НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ульяновской области от 09.03.2016 № А72-16048/15

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск Дело №А72-16048/2015

16.03.2016

Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16.03.2016 года.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

Некоммерческого партнерства «Ремесленная палата Ульяновской области» (ОГРН 1067300015452, ИНН 7325065620)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (ОГРН 1047300993035, ИНН 7325048417)

об оспаривании предписания

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Натариус Д.М., адвокат рег.№ 63/2116, удостоверение адвоката №2262 выдано 24.06.2010, по доверенности б/н от 16.11.2015 без указания срока полномочий;

от ответчика – Попова Н.А. по доверенности б/н от 19.02.2016 сроком до 31.08.2016, паспорт; Долынин С.А. по доверенности б/н от 19.02.2016 сроком до 31.08.2016, паспорт;

от третьего лица – Катрачева С.И. по доверенности №14 от 19.01.2016 сроком до 01.05.2016, удостоверение.

У С Т А Н О В И Л:

Некоммерческое партнерство «Ремесленная палата Ульяновской области» (далее – заявитель, НП «Ремесленная палата») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области (далее – ответчик, ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области, Управление), просит признать недействительным предписание от 31.08.2015 № 6 (исх. № 68-03-09/1443), вынесенное по результатам выездной проверки по использованию средств федерального бюджета в 2014 году, проведенной в период с 17.08.2015 по 31.08.2015.

Определением суда от 03.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития Ульяновской области (далее – Министерство).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, настаивая на их удовлетворении по доводам поданного в суд заявления и письменных дополнений к нему.

Представители ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области и Министерства экономического развития Ульяновской области в судебном заседании возражали против требований, ссылаясь на аргументы своих письменных отзывов и дополнений к ним.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющие правовое значение доводы сторон в соответствии с представленными в дело доказательствами, суд считает, что требования заявителя следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу частей 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

По правилам статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 28 Плана контрольных мероприятий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ на 2015 год, на основании приказа ТУ Росфиннадзора по Ульяновской области от 17.08.2015 № 172 (в редакции приказа от 20.08.2015 № 176), должностными лицами Управления в отношении Некоммерческого партнерства «Ремесленная палата Ульяновской области» была проведена выездная проверка.

Темой выездной проверки явилось использование в 2014 году средств федерального бюджета НП «Ремесленная палата Ульяновской области» на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Проверяемый период определен как 2014 год. Срок проведения выездной проверки, не включая периоды её приостановления, составил 11 рабочих дней с 17.08.2015 по 31.08.2015.

Результат выездной проверки отражены в Акте от 31.08.2015, который вручен НП «Ремесленная палата» 31.08.2015 (вх. № 176).

Согласно Акту от 31.08.2015 выездной проверки факта нецелевого расходования денежных средств со стороны НП «Ремесленная палата» не установлено. Вместе с тем установлено неправомерное использование бюджетных средств в сумме 6 098,6 тыс. рублей на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, а также не обеспечение отражения полной и достоверной информации о деятельности организации, выразившееся в предоставлении недостоверной отчетности за 2014 год, в том числе не обеспечение раздельного бухгалтерского и аналитического учета бюджетных средств.

В Акте проверки объект контроля проинформирован о праве предоставить письменные возражения на акт в течение 10 рабочих дней со дня его получения (страница 17 акта).

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено оспариваемое предписание от 31.08.2015 №6.

Согласно оспариваемому предписанию оно вынесено вследствие выявления в ходе проверки нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов:

1. Не подтверждена правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой для создания центра коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов.

В денежном выражении нарушение составляет 6 098,6 тыс. руб.

Период совершения нарушения 2014 год.

Нарушены положения нормативных правовых актов – п. 3.3 Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013.

2. Не обеспечена полная и достоверная информация о финансовой деятельности организации, выразившаяся в предоставлении недостоверной отчетности за 2014 год. Не обеспечен раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства экономического развития Ульяновской области.

В денежном выражении нарушение составляет 18 901,4 тыс. руб.

Период совершения нарушения 2014 год.

Нарушены положения нормативных правовых актов – п. 3.3.2 Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013, ст. 13 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», р. III Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

В предписании перечислены документы, полученные в ходе выездной проверки от НП «Ремесленная палата», подтверждающие выявленные нарушения.

В оспариваемом предписании заявителю предписывается:

- обеспечить возврат субсидии сумме 6 098,6 тыс.руб., выделенной по Соглашению от 12.12.2013 № 11/2013 на лицевой счет Министерства экономического развития Ульяновской области, правомерность использования которой не подтверждена данными бухгалтерского учета за 2014 год;

- подготовить и предоставить в установленном порядке бухгалтерскую отчетность за 2014 год, обеспечивающую достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

- восстановить бухгалтерский учет за 2014 год и обеспечить раздельный бухгалтерский и аналитический учет субсидий.

О результатах исполнения предписания следует проинформировать Управление в течение 30 дней со дня его получения.

Предписание вручено объекту проверки 11.09.2015.

НП «Ремесленная палата» оспаривает предписание, ссылаясь на то, что оно вынесено с существенным нарушением процедуры принятия, не дожидаясь поступления в Управление возражений заявителя на акт проверки, тогда как после поступления возражений должна быть назначена внеплановая выездная проверка. Письменные возражения на акт проверки были своевременно представлены в Управление 14.09.2015. Выявленные недочеты в ведении бухгалтерского учета в настоящий момент устранены, о чем Управление проинформировано письмом от 12.10.2015. Не имелось оснований утверждать, что не обеспечен раздельный бухучет, поскольку все учетные операции, которые были проверены относились к операциям с бюджетными средствами, полученными от Министерства, а иных операций не производилось, кроме получения беспроцентных займов от третьих лиц. Недочеты бухучета не являются нарушением бюджетного законодательства, а проверка правильности и своевременности ведения бухучета не относится к компетенции Управления; предписаний в указанной сфере Управление выносить не уполномочено. Бюджетных нарушений (ст. 306.1 БК РФ) Управлением не выявлено, нецелевого использования бюджетных средств не установлено. Правом взыскания денежных средств закон наделяет Министерство, а не Управление.

Оценивая установленные обстоятельства, заявленные требования и доводы сторон в обоснование своих позиций по делу, суд учитывает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/389-П «Об утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы» 26.09.2012 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение № 129-МБ-12.

Предметом данного соглашения является предоставление субсидий из федерального бюджета в том числе Некоммерческому партнерству «Ремесленная палата Ульяновской области» на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма в размере 10 000 000 рублей.

Согласно пункту 1.2 данного соглашения, субсидия предоставляется за счет средств федерального бюджета в пределах утвержденных Минэкономразвития России объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по заявке на перечисление субсидии, предусмотренной субъекту РФ, по результатам фактического расходования средств бюджета субъекта РФ и средств субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства от 27.02.2009 № 178 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения. Согласно пункту 25 постановления контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. В случае нецелевого использования субсидии она подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

12.12.2013 между Министерством стратегического развития Ульяновской области и НП «Ремесленная палата Ульяновской области» было заключено Соглашение № 11/2013 (далее также – Соглашение) о предоставлении субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов и сельского и экологического туризма в размере 12 500 000 рублей 00 копеек.

Распоряжением правительства Ульяновской области от 28.01.2015 № 52-пр «О реорганизации Министерства экономики и планирования Ульяновской области» к нему присоединено Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области, объединенное ведомство переименовано в Министерство экономического развития Ульяновской области.

Соглашение от 12.12.2013 № 11/2013 заключено в соответствии с пунктом 4.1.3. мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/389-П на 2011-2015 годы, постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2013 № 588-П «Об утверждении Порядка предоставления в 2013 году за счет средств областного бюджета Ульяновской области субсидии НП «Ремесленная палата» на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма».

Предметом данного Соглашения является: предоставление Министерством в пользу НП «Ремесленная палата» бюджетных средств в форме субсидии в рамках реализации строки 4.1.3. мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы, на цели, определенные пунктом 4 Порядка в размере, предусмотренном подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 раздела 3 настоящего Соглашения. Финансирование данных мероприятий осуществляется в соответствии со сметой затрат (Приложение 1 к настоящему соглашению).

Министерство обязуется предоставить НП «Ремесленная палата Ульяновской области» субсидию в общем размере 12 500,0 тыс. руб., в том числе: 2 500,0 тыс. руб. за счет средств областного бюджета Ульяновской области и 10 000,0 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует до выполнения сторонами всех взятых на себя обязательств, кроме обязательства по перечислению субсидии, действие которого заканчивается 31 декабря 2013 года.

По дополнительному соглашению от 01.12.2014 к указанному Соглашению срок использования субсидий предусмотрен до 31.12.2014 включительно.

Согласно приложению к Соглашению выделялись средства в размере 5 000 000 рублей на приобретение оборудования в рамках создания центра коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельности в области ремесел, народных художественных промыслов, и 7 500 000 рублей предусмотрены в рамках сметы затрат на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельности в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.

В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения Министерство перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика (платежные поручения № 433834 от 19.12.2013, № 5117983 от 25.12.2013).

Согласно пункту 3.3.1 Соглашения НП «Ремесленная палата» приняло на себя обязательство использовать бюджетные средства, выделенные в форме субсидии в течение одного календарного года с момента перечисления субсидии. Неиспользованные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет Ульяновской области на лицевой счет Министерства.

В соответствии с подпунктом 3.3.2 Соглашения № 11/2013 от 12.12.2013 НП «Ремесленная палата» приняло на себя обязательство обеспечить раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства и расходуемых в рамках настоящего Соглашения.

На основании п. 3.3.4 соглашения НП «Ремесленная палата» обязалось обеспечить возврат неиспользованных остатков субсидий в соответствии с действующим законодательством.

Также пунктом 5.5 Соглашения № 11/2013 от 12.12.2013 предусмотрено, что Министерство, Счетная палата Ульяновской области, а также иные органы государственного финансового контроля в пределах своих полномочий осуществляют обязательную проверку соблюдений условий, целей и порядка предоставления субсидий выделенных НП «Ремесленная палата», а последнее выражает согласие на проведение данных проверок.

В соответствии с пунктом 6.1 Соглашения его стороны предусмотрели, что несут ответственность за неисполнение обязательств по настоящему Соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №181-ФЗ) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в том числе:

- цели, условия и порядок предоставления субсидий;

- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

- порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

- положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

На основании части 5 статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Законом Ульяновской области от 30.11.2012 № 181-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в целях реализации областной целевой программы «Развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2014-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42/389-П, разработан Порядок предоставления в 2013 году за счет средств областного бюджета Ульяновской области субсидии Некоммерческому партнерству «Ремесленная палата Ульяновской области» на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2013 № 588-П.

Порядок устанавливает условия и механизм предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий в целях финансирования затрат на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.

Средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Согласно пункту 12 Порядка Министерство, а также органы государственного контроля в пределах своих полномочий осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии НП «Ремесленная палата Ульяновской области».

В соответствии со ст. 166.2 БК РФ, Росфиннадзор обладает бюджетными полномочиями, установленными Бюджетным Кодексом и Правительством Российской Федерации.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (ч.1 ст. 165 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ч. 3 ст.265 БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 №77 «О Федеральной служб финансово-бюджетного надзора» определено, что Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Статьей 266.1 БК РФ определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, к которым отнесены и юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, являясь юридическим лицом, получившим бюджетные средства в виде субсидий НП «Ремесленная палата Ульяновской области» правомерно стала объектом подконтрольным ТУ Росфиннадзора в Ульяновской области в части соблюдения условий соглашения о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

НП «Ремесленная палата Ульяновской области» несет ответственность в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субсидий, в данном случае по Соглашению от 12.12.2013 № 11/2013,которым предусмотрены указанные выше обязательства НП «Ремесленная палата», связанные с данным его статусом.

Статьей 306.1 БК РФ определено понятие бюджетного нарушения.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

НП «Ремесленная палата Ульяновской области» в терминах ст. 6, а также согласно ст. 152 БК РФ не является участником бюджетного процесса, ни получателем бюджетных средств.

Частью 1 ст. 270.2 БК РФ в редакции, действующей в период проверки и вынесения оспариваемого предписания № 6 от 31.08.2015, предусматривалось, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления (или) предписания.

Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (ч. 3 ст. 270.2 БК РФ в указанной редакции).

Поскольку по результатам проведения контрольного мероприятия в НП «Ремесленная палата» выявлены нарушения с его стороны Соглашения № 11/2013 от 12.12.2013 (нарушения указаны в Акте выездной проверки от 31.08.2015), объекту проверки во исполнение положений ст. 270.2 БК РФ обоснованно, в пределах полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ для ТУ Росфиннадзора, вынесено обязательное для исполнения предписание.

Для объектов проверки - юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, исключений при решении вопроса о вынесении предписания БК РФ не установлено.

Суд не соглашается с доводами заявителя о том, что при вынесении оспариваемого предписания неправомерно не были учтены возражения, поступившие от НП «Ремесленная палата» в предусмотренный законом 10-дневный срок со дня получения акта проверки, не была назначена при поступлении возражений выездная проверка, предписание вынесено преждевременно, без ожидания возражений.

В соответствии подпунктом «г» пункта 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092, (далее – Правила) руководитель территориального управления Росфиннадзора имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 67 Правил по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель территориального органа Росфиннадзора принимает решение:

а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

б) об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

в) о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля письменных возражений, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

Суд при рассмотрении материалов данного конкретного дела считает, что формально ТУ Росфиннадзора Ульяновской области не были соблюдены Правила в части порядка (срока) вынесения предписания, поскольку праву лица, в отношении которого проводилась выездная проверка, на предоставление в 10-дневный срок своих возражений на акт проверки, корреспондирует обязанность территориального органа Росфиннадзора рассмотреть и при наличии к тому оснований принять во внимание поступившие возражения от объекта проверки. Также согласно подпункту «в» п. 67 Правил должно быть принято решение о назначении внеплановой выездной проверки для анализа доводов возражения, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки.

Вместе с тем, суд считает, данное формальное нарушение норм не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя ввиду следующего.

НП «Ремесленная палата» ссылается на то, что были своевременно в ТУ Росфиннадзора поданы возражения на акт проверки.

Вместе с тем считать данные возражения надлежащими и влияющими на выводы проверки оснований не имелось.

Поданные 14.09.2015 в ТУ Росфиннадзора возражения на акт проверки исходят от председателя НП «Ремесленная палата» Натариуса А.М.

Вместе с тем, согласно Уставу НП «Ремесленная палата» единоличным исполнительным органом партнерства является директор, который без доверенности действует от имени партнерства и представляет его интересы. Право второй подписи уставом не предусмотрено. К компетенции председателя совета, как и совета партнерства в целом, указанные вопросы не отнесены.

Директором НП «Ремесленная палата» является Лукъянов В.В., какая-либо доверенность, уполномочивающая Натариуса А.М. подписывать возражения, представлена не была. Подобная доверенность в материалах, полученных ранее в ходе проверки от НП «Ремесленная палата», также отсутствовала. Доказательств об ином суду не представлено.

Вместе с тем, указанное обращение председателя НП «Ремесленная палата» Натариуса А.М., которое в силу указанного выше не может быть признано надлежащими возражениями, не было оставлено без внимания. ТУ Росфиннадзора на него подготовлено и передано в НП «Ремесленная палата» заключение по возражениям (т. 1 л.д. 47), которое содержит правомерные и обоснованные (подтверждающиеся имеющимися в деле доказательствами) выводы по фактам, приведенным заявителем обращения, не опровергающим, а, напротив, подтверждающим выводы проверки, приведенные в Акте от 31.08.2015.

Ссылка заявителя на судебную практику о том, что подобное процессуальное нарушение при вынесении предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным судом отклоняется, поскольку судебные акты, на которые ссылается НП «Ремесленная палата» основаны на обстоятельствах, отличных от обстоятельств данного дела.

В настоящем деле суд не усматривает, что формальное несоблюдение ТУ Росфиннадзора обязанности, предусмотренной п. 67 Правил, вынести решение о направлении предписания только после рассмотрения всех материалов проверки, к которым также следует относить и поступающие возражения на акт проверки, для подачи которых предусмотрен 10-дневный срок, объективно нарушило какие-либо права и законные интересы заявителя. Следовательно, в обстоятельствах данного дела отсутствует совокупность одновременно двух условий для признания ненормативного правового акта недействительным по данному основанию.

Кроме того, требования, изложенные в оспариваемом предписании, также являются обоснованными и правомерными.

Проверкой, осуществленной в НП «Ремесленная палата», установлено и зафиксировано в Акте от 31.08.2015:

- в нарушение ст. 13 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела III Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н НП «Ремесленная палата Ульяновской области» не обеспечена полная и достоверная информация о финансовой деятельности организации, выразившаяся в представлении недостоверной отчетности за 2014 год;

- в нарушение п. 3.3.2 Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013 года НП «Ремесленная палата Ульяновской области» не обеспечен раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства экономического развития Ульяновской области;

- в нарушение п. 3.3 Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013 не подтверждается правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой для создания центра коллективного пользования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов.

На момент проведения проверки и принятия по её результатам оспариваемого предписания ТУ Росфиннадзора обоснованно установлено, что по данным бюджетного учета Министерства экономического развития Ульяновской области по состоянию на 01.01.2014 года у НП «Ремесленная палата Ульяновской области» значился остаток неиспользованной субсидии в размере 12 500,0 тыс. руб., выделенной в соответствии с Соглашением от 12.12.2013 № 11/2013., в том числе: 2 500,0 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета Ульяновской области, 10 000,0 тыс. руб. - за счет средств федерального бюджета.

Проверкой правомерности использования субсидии, полноты и достоверности отражения расходных операций в регистрах бухгалтерского учета и отчетности за 2014 год установлено, что по данным предъявленной бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс (ф.0710001), отчет о финансовых результатах (ф. 0710002), отчет об изменении капитала (ф.0710003), отчет о движении денежных средств (ф.0710004), отчет о целевом использовании средств (ф.0710006)) НП «Ремесленная палата Ульяновской области» финансово-хозяйственная деятельность в 2014 году те осуществлялась. Показатели указанной бухгалтерской отчетности равны нулю.

Тогда как, согласно предъявленным регистрам бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости) за 2014 год НП «Ремесленная палата Ульяновской области» финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась.

Согласно предъявленным отчетам, направленным в Министерство экономического развития Ульяновской области, в 2014 году произведено расходов на общую сумму 12 500,0 тыс. руб.

Проверкой обоснованности и достоверности расходов, включенных в отчет о целевом расходовании бюджетных средств НП «Ремесленная палата Ульяновской области» за 4 квартал 2014 года в части использования средств на оборудование установлено, что согласно предъявленным документам (договора поставки, накладные, платежные поручения) НП «Ремесленная палата Ульяновской области» приобретено и оплачено оборудование на общую сумму 5 000,0 тыс. руб.

Согласно предъявленным регистрам бухгалтерского учета НП «Ремесленная палата Ульяновской области» за 2014 год (оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы») указанное оборудование по состоянию на 01.01.2015 года не значится.

По данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 51 «Расчетные счета» за 2014 год произведен возврат перечисленных денежных средств за оборудование в общей сумме 4 298,6 тыс. руб.

В связи с тем, что указанное оборудование на балансе не значилось, отсутствовали инвентарные карточки основных средств и инвентарные номера на основных средствах, проведение инвентаризации, то есть проведение контрольного мероприятия путем сличения данных бухгалтерского учета с фактическим наличием оборудования не представилось возможным.

24.08.2015 года проведен контрольный осмотр оборудования. К осмотру было предъявлено оборудование, находящееся в пользовании и на хранении у других организаций.

Документы на передачу оборудования предъявлены не были.

Согласно пояснительной записки директора НП «Ремесленная палата» Лукьянова В.В. часть оборудования передана в безвозмездное пользование ООО «Керамос», часть передана на хранение на территорию ООО «Лита». Часть оборудования передана для участия в выставочной деятельности. Документы на передачу не предъявлены в связи с их изъятием сотрудниками УФСБ.

При проведении контрольного осмотра техническая документация на оборудование предъявлена не была. Следовательно, сделать вывод о соответствии приобретенного оборудования фактически предъявленному не представилось возможным.

По отдельным объектам при проведении контрольного осмотра было невозможно установить серию, марку, заводской номер.

Проверкой обоснованности и достоверности расходов, включенных в отчет о целевом расходовании бюджетных средств НП «Ремесленная палата Ульяновской области» за 4 квартал 2014 годя в части использования средств на изготовление архитектурно-строительных проектов и объектов показа с использованием элементов исторической реконструкции было установлено, что согласно договору возмездного оказания услуг от 27.10.2014 без номера, заключенному между исполнителем - индивидуальным предпринимателем Кангро С.А. и заказчиком - НП «Ремесленная палата Ульяновской области» исполнитель принимает на себя обязательство по изготовлению архитектурно-строительных проектов и объектов показа с использованием элементов исторической реконструкции (музеи, усадьбы, военно-исторические фортификационные сооружения, реплики объектов исторического и культурного наследия). Стоимость работ по договору составляет 1 800,0 тыс. руб.

Проверке были предъявлены: отчет об оказанных услугах от 31.12.2014, согласно которому разработаны в изготовлены пять архитектурно-строительных проектов и объектов показа с использованием элементов исторической реконструкции; акт приемки-сдачи оказанных услуг от 31.12.2014, согласно которому работы выполнены в полном объеме; платежное поручение от 02.12.2014 № 30 на сумму 1 800,0 тыс. руб.

По данным предъявленных регистров бухгалтерского учета НП «Ремесленная палата» за 2014 год указанные проекты по состоянию на 01.01.2015 года не значились. По данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 51 «Расчетные счета» ИП Кангро С.А. 04.12.2014 произведен возврат перечисленных денежных средств в общей сумме 1 800,0 тыс. руб.

Таким образом, по данным бухгалтерского учета НП «Ремесленная палата» за 2014 год не подтверждалась на момент проверки правомерность использования бюджетных средств на приобретение оборудования и изготовление архитектурно-строительных проектов, предусмотренных сметой, на общую сумму 6 098,6 тыс. руб. (4 298,6 + 1 800,0), что правильно квалифицировано ТУ Росфиннадзора как нарушение п. 3.3 Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013.

Контрольные мероприятия в части достоверности и правомерности произведенных расходных операций за счет средств субсидии на оказание прочих услуг (проведение выставочных мероприятий, реклама и др.), провести не представилось возможным в связи с отсутствием (не представлением к проверке) бухгалтерских документов в полном объеме и запущенностью бухгалтерского учета.

Из изложенного следует, что все указанные в оспариваемом предписании требования направлены на побуждение НП «Ремесленная палата» исполнить взятые на себя обязательства по Соглашению от 12.12.2013 № 11/2013 о предоставлении субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности - использовать бюджетные средства, выделенные в форме субсидии в течение одного календарного года с момента перечисления субсидии; неиспользованные бюджетные средства возвратить в областной бюджет Ульяновской области на лицевой счет Министерства (срок использования субсидии предусмотрен до 31.12.2014 включительно); обеспечить раздельный бухгалтерский и аналитический учет бюджетных средств, полученных от Министерства и расходуемых в рамках настоящего Соглашения.

Каких-либо неправомерных или необоснованных требований предписание не содержит и вынесено в пределах контрольных полномочий, предоставленных ТУ Росфиннадзора в силу закона и условий Соглашения от 12.12.2013 № 11/2013. Доводы об ином, приводимые заявителем, являются несостоятельными.

Устранение в последующем со стороны НП «Ремесленная палата» недочетов (нарушений) бухгалтерского учета не свидетельствует о том, что в ходе проверки необоснованно были установлены обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предписания.

Ссылка в данной части заявителя на правоприменительную практику по иным делам судом изучена, но признается не подлежащей применению по настоящему делу, поскольку указываемые заявителем судебные акты принят исходя из фактических обстоятельств, отличных от тех, которые имеются по настоящему делу.

Также суд учитывает, что согласно ч. 4 ст. 270.2 БК РФ в редакции, действовавшей до 29.12.2015, в период спорных правоотношений было предусмотрено, что неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В целом аналогичное правовое регулирование сохранено в действующей редакции БК РФ.

Следовательно, вынесение оспариваемого предписания не противоречит праву Министерства на взыскание денежных средств путем обращения в суд. Как и напротив, предусмотренное законом указанное право Министерства не освобождает ТУ Росфиннадзора от обязанности вынести предписание при выявлении нарушений.

Кроме того, оспариваемое предписание в части обеспечения возврата субсидии в сумме 6 098,6 тыс. руб. на лицевой счет Министерства, не является исполнительным документом, который может быть обращен к принудительному исполнению во внесудебном порядке, направлен в службу судебных приставов для его принудительного исполнения (как например постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, принимаемые налоговыми органами или постановления о привлечении к административной ответственности, постановления государственных внебюджетных фондов). Исполнение этого предписание не предполагает внесудебного механизма, как например для требования об уплате налогов. Его исполнение, в случае отсутствия добровольного возврата средств в бюджет, возможно только посредством подачи соответствующего иска в суд.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в дело не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии совокупности двух условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого предписания.

По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по рассмотрению настоящего дела следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 200-201, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Некоммерческому партнерству «Ремесленная палата Ульяновской области» отказать.

Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Судья В.А. Корастелёв