НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 09.09.2014 № А72-9312/14

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                          

15.09.2014                                                                   Дело № А72-9312/2014

Резолютивная часть решения оглашена 09.09.2014

Изготовлено в полном объеме 15.09.2014

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелёва В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Герусом A.M.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис», ОГРН 1077328004346, ИНН 7328509560

к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, ОГРН   1137325000064, ИНН 7325008223

об оспаривании постановления от 26.06.2014 № 485/14 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.

при  участии представителей:

От заявителя - Шагуров Е.В., доверенность б/н от 07.04.2014 выдана на 1 год, паспорт.

От ответчика - Байрамова И.Г., доверенность №20-Д от 28.07.2014 сроком действия по 31.12.2014, паспорт.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис»обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, просит признать незаконным и отменить постановление от 26.06.2014 № 485/14 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует, что 27.05.2014 главным специалистом-экспертом отдела надзора по учету, управлению жилищным фондом и раскрытию информации Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области государственного жилищного надзора, на основании распоряжения заместителя руководителя - начальника Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции   регионального   надзора   Ульяновской   области   о   проведении внеплановой документарной проверки юридического лица от 26.05.2014, выявлено:

1. На момент проверки официального интернет сайта (www.reformagkri.ru) (далее - сайт), определенного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» на предмет соблюдения ООО «УК Жилстройсервис» требований Постановления, установлено, что годовая бухгалтерская отчетность на сайте отсутствует.

2. Сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов на сайте отсутствуют.

3. Сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) на сайге отсутствуют.

4. Сведения о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме №44 по пр-ту Созидателей г.Ульяновска договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многовартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на сайте отсутствуют.

5. сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме №44 по пр-ту Созидателей г.Ульяновска за последний календарный год на сайте отсутствуют.

6. сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год на сайте отсутствуют.

7. сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме №44 по пр-ту Созидателей г.Ульяновска и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах на сайте отсутствуют.

8. Сведения о привлечении ООО «УК Жилстройсервис» в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (с указанием количества таких случаев, копий документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций) на сайте отсутствуют.

9. Конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома №44 по пр-ту Созидателей г.Ульяновска на сайте отсутствуют

10. Тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы, с указанием реквизитов нормативных правовых актов, которыми установлены такие тарифы, размещены на период с 01 06 2013 по 30 06 2013 Тарифы (цены), действующие в настоящий момент на сайте отсутствуют. Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в течение 7 рабочих дней.

11. Сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы указываемые управляющей организацией в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на сайте отсутствуют.

Чем нарушены следующие нормы законодательства: пп. «а», «б», «в» п. 9; абз. 3 пп. «б» п. 10; абз. 3, 4, 5 пп. «б» п. 11, п. 12, пп. «а», «б», «г» п. 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731.

По результатам проверки протокол об административном правонарушении от 28.05.2014 № В0794, в соответствии с которым в действиях ООО «УК «Жилстройсервис» усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, вступившего в силу 09.10.2010, утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В соответствии со стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ООО «УК Жилстройсервис» является организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ульяновске.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Согласно пп. «а», «б», «в» п. 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а)годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и
приложения к нему;

б)сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению
многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в)сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по
управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов
и расходов).

Абзацем 3 пп. «б» п. 10 Стандарта установлено, что в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией раскрытию подлежат следующие сведения: заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

Абзацами 3, 4, 5 пп. «б» п. 11 Стандарта установлено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

-сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

-сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

-сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 12 Стандарта установлено, что в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Подпунктами «а», «б», «г» п. 14 Стандарта установлено, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

а)перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

б)   тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 Стандарта;

г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности*) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 №124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.

Событие административного правонарушения подтверждается актом проверки от 27.05.2013 № В-794, согласно которому было установлено, что на момент проверки обязательное требование о раскрытии информации, предусмотренной Стандартом, на официальном сайте www.reforrnagkh.ru управляющей организацией ООО «УК Жилстройсервис» не исполнено, другими материалами дела.

Судом  не могут быть приняты во внимание, представленные обществом письма от 18.06.2014 исх. № УК/587/10, от 26.06.2014 исх. № УК/597/10, так как данные письма были направлены управляющей компанией в фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства после проведения инспекционной проверки.  Также   данные письма, как и ответы на них, не опровергают факт совершения правонарушения.

Вина ООО «УК Жилстройсервис» во вменяемом административном правонарушении заключается в том, что, являясь организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Общество допустило нарушение обязательных требований законодательства о стандарте раскрытия информации.

Ответчик факт совершения правонарушения по существу не оспорил, просит принять во внимание смягчающие обстоятельства,  ходатайствует о снижении наказания, ссылаясь на тяжелое финансовое положение.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «УК «Жилстройсервис» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, что подтверждается достаточной совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности содеянного суд не усматривает.

Процессуальные нарушения, которые, в силу статьи 24.5 КоАП РФ, могли быть основанием для прекращения производства по делу, а так же отягчающие вину обстоятельства, судом не установлены.

В качестве смягчающего административное наказание обстоятельства суд учитывает фактическое признание ООО «УК «Жилстройсервис» своей вины, совершение правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ впервые (доказательств об ином суду заявителем не представлено).

При оценке всех обстоятельств данного дела в их совокупности в аспекте норм права, действующих на период времени рассмотрения судом данного дела, суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П установлено, что поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в настоящем Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу - положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесение в данный Кодекс изменений, вытекающих из настоящего Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е., по крайней мере, составляют сто тысяч рублей и более.

До внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации предусмотрел в указанном Постановлении, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

По правилам ч.1 ст. 3.1 КоАП целями административного наказания являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Задачами законодательства об административных правонарушениях согласно ст. 1.2 КоАП РФ являются, наряду с иными, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

На основании требований ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом изложенного, принимая во внимание также то, что на основании общих норм закона о назначении наказания в виде административного штрафа, размер последнего не может быть менее ста рублей (ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ), учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, нетяжкий характер в данном конкретном случае наступивших от правонарушения последствий, обстоятельств, признанных судом смягчающими, суд приходит к убеждению, что по настоящему правонарушению справедливым и соразмерным содеянному является наказание в виде административного штрафа в сумме ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.

Суд при этом также исходит из того, что в результате производства по данному делу к настоящей его стадии можно считать в достаточной степени реализованными задачи законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания, указанные в ст.ст. 1.2 и 3.1 КоАП РФ, в том числе защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение совершения административных правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а взыскание штрафа в сумме, превышающей в данном конкретном случае 30 000 рублей, будет носить неоправданно карательный характер.

Принимая во внимание, что Обществом предприняты меры для устранения нарушений закона, исходя из всех обстоятельств дела (имущественного положения заявителя; отсутствия (недоказанности) существенного вреда, который был бы причинен содеянным; несоразмерность санкции последствиям нарушения, что превращает в данном конкретном случае административную санкцию в карательный механизм), в соответствии с положениями, отраженными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, суд, считает возможным уменьшить размер подлежащего взысканию с Общества административного штрафа до 30 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление №485/14 от 26.06.2014 года Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстройсервис» к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                  В.А. Корастелёв