г.Ульяновск Дело № А72-15376/2017
21 февраля 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.К. Малкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Управления физической культуры и спорта Администрации города Ульяновска (ОГРН 1067325052541 ИНН 7325062605), г. Ульяновск
к Автономной некоммерческой организации "Хоккейный клуб "Волга" Ульяновская область" (ИНН 7327999182, ОГРН 1147300000682), г. Ульяновск
о взыскании 615 000 руб. 00 коп.
при участии:
от истца – Топчиева С.П., доверенность от 01.12.2017;
от ответчика – Садовский В.В., доверенность от 09.11.2017
установил:
Управление физической культуры и спорта Администрации города Ульяновска с исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации "Хоккейный клуб "Волга" Ульяновская область" о взыскании 615 000 руб. 00 коп. перечисленных субсидий, как израсходованных на непредусмотренные заявкой цели.
Протокольным определением от 07.02.2018 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в котором истец просил взыскать с ответчика 705 175 руб. 13 коп., составляющих:
- соответствии с соглашением №2 от 15.04.2016 – 65 208 руб. 44 коп., из которых: 65 000 руб. 00 коп. – заявочный взнос в ООО "Федерация футбола Ульяновской области", 208 руб. 44 оп. – организационные расходы;
- соответствии с Соглашением № 3 от 03.10.2016 – 639 966 руб. 69 коп., из которых: 550 000 руб. – субсидии, которые необходимо было потратить на налоги с ФОТ, оплата алиментов - 18 487 руб. 50 коп., 4 719 руб. 90 коп. – услуги связи, 55 683 руб. 59 коп. – пени на неуплату налогов, 11 075 руб. 70 коп. – услуги банка.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, в иске просил отказать
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 07.04.2016 № 1103 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий автономным некоммерческим организациям физической культуры и спорта в 2016 году» (с внесенными изменениями от 24.10.2016), Управлением физической культуры и спорта администрации города Ульяновска имело право предоставлять субсидии автономным некоммерческим организациям физической культуры и спорта.
Согласно п.п. «г» п.п.3 п.5 Порядка организации должны предоставить в обязательном порядке смету расходов, произведенных в целях осуществления деятельности в области физической культуры и спорта.
В соответствии с п.6 указанного Порядка ответственность за достоверность документов предоставленных на получение субсидий несет организация.
По результатам приема заявок по соглашению № 3 от 03.10.2016 АНО «Хоккейный клуб «Волга» Ульяновская область» были предоставленысубсидии в размере 2,5 млн. рублей, по соглашению № 2 от 15.04.2016 субсидии в размере 4,0 млн. рублей .
Контрольно-ревизионным отделом Финансового управления Администрации города Ульяновска была проведена проверка и вынесен акт от 12.04.2017, из которго следует, что часть денежных средств была потрачена на цели, не соответствующие «Порядку».
Согласно предоставленной ответчиком сметы расходов (предоставление субсидий на заработную плату, налоги с ФОТ) в соответствии с Соглашением от 15.04.2016 № 2 , заключенным в соответствии с Порядком предоставления субсидий от 07.04.2016 № 1103, часть предоставленных субсидий была потрачена на цели, не соответствующие условиям Порядка, а именно оплачен заявочный взнос в ООО «Федерация футбола Ульяновской области», т.е. были оплачены организационные расходы за счет средств субсидии на сумму 65208,44 рубля.
Также в нарушение п.4 Порядка предоставления субсидий от 07.04.2016 № 1103 в 2016 году, согласно п.2.1 Соглашения от 03.10.2016 № 3 субсидии были потрачены на цели, не соответствующие условиям Порядка. Согласно заявки расходов, выделяемые субсидии должны были быть израсходованы на заработную плату 1 950 000,0 рублей, налоги с ФОТ 550 000,0 рублей.
Фактически же субсидии были израсходованы по следующим направлениям: выплата алиментов 18487,50 рублей, пени за несвоевременную уплату налогов 55683,59 рублей, услуги банков 11075,7 рублей на общую сумму 89 966,69 рублей. Кроме того, расходы на выплату заработной платы составили 2410 033,31 рубль, вместо предусмотренных п.2.1 Соглашения от 03.10.2016 № 3- 1950 000 рублей,
На основании п. 17 Порядка предоставления субсидий автономным некоммерческим организациям физической культуры и спорта в 2016 году ответчику было предложено обеспечить возврат субсидий в размере 2 500 000,00 рублей в течении десяти календарных дней со дня получения требования на расчетный счет Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, однако в адрес Управления поступило письмо от 24.01.2017 № 20 с отказом о возврате полученных субсидий, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, пояснил, что в 2016 команда, в соответствии с календарным планом команды «Волга-2», утвержденным советом учредителей (в числе которых Администрация МО г. Ульяновск) принимала участие в Чемпионате и Кубке Ульяновской области среди мужских команд по футболу, за что был заплачен заявочный взнос в РОО «Федерацию Футбола Ульяновской области» в размере 65 000 руб.
Платежным поручением №292 от 12.10.2016г. были выплачены алименты Глуховой С.А. в сумме 18 487,50 руб., что является частью заработной платы сотрудника организации Москвичева М.А. На заработную плату в октябре 2016г. субсидии были израсходованы в сумме 2 428 520,81 руб.
Перечисление заработной платы, налогов и оплата различных услуг, связанных с подготовкой к участию и участием организаций в спортивных соревнованиях не возможно осуществить без услуг банка, связи. Расходы на услуги банка в сумме 208,44 руб. и 11 075,7 руб., услуги связи на сумму 4 719,9 руб. относятся к расходам связанным с подготовкой к участию и участием организаций в спортивных соревнованиях в соответствии с пп. 2 ст.4 Порядка предоставления субсидий автономным некоммерческим организация физической культуры и спорта в 2016г;
Суд соглашается с указанными доводами.
В соответствии п.4 «Порядка» субсидии предоставляются в целях возмещения следующих расходов:
-по выплате заработной платы работников организации физической культуры и спорта, в том числе отчисления в соответствии с законодательством РФ (налог на доходы физических лиц, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования)
-связанных с оказанием услуг по подготовке к участию и участием организаций в спортивных соревнованиях.
Таким образом, перечисление алиментов, зарплаты, налогов (пени пол НДФЛ), а также расходов, связанным с подготовкой к участию и участием организаций в спортивных соревнованиях, не противоречит порядку предоставления субсидий.
Основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств (статья 38 БК РФ).
Цель выделения субсидий юридическим лицам определена федеральным законодателем как возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В абзаце третьем статьи 69.1 Бюджетного кодекса указано, что субсидии бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, являются бюджетными ассигнованиями, следовательно, бюджетными средствами.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Статьей 78.1 БК РФ установлено, что порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В данном случае суд считает, что истец и ответчик действовали в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 07.04.2016 № 1103 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий автономным некоммерческим организациям физической культуры и спорта в 2016 году» (с внесенными изменениями от 24.10.2016). В котором несмотря на требования бюджетного законодательства отсутствует правило перечисления денежных средств на специальные счета.
Суд полагает, что истец перечислил бюджетные средства с нарушением норм бюджетного законодательства не на отдельный банковский счет, а на расчетный счет, открытый для осуществления расчетно-кассового обслуживания.
Субсидии должны быть перечислены на специальный счет, не позволяющий бесконтрольное списание денежных средств
Порядок предоставления субсидий автономным некоммерческим организациям физической культуры и спорта в 2016 году не предусматривает такой возможности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 БК РФ получатели бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса.
В силу части 1 статьи 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Исходя из того, что нецелевым использованием бюджетных средств является их направление и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих, в частности, договору (соглашению) (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ), арбитражный суд, установив, что бюджетные средства, поступившие ответчику на указанный расчетный счет, не были направлены на цели, не соответствующие договору о предоставлении субсидии, приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода о нецелевом использовании ответчиком бюджетных средств.
В конечном счете денежные средства пошли на погашение задолженности по заработной плате (в том числе алименты), НДФЛ и расходы, связанным с подготовкой к участию и участием организаций в спортивных соревнованиях.
Суд в данном случае не усматривает виновного поведения ответчика в нецелевом использовании субсидий.
При рассмотрении настоящего дела доказательства, представленные сторонами, исследовались в судебных заседаниях согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценивались арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, проанализировав фактические обстоятельства спора и позиции сторон, суд считает, исковые требования следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение иска в федеральный бюджет не взыскивается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-171, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, а также в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, через арбитражный суд, принявший решение при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.К. Малкина