НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 12.12.2023 № А72-12275/2023

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                              Дело № А72-12275/2023

12 декабря 2023 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Страдымовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулагаевой Е.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью УК «Гермес» (ИНН 7321007258, ОГРН 1197325002731), г. Ульяновск

к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886), г. Ульяновск

о взыскании 1 368 564 руб. 37 коп.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,

Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822), г. Ульяновск

Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН: 1137300000122, ИНН: 7326999197), г. Ульяновск

при участии:

от истца – не явились, извещены;

от ответчика – не явились, извещены;

от третьих  лиц - не явились, извещены;

установил:

общество с ограниченной ответственностью УК «Гермес» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска о взыскании 1 368 564 руб. 37 коп.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2023 исковое заявление принято к производству.

Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.10.2023 суд принял к рассмотрению заявление ответчика о пропуске срока исковой давности.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.11.2023 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам.

До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, на основании которого истец просит взыскать с Муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 58 524,28 руб., пени за просрочку платежей за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 10 888,70 руб., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810120240000022 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области; задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №20 по улице Кирова в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 41 873,58 руб., пени за просрочку платежей за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 7 739,93 руб., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810420240000052 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 96 457,52 руб., пени за просрочку платежей за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 18 310,62 руб., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810920240000073 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №5 по улице Опытной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 107 442.00 руб., пени за просрочку платежей за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 года в размере 19 832,21 руб., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810420240000036 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 45 882,00 руб., пени за просрочку платежей за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 года в размере 8 469,11 руб., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810920240000109 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью УК «Гермес» является управляющей организацией по отношению к МКД №12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске, №20 по улице Кирова в городе Ульяновске, №112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске, №5 по улице Опытной в городе Ульяновске, №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске на основании заключенных договоров управления.

Муниципальному образованию «город Ульяновск» на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью 284,30 кв.м., расположенные в многоквартирном доме №12 по проезду Героя России Аверьянова, жилые и нежилые помещения общей площадью 287,00 кв.м., расположенные в многоквартирном доме №20 по улице Кирова в городе Ульяновске, жилые помещения общей площадью 699,10 кв.м., расположенные в многоквартирном доме №112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске, жилые помещения общей площадью 537,10 кв.м., расположенные в многоквартирном доме №5 по улице Опытной в городе Ульяновске, жилые помещения общей площадью 256,22 кв.м., расположенные в многоквартирном доме №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске.

Право собственности муниципального образования на перечисленные жилые помещения подтверждается вписками из  ЕГРП.

Собственники помещений в многоквартирном доме № 12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, которое оформлено протоколом №б/н от 27.08.2014 формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Собственники помещений в многоквартирном доме № 20 по улице Кирова в городе Ульяновске в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, которое оформлено протоколом №3 от 16.08.2014 формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Собственники помещений в многоквартирном доме № 112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, которое оформлено протоколом №1 от 04.09.2014 формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Собственники помещений в многоквартирном доме № 5 по улице Опытной в городе Ульяновске в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, которое оформлено протоколом №1 от 02.09.2014 формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Собственники помещений в многоквартирном доме № 22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, которое оформлено протоколом №2 от 01.09.2014 формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для    собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).

Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В данном случае уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества должна производиться собственником имущества – МО «город Ульяновск» в лице уполномоченного органа.

В соответствии со ст.171,  п.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, взносы на капремонт, равно как и плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем,

Согласно п.2.6.1. договоров управления многоквартирными домами собственники (пользователи) обязаны ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным, полностью вносить плату за ЖКУ и дополнительные услуги, установленные по решениям общего собрания собственников помещений, принятым в соответствии с законодательством, в размере и порядке, определенных условиями настоящего договора.

Минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории Ульяновской области с 01.12.2014 по 31.05.2016 установлен Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.07.2013 года №304-П «Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области», с 1 июня 2016 года по 31 января 2019 года установлен Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.04.2016 №168-П «Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Ульяновской области», с 1 февраля 2019 года по 31 декабря 2021 года установлен Постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 года №35-П «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области», с 1 января 2022 года по 31.12.2022 года установлен Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.12.2021 года №676-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 года №35-П».

Согласно искового заявления, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества спорных  помещений составляет 1 125 544 руб. 62 коп., а именно:

- по многоквартирному дому № 12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске за период с 01.12.2014 по 30.09.2022 в размере 155 213 руб. 59 коп.;

- по многоквартирному дому № 20 по улице Кирова в городе Ульяновске за период с 01.12.2014 по 30.09.2022 в размере 156 429 руб. 35 коп.;

- по многоквартирному дому № 112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске за период с 01.12.2014 по 30.09.2022 в размере 380 788 руб. 62 коп.;

- по многоквартирному дому № 5 по улице Опытной в городе Ульяновске за период с 01.12.2014 по 30.09.2022 в размере 293 229 руб. 75 коп.;

- по многоквартирному дому № 22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске за период с 01.12.2014 по 30.09.2022 в размере 139 883 руб. 31 коп.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Феде­рации обязательства должны исполняться надлежащим образом в со­ответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, возражая против исковых требований, указал на отсутствие правовых оснований для взыскания взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Кроме того, ответчик пояснил, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие полномочий по взысканию задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в отзыве на исковое заявление пояснило, что в реестре муниципального имущества числятся жилые помещения, по спорным адресам, во всех квартирах проживают наниматели. По проезду Героя России Аверьянова, д. 12 в реестре муниципального имущества не числится квартиры № 8, 22, по ул. Кирова, д. 20 не числится квартира № 319, по ул. Локомотивная, д. 112 не числится квартиры № 249, 261, 274, 315, по ул. Опытная, д. 5 не числится квартира № 17, по ул. Хрустальная, д. 22 не числится квартира № 18, 49.

Судом был направлен запрос в Филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области выписку из ЕГРН на жилые помещения № 3, 5, 8, 22, 44 в МКД № 12 по пр-ду Героя России Аверьянова города Ульяновска, № 237, 272, 319, 350 в МКД 20 по ул. Кирова города Ульяновска, № 26, 94, 102, 131, 181, 188, 199, 237, 249, 261, 270, 274, 287, 315 в МКД 112 по ул. Локомотивная города Ульяновска, № 17, 18, 31, 34, 36, 40, 42, 49, 73, 79, 89 в МКД 5 по ул. Опытная города Ульяновска, № 9, 18, 41, 46, 49 в МКД 22 по ул. Хрустальная города Ульяновска.

Истец, изучив доводы ответчика и третьего лица, а также ознакомившись с поступившими в материалы дела выписками из ЕГРН на спорные жилые помещения, произвел перерасчет суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт, исходя из размера площади помещений, находившихся в муниципальной собственности за период с 01.07.2020 по 30.09.2022.

В редакции последних уточнений истец просит взыскать с Муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 58 524 руб. 28 коп., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810120240000022 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области; задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №20 по улице Кирова в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 41 873 руб. 58 коп., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810420240000052 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 96 457 руб. 52 коп., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810920240000073 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №5 по улице Опытной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 107 442 руб. 00 коп., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810420240000036 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске за период с 01.07.2020 по 30.09.2022 в размере 45 882 руб. 00 коп., путем зачисления на специальный банковский счет № 40604810920240000109 в Филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО) г. Москва БИК 044525411 к/с 30101810145250000411, владельцем которого является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Феде­рации обязательства должны исполняться надлежащим образом в со­ответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Судом доводы ответчика изучены и отклонены на основании следующего.

Указанные истцом в исковом заявлении жилые помещения являются муниципальной собственностью, в связи с чем согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Доказательств обратного суду не представлено.

Расчет задолженности по взносам на капитальный ремонт произведен истцом с учетом поступивших в материалы дела выписок из ЕГРН на спорные жилые помещения, исходя из размера площади помещений, находившихся в муниципальной собственности за период с 01.07.2020 по 30.09.2022.

В выписке из реестра муниципального имущества, представленной в материалы дела, указано, что жилое помещение №8 исключено из реестра муниципальной собственности 27.07.2022, в связи с чем истцом был произведен перерасчет.

Требования о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, исходя из площади жилого помещения №22, расположенного в многоквартирном доме №12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске, истцом не заявляются.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества жилое помещение №319 исключено из реестра муниципальной собственности 10.06.2016 года, в связи с чем, истцом был произведен перерасчет.

Как усматривается из выписки из реестра муниципального жилое помещение №249 исключено из реестра муниципальной собственности 17.12.2021, жилое помещение №261 исключено из реестра муниципальной собственности 01.09.2021, в связи с чем истцом был также произведен перерасчет задолженности. Жилое помещение №274 исключено истцом из расчета исковых требований.

Жилое помещение №17 и № 43, расположенное в многоквартирном доме №5 по улице Опытной в городе Ульяновске не числится в реестре муниципальной собственности с 13.03.2023.

Таким образом, обязательства по погашению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №6 по улице Отрадной в городе Ульяновске, по квартире №17 и №43 за период с 01.07.2020 по 30.09.2022, лежат на Муниципальном образовании «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Жилое помещение №18 многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске находится в муниципальной собственности с 29.12.1995 года и информация об исключении данного жилого помещения из реестра муниципальной собственности отсутствует.

Доказательств, подтверждающих исключение жилого помещения из муниципальной собственности  в материалы дела не представлено.

Жилое помещение №49 исключено из реестра муниципальной собственности 03.10.2022, таким образом, обязательства по погашению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в. городе за период с 01.07.2020 по 30.09.2022, лежат на Муниципальном образовании «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.

Кроме того, истец представил в материалы дела доказательства наличия права собственности муниципального образования «город Ульяновск» на жилые помещения № 18 и № 46 многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске.

На основании изложенного, доводы ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью подлежат отклонению.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской городской Думы Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (далее по тексту -Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование. и,. распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно с п. 4 ст. 60 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.

В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.1. Положения).

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей' компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.

Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 07.12.2022 №144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящиеся в муниципальной собственности, является Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.

Таким образом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является главным распорядителем и получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности и надлежащим ответчиком по делу.

Судом также отклонены доводы ответчика о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие полномочий по взысканию задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.

В соответствии со статьей 180 ЖК РФ в функции регионального оператора входит лишь открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета. Функции же аккумулирования взносов на капитальный ремонт (что подразумевает под собой и ведение работы по взысканию задолженности в судебном порядке) региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками МКД, фонды капитального ремонта которых формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ).

Аналогичных функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт применительно к специальным счетам, владельцем которых является региональный оператор, ЖК РФ не предусмотрено.

Анализ норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что понятия «счет, счета регионального оператора» и «специальный счет» различны. Оснований для расширительного толкования норм пункта 1 части 1 статьи 180, пункта 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ и вменения обязанности региональному оператору ведение работы по взысканию задолженности в отношении специального счета, владельцем которого он является, по мнению судов, не имеется.

Обязанности регионального оператора, как владельца специального счета, применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 ЖК РФ.

Таким образом, обязанностей, связанных с ведением работы по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт, статья 172 ЖК РФ на владельца специального счета не возлагает.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416.

В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома (подпункт «в»). На основании таких предложений собственники помещений МКД принимают решение о проведении капитального ремонта общего имущества (части 1, 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В подпункте «ж» пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской
Федерации.

Таким образом, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.

Вопросы исковой давности урегулированы в главе 12 ГК РФ.

Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. На основании норм статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).

Поскольку ЖК РФ или иным законом, регулирующим правоотношения в сфере жилищных правоотношений, не установлен срок исковой давности для защиты нарушенных прав по жилищным спорам, то для взыскания задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за жилищно-коммунальные услуги с собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, устанавливается общий срок исковой давности – три года.

При исчисления срока исковой давности по коммунальным платежам необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Также при исчислении срока исковой давности должен учитываться период досудебного урегулирования спора. Так, согласно пункту 16 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня ее начала (пункт 3 статьи 202 ГК РФ). В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении.

Истец обратился с иском 18.09.2023. Истцом с учетом уточнений исковых требований заявлен период задолженности за период с 01.07.2020 по 30.09.2022.

С учетом с Договоров управления управляющая организация вправе требовать своевременного внесения платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим.

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

На основании представленных суду документов, исходя из вышеуказанных норм права, и уточнений исковых требований, суд делает вывод, что, срок исковой давности истцом не пропущен.

Уточненный расчет взносов на капитальный ремонт, произведенный истцом за период с 01.07.2020 по 30.09.2022, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Судом представленный расчет проверен и признан верным.

Поскольку ответчик не исполнил обязанность по оплате задолженности за взносы на капитальный ремонт, исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, с Управления жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Согласие» следует взыскать задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в сумме 350 179 руб. 38 коп. с зачислением на соответствующие специальные счета.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества, а именно:

- многоквартирного дома №12 по проезду Героя России Аверьянова в городе Ульяновске за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 10 888 руб. 70 коп.,

- многоквартирного дома №20 по улице Кирова в городе Ульяновске за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 7 739 руб. 93 коп.,

- многоквартирного дома № 112 по улице Локомотивной в городе Ульяновске за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 в размере 18 310 руб. 62 коп.,

- многоквартирного дома №5 по улице Опытной в городе Ульяновске за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 года в размере 19 832 руб. 21 коп.,

- многоквартирного дома №22 по улице Хрустальной в городе Ульяновске за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023 года в размере 8 469 руб. 11 коп.

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

На основании части 1 ст. 155  ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с договорами управления многоквартирными домами собственники помещений вышеуказанных домов обязаны вносить оплату до 25 числа месяца, следующего за расчетным.

Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Имеющийся в материалах дела расчет пени судом проверен, признан верным. Истец добровольно исключил из расчета период действия моратория на взыскание неустойки.

Расчет неустойки, произведенный истцом ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Судом проверен представленный расчет и признан верным.

Учитывая ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества спорных многоквартирных домов в установленный  срок, суд считает требование истца о взыскании с ответчика неустойки законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.

Истец при подаче искового заявления оплатил государственную пошлину в размере 26 686 руб. 00 коп.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует возложить на  ответчика.

Возвратить истцу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15 378 руб. 00  коп. в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.

Арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-171  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворить.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133) в пользу общества с ограниченной ответственностью УК «Гермес» (ИНН 7321007258) путем зачисления на специальные банковские счета 1 350 179 руб. 38 коп.- основной долг, 65 240 руб. 57 коп. – пени за период с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 06.12.2023, 11 308 руб. 00 коп. – расходы по оплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК «Гермес» (ИНН 7321007258) из федерального бюджета по справке государственную пошлину в размере 15 378 руб. 00 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст.257-260 АПК РФ, а также в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст.273-276 АПК РФ.

Судья                                                                                                         М.В. Страдымова