АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-12698/2015
28 декабря 2015г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н.Кудрявцева, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики г.Ижевск о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой» г.Ижевск задолженности в размере 17631 руб. 14 коп., без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой»(далее ООО «Ремстрой», общество, ответчик) 17631 руб. 14 коп., в том числе 13525 руб. 95 коп. недоимки по страховым взносам, 1400 руб. штрафа по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ), 2705 руб. 19 коп. штрафа по ч. 1 ст. 47 Закона №212-ФЗ на основании решения управления от 17.04.2015 №136/2014-3/3.
Ответчик отзыв на заявление в установленные судом сроки не представил, возражений по существу требований не заявил. Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные заявителем 12.11.2015.
В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, 03.10.2014 ООО «Ремстрой»в управление представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2014 года.
Управлением проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.07.2014 по 30.09.2014.
В рамках проверки обществу выставлено требование от 26.11.2014 о предоставлении необходимых документов в срок не позднее 29.12.2014, а именно - устав организации, решение учредителя о назначении на должность руководителя организации, штатное расписание, договор на финансовую помощь, оборотно-сальдовая ведомость, карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат, расчетные листы всех сотрудников, свод по видам оплат начислений, приказ о принятии на работу ФИО1, книга учета доходов и расходов за 9 месяцев 2014 года (л.д. 13).
15 декабря 2014 года ООО «Ремстрой» запрашиваемые документы были представлены не в полном объеме (отсутствовали штатное расписание, оборотно-сальдовая ведомость, карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат, расчетные листы всех сотрудников, свод по видам оплат начислений, приказ о принятии на работу ФИО1, книга учета доходов и расходов за 9 месяцев 2014 года).
По результатам проверки управлением составлен акт от 26.01.2015 №136/2014-3/1.
Рассмотрев акт и материалы камеральной проверки управлением вынесено решение от 17.04.2015 №136/2014-3/3 (л.д. 38-41), которым ООО «Ремстрой»привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа за неуплату страховых взносов в сумме 2705 руб. 19 коп., штрафа по ст. 48 Закона №212-ФЗ в размере 1400 руб. за непредставление документов, необходимых для исчисления страховых взносов, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13525 руб. 95 коп. и пени. Размер пени в решении не указан.
Основанием для доначисления страховых взносов и привлечения общества к ответственности послужили выводы управления о том, что ООО «Ремстрой»в проверяемом периоде осуществляло хозяйственную деятельность, руководитель общества ФИО2 выполнял свои функции, однако заработная плата ему не начислялась, соответственно, страховые взносы не перечислялись, что является нарушением законодательства о страховых взносах. Расчетным путем управлением начислены страховые взносы с июля по сентябрь 2014 года исходя из базы, равной минимальному размеру оплаты труда с учетом районного коэффициента. Также, страховые взносы начислены по ФИО3, уплачивающего алименты с заработной платы, составляющей 10250 руб.
Основанием для привлечения к ответственности по ст. 48 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 1400 руб. послужило непредставление запрашиваемых документов заявителем по требованию управления.
Направленное в адрес ООО «Ремстрой»требование об уплате недоимки и штрафов от 27.05.2015 №136/2014-3/4 обществом не исполнено, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, что в проверяемый период наблюдалось движение денежных средств по расчетному счету ООО «Ремстрой», свидетельствующее об осуществлении хозяйственной деятельности. Характер деятельности указывает на невозможность её осуществления без участия руководителя, а, следовательно, выполнения последним трудовой функции, которая подлежит вознаграждению путем начисления заработной платы в размере, не ниже минимально установленного. С указанных сумм подлежали уплате страховые взносы. Представление «нулевого» расчета за 9 месяцев 2014 года и ведение деятельности свидетельствует о неправомерном занижении ООО «Ремстрой»базы для исчисления страховых взносов. В соответствии с данными выписки по операциям на счете организации в ОАО «БЫСТРОБАНК» за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 на счет организации поступили денежные средства в размере 15000 руб., ООО «Ремстрой» оплачивает алименты с ФИО1 на счет ФИО4, а также получает финансовую помощь от физического лица в соответствии с представленными по требованию договором займа от 15.09.2014 №09/14, что также свидетельствует о ведении плательщиком страховых взносов финансово-хозяйственной деятельности.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона №212-ФЗ указанный Федеральный законрегулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона №212-ФЗ.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,основанием для доначисления заявителю недоимки по страховым взносам и штрафа, явились выводы управления о неправомерном занижении базы для начисления страховых взносов, выразившееся в неначислении заработной платы руководителю общества, являющемуся его учредителем.
При этом из представленных по делу доказательства следует, что выплаты в пользу директора общества, являющегося его учредителем, в проверяемый период не производились, обществом трудовые договоры с физическими лицами не заключались, выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений также не производились.
Судом отклоняется довод пенсионного фонда о том, что плательщик ведет финансово-хозяйственную деятельность, поскольку получает финансовую помощь от физического лица по договору займа на основании следующего.
Между тем, положениями статьи 135 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В данном случае указанные выплаты не входят в состав заработной платы, не связаны с выполнением трудовых обязанностей, не носят компенсационного или стимулирующего характера, носят единовременный характер, в связи с чем, на них не подлежат начислению страховые взносы.
В нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ пенсионным органом доказательств обратного не представило.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и физическим лицом – ФИО2 и не является основанием для вывода о том, что указанные выплаты, представляют собой оплату труда, поскольку между обществом и указанным физическим лицом заключались договоры займа.
Согласно пункту 1 статьи 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег и других вещей.
В представленных договорах определен размер денежных средств, сроки их возврата, что позволяет сделать вывод о том, что указанные выплаты производились на основании разовых соглашений о краткосрочных займах, в связи с чем, выплаты по договору займа не являются доходом, а являются возвратом ранее полученного займа, и соответственно в силу части 3 статьи 7 Закона №212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Таким образом, в нарушение статьи 200 АПК РФ Фондом не представлено доказательств, что указанные договора заключались во исполнение обязательств, предусмотренных трудовыми договорами, носят признаки заработной платы и на них подлежат начислению страховые взносы.
Поскольку у общества в проверяемый период отсутствовали выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, следовательно, отсутствовала база для начисления страховых взносов. Иного из материалов дела не следует и управлением в порядке ст.ст. 65 АПК РФ не доказано.
Судом также учтено, что заявителем сумма страховых взносов по ФИО2 определена расчетным путем исходя из минимального размера оплаты труда.
Закон №212-ФЗ не содержит положений, позволяющих органу контроля при отсутствии у плательщика базы для начисления страховых взносов самостоятельно расчетным путем, в том числе исходя из минимального размера оплаты труда, определить базу для начисления страховых взносов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы.
Перечень случаев определения органами контроля за уплатой страховых взносов суммы страховых взносов,подлежащих уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем является закрытым, как это видно из содержания вышеприведенной нормы.
Управлением в ходе проверки не были установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии учета объектов обложения страховыми взносами ООО «Ремстрой»или ведении такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы.
То есть, у управления в данном случае отсутствовали правовые основания определять суммы страховых взносов расчетным путем.
Пенсионным фондом были доначислены страховые взносы по ФИО3 из расчета заработной платы в размере 10250 руб. 00 коп., в связи с перечислением последним алиментов.
Между тем, перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона №212-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Пенсионным фондом в материалы дела представлена расписка ФИО1 от 01.06.2014, из которой следует, что ФИО1 попросил ФИО2 от имени ООО «Ремстрой» осуществить перечисление алиментов из личных денег, передаваемых ФИО1 обществу, в связи с отсутствием трудоустройства последнего (л.д.17).
Выпиской по операциям на счете организаций ООО «Ремстрой» подтверждается перечисление алиментов ФИО4 (л.д.12, оборот л.д. 12).
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается отсутствие трудовых отношений ООО «Ремстрой» с ФИО3, соответственно вывод пенсионного органа о том, что ООО «Ремстрой» обязано было включить в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по ФИО3 является ошибочным.
Учитывая, что начисление заработной платы в обществе не производилось, застрахованных лиц не имелось, суд считает, что доначисление обществу страховых взносов и привлечение общества к ответственности по ст. 47 Закона №212-ФЗ является незаконным.
Требование заявителя в указанной части не подлежит удовлетворению.
В части привлечения ООО «Ремстрой» к ответственности по ст. 48 Закона №212-ФЗ за непредставление документов по требованию управления суд пришел к следующим выводам.
Управлением у заявителя в ходе камеральной проверки по требованию от 26.11.2014 был запрошен ряд документов.
ООО «Ремстрой»указанное требование в нарушение установленного срока исполнило не в полном объеме, в частности обществом не представлены штатное расписание, оборотно-сальдовая ведомость, карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат, расчетные листы всех сотрудников, свод по видам оплат начислений, приказ о принятии на работу ФИО1, книга учета доходов и расходов за 9 месяцев 2014 года, что явилось основанием для привлечения общества к ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов. Указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью, и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона №212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 37 Закона №212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 48 Закона №212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 №120р утверждены Методические рекомендации для территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов. В частности, в п. 2.3 данных Методических рекомендаций уточняется, что органы ПФР вправе истребовать те документы, которые относятся к предмету проверки. Само же требование по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 27.11.2013 №698н, должно содержать определенные данные о таких документах: их реквизиты, наименования, количество.
Поскольку в рассматриваемом случае управление проводило камеральную проверку расчета по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года, он мог истребовать у страхователя документы, необходимые для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за 3 квартал 2014г., то есть первичные и иные документы учета выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг).
Факт несвоевременного представления ООО «Ремстрой» в срок установленный в требовании документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Вместе с тем, истребованные заявителем оборотно-сальдовые ведомости по счетам, являются регистрами бухгалтерского учета и их ведение в обязательном порядке ни налоговым, ни иным законодательством не предусмотрено.
В связи с тем, что материалами дела подтверждается отсутствие трудовых отношений ООО «Ремстрой» с ФИО1, соответственно оснований для предоставления обществом запрашиваемого пенсионным органом приказа о принятии на работу ФИО1 не имелось.
Таким образом, суд считает, что требование заявителя о взыскании с ответчика штрафа по ст. 48 Закона №212-ФЗ подлежит удовлетворению в сумме 1000 руб. В остальной части заявленных требований суд отказывает.
На основании ст. 110 АПК РФ и с учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст.ст. ст. ст. 167 - 171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ремстрой», <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица 1061831042833, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 17.11.2008, место государственной регистрации - г. Ижевск:
1.1 в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 1000 руб. штрафа;
1.2 в доход федерального бюджета 113 руб. государственной пошлины.
2. В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.Н.Кудрявцев