НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 09.10.2023 № А72-18497/2022

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск Дело № А72-18497/2022

16.10.2023

Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2023.

В полном объеме решение изготовлено 16.10.2023.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В.Вагиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (432017, Россия, Ульяновская обл., Ульяновск г., Спасская ул., д. 3, офис 207, ОГРН: 1137300000122, ИНН: 7326999197)

к Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области (432017, Ульяновская область, Ульяновск город, Гончарова улица, 50/1, ОГРН: 1027301177518, ИНН: 7300000170)

о признании недействительным (незаконным) представления от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Общество с ограниченной ответственностью "Профмонтаж" (432071, Ульяновская область, Ульяновск город, Урицкого улица, дом 104А, офис 2, ОГРН: 1167325076335, ИНН: 7325151140),

Общество с ограниченной ответственностью "АСК" (143300, Московская область, Наро-Фоминск город, Тургеневский тупик, дом 1, офис 409 корпус административно-бытовой, ОГРН: 1147328001402, ИНН: 7328077695),

Общество с ограниченной ответственностью "Центр капитального ремонта" (432048, Ульяновская область, Ульяновск город, Водопроводная улица, дом 2А, квартира 11, ОГРН: 1207300007738, ИНН: 7321011342),

Общество с ограниченной ответственностью "Контраст-2" (432030, Ульяновская область, Ульяновск город, Лесной проезд, дом 6, строение 1, ОГРН: 1037300981046, ИНН: 7303025166),

Общество с ограниченной ответственностью "Теракс" (433310, Ульяновская область, Ульяновский район, Ишеевка рабочий поселок, Новокомбинатовская улица, дом 6В, кабинет 2, ОГРН: 1117327003925, ИНН: 7327061607),

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (432017, Ульяновская обл., Ульяновск г., Спасская ул., д. 8, ОГРН: 1197325000014, ИНН: 7325163755),

при участии в заседании:

от Заявителя – Искандерова Е.А., доверенность от 01.02.2023, диплом, паспорт,

от Управления Федерального казначейства по Ульяновской области – Журавлева О.В., доверенность от 09.01.2023, диплом, удостоверение,

от Общества с ограниченной ответственностью "Профмонтаж" – Смирнова А.В., доверенность от 16.01.2023, диплом, паспорт,

от Общества с ограниченной ответственностью "Центр капитального ремонта" – Смирнова А.В., доверенность от 23.01.2023, диплом, паспорт,

от Общества с ограниченной ответственностью "Теракс" – Смирнова А.В., доверенность от 25.01.2023, диплом, паспорт,

от Общества с ограниченной ответственностью "АСК" – не явились, извещены,

от Общества с ограниченной ответственностью "Контраст-2" – не явились, извещены,

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) представления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495.

Определением от 21.02.2023 суд привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Профмонтаж", Общество с ограниченной ответственностью "АСК, Общество с ограниченной ответственностью "Центр капитального ремонта", Общество с ограниченной ответственностью "Контраст-2", Общество с ограниченной ответственностью "Теракс".

Определением от 22.03.2023 суд удовлетворил ходатайство Заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просит признать недействительными (незаконными) пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 18, 19, 21, 22 представления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495.

Определением от 30.05.2023 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Протокольным определением от 29.06.2023 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований. Заявитель просит признать недействительными (незаконными) пункты 1, 2, 3, 4, 7 представления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495.

Как следует из материалов дела, 12.04.2021 Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту №2068500000121000350001. Номер закупки 206850000012100035. Работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах выполняло ООО «Теракс».

22.03.2021 Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту №2068500000121000110001. Номер закупки 206850000012100011. Работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах выполняло ООО "Центр капитального ремонта".

05.06.2020 Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту №2068500000120001470001. Номер закупки 206850000012000147. Работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах выполняло ООО «Профмонтаж».

11.06.2020 Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту №2068500000120001550001. Номер закупки 206850000012000155. Работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах выполняло ООО «Профмонтаж».

20.07.2020 Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг или выполнение работ по капитальному ремонту №2068500000120001670001. Номер закупки 206850000012000167. Работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах выполняло ООО «Профмонтаж».

Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 06 мая 2022 г. № 113 в отношении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области проведена плановая проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2021 году (ИКМ: 2022-ПВ. 019.1005-6800.022).

По результатам проверки Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495.

Не согласившись с пунктами 1, 2, 3, 4, 7 представления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Управление Федерального казначейства по Ульяновской области требования не признает, считает представление законным и обоснованным.

ООО «Профмонтаж», ООО "Центр капитального ремонта" и ООО «Теракс» считают, что требования подлежат удовлетворению.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В пункте 1 статьи 265 Кодекса предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Из пункта 3 статьи 265 Кодекса следует, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 Кодекса).

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

В соответствии с частью 1 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Согласно пункту 4 Положения казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.

В соответствии с пунктом 5 Положения полномочиями казначейства является контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Во исполнение статьи 269.2 БК РФ и статьи 186 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092), в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.

В соответствии с пунктами 66, 67 Правил № 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 30 дней со дня подписания акта. По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

На основании пункта 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, УФК по Пермскому краю как орган, осуществляющий полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномочено на проведение мероприятий по контролю за использованием Фондом средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Исходя из совокупности данных норм, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание внесены уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.

Региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области, созданным в соответствии со статьями 178, 179, 180 ЖК РФ, является Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Фонд в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Фонд заключает договоры и привлекает подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение, положение № 615).

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Предусмотренный статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к неэффективному использованию бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

В абзаце 4 пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективного использования бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в проверяемом периоде Фондом осуществлялись функции технического заказчика работ по капитальному ремонту МКД, собственники которых формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Выборочной проверкой единичных расценок (ФЕР), понижающих коэффициентов и индексов изменения стоимости по видам строительства к базовым ценам 2001 года, разработанных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), примененных в локальных сметных расчетах, и как следствие в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, Управлением казначейства было выявлено несоблюдение требований статьи 8.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации при исполнении договоров на общестроительные работы (капитальный ремонт фасада, фундамента, внутренних инженерных систем и др.). Установлено, что в локальных сметных расчетах, а также актах приемки выполненных работ ф. КС-2 Фондом применены индексы изменения сметной стоимости, не включенные в федеральный реестр сметных нормативов.

Суд считает выводы Управления казначейства, изложенные в оспариваемом предписании, незаконными по следующим основаниям.

Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (часть 1). Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (часть 2 статьи 424 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 222 Положения № 615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ.

Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 ЖК РФ. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.

Пункт 223 Положения № 615 не позволяет изменять предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены.

Сохранение условий договоров, заключенных по результатам торгов в том виде, в каком они изложены в конкурсной документации, исполнение договора на этих условиях направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечения эффективного и рационального использования денежных средств собственников помещений многоквартирных домов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Из материалов дела следует, что до заключения договоров на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, Фондом была разработана проектно-сметная документация. Проектно-сметная документация в установленном порядке, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, должна пройти проверку определения достоверности сметной стоимости, результатом которой является заключение о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости.

С этой целью в спорный период Фондом привлечено ООО «Экспертиза и Консультирование» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве».

Проверка сметной стоимости включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационнотехнологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует. Наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (Разъяснения Союза инженеров-сметчиков от 17.12.2018 №б/н).

В силу пункта 21 Методических рекомендаций по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий и капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (приложение к письму Казначейства России от 27.06.2018 N 07-04-05/21-13279), наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), включенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационнотехнологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Соответственно при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки Фондом правильности применения сметных нормативов, в том числе единичных расценок, отсутствует.

В то же время, в полномочия территориального казначейства не входит определение достоверности или указание на недостоверность сметной стоимости проектной документации (определение Верховного Суда РФ от 20.04.2022 № 309-ЭС22-4353 по делу № А60-21026/2021).

Учитывая изложенное, при наличии положительного заключения экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, основания для проверки правильности применения сметных нормативов, в том числе, единичных расценок, у Управления отсутствовали.

Довод Управления казначейства на невозможность принять представленные Фондом заключения достоверности сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку они приняты не по итогам государственной экспертизы суд считает несостоятельным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 272 утверждено Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - Положение № 272).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 272 негосударственная экспертиза проводится:

а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным; проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;

б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу;

в) в случае принятия заявителем в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о проведении экспертного сопровождения.

Государственная экспертиза проводится организацией, оказывающей услуги по проведению государственной экспертизы в том субъекте РФ, на территории которого осуществляется строительство объекта.

Негосударственной экспертиза может проводиться любой экспертной организацией, аккредитованной на проведение негосударственной экспертизы, в отношении проектной документации объектов, строящихся по всей территории Российской Федерации.

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (часть 1 статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, негосударственную экспертизу могут проводить организации, которые прошли соответствующую аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). Росаккредитация находится в ведении Минэкономразвития России. Согласно Положению о Федеральной службе по аккредитации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845, Росаккредитация является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, а также осуществляет функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля над деятельностью аккредитованных лиц.

По смыслу норм действующего законодательства, заключение негосударственной экспертизы имеет равную государственной экспертизе юридическую силу.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Экспертиза и Консультирование» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» являются аккредитованными на проведение негосударственной экспертизы. Доказательства, подтверждающее иное суду не представлены.

Кроме того, суд учитывает, что пунктом 33 статьи 1 главы 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что сметные нормативы - это сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (часть 1 статьи 8.3 ГрК РФ).

Пунктом 2.1, 2.2 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (вместе с МДС 81-35.2004) определено, что сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 08.06.2015 № 413/пр была утверждена классификация сметных нормативов, которая включает следующие сметные нормативы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные сметные нормативы.

Такая же классификация сметных нормативов применена и размещена в федеральном реестре сметных нормативов: государственные (ГСН), отраслевые (ОСН), территориальные (ТСН) и индивидуальные (ИСН) сметные нормативы.

Пунктом 4 Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 24.10.2017 №1470/пр, установлено, что реестр формируется посредством включения в него сведений и справочной информации, необходимых для определения сметной стоимости строительства, включая сведения об утвержденных сметных нормативах, о внесении изменений в такие нормативы, о признании сметных нормативов не подлежащих применению, информацию об индексах изменения сметной стоимости строительства (далее - сведения о сметных нормативах, справочная информация).

Следовательно, индексы изменения сметной стоимости строительства являются справочной информацией и предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.

Кроме того, согласно приказам Министерства строительства и ЖКХ РФ (далее - Министерство) от 13.04.2017 № 710/пр, от 13.01.2020 № 2/пр сметные нормативы подлежат утверждению приказами Министерства, соответственно индексы изменения сметной стоимости строительства, содержащиеся в письмах Министерства, не являются сметными нормативами.

Таким образом, УФК неверно истолкованы, как нормы действующего законодательства РФ, так и технические нормы, и правила.

Суд также учитывает, что федеральный реестр сметных нормативов содержит укрупненные индексы.Индексов для расчета стоимости работ по отдельным статьям затрат федеральный реестр не содержит. Так, ФЕРмр2001 такие показатели как «оплата труда рабочих», «эксплуатация машин», «материалы». Однако, рекомендательные письма Минстроя и ЖК РФ не содержат индексов, позволяющих рассчитать расходы на «оплату труда рабочих», «эксплуатацию машин», «материалы».

Соответственно применение укрупненных расценок при расчетах может привести к искажению стоимости, несоответствию полученных результатов динамике роста цен на рынке строительных услуг.

Разработанные индексы Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, примененные Фондом в спорных случаях, напротив, учитывают изменение цен по отдельным статьям затрат, что позволяет рассчитать актуальную стоимость работ.

По требованию предписания о принятии мер к возврату, к принятию мер по устранению причин и условий совершения нарушения, касающиеся включения в капитальный ремонт общего имущества установки узлов управления и регулирования потребления электрической энергии. Суд считает указанное требование незаконным.

Согласно рабочей документации на капитальный ремонт систем электроснабжения многоквартирных домов, предусмотрено установка счетчика эл.энергии 3ф клт 10,5(60)А типа м Меркурий 230МА-01. Установка узлов управления и регулирования потребления электрической энергии рабочей документации не предусмотрена.

В ходже проведения капитального ремонта были установлены счетчики Меркурий 230 АМ-01. Согласно паспортам на указанные счетчики, счетчик предназначен для измерения и учета электрической энергии.

Иные счетчики при проведении капитального ремонта не устанавливались. Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.

Доказательства, подтверждающие, что счетчик Меркурий 230 относится к узлу управления и регулирования потребления электрической энергии, суду не представлены.

В силу ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит общие положения.

Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в следующих ведомственных строительных нормах: ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), "Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее по тексту - Положение МДС 13-14.2000), Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий" (принята и введена в действие постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79).

Вышеназванные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении плановопредупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства (пункт 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункт 1.4 Положения МДС 13-14.2000).

Так, согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций).

При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).

В силу требований пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.

Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

Из вышеизложенного следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. А к капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.

При этом из вышеуказанных нормативных положений следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что работы, проведенные по ремонту фасада по ул.Северный Венец,4 правомерно отнесены к капитальному ремонту. Ремонт входных групп в данном случае относятся к капитальному ремонту. Кроме того, собственники жилых помещений приняли решение о проведении капитального ремонта фасада (протокол от 26.25.2020).

По мнению Казначейства неправомерно включены работы по адресу г.Ульяновск, ул. Северный Венец,4 по устройству железобетонных крылец с доливкой бетона на существующую железобетонную лестницу, поскольку данная лестница является входом в отдельную квартиру и не относится к общему имуществу.

Материалами дела подтверждается, что собственники жилых помещений приняли решение о проведении капитального ремонта фасада (протокол от 07.02.2020).

Согласно сведений из ЕГРН в отношении 47 квартиры по ул. Северный Венец,4 крыльцо не вошло в площадь квартиры.

Согласно сведений, размещенных в сети Интернет (фотографий спорного дома) крыльцо на данном месте всегда было размещено. Управление казначейства данный факт не оспорил, доказательства, подтверждающее иное суду не представило.

Проектной документацией на указанный дом определено 100% замена отмостки в связи с ее многочисленными разрушениями, отслоениями и деформации, а местами ее отсутствия. В ведомость объектов работ включены работы по замене площадки перед подъездом и 1 вход в квартиру.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьей 36, части 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, суд приходит к выводу, что крыльцо относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом вышеизложенного, требование предписания о принятии мер к возврату, к принятию мер по устранению причин и условий совершения нарушения, касающееся включения в капитальный ремонт общего имущества устройства площадок и благоустройства территории, суд считает незаконным.

По требованию предписания о принятии мер к возврату, к принятию мер по устранению причин и условий совершения нарушения, касающиеся включения в капитальный ремонт общего имущества по демонтажу и установке унитазов, смывных бачков, гофры на унитаз и гибких подводок к смывным бочкам в жилых помещениях. Суд считает указанное требование незаконным.

Материалами дела подтверждается, что при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах были проведены работы по демонтажу и установке унитазов, смывных бачков, гофры на унитаз и гибких подводок к смывным бочкам в жилых помещениях.

Представитель Фонда в судебном заседании пояснил, что учитывая технические особенности многоквартирных домов, было решено при замене трубопровода холодного водоснабжения и системы водоотведения провести работы по демонтажу и установке унитазов, смывных бачков, гофры на унитаз и гибких подводок к смывным бочкам в жилых помещениях. Указанные работы предусмотрены рабочей документации.

Доказательства, подтверждающие на возможность проведения замены сетей без проведения спорных работ суду не представлены.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что пункты 1, 2, 3, 4, 7 представления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495 являются недействительными.

Доводы Управления казначейства основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Расходы по оплате госпошлины в размере 3000 руб (чек-ордер от 13.12.2022) в силу статьи 110 АПК РФ возложить на Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать пункты 1, 2, 3, 4, 7 представления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области от 14.11.2022 №68-11-72/19-5495 недействительными.

Обязать Управление Федерального казначейства по Ульяновской области принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (ОГРН: 1027301177518, ИНН: 7300000170) в пользу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН: 1137300000122, ИНН: 7326999197) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья О.А.Лубянова