НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 30.11.2023 № А71-5649/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

30 ноября 2023 года

Дело № А71- 5649/2023  

Резолютивная  часть решения объявлена 23 ноября 2023г.                                                                       

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2023г.                                                                        

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.С. Бабкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Газпромбанк» г. Москва к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 22.09.2022 № 04-02/27 с учетом внесенных в него изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 18.01.2023 №06-08/00632@, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» в лице конкурсного управляющего Абрамова Владимира Ивановича,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Дедюхина А.П. по доверенности от 24.03.2023;

от ответчика: Абалтусова М.В. по доверенности от 01.06.2023;

от третьего лица: Калимуллиной А.Ф. по доверенности от 09.01.2023,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Газпромбанк» (далее – АО «Газпромбанк», Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее – УФНС России по УР, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Удмуртской Республике г.Ижевск (далее – Межрайонная ИФНС России № 12по УР, налоговая инспекция) от 22.09.2022 № 04-02/27 с учетом внесенных в него изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее – ответчик, УФНС по УР) от 18.01.2023 №06-08/00632@ (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации – далее АПК РФ).

Заявитель в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель УФНС по УР заявленные требования не признал по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.

Из материалов дела судом установлено, что определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.11.2018 признано обоснованным заявление ОАО «Комплекс» о признании несостоятельным     (банкротом)     Публичного     акционерного     общества     «Газпром Спецгазавтотранс» г. Ижевск, в отношении должника введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.07.2020 по делу № А71-10056/2017 ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство; определением суда от 01.10.2020 конкурсным управляющим ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» утвержден Сатюков Димитрий Николаевич.

Письмом УФНС России по Удмуртской Республике от 14.12.2020                   № 13-21/24504, поступившим в АО «Газпромбанк» 18.12.2020, Банк
предупрежден о наличии у
ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» задолженности по текущим платежам по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, о необходимости исполнения инкассовых поручений налоговых органов, об ответственности за неисполнение инкассовых поручений

Письмом УФНС России по Удмуртской Республике от 18.12.2020                   № 13-21/25053, поступившим в АО «Газпромбанк» 1825.12.2020, до Банка  доведен список инкассовых поручений налоговых органов в отношении ПАО «Газпром Спецгазавтотранс»  по текущим платежам по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащих исполнению в составе второй очереди текущих платежей.

В адрес АО «Газпромбанк» Межрайонной ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике направлен запрос от 15.03.2021 № 04-20/01964 о предоставлении пояснений о причинах нарушения Банком срока исполнения инкассовых поручений налоговых органов в отношении ПАО «Газпром Спецгазавтотранс». В ответ Банком направлено письмо от 26.03.2021 о невозможности представления информации на основании запроса налогового органа, поскольку указанная информация составляет банковскую тайну.

Письмом от 27.04.2021 № 04-20/04018 Межрайонная ИФНС России               № 12 по Удмуртской Республике направила в банк  требование о предоставлении пояснений о причинах неисполнения распоряжений об уплате труда работников ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» при наличии денежных средств на счете. Письмо Банка от 06.05.2021 № 314.9-3/473 в ответ на запрос каких-либо пояснений о причинах неисполнения распоряжений об оплате труба работников не содержало.

Согласно реестру распоряжений, помещенных в очередь и не исполненных в срок (картотека № 2) по состоянию на 15.04.2021, представленному Банком письмом от 16.04.2021 № 314.9-3/387 по расчетному счету 40702810500320302494, принадлежащему ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» (ИНН 1834100050) и открытому в Западно-Уральском филиале АО «Газпромбанк», имеются неисполненные поручения налоговых органов на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика, направленные в Банк на основании статей 46, 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и помещенные в очередь неисполненных в срок распоряжений.

Согласно реестру распоряжений, помещенных в очередь и не исполненных в срок (картотека № 2) по состоянию на 15.04.2021, представленному Банком письмом от 16.04.2021 №314.9-3/387, а также реестру распоряжений, помещенных в очередь и не исполненных в срок  (картотека № 2) по состоянию на 06.04.2022, представленному Банком письмом от 12.04.2022 №314.9-3/473 по расчетному счету 40702810500320302494, принадлежащему ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» и открытому в Западно-Уральском филиале АО «Газпромбанк», имеются неисполненные инкассовые поручения налоговых органов по текущим платежам второй очереди (основной долг) по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 125725754,15 рублей.

Согласно   выписке   по   операциям   на  расчетном   счете   40702810500320302494, принадлежащем    ПАО     «Газпром Спецгазавтотранс»    (ИНН     1834100050)     (файл    BVD1_ZSV15773 808_183620210409_115585_20210412_0032_000001_000001_000001;        файлBVD1_ZSV15773808_183620210513_122713_20210517_0032_000001_000001_000001), на указанный банковский счет 09.12.2020 поступили денежные средства от «Стройгазконсалтинг» в размере 66286789,82 руб.

В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о нарушении Банком требований статьи 60 НК РФ, налоговой инспекцией составлен акт от 08.08.2022 № 04-02/25.

Банком на указанных акт были представлены  письменные возражения от 29.08.2022, согласно которым на дату поступления в Банк очередных инкассовых поручений налогового органа – 25.04.2019, в картотеку № 2  к расчетному счету общества ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» 19.04.2019 помещены требования  конкурсного управляющего  об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», относящейся в силу Закона о банкротстве ко второй очереди требований кредиторов. Располагая сведениями о наличии у общества, признанного банкротом, текущей задолженности второй очереди более ранней календарной очередности, Банк не вправе исполнять инкассовые поручения налогового органа на уплату текущей задолженности по налогам, подлежащей удовлетворению той же, но более поздней календарной очередности.

По итогам рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушений, возражений на акт, Межрайонной ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике вынесено решение от 22.09.2022 № 04-02/27 о привлечении АО «Газпромбанк» к ответственности, предусмотренной п.1.ст.135 НК РФ, в виде штрафа в размере 2592599 руб.

Указанное решение было обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике. 

Решением УФНС по УР от 18.01.2023 № 06-08/00632@ по жалобе «Газпромбанк» (Акционерное общество) решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике  от 22.09.2022 № 04-02/27  отменено в части штрафа, предусмотренного п.1 ст.135 НК РФ в размере 1312999, 57 руб. 

Несогласие банка с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 22.09.2022 № 04-02/27 с учетом внесенных в него изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 18.01.2023 №06-08/00632@ послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Заявитель в обоснование требований указал, что процедура банкротства в отношении ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» введена 30.11.2018. Как следует из картотеки № 2, к счету общества 14.12.2018 предъявлены платежные поручения от 13.12.2018 № 99, 101, 102,103,104,105,106 и 107 об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» по трудовому договору, которые помещены в картотеку № 2 (очередь не исполненных в срок распоряжений) к расчетному счету ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» и исполнены лишь 30.04.2021, 05.08.2021, 10.08.2021. 13.08.2021, 18.08.2021, 23.08.2021, 26.08.2021 и 31.08.2021 соответственно. Первое инкассовое поручение налогового органа от 17.12.2018 № 126160 об оплате по решению о взыскании №38514 от 17.12.2018 на основании ст.46 НК РФ поступило к счету общества лишь 18.12.2018, т.е. в то время, когда в картотеке № 2 уже имелись неисполненные и не отозванные платежные поручения об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» по трудовому договору. Остальные платежные и инкассовые поручения принимались Банком и исполнялись также в порядке календарной очередности. По состоянию на 12.12.2020  в картотеке № 2 к счету ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» имелись неисполненные и неотозванные платежные поручения об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», относящейся в силу п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве ко второй очереди требований кредиторов, а также требования иных кредиторов второй очереди более ранней календарной очередности. Располагая сведениями о наличии у общества, признанного банкротом, текущей задолженности второй очереди более ранней календарной очередности, Банк не вправе исполнять инкассовые поручения налогового органа на уплату текущей задолженности по налогам, подлежащей удовлетворению той же, но более поздней календарной очередности.

Между Банком и ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» 03.04.2002 заключен Договор №4/юр на оказание услуг по зарплатному проекту. В силу условий, изложенных в пп. 2.2.6. - 2.2.7. указанного договора, раздела 3 приложения № 1 и раздела 2 приложения № 2 к названному договору, перечисление денежных средств на счета держателей карт (работников общества) производится при предоставлении ведомости на пополнение счетов с подписью ответственного лица и печатью организации. В связи с  отсутствием оснований для отказа в принятии платежных поручений плательщика (общества), Банком в установленном порядке принимались к исполнению распоряжения на перевод денежных средств в целях оплаты труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», однако в связи с не предоставлением обществом указанных ведомостей, в том числе ведомостей на сумму частичной оплаты заработной платы, при недостаточности денежных средств на счете общества, Банк не имел возможности осуществить перевод денежных средств со счета общества на счета держателей карт (работников Общества), даже в счет частичной оплаты задолженности. Банк неоднократно обращался в адрес конкурсного управляющего ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» с требованием о предоставлении ведомостей/реестров на выплату заработной платы (письма № 314.9-3/567 от 03.06.2021, № 314.9-3/779 от 16.07.2021). Таким образом, основания для возврата требований конкурсного управляющего об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», уполномоченным органом не представлено.

Поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств с расчетного счета № 40702810500320302494, принадлежащего ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», не исполнены по причине наличия в картотеке № 2 к счету общества неисполненных первоочередных текущих требований -требований об оплате труда лиц, работающих/работавших в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», а не по причине неправомерных действий Банка. Платежные поручения об оплате труда лиц, работающих/работавших в обществе учтены в картотеке №2 14.12.2018, а инкассовые поручения налогового органа - 18.12.2018. Первоочередное исполнение инкассовых поручений налогового органа привело бы к нарушению очередности платежей, регламентированной ст. 134 Закона о банкротстве.

Действуя разумно и добросовестно, Банком предпринимались все необходимые действия для обеспечения возможности исполнения требований платежных документов, находящихся в картотеке к счету Общества, и, в частности, при невозможности исполнения платежных поручений общества об оплате заработной платы по причине отсутствия ведомостей на зачисление заработной платы, в адрес Общества неоднократно направлялись запросы о предоставлении необходимых документов. Письмом от 17.03.2021, направленным в адрес Общества посредством системы «Банк-Клиент», Банк уведомил клиента о наличии на его счете № 40702810500320302494 денежных средств в размере 44045204,65 руб., а также доведена информация о том, что в очереди распоряжений, не исполненных в срок (картотека № 2), находятся платежные поручения на перевод денежных средств работникам Общества в рамках зарплатного проекта и инкассовые поручения налогового органа по текущим платежам второй очереди по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В целях оплаты картотеки платежных документов, Банк просил предоставить реестр на зачисление денежных средств на счета работников Общества. Письмом № СГАТ/Б от 30.03.2021 Общество в лице конкурсного управляющего Сатюкова Д.Н. уведомило Банк о том, что является обоснованным приоритетное погашение задолженности по заработной плате перед выплатой задолженности, учтенной в картотеке на счетах Общества, в том числе, относящейся ко второй очереди текущих платежей. Названным письмом до Банка доведена информация о том, что после завершения мероприятий по инвентаризации, оценке, реализации имущества Общества, последним будет погашена задолженность, в том числе, перед налоговым органом, в результате чего будет восстановлено положение, существовавшее до приоритетного погашения задолженности по заработной плате.

Банком принято во внимание, что именно на конкурсного управляющего как профессионального участника отношений в сфере несостоятельности (банкротства), возлагаются обязанности по принятию всех доступных ему в соответствии с законом мер для пополнения конкурсной массы и максимального удовлетворения требований кредиторов, в связи с чем оснований для самовольного изменения очередности текущих платежей в выставленных к расчетному счету Общества платежных и инкассовых поручениях у Банка не имелось.

Действуя разумно и добросовестно, путем направления писем на электронный адрес Общества, неоднократно: 05.04.2021, 06.04.2021, 07.04.2021, 08.04.2021,17.06.2021, 18.06.2021, Банк уведомлял клиента о необходимости предоставления реестров к соответствующим платежным поручениям об оплате заработной платы.

Налоговый орган против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что Банком в нарушение пункта 6 статьи 46 НК РФ с 10.12.2020 не были исполнены поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему    Российской    Федерации    денежных    средств    с    расчетного счета 40702810500320302494,  принадлежащего  ПАО  «Газпром   Спецгазавтотранс». Банк располагал сведениями о необходимости исполнения поручений налоговых органов.Очередность исполнения текущих платежей установлена пунктом 2 статьи Закона о банкротстве. При этом суммы основного долга по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежат удовлетворению в составе второй очереди текущих платежей. Налоговым органом установлено, что, несмотря на наличие денежных средств на счете 40702810500320302494, Банком не исполнялись инкассовые поручения налоговых органов по текущим платежам второй очереди, а также не исполнялись распоряжения об уплате труда работников ПАО Газпром Спецгазавтотранс по текущим платежам второй очереди.

Налоговый орган отмечает, что, несмотря на факты неисполнения ПАО «Газпром Спецгазавтотранс»  обязанностей, предусмотренных договором от 03.04.2002 № 4/юр, Банком не приняты меры  по расторжению договора и/или исключению из картотеки неисполненных документов распоряжений по выплату заработной платы. Кроме  того,   наличие   в   картотеке   к   счету   общества первоочередных текущих требований об оплате труда не препятствовало банку производить в нарушение очередности, установленной пунктом 2 ст. 134  Закона о банкротстве, расходные операции по оплате комиссии за ведение банковского счета.

Ответчик пояснил, что поручение налогового органа на перечисление налога с рублевых счетов исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения. При недостаточности или отсутствии денежных средств на рублевых счетах налогоплательщика в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления. Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2021 по делу А71-10056/2017 о признании законным отступления от очередности, предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части погашения требований по текущим платежам, связанным с выплатой заработной платы работникам, продолжающим осуществлять трудовую деятельность в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», не отменяет факт налогового правонарушения, допущенного Банком.

В пояснениях конкурсный управляющий ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» указал, что платежные поручения, помещенные банком в картотеку №2 по расчетному счету ПАО «Газпром Спецгазавтотранс»                   № 40702810500320302494, были направлены в банк непосредственно не конкурсным управляющим Абрамовым В.И., а руководителем должника Ромашихиным А.А. в процедуре наблюдения. Позднее, реквизиты расчетного счета ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» № 40702810500320302494 были изменены банком в одностороннем порядке, что подтверждается письмом от 11.04.2022 №Ф32/032.57-3/5, о чем ФНС России была уведомлена банком. Переход на централизованное сопровождение операций был осуществлен банком в одностороннем порядке - 10.06.2022. Расчетный счет должника № 40702810500320302494 являлся основным единственным расчетным счетом (рублевым) в процедуре конкурсного производства и изменен банком в одностороннем порядке на расчетный счет № 40702810900000059916. После изменения реквизитов единственного расчетного счета конкурсный управляющий ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» не имеет доступа к расчетному счету № 40702810500320302494 и не может пояснить суду, отправлялись ли в банк реестры к платежным поручениям №99, 101. 102, 103, 104, 105, 106, 107 от 13.12.2018. На сегодняшний день основным расчетным счетом для расчетов ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» используется расчетный счет № 40702810900000059916, открытый в «Газпромбанк» (АО).

До настоящего времени сохраняется приоритет погашения в текущих платежах по выплате заработной платы перед погашением текущей задолженности по налогам. В ходе процедуры банкротства задолженность по заработной плате перед работниками ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», компенсация за задержку выплаты заработной платы, выходное пособие при увольнении, алименты, государственные пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки (2-я очередь текущих платежей) за период с 08.08.2017 по 17.07.2020 (2-я очередь) составила 2 607 335 230,50 руб., за период с 17.07.2020 по январь 2022 - 271 853 724,13 руб. При этом, по второй очереди текущих платежей ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» в период с 08.08.2017 по 17.07.2023 из 4 852 461 943,59 руб. погашено 4 254 223 494,79 руб., в том числе погашена задолженность по инкассовым поручениям ФНС России на общую сумму 125725754,15 руб.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Как определено пунктами 1, 2 статьи 46 НК РФ, правила которой применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов и штрафов, в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Исходя из пункта 4 статьи 46 НК РФ, поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах - с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах - со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено этой статьей.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 46 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 60 НК РФ установлено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации  за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 60 НК РФ поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено этим Кодексом; при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа (пункт 3 статьи 60 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 60 НК РФ закреплено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную этим Кодексом. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога.

В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса.

Исходя из пункта 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Пунктами 3, 8, 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» закреплено, что налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ; выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации; взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Исходя из статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ закреплено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (пункт 6 статьи 108 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 135 НК РФ неправомерное неисполнение банком в установленный этим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Порядок оформления распоряжений о переводе денежных средств, перечень обязательных реквизитов, а также порядок приема банком указанных распоряжений установлен Положение Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Согласно пункту 1.1 Положения № 762-П Банк России, кредитные организации осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федеральных законов предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями; расчетов по аккредитиву; расчетов инкассовыми поручениями; расчетов чеками; расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование); расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Пунктом 2.10 Положения № 762-П установлено, что контроль достаточности денежных средств на банковском счете плательщика осуществляется банком плательщика при приеме к исполнению каждого распоряжения многократно или однократно в порядке, установленном банком. Достаточность денежных средств на банковском счете плательщика определяется исходя из остатка денежных средств, находящихся на банковском счете плательщика на начало текущего дня.

При достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения подлежат исполнению в последовательности их поступления в банк, получения акцепта от плательщика, если законодательством не предусмотрено изменение указанной последовательности. При приостановлении операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральными законами указанные распоряжения помещаются в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций по банковскому счету плательщика.

Принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для дальнейшего осуществления контроля достаточности денежных средств на банковском счете плательщика и исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены федеральным законом.

Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями пункта 2 которой предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При этом положения абзаца 7 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Исходя из пунктов 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях этого Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено этим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с данным Законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором данного пункта; в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

В случае недостаточности имеющихся у должника денежных средств для погашения всей текущей задолженности, относящейся ко второй очереди удовлетворения, расчеты с кредиторами согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве производятся в порядке календарной очередности. Вопрос об изменении календарной очередности погашения текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения (о приоритетном погашении требований по заработной плате) может быть разрешен судом, рассматривающим дело о банкротстве, с учетом сохраняющих свою силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве календарная очередность определяется кредитной организацией исходя из момента поступления в кредитную организацию распоряжения.

Кредитная организация осуществляет контроль за соблюдением предусмотренной статьей 134 Закона № 127-ФЗ очередности при расходовании денежных средств со счета должника, осуществляя проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе.

Банк не обязан устанавливать содержание каждой хозяйственной операции, для целей исполнения которой, должником осуществляется текущий платеж, а только обеспечивает проверку представленных документов по формальным признакам, и не вправе произвольно, вопреки реквизитам платежным документов, представленных арбитражным управляющим, изменять очередность исполнения представленного арбитражным управляющим платежного документа, тем более при отсутствии очевидных признаков злоупотребления арбитражным управляющим нормативными стандартами осуществления его деятельности.

Как следует из материалов дела, банк привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 Кодекса за неисполнение инкассовых поручений налоговой инспекции о перечислении налогов, страховых взносов, в бюджет в отношении организации-должника ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», ИНН 1834100050, находящегося в процедуре банкротства.

Первое инкассовое поручение налогового органа № 126160 на сумму 979974,41 руб. датировано 17.12.2018 и поступило в банк 18.12.2018, при этом, к этому моменту в картотеке № 2 ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» уже имелись неисполненные и не отозванные поручения от 13.12.2018 № 100, № 101, № 102, № 103, № 104, № 105, № 106, № 107 (каждое на 50 000 000 руб.) на оплату труда лиц, работающих/работавших в данном обществе.

Данный факт, а также то обстоятельство, что задолженность как по заработной плате, так и по страховым взносам относятся к одной очереди текущих платежей – второй, сторонами не оспаривается.

Следовательно, с учетом вышеизложенных положений норм законодательства, в данном случае погашение текущей задолженности по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, и по страховым взносам, относящейся ко второй очереди удовлетворения, должно было производиться в порядке календарной очередности.

Таким образом, поскольку до поступления в банк инкассового поручения налогового органа от 17.12.2018 № 126160 уже имелись поручения по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам в ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», относящиеся к той же очереди, но имеющие более раннюю календарную очередность, указанное выше поручение не могло быть исполнено до исполнения предыдущих требований.

Оснований для отказа в принятии платежных поручений общества, а также для преимущественного выполнения инкассовых поручений налогового органа перед платежными документами на оплату заработной платы, платежей предыдущей календарной очереди, у банка не имелось.

Доводы налогового органа о том, что банк своевременно не исполнил предыдущие поручения по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам при поступлении на счет должника денежных средств, судом отклоняются, так как данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку оно никак не может свидетельствовать об исполнимости поручения инспекции от 17.12.2018 № 126160 и иных более поздних инкассовых поручений, за неисполнение которых банк был привлечен к ответственности. Инспекция фактически привлекла банк к ответственности за неисполнение ее поручений, которые могли быть исполнены банком только с нарушением прав работников ПАО «Газпром Спецгазавтотранс».

При этом из пояснений заявителя следует, а также подтверждается представленными в дело доказательствами, что банк не мог исполнить имеющиеся в картотеке поручения по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, сразу после поступления денежных средств на счет  ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» в связи с тем, что обществом не были представлены соответствующие реестры на выплату заработной платы с указанием лиц и конкретных сумм, подлежащих им выплат.

Банк неоднократно обращался к конкурсному управляющему ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» с требованием о предоставлении ведомостей/реестров на выплату заработной платы (письма от 03.06.2021 № 314.9-3/567, от 16.07.2021 № 314.9-3/779). Письмом от 17.03.2021, направленным в адрес общества посредством системы «Банк-Клиент», Банк уведомил клиента о наличии на его счете № 40702810500320302494 денежных средств в размере 44 045 204,65 руб., а также доведена информация о том, что в очереди распоряжений, не исполненных в срок (картотека № 2), находятся платежные поручения на перевод денежных средств работникам общества в рамках зарплатного проекта и инкассовые поручения налогового органа по текущим платежам второй очереди по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В целях оплаты картотеки платежных документов, Банк просил предоставить реестр на зачисление денежных средств на счета работников общества. Также Банком регулярно направлялись письма на электронный адрес общества: 05.04.2021, 06.04.2021, 07.04.2021, 08.04.2021, 17.06.2021, 18.06.2021 с уведомлениями о необходимости предоставления реестров к соответствующим платежным поручениям по оплате заработной платы.

Реестры на выплату заработной платы по платежным поручениям поступили в Банк 17.11.2020, 23.11.2020, 26.11.2020, 30.11.2020, 23.12.2020, 19.01.2021, 29.01.2021, 18.02.2021, 02.03.2021, 11.03.2021, 22.03.2021, 30.03.2021, 01.04.2021, 05.04.2021, 07.04.2021, 19.04.2021, 21.04.2021, 28.04.2021, 30.04.2021, что подтверждается электронными письмами ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» с приложением копий указанных реестров.

Таким образом, суд считает, что в данном случае отсутствует виновное бездействие со стороны АО «Газпромбанк». По мере поступления в Банк реестров на выплату заработной платы производилось перечисление денежных средств.

Кроме того, представитель конкурсного управляющего ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» пояснил, что задолженность по заработной плате перед работниками общества, компенсация за задержку выплату заработной платы, выходное пособие при увольнении, алименты, государственные пособия за период с 08.08.2017 по 17.07.2020 (2-я очередь текущих платежей) составила 2 607 335 230,50 руб., за период с 17.07.2020 по январь 2022г. – 271 853 724, 13 руб. Представление ведомостей на выплату заработной платы одновременно с платежными поручениями не представлялось возможным в связи с многочисленными трудовыми спорами между работниками и обществом в судах по суммам причитающихся им выплат.

Указанные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты, иного не доказано.

Доказательств того, что банк преднамеренно удерживал предъявленные к расчетному счету должника инкассовые поручения налогового органа, материалы дела не содержат. Из представленного Банком реестра погашения текущей задолженности по требованиям налогового органа следует, что АО «Газпромбанк» производил платежи по инкассовым поручениям в порядке календарной очереди, спорные поручения на момент вынесения оспариваемого решения были оплачены 31.08.2021, 09.09.2021, 10.09.2021. Всего за период с 18.12.2018 по 22.09.2022 оплачено инкассовых поручений налогового органа на сумму 9 353 632, 51 руб.

Привлечение к налоговой ответственности предполагает наличие в действиях лица состава налогового правонарушения, как объективной, так и субъективной стороны.

С учетом совокупности вышеизложенных обстоятельств,  суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не представил достаточных доказательств в обоснование своей позиции и не доказал наличие в действиях банка состава налогового правонарушения, предусмотренного п.1. ст.135 НК РФ.

Доводы налогового органа о достаточности денежных средств в конкретный временной интервал для исполнения имеющих платежных документов самостоятельного определяющего значения не имеют.

Ссылки ответчика на то, что в нарушение очередности, установленной п. 2 ст.134 Закона о банкротстве, Банком по счету клиента осуществлены расходные операции по оплате комиссии за ведение банковского счета по договору от 01.11.2022 № 362, судом отклоняются, поскольку согласно п. 40.1 Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 60 (ред. от 20.12.2016) «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», к первой очереди текущих обязательств (абзац второй пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве) в любой процедуре банкротства относится, в частности, оплата услуг кредитной организации по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Соответственно, оплата комиссии за банковские услуги является первоочередной относительно текущей задолженности по заработной плате и страховым взносам.

Также судом не принимаются доводы УФНС России по УР о том, что заявитель должен был расторгнуть договор № 4/юр на оказание услуг по зарплатному проекту, заключенному с ПАО «Газпром Спецгазавтотранс», поскольку проверка исполнений условий договора гражданско-правового характера в данном случае не входит в полномочия налогового органа. Кроме того, сами по себе случаи не предоставления обществом ведомостей на перевод денежных средств со счета общества на счета держателей карт не свидетельствуют о неисполнении ПАО «Газпром Спецгазавтотранс» своих обязательств и о безусловной обязанности Банка инициировать процедуру расторжения договора, поскольку в целом договор продолжает действовать, стороны по нему осуществляют свои права и обязанности, равно как и не возникает законных оснований по исключению из картотеки неисполненных распоряжений по выплате заработной платы. В силу п. 4.1. договора №4/юр на оказание услуг по зарплатному проекту за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных названным договором Банк рискует понести имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

При изложенных обстоятельствах, при недоказанности налоговым органом состава налогового правонарушения, в том числе вины банка в его совершении, исходя из положений пункта 6 статьи 108, подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 109 Кодекса, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 22.09.2022 № 04-02/27 (с учетом внесенных в него изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 18.01.2023 №06-08/00632@) подлежит признанию незаконным, заявленное требование - удовлетворению.

На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 3000 руб.

Руководствуясь  ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1.Признать недействительным вынесенное в отношении Акционерного общества «Газпромбанк» г. Москва решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Удмуртской Республике г.Ижевск от 22.09.2022 № 04-02/27 (с учетом внесенных в него изменений решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 18.01.2023 №06-08/00632@).

2.Взыскать в пользу Акционерного общества «Газпромбанк» г. Москва 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины с Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 М.С. Сидорова