НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 28.07.2014 № А71-9301/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск                                                                   Дело №А71-9301/2013

29 июля  2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2014 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи  М.Н. Кудрявцева  при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном  заседании  дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала в  г. Ижевске   к  Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики г. Ижевск, с участием Удмуртского транспортного прокурора г. Ижевск об отмене постановления административного органа от 09.08.2012

с участием представителей сторон:

от заявителя: Шарычевой Ю.С. по доверенности от 21.11.2012,

от ответчика: не явился, извещен;

от прокурора: старший  помощник  прокурора Лаптевой К.В., служебное удостоверение,

                                                     УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала г. Ижевск (далее – ОАО «РЖД», заявитель, общество)   обратилось  в  Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) от 09.08.2012 о привлечении к административной ответственности, в соответствии с  которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации,  с назначением штрафа в размере 500 000 руб.

          Решением  Арбитражного суда Удмуртской Республики  от 04.12.2014 по  настоящему делу в удовлетворении  заявления  ОАО «РЖД» было отказано.

          Постановлением  Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда  от 13.02.2014 № 17 АП-16637/2013-АК  указанное  решение  арбитражного суда  оставлено  без изменения.

          Постановлением  Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 02 июня 2014 года № Ф09-2217/14 решение  Арбитражного суда Удмуртской Республики  от 04.12.2014 по делу А71-9301/2013 и постановление  Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда  от 13.02.2014 № 17 АП-16637/2013-АК по тому же делу  отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

          Суд кассационной инстанций  не согласился  с выводами  суда первой и  апелляционной  инстанций   о том, что  возникновение лесного пожара  произошло  непосредственно  вследствие нарушения заявителем Правил пожарной безопасности  в лесах, и о наличии  в действия общества признаков состава административного правонарушения, ответственность  за которое   предусмотрена  ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку  указанная  в акте  о лесном пожаре  от 27.06.2013 № 1 причина пожара, не судами не исследована.

          При новом рассмотрении дела   судом установлено.

          Удмуртским  транспортным прокурором установлено, что по состоянию на 26 июня 2013 года участки полосы отвода железной дороги на 4 пикете 31 км-9 пикете 32 участка пути Люк-Меньил Горьковской Железной дороги, примыкающие к лесным массивам выдела 2 квартала 56, выделов 9,12 квартала 57 Меньильского участкового лесничества ГКУ УР «Игринское лесничество», расположенным в Игринском районе Удмуртской Республики, не были очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на указанных участках пути не отделены от опушки леса противопожарной минерализованной полосой, что привело к возгоранию горючих материалов, находящихся в полосе отвода железной дороги, с переходом огня на лесной фонд Удмуртской Республики и возникновению лесного пожара в выделе 2 квартала 56 Меньильского участкового лесничества Игринского лесничества, в результате которого повреждено 0.33 га лесной площади и 0,57 не лесной площади, причинён вред лесам на общую сумму 81123 руб. Размер вреда рассчитан согласно Постановлению Правительства РФ от 078.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

По указанным обстоятельствам Удмуртским транспортным прокурором  24 июля 2013 года в отношении ОАО «РЖД» и в присутствии его защитника  было вынесено постановление  о возбуждении  дела  об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Материалы   административного  дела  переданы прокурором  для  рассмотрения по подведомственности Министерству  лесного хозяйства  Удмуртской  Республики. Министерством   по результатам  рассмотрения  дела  вынесено постановление от 09.08.2012, в соответствии с которым  ОАО «Российские  железные дороги» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4ст.8.32 КоАП РФ, за административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью.

Общество  не согласилось  с привлечением его к административной ответственности,  считая, что   материалами расследования лесного пожара ГКУ УР «Игринское лесничество» , материалами проверки прокуратуры и материалами дела о совершении административного правонарушения не подтверждается, что пожар возник именно вследствие неправомерных действий Общества. Наличие причинно-следственной связи   между  действием  (бездействием)  ОАО «РЖД»  и возникновением  лесного пожара не установлено,  что, по мнению заявителя,  исключает квалификацию   правонарушения  по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.

ОАО «РЖД» указало, что предприняло все возможные меры для содержания указанного участка, а именно: заключило договор на выполнение работ/услуг в области защитного лесоразделения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры ГЖД-филиала РЖД  от 27 июня 2011г. № 654 с ЗАО «Реммагистраль» (далее-Подрядчик). Согласно дополнительному соглашению № 5 от 14.01.2013 к указанному договору на участке с 31км пикета 4 Подрядчик взял на себя обязательство выполнить и  выполнял в период с 01 января 2013 года работы по валке деревьев, угрожающих своим падением, сплошной вырубке древесно-кустарниковой растительности, срезке сорной травы. Однако  Подрядчиком не была осуществлена утилизация порубочных остатков.

Дело в соответствии со  ст. 146, 205 АПК РФ рассмотрено в отсутствие  надлежащим образом, уведомленного о времени и месте  рассмотрения  дела заявителя.  

Прокурор требования заявителя  не признал,  считает квалификацию  действий  (бездействия) ОАО  «РЖД» по ч. 4 ст. 8.32  КоАП  РФ   правильной,  поскольку  лесной пожар  возник  в результате  нарушения заявителем Правил  пожарной безопасности в лесах,

          Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения  лиц участвующих в деле  по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

  В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

 Частью  4 ст. 8.32 Кодекса предусмотрено, что  нарушение правил пожарной безопасности в лесах,  повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. 

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).

Названные Правила утверждены в соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 27 Правил пожарной безопасности предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, в соответствии с которыми полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Пунктом  4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;  отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (подпункты «г» и «д»).

Как следует из представленных материалов, ОАО «РЖД» нарушены пункт 27 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункты «г», «д» п.4 Правил установления и использования  полос отвода и охранных зон железных дорог, выразившееся не очистке от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов полосы отвода железной дороги,  в отсутствии минерализованной полосы  на границе между земельным участком, переданным в аренду и лесом. 

В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" в случае, если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение (например, по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ. Таким  образом,  при квалификации  действий  по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ  необходимо доказать  факт неосторожного обращения  с огнем или  иным источником  повышенной  опасности или  иные  воздействия  на лесные  насаждения,  повлекшие возникновение  пожара.

Таких доказательств  административным органом  в нарушение  требований  ст. 210 АПК РФ, ст. 26.1 КоАП  РФ  административным органом  не представлено.

В соответствии с имеющимся в деле  актом  от 27 июня 2013 года № 1 о лесном пожаре в качестве   предполагаемой  причины  пожара  указана  неисправность  искрогасителей  тепловозов (т. 1  л.д.53-55). Однако   доказательств того, что   производилось   расследование   возникновения причины пожара  и установлена действительная, а не предполагаемая  его причина, административным органом  не   представлено.

Таким образом,  административным органом   действия   ОАО «РЖД»  необоснованно квалифицированы  по ч. 4 ст. 8.32 КоАП  РФ.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление  признается  судом  незаконным и подлежит отмене.

        Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ  не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211   Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л :

 Заявление ОАО «Российские железные дороги»  удовлетворить,  постановление  Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 09.08.2013 о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ   признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

          Судья                                                             М.Н. Кудрявцев