НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 29.05.2018 № А71-4589/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-4589/2018

30 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 30 мая 2018 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Хазиева Фирдавися Муллануровича г.Можга о признании незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) г. Можга по отказу в возврате страховых взносов, при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Удмуртской Республике г. Можга

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Валиуллина А.Т. по доверенности от 15.02.2018,

от ответчика: Березиной Н.И. по доверенности от 12.2017,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Хазиев Фирдавись Мулланурович (далее ИП Хазиев Ф.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом заявления об уточнении предмета требований (л.д.54) о признании незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Можге Удмуртской Республики (межрайонного) (далее Управление Пенсионного фонда) по отказу в возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 год в размере 28 257 руб. 70 коп. и об обязании Управления Пенсионного фонда устранить нарушение прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 28 257 руб. 70 коп.

Третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Удмуртской Республике (далее Межрайонная ИФНС России № 7 по УР, налоговый орган) отзыв не представила, явку представителей в судебное заседание не обеспечила. Дело на основании ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) рассмотрено в отсутствие представителей налогового органа, надлежащим образом извещенного о начавшемся судебном разбирательстве, неявка которых не является препятствием для рассмотрения дела.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей следует учитывать доходы, уменьшенные на величину расходов, то есть по аналогии с определением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год были исчислены и уплачены без учета расходов, то в результате образовалась переплата по страховым взносам в сумме 28 257 руб. 70 коп.

Управление Пенсионного фонда требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.27-28), указав, что доход заявителя по переданным сведениям налогового органа за 2014 год составлял 3 146 765 руб. Соответственно, сумма страховых взносов за 2014 год составила – 28 467 руб. 65 коп. Страховые взносы предпринимателем уплачены в полном объеме. Таким образом, по мнению пенсионного фонда, перерасчет страховых взносов за 2014 год возможен после получения новых сведений о доходах из налогового органа.

Как следует из материалов дела, согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ), действовавшего за период до 01.01.2017, ИП Хазиев Ф.М. являлся плательщиком страховых взносов.

В период с 2014 по 2015 г.г. ИП Хазиев Ф.М. осуществлял предпринимательскую деятельность, облагаемую по двум режимам налогообложения: общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход.

Согласно представленной в Межрайонную ИФНС России №7 по УР налоговой декларации по УСН за 2014 год следует, что доход ИП Хазиева Ф.М. от предпринимательской деятельности составил 3 146 765 руб., сумма расходов составила 2 825 770 руб., налоговая база для исчисления УСН составила 320995 руб.

Таким образом, сумма страховых взносов за 2014 год составила (320 995 руб. – 300 000 руб.) х 1% = 209 руб. 95 коп. и в фиксированном размере 17 328 руб. 48 коп.

Заявителем своевременно были уплачены страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии за 2014 в общей сумме 29 673 руб.

Согласно реестру поступления платежей по страхователю, представленному Управлением Пенсионного фонда (л.д.30), уплаченные ИП Хазиевым Ф.М. страховые взносы в размере 29 463 руб. 05 коп. были учтены следующим образом: 28 467 руб. 65 коп. в счет уплаты 1% за 2014 год; 1205 руб. 35 коп. в счет уплаты фиксированного платежа за 2015 год.

При расчете сумм страховых взносов, подлежащих уплате, ИП Хазиев Ф.М. руководствовался доходом, полученным в отчетный период, без уменьшения полученного дохода на произведенные расходы.

С учетом зачета излишне уплаченных платежей в размере 1205 руб. 35 коп. в счет уплаты фиксированного платежа за 2015 год, образовалась переплата 1% за 2014 год в размере 28 257 руб. 70 коп. (28 467 руб. 65 коп. – 209 руб. 95 коп.)

20.03.2018 заявитель обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов (л.д.13).

Управление Пенсионного фонда, рассмотрев данное заявление, направило заявителю ответ от 21.03.2018 №09/610 об отказе в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов (л.д.81-82), ссылаясь на то, что перерасчет страховых взносов за период с 2014-2015 год возможен после получения новых сведений о доходах из налогового органа. Иных оснований для перерасчета сумм страховых взносов с учетом положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П не имеется.

Считая, что действия Управления Пенсионного фонда по отказу в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов являются незаконными, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав представителя ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу ст. 26 Закона №212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии со ст. 27 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов, установив факт излишнего взыскания страховых взносов, обязан сообщить об этом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

Заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.

Заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.

Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст. 26 Закона № 212-ФЗ.

Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в ст.14 Закона №212-ФЗ.

Согласно подп.1.1. ч.1 ст.14 Закона №212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с ч.8 ст.14 Закона № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1), для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (п.4); для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются (п.6).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем, при определении дохода для исчисления страховых взносов, Управление Пенсионного фонда не учло расходы, произведенные предпринимателем, с учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в период с 2014 по 2015 г.г. ИП Хазиев Ф.М. осуществлял предпринимательскую деятельность, облагаемую по двум режимам налогообложения: общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход.

Согласно представленной в Межрайонную ИФНС России №7 по УР налоговой декларации по УСН за 2014 год следует, что доход ИП Хазиева Ф.М. от предпринимательской деятельности предпринимателя составил 3 146 765 руб., сумма расходов составила 2 825 770 руб., налоговая база для исчисления УСН составила 320 995 руб. (л.д.15).

Заявителем своевременно были уплачены страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии за 2014 в общей сумме 29 673 руб.

Согласно Реестру поступления платежей по страхователю, представленному Управлением Пенсионного фонда (л.д.55), уплаченные ИП Хазиевым Ф.М. страховые взносы в размере 29 673 руб. зачтены следующим образом: 28 467 руб. 65 коп. в счет уплаты 1% за 2014 год; 1205 руб. 35 коп. в счет уплаты фиксированного платежа за 2015 год.

Между тем, сумма страховых взносов за 2014 год предпринимателя к уплате должна была составить (320 995 руб. – 300 000 руб.) х 1% = 209 руб. 95 коп. и в фиксированном размере 17 328 руб. 48 коп.

При расчете сумм страховых взносов, подлежащих уплате, ИП Хазиев Ф.М. руководствовался доходом, полученным в отчетный период, без уменьшения полученного дохода на произведенные расходы.

В результате неправильного исчисления страховых взносов ИП Хазиевым Ф.М. в 2014 году излишне уплачена сумма страховых взносов в размере 28 257 руб. 70 коп. (28 467 руб. 65 коп. – 209 руб. 95 коп.).

При этом, ИП Хазиев Ф.М. просит вернуть излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 28 257 руб. 70 коп.

В ходе судебного разбирательства Управление Пенсионного фонда с расчетом заявителя согласилось.

Кроме того, как следует из пояснений заявителя и Управления Пенсионного фонда, исчисление страховых взносов в указанном размере, произведено исходя из размера полученного предпринимателем в 2014г. дохода, без его уменьшения на сумму понесенных расходов.

Таким образом, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате на сумму 28 257 руб. 70 коп.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 21 Закона №250-ФЗ от 03.07.2016 решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Исходя из изложенного, возврату предшествует обращение плательщика с заявлением по установленной форме в пределах трехлетнего срока со дня уплаты страховых взносов при условии наличия соответствующей переплаты и отсутствии задолженности.

Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе, расчета по плательщику за 2014-2016 г.г., справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 28.03.2018, реестра поступления платежей за 2014-2016 годы следует, что у предпринимателя задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафов отсутствует (л.д.29, 30, 35, 55).

Поскольку факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014 год в размере 28 257 руб. 70 коп. подтверждается материалами дела, суд приходит к выводу о том, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали законные основания для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты по страховым взносам.

На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, действия Управления Пенсионного фонда по отказу в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов за 2014 год в размере 28 257 руб. 70 коп. признаются незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ, а также принимая во внимание, что спорные отношения возникли до 01.01.2017, в связи с чем в соответствии с ч.1 ст.19 Закона №250-ФЗ данные действия осуществляются фондом и подлежит применению порядок, установленный Законом №212-ФЗ, Управление Пенсионного фонда обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 28 257 руб. 70 коп.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) по отказу в возврате индивидуальному предпринимателю Хазиеву Фирдависю Муллануровичу суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 год в размере 28 257 руб. 70 коп., как несоответствующие Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Хазиева Фирдависа Муллануровича путем принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 28 257 руб. 70 коп.

2. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу индивидуального предпринимателя Хазиева Фирдависа Муллануровича г.Можга 300 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Мосина