страховую часть – 508 012 руб. 81 коп.; на накопительную часть – 162 756 руб. 49 коп.;

б) пени: на страховую часть – 210 972 руб. 11 коп.; на накопительную часть –                      67 841 руб. 62 коп.

Требования мотивированы истечением сроков взыскания в принудительном порядке, причинами экономического, социального, юридического характера, статьями 19, 20, 23, п. 4 ст.60 Федерального закона от 24.07.2009  №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ); п.3 ст.19 Федерального закона №250-ФЗ от 03.07.2016; статьями 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.04.2017 к участию в деле в порядке статьи 40 АПК РФ привлечен Пенсионный фонд РФ.

Ответчик и заинтересованное лицо заявленное требование не признают, считают оспариваемую задолженность текущей.

Общество настаивает на удовлетворении заявленного требования; дополнительно пояснило, что спорная задолженность в картотеке текущих платежей у конкурсного управляющего как отсутствовала, так и отсутствует по настоящее время (в качестве возможной причины указывает на не соблюдение компетентным органом процедуры взыскания и, как следствие,  не поступление соответствующего конечного документа на исполнение к конкурсному управляющему).

Как следует из материалов дела, на день рассмотрения иска по существу, Общество находится в процедуре банкротства – конкурсное производство: решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2002 по делу №А72-4867/2002-Х320-б Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; определением суда от 27.03.2017 по делу  №А72-4867/2002-Х320-б  срок конкурсного производства продлен до 21.04.2017.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2009 по делу                        №А72-4867/2002-Х320-б произведен переход к процедуре конкурсного производства ЗАО «Высокие тех­нологии» по нормам, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 №296-ФЗ.

При этом согласно пункту 3 статьи 233 Федерального закона от 26.10.2002                       № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при открытии конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу названного Федерального закона, к процедуре конкурсного производства применяются нормы Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Федеральный закон №6-ФЗ).

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям до 20.07.2009 подлежит применению Федеральный закон № 6-ФЗ.

По данным Пенсионного фонда РФ (справка от 08.04.2017 №083Р01170003549 –        т.1 л.д. 36) у Общества имеется неисполненная обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002-2009 годы в общей сумме 949 583 руб.                     03 коп., в том числе: 679 769 руб. 30 коп. – основной долг, 278 813 руб. 73 коп. – пени.(расшифровка задолженности дана Пенсионным фондом РФ в таблице – том 3 л.д.122-124).

Общество, как следует из описательной и мотивировочной частей заявлений, имеющихся в деле, а также устных пояснений его представителя, просит суд признать безнадежной к взысканию задолженность, образовавшуюся у Общества именно за расчетные периоды 2002-2009 годов.

Давая оценку нормам права, касающимся требований к информации, содержащейся в справках налоговых органов и Пенсионных фондов РФ, соответственно, о состоянии налоговой задолженности, о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, суд приходит к выводу о том, что:

-указанные в справках  сведениях должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов, то есть должны быть достоверными;

-отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности без сведений об утрате возможности ее взыскания, нарушает права налогоплательщиков/страхователей и создает препятствия нормальному осуществлению ими своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Общество ссылается в обоснование требований на справку Пенсионного фонда РФ о состоянии расчетов за 2002-2009 годы по страховым взносам, пеням и штрафам, от 08.04.2017 №083Р01170003549.

Таким образом, суд, исходя из существа предмета заявленного требования, проверяет обоснованность требования о признании безнадежной к взысканию следующей задолженности Общества, образовавшейся за 2002-2009  годы:

1) 670 769 руб. 30 коп. – недоимка по страховым взносам за 2002-2009 годы,в том числе:

-508 012 руб. 81 коп. – недоимка на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;

-162 756 руб. 49 коп. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;

2) 278 813 руб. 73 коп. – пени, начисленные по состоянию на 09.11.2015 за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002-2009 годы,в том числе:                         

-210 972 руб. 11 коп.- пени на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный                  фонд РФ;

67 841 руб. 62 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ.

Всесторонне исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

По смыслу статьи 2, пункта 1 статьи 4, статей 12, 15 и 106 Федерального закона №6-ФЗ кредиторы по обязательствам, подлежащим удовлетворению вне очереди, не относятся к числу конкурсных кредиторов, их требования в реестр требований кредиторов должника не включаются.

Поскольку требования по обязательствам, подлежащим удовлетворению вне очереди, не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника, такие требования подлежат рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством, то есть вне дела о банкротстве.

 В пункте 1 статьи 106 Федерального закона №6-ФЗ определено, что вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства (независимо от даты закрытия реестра требований кредиторов), в силу пункта 4 статьи 114 Закона удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

Вместе с тем положения пункта 4 статьи 114 Федерального закона №6-ФЗ не могут быть применены без учета принятых впоследствии Федеральных законов от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) и от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон №173-ФЗ).

Согласно Закону №173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3); при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).

Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Законом №173-ФЗ, складывается из базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет.

Страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые имеют неналоговый индивидуально-возмездный характер, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца).

В условиях действующего правового регулирования размер выплат будущей пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями, при этом страховая часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер, финансируется по распределительному методу и базируется на принципе солидарности поколений.

В силу изложенного требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возникшие после открытия в отношении Общества конкурсного производства, подлежат удовлетворению вне рамок дела о банкротстве.

Обратное означало бы нарушение принципа всеобщности пенсионного обеспечения, установленного в части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 №29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (редакция актуальна к рассматриваемым правоотношениям), указывающие, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Федерального закона №6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.

Однако из анализа данной нормы права следует, что начислению подлежат пени на задолженность должника, возникшую после даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Этот вывод следует и из толкования положения абзаца третьего пункта 1 статьи 126 Закона №127-ФЗ, содержащегося в абзаце втором пункта 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которому, требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства, в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки.

Оснований не применять приведенное разъяснение к положениям абзаца третьего пункта 1 статьи 98 Федерального закона №6-ФЗ не имеется.

Указанная правовая позиция изложена при рассмотрении дел №А56-35775/2005, №А56-10142/2006.

Таким образом, пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых наступила после открытия конкурсного производства, подлежат взысканию вместе с недоимкой вне рамок дела о банкротстве.

Срок уплаты страховых взносов за расчетный период (год) установлен статьей 24 Закона №167-ФЗ, а именно: страховые взносы за год подлежат уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период. Срок подачи декларации определен до 30 марта года, следующего за расчетным.

Следовательно, страховые взносы за 2002 год подлежали уплате в бюджет ПФР в срок не позднее 14.04.2003.

В данном случае, конкурсное производство в отношении Общества открыто 23.12.2002, следовательно, Пенсионный фонд РФ с этой даты должен:

-прекратить начисление пени на недоимку, обязанность по уплате которой наступила до открытия конкурсного производства (с 23.12.2002 прекращается начисление пени на недоимку, образовавшуюся по 2001 год включительно – в данном случае, такая недоимка отсутствует);

-производить начисление пени на недоимку, обязанность по уплате которой наступила после открытия конкурсного производства (с 15.04.2003 правомерно начисление пени на недоимку за 2002-2009 годы).

Таким образом, взыскание текущих обязательных платежей после признания налогоплательщика банкротом и введения процедуры конкурсного управления осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 45, 46, 47, 70 Налогового кодекса РФ и ст. 25 Закона № 167-ФЗ.

При этом согласно п.2 статьи 25 Закона №167-ФЗ, в редакции, действующей до 01.01.2006, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В п. 14 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 указано, что в силу ст. 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом №167-ФЗ.

Названный закон не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.

Даже если факт наличия недоимки у Общества по обязательным платежам за 2002-2004 годы был установлен судом в 2006 году, то исходя из выявленной суммы недоимки (более 50 000 рублей), и с учетом изменившегося с 01.01.2006 порядка взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, предусмотренного Законом №167-ФЗ, взыскание недоимки за 2002-2004 годы должно было производиться Пенсионным фондом РФ в судебном порядке.

Следовательно, надлежащим окончательным документом, подтверждающим факт наличия задолженности у Общества по страховым взносам и пени за 2002-2004 годы, является судебный акт.

В данном случае, Пенсионный фонд РФ не обращался в суд с требованием о взыскании с Общества задолженностиза 2002-2004 годы (в данную задолженность вошла задолженность за 2002 год, включенная налоговым органом в реестр требований кредиторов Общества через судебный акт, принятый в рамках банкротного дела, что подтверждается сообщением налогового органа от 19.03.2007 №16-11-17/6785, следовательно, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов Общества не может быть признана судом безнадежной к взысканию),а на день вынесения настоящего решения уполномоченным органом утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в судебном порядке (за исключением включенной в реестр требований Общества), следовательно, данная недоимка подлежитпризнанию судом безнадежной к взысканию.

Недоимка за 2002-2004 годы выставлена Пенсионным фондом РФ к оплате в требовании №285 от 11.04.2006 на общую сумму 262 617 рублей, из них:

-236 584 руб. 00 коп.- недоимка по страховой части;

-26 033 руб. 00 коп. - недоимка по накопительной части.

Однако, с учетом сумм недоимок, включенных налоговым органом в реестр требований кредиторов должника, Пенсионный фонд РФ скорректировал сумму задолженности за 2002-2004 годы, отраженную в актуальной справке Пенсионного фонда РФ от 08.04.2017 №083Р01170003549:

-из задолженности исключена недоимка, включенная в реестр требований кредиторов Общества.

Поскольку в силу статей 72, 75 Налогового кодекса РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и следует судьбе недоимки, то пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002-2004 годы (за исключением пеней, включенных в реестр требований Общества по сообщению налогового органа от 19.03.2007 №16-11-17/6785), также признаются судом безнадежными к взысканию.

Пени, начисленные на недоимку за 2002-2004 годы, предъявлены к оплате в числе иных пени в требованиях №1402 от 30.07.2009, №2150 от 08.10.2009, №350 от 17.10.2013, №46 от 10.04.2014, №285 от 30.10.2014, №083S01150043275 от 09.11.2015.

При этом с учетом сумм пени, включенных налоговым органом в реестр требований кредиторов должника, Пенсионный фонд РФ скорректировал сумму пени, начисленных на недоимку за 2002 год, отраженную в актуальной справке Пенсионного фонда РФ от 08.04.2017 №083Р01170003549:

-из задолженности исключены пени, включенные в реестр требований кредиторов Общества.

Таким образом, фактически в справке Пенсионного фонда РФ от 08.04.2017 №083Р01170003549  отражена следующая задолженность Общества за 2002-2004 годы перед Пенсионным фондом РФ, которая и подлежит признанию судом безнадежной к взысканию:

-192 173 руб. 30 коп. – недоимка по страховым взносам за 2002-2004 годы, в том числе: 171 635 руб. 81 коп. – недоимка на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ; 20 537 руб. 49 коп. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;

-29 509 руб. 39 коп. – пени, начисленные за периоды с 19.12.2008 по 02.10.2009, с 23.04.2013 по 30.10.2014 за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002-2004 годы, в том числе: 24 728 руб. 49 коп.- пени на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;  4 780 руб. 90 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ.

Поскольку информация по АДВ-11 (ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) за 2005 год была представлена Обществом 07.08.2015, в период действия Закона №212-ФЗ, то порядок взыскания задолженности  за 2005 год должен производиться по нормам Закона №212-ФЗ, исходя из следующего.

Согласно  пункту  1  статьи  60  Закона  №  212-ФЗ  недоимка (задолженность)  по  страховым  взносам  на  обязательное  пенсионное страхование,  образовавшаяся  на  31.12.2009 включительно,  и задолженность  по  соответствующим  пеням  и  штрафам  исчисляются  и уплачиваются  в  порядке,  действовавшем  до  дня  вступления  в  силу настоящего Федерального закона. 

Вместе с тем в силу  части  2  статьи  60  Закона  №  212-ФЗ  взыскание недоимки,  задолженности  по  пеням  и  штрафам  по  страховым  взносам  на обязательное  пенсионное  страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно,  осуществляется  органами  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  в  порядке,  установленном  названным  законом.  

В соответствии с   частью  3  статьи 62 Закона № 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего  Федерального  закона,  настоящий  Федеральный  закон применяется  в  части  прав  и  обязанностей,  которые  возникнут  после  дня вступления его в силу. 

Поскольку правоотношения плательщика страховых взносов и Пенсионного фонда РФ, связанные с реализацией их прав и обязанностей в процедуре взыскания обязательных платежей с Общества, в связи отсутствием добровольной уплаты, возникли после вступления в силу Закона № 212-ФЗ, суд пришел к выводу, что в рамках рассматриваемого спора  взыскание  недоимки и  пеней  по страховым  взносам  на  обязательное  пенсионное  страхование за 2005 год должно осуществляться  органами  Пенсионного  фонда  РФ  в  порядке, установленном Законом  №212-ФЗ.

Требование об уплате, в том числе пеней, направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 22 Закона №212-ФЗ).

Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона №212-ФЗ).

Статьей 19 Закона №212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 указанной статьи случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Закона №212-ФЗ).

В силу части 5.3 статьи 19 Закона №212-ФЗ решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частью 5 и 5.2 данной статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Из взаимосвязанных положений статьи 19 и 22 Закона №212-ФЗ следует, что срок принятия решения о взыскании пеней в принудительном порядке включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и двухмесячный срок для принятия решения о взыскании.

В силу п.6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 №71, нарушение срока выставления требования не прерывает течение общего срока на принудительное взыскание пеней.

Срок взыскания пеней при нарушении срока выставления требования следует исчислять таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя (пункт 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).

Иное толкование указанных норм позволяло бы Пенсионному фонду осуществлять процедуру внесудебного принудительного взыскания без ограничения срока, что недопустимо.

В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в пункте 52 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.

Поэтому требование об уплате налога не может быть признано недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4 статьи 69 Кодекса, если такие сведения содержатся соответственно в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка в данном требовании.

В пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 разъяснено, что требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.

В данном случае Общество самостоятельно сообщило  Пенсионному фонду РФ о наличии у него обязанности по уплате обязательных платежей за 2015 год.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 2, 7 статьи 22 Закона №212-ФЗ).

Из диспозиции статей 19, 22 Закона №212-ФЗ следует, что взыскание задолженности по страховым взносам в бесспорном порядке предусматривает соблюдение органом Пенсионного фонда Российской Федерации определенной законом процедуры, заключающейся в направлении в течение трех месяцев с момента выявления недоимки требования, а, в случае оставления его плательщиком страховых взносов без исполнения, в принятии в течение 2-х месяцев после истечения срока добровольного исполнения данного требования, решения о взыскании задолженности из средств на счетах плательщика страховых взносов в банках.

В данном случае, Пенсионный фонд РФ надлежащим образом исполнил свои обязанности по проведению процедуры взыскания в соответствии с требованиями Закона №212-ФЗ:

-сроки, исчисляемые с даты представления (07.08.2015) Обществом сведений за 2005 год по АДВ-11, вынесения требования №99 от 03.09.2015, решения №118 от 12.11.2015 соблюдены, инкассовые поручения от 26.11.2015 №907, 908, 909, 910 выставлены к оплате.

При таких обстоятельствах  задолженность за 2005 год нельзя отнести к безнадежной (недоимка за 2005 год, а также пени, начисленные на данную недоимку, выставлены к оплате в требовании №99 от 03.09.2015).

С 01.01.2006 изменился порядок взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, предусмотренный Законом №167-ФЗ, а именно: изменена редакция ст.25 (Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов) указанного Закона, а также он был дополнен ст.25.1 (Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации).

В силу положений ч.3 ст.62 Закона  №212-ФЗ (ред. от 25.11.2009), по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу (в соответствии со статьей 62 закона, данный документ вступил в силу с 01.01.2010, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15, вступающих в силу с 01.01.2011).

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании статьи 6 Закона №167-ФЗ в редакции, действующей по состоянию на 31.12.2009, и в силу ст.14 Закона №167-ФЗ в редакции, действующей по состоянию на 31.12.2009, обязано своевременно и в пол­ном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Следовательно, к задолженности, образовавшейся у Общества за период с 2006 по 2009 год, применяется порядок взыскания недоимки по страховым взносам и пеней, предусмотренный статьями 25-25.1 Закона №167-ФЗ, изложенный в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, а именно:

-в судебном порядке с юридических лиц взыскивается задолженность, превышающая сумму 50 000 рублей, задолженность менее 50 000 рублей взыскивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

Поскольку в периоды с 2006 по 2009 годы размер задолженности Общества по обязательным платежам, как правило, не превышал 50 000 рублей, Пенсионный фонд РФ производил её взыскание в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона №167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 №137-ФЗ), то есть самостоятельно.

Таким образом, исполнительным документом по задолженности Общества за                     2006-2009 годы, при условии отсутствия судебного акта, будет являться решение Пенсионного фонда о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов, которое, согласно п.14 ст.25.1 Закона №167-ФЗ  обращается к исполнению путем направления в течении пяти дней со дня вынесения такого решения  соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке,  предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ (далее – Закон №229-ФЗ).

В силу п.15 ст.25.1 Закона №167-ФЗ принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральном законом «Об исполнительном производстве».

По требованию от 18.06.2009 № 375 Пенсионного фонда РФ к Обществу на общую сумму 54 284 руб. 13 коп. имеется вступивший в законную силу судебный акт, во исполнение которого Пенсионным фондом РФ получался исполнительный лист:

-решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2009 по делу                       №А72-16996/2009 суд взыскал с ЗАО «Высокие технологии» в пользу Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственного учреждения) в Заволжском районе г.Ульяновска 54 284  руб. 13 коп., в том числе страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32 246  руб. 00 коп. за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 21 350 руб. 00 коп. за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 414 руб. 02 коп. за период с 21.04.2009 по 21.05.2009, пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 274 руб. 11 коп. за период с 21.04.2009 по 21.05.2009, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 128 руб. 52 коп.

Порядок взыскания судебным приставом-исполнителем с должника денежных средств по исполнительным документам определен Законом №229-ФЗ.

В данном случае материалами дела подтверждается, что  с целью взыскания с Общества части задолженности перед Пенсионным фондом РФ за 2006-2009 годы службой судебных приставов возбуждено 15 исполнительных производств, связанных с взысканием задолженности, установленной:

-по 14 требованиям (требования №861 от 19.09.2006, №67 от 13.02.2007, №224 от 28.04.2007, №377 от 24.05.2007, №872 от 06.09.2007, №3799 от 11.11.2008, №4883 от 30.12.2008, №376 от 18.06.2009, №1401 от 30.07.2009, №1402 от 30.07.2009, №2150 от 08.10.2009, №2149 от 08.10.2009, №2273 от 19.11.2009, №1363 от 18.05.2010);

-по 1 решению Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2009 по делу               №А72-16996/2009 - по требованию №375 от 18.06.2009.

По задолженности за указанный период Пенсионным фондом РФ в общей сложности вынесено 23 актуальных требования, задолженность по которым, за исключением требования №083S01150043275 от 09.11.2015, отражена в полном объеме в справке Пенсионного фонда РФ от 08.04.2017 №083Р01170003549.

Задолженность по требованию №083S01150043275 от 09.11.2015 включена в справку частично.

При этом требования №1402 от 30.07.2009, №2150 от 08.10.2009, в числе иных пени, содержат пени, начисленные на задолженность за 2002-2004 годы, однако задолженность за 2002-2004 годы признана судом безнадежной к взысканию, следовательно, на данную задолженность не должно производиться начисление пеней.

Согласно статье 45 Закона №229-ФЗ к мерам принудительного исполнения относятся обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и его реализации и обращение взыскания на денежные средства должника.

В соответствии со статьями 98, 101, 106, 114 Закона  № 6-ФЗ, нормы которого применяются при осуществлении процедур банкротства в отношении Общества, с момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по его распоряжению.

Наложение новых арестов не допускается.

Право распоряжения имуществом должника, в том числе и право его продажи, переходит к конкурсному управляющему, им же и осуществляются все расчеты с кредиторами, в том числе и по текущим обязательствам.

Таким образом, с должника, признанного банкротом, задолженность по текущим платежам можно взыскать только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете. Следовательно, постановление о взыскании налогов и пеней за счет иного имущества исполнению не подлежит.

Из вышеизложенного следует, что если судебный пристав-исполнитель из-за отсутствия права распоряжения имуществом должника не может произвести действия, направленные на исполнение исполнительных документов, то он прекращает возбужденные им исполнительные производства в отношении должника и направляет исполнительные документы для дальнейшего исполнения в адрес конкурсного управляющего должника.

Материалами дела подтверждается соблюдение Пенсионным фондом РФ процедуры взыскания задолженности с Общества по недоимке и пени за 2006-2009 годы по требованиям №861 от 19.09.2006, №67 от 13.02.2007, №224 от 28.04.2007, №377 от 24.05.2007, №872 от 06.09.2007, №3799 от 11.11.2008, №4883 от 30.12.2008, №376 от 18.06.2009, №1401 от 30.07.2009, №1402 от 30.07.2009, №2150 от 08.10.2009, №2149 от 08.10.2009, №2273 от 19.11.2009, №1363 от 18.05.2010 и по одному судебному акту – решению Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2009 по делу №А72-16996/2009 по требованию №375 от 18.06.2009,  находящимся на исполнении в службе судебных приставов, следовательно, данная задолженность не подлежит признанию судом безнадежной к взысканию.

Факт нахождения исполнительных документов в службе судебных приставов дополнительно подтверждается имеющимися в деле реестрами неисполненных требований, составленными службой судебных приставов и Пенсионным фондом РФ по результатам проведенной ими совместной сверки по исполнительным документам, направленным Пенсионным фондом РФ в службу судебных приставов.

Иные пени, начисленные на недоимку за 2002-2004 годы и отраженные в  требованиях №376 от 18.06.2009, №1402 от 30.07.2009, №2150 от 08.10.2009 в числе иных пени, подлежат признанию судом безнадежными к взысканию (за исключением пеней, включенных в реестр требований Общества - данные пени отражены в указанных требованиях, но в дальнейшем были исключены Пенсионным фонд РФ и в актуальной справке не отражаются):

-пени по требованию №376 от 18.06.2009, начисленные за период с 19.12.2008 по 21.05.2009  на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 720 руб. 27 коп. – пени на накопительную часть;

-пени по требованию №1402 от 30.07.2009, начисленные за период с 22.05.2009 по 30.07.2009  на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 3 179 руб. 38 коп. – пени на страховую часть; 528 руб. 88 коп. – пени на накопительную часть;

-пени по требованию №2150 от 08.10.2009, начисленные за период с 31.07.2009 по 02.10.2009 на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 2 750 руб. 92 коп. – пени на страховую часть; 450 руб. 83 коп. - пени на накопительную часть.

При этом:

-срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта (пункт 3 статьи 321 АПК РФ, пункт 1 статьи 22 Закона                  №229-ФЗ).

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается (пункт 2 статьи 22 Закона № 229-ФЗ;

 -согласно пункту 4 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем и исполнительный лист возвращается взыскателю в том числе в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (часть 3 статьи 46 Закона об исполнительном производстве);

-возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 указанного закона (пункт 4 статьи 46 Закона № 229-ФЗ);

-в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона № 229-ФЗ взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (пункт 5 статьи 46 Закона № 229-ФЗ);

-согласно пунктам 6 и 6.1 статьи 21 Закона № 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения, (часть 6.1 введена Федеральным законом от 21.12.2013 №358-ФЗ).

Кроме того, в данном конкретном случае - нахождение Общества в процедуре конкурсного производства, следует учитывать, что период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам (данный вывод содержится в утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (далее - Обзор Президиума ВС РФ от 20.12.2016).

В Обзоре Президиума ВС РФ от 20.12.2016 также указано, что решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.

Поскольку в силу норм Закона № 6-ФЗ, вопрос о взыскании с Общества недоимки по обязательным платежам, являющимся текущими, должен решаться не Пенсионным фондом РФ в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим Общества, в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, то Пенсионный фонд РФ правомерно направил в адрес конкурсного управляющего исполнительные документы, вынесенные по требованиям №1083 от 15.11.2007, №246 от 08.07.2008, №247 от 08.07.2008, №324 от 17.07.2008(взыскиваются недоимка за 3, 4 кварталы 2007 года, за 1 квартал 2008 года, а также пени, начисленные на данную недоимку).

Так как процедура взыскания недоимки по требованиям №1083 от 15.11.2007, №246 от 08.07.2008, №247 от 08.07.2008, №324 от 17.07.2008 Пенсионным фондом РФ соблюдена (факт направления исполнительных документов в адрес конкурсного управляющего подтверждается имеющимися в деле реестрами), то недоимка за 3, 4 кварталы 2007 года, за 1 квартал 2008 года, а также пени, начисленные на данную недоимку, не подлежат признанию судом безнадежными к взысканию.

Как указывалось выше, определением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2009 по делу №А72-4867/2002-Х320-б произведен переход к процедуре конкурсного производства ЗАО «Высокие технологии» по нормам, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 30.12.2008 №296-ФЗ.

Таким образом, с 20.07.2009 исполнительное производство в отношении Общества должно осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002                №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 30.12.2008 №296-ФЗ).

Поскольку с даты открытия конкурсного производства снимаются аресты и иные ограничения на имущество должника и наложение новых арестов и ограничений не допускается, то судебный пристав-исполнитель не вправе совершать исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника в банке, в порядке, установленном статьей 8 Закона об исполнительном производстве, с соблюдением очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве").

Следовательно, взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете, следовательно, Пенсионный фонд РФ вправе осуществлять данное взыскание путем принятия в соответствии со статьей 19 Закона №212-ФЗ решения об обращении взыскания за счет денежных средств на счете должника и направления в банк инкассового поручения.

Поскольку правоотношения плательщика страховых взносов и Пенсионного фонда РФ, связанные с наступлением ответственности в виде пени за несвоевременную уплату обязательных платежей за 2005-2009 год, возникли после вступления в силу Закона                      №212-ФЗ, то взыскание данных пени должно осуществляться  органами  Пенсионного  фонда  РФ  в  порядке, установленном Законом  №212-ФЗ.

Следовательно, Пенсионным фондом РФ по требованиям №350 от 17.10.2013, №46 от 10.04.2014, №285 от 30.10.2014, №99 от 03.09.2015 (данное требование содержит недоимку и пени по 2005 году и анализировалось судом в настоящем решении выше), №083S01150043275 от 09.11.2015 обоснованно совершены действия по вынесению решений об обращении взыскания за счет денежных средств на счете должника и направлению в банк инкассовых поручений.

Вынесенные по указанным требованиям инкассовые поручения помещены банком в картотеку текущих платежей.

Материалами дела подтверждается соблюдение Пенсионным фондом РФ процедуры взыскания с Общества задолженности по требованию №99 от 03.09.2015 (данное требование содержит недоимку и пени по 2005 году и анализировалось судом в настоящем решении выше), а также задолженности за 2006-2009 годы по требованиям №350 от 17.10.2013, №46 от 10.04.2014, №285 от 30.10.2014, №083S01150043275 от 09.11.2015.

Однако требования №350 от 17.10.2013, №46 от 10.04.2014, №285 от 30.10.2014, №083S01150043275 от 09.11.2015 помимо иных обоснованно начисленных пени, содержат пени, начисленные на задолженность за 2002-2004 годы, при этом задолженность за                  2002-2004 годы признана судом безнадежной к взысканию, следовательно, на данную задолженность не должно производиться начисление пеней.

Согласно пояснениям Пенсионного фонда, подтвержденным справкой от 08.04.2017 №083Р01170003549 (т.1 л.д. 36) и расшифровкой задолженности, отраженной в указанной справке  (таблица – том 3 л.д.122-124), Пенсионный фонд РФ самостоятельно исключил из требования №083S01150043275 от 09.11.2015 пени в сумме 44 502 руб. 91 коп., начисленные за период с 15.04.2014 по 09.11.2015 на недоимку за 2002-2004 годы (из них: 39 061 руб.              33 коп. – пени на страховую часть; 4 441 руб. 58 коп. – пени на накопительную часть), следовательно, не подлежит рассмотрению судом вопрос о признании безнадежными к взысканию пени в сумме 44 502 руб. 91 коп., так как данные пени Пенсионным фондом РФ не предъявляются к взысканию с Общества.

Таким образом, пени, начисленные на недоимку за 2002-2004 годы и отраженные в  требованиях №350 от 17.10.2013, №46 от 10.04.2014, №285 от 30.10.2014, подлежат признанию судом безнадежными к взысканию:

-пени по требованию №350 от 17.10.2013, начисленные за период с 23.04.2013 по 08.10.2013 на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 5 968 руб. 02 коп. – пени на страховую часть; 978 руб. 07 коп. - пени на накопительную часть;

- пени по требованию №46 от 10.04.2014, начисленные за период с 09.10.2013 по 27.03.2014 на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 5 635 руб. 99 коп. – пени на страховую часть; 923 руб. 73 коп. - пени на накопительную часть;

-пени по требованию №285 от 30.10.2014, начисленные за период с 28.03.2014 по 30.10.2014 на недоимку за 2002-2004 годы, из них: 7 194 руб. 18 коп. – пени на страховую часть; 1 179 руб. 12 коп. – пени на накопительную часть.

В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не представило доказательств, что по задолженности за 2005-2010 годы истекли сроки для исполнения:

-вынесенных Пенсионным фондом РФ постановлений о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества плательщика страховых взносов и по исполнительному листу;

-выставленных Пенсионным фондом РФ к оплате инкассовых поручений.

В части взыскания недоимки по страховым взносам за 2005-2010 годы, а также начисленных на данную недоимку пени,  Пенсионным фондом РФ приняты все меры для принудительного взыскания данной задолженности с Общества.

С учетом изложенного, сведения о состоянии расчетов Общества с бюджетом в справке от 08.04.2017 №083Р01170003549 не отражают реального размера существующих обязательств, поскольку включают в себя сведения о недоимке по страховым взносам за 2002-2004 годы, не включенную в реестр требований кредиторов Общества, а также начисленных на данную недоимку пени, возможность взыскания которых Пенсионным фондом РФ утрачена. 

Таким образом, заявление Общества следует удовлетворить частично.

Суд признает безнадежной к взысканию задолженность Общества перед Пенсионным фондом РФ в общей сумме 221 682 руб. 69 коп., из них:

-192 173 руб. 30 коп. – недоимка по страховым взносам за 2002-2004 годы, в том числе: 171 635 руб. 81 коп. – недоимка на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ; 20 537 руб. 49 коп. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;

-29 509 руб. 39 коп. – пени, начисленные за периоды с 19.12.2008 по 02.10.2009, с 23.04.2013 по 30.10.2014 за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002-2004 годы, в том числе: 24 728 руб. 49 коп.- пени на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;  4 780 руб. 90 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ.

Иная задолженность Общества перед Пенсионным фондом РФ в общей сумме                   727 900 руб. 34 коп., образовавшаяся за период с 2005-2009 годы, признанию судом безнадежной к взысканию не подлежит, а именно:

1) 478 596 руб. 00 коп. – недоимка по страховым взносам за 2005-2009 годы, в том числе:

-336 377 руб. 00 коп. – недоимка на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ, из них: 12 534 руб. 00 коп. – недоимка за 2005 год; 78 960 руб. 00 коп. – недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года; 44 518 руб. 00 коп. -  недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года; 93 645 руб. 00 коп. - недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года; 106 720 руб. 00 коп. - недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года;

-142 219 руб. 00 коп. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ, из них: 2 133 руб. 00 коп. – недоимка за 2005 год; 13 440 руб.              00 коп. – недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года; 16 880 руб. 00 коп. -  недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 года; 58 894 руб. 00 коп. - недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года;                        50 872 руб. 00 коп. - недоимка за 1, 2, 3, 4 кварталы 2009 года;

2) 249 304 руб. 34 коп. – пени, начисленные по состоянию на 09.11.2015 за несвоевременную уплату страховых взносов за 2005-2009 годы, в том числе:                       186 243 руб. 62 коп.- пени на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;               63 060 руб. 72 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный                     фонд РФ.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 НК РФ, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.        

Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.          

Таким образом, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. 

В силу  пункта 9  Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57                                  "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части  первой Налогового кодекса Российской Федерации" заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ устанавливает размер государственной пошлины при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера  в сумме                       6 000 рублей.     

Учитывая частичное удовлетворение заявления Общества, с ответчика, в пользу заявителя подлежат взысканию понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 400 руб. 72 коп.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                               РЕШИЛ:

Заявление Закрытого акционерного общества «Высокие технологии» (ИНН 7328033560, ОГРН 1027301578556) удовлетворить частично. 

          Признать безнадежной к взысканию задолженность Закрытого акционерного общества «Высокие технологии» (ИНН 7328033560, ОГРН 1027301578556) и прекращенной обязанность по ее уплате по страховым взносам и пени в общей сумме  221 682 (Двести двадцать одна тысяча шестьсот восемьдесят два) рубля 69 коп., из них:

-192 173 руб. 30 коп. – недоимка по страховым взносам за 2002-2004 годы,в том числе: 171 635 руб. 81 коп. – недоимка на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ; 20 537 руб. 49 коп. - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;

-29 509 руб. 39 коп. – пени, начисленные за периоды с 19.12.2008 по 02.10.2009, с 23.04.2013 по 30.10.2014 за несвоевременную уплату страховых взносов за 2002-2004годы,в том числе: 24 728 руб. 49 коп.- пени на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ;  4 780 руб. 90 коп. – пени на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать. 

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району  г.Ульяновска (ОГРН 1047301544740, ИНН 7328501184) в пользу Закрытого акционерного общества «Высокие технологии» (ИНН 7328033560, ОГРН 1027301578556) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 1 400 (Одна тысяча четыреста) рублей 72 коп.       

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.  

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Порядок обжалования решения определен статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции.

Судья                                                                                                      М.А. Семенова