АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело №А71-9301/2013
29 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2014 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала в г. Ижевске к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики г. Ижевск, с участием Удмуртского транспортного прокурора г. Ижевск об отмене постановления административного органа от 09.08.2012
с участием представителей сторон:
от заявителя: Шарычевой Ю.С. по доверенности от 21.11.2012,
от ответчика: не явился, извещен;
от прокурора: старший помощник прокурора Лаптевой К.В., служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала г. Ижевск (далее – ОАО «РЖД», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) от 09.08.2012 о привлечении к административной ответственности, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации, с назначением штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявления ОАО «РЖД» было отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 № 17 АП-16637/2013-АК указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 02 июня 2014 года № Ф09-2217/14 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.12.2014 по делу А71-9301/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 № 17 АП-16637/2013-АК по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Суд кассационной инстанций не согласился с выводами суда первой и апелляционной инстанций о том, что возникновение лесного пожара произошло непосредственно вследствие нарушения заявителем Правил пожарной безопасности в лесах, и о наличии в действия общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку указанная в акте о лесном пожаре от 27.06.2013 № 1 причина пожара, не судами не исследована.
При новом рассмотрении дела судом установлено.
Удмуртским транспортным прокурором установлено, что по состоянию на 26 июня 2013 года участки полосы отвода железной дороги на 4 пикете 31 км-9 пикете 32 участка пути Люк-Меньил Горьковской Железной дороги, примыкающие к лесным массивам выдела 2 квартала 56, выделов 9,12 квартала 57 Меньильского участкового лесничества ГКУ УР «Игринское лесничество», расположенным в Игринском районе Удмуртской Республики, не были очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на указанных участках пути не отделены от опушки леса противопожарной минерализованной полосой, что привело к возгоранию горючих материалов, находящихся в полосе отвода железной дороги, с переходом огня на лесной фонд Удмуртской Республики и возникновению лесного пожара в выделе 2 квартала 56 Меньильского участкового лесничества Игринского лесничества, в результате которого повреждено 0.33 га лесной площади и 0,57 не лесной площади, причинён вред лесам на общую сумму 81123 руб. Размер вреда рассчитан согласно Постановлению Правительства РФ от 078.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
По указанным обстоятельствам Удмуртским транспортным прокурором 24 июля 2013 года в отношении ОАО «РЖД» и в присутствии его защитника было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Материалы административного дела переданы прокурором для рассмотрения по подведомственности Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики. Министерством по результатам рассмотрения дела вынесено постановление от 09.08.2012, в соответствии с которым ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4ст.8.32 КоАП РФ, за административное правонарушение, выразившееся в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью.
Общество не согласилось с привлечением его к административной ответственности, считая, что материалами расследования лесного пожара ГКУ УР «Игринское лесничество» , материалами проверки прокуратуры и материалами дела о совершении административного правонарушения не подтверждается, что пожар возник именно вследствие неправомерных действий Общества. Наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) ОАО «РЖД» и возникновением лесного пожара не установлено, что, по мнению заявителя, исключает квалификацию правонарушения по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ.
ОАО «РЖД» указало, что предприняло все возможные меры для содержания указанного участка, а именно: заключило договор на выполнение работ/услуг в области защитного лесоразделения, содержания земельных участков полосы отвода и охранных зон, озеленения и благоустройства, борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах инфраструктуры ГЖД-филиала РЖД от 27 июня 2011г. № 654 с ЗАО «Реммагистраль» (далее-Подрядчик). Согласно дополнительному соглашению № 5 от 14.01.2013 к указанному договору на участке с 31км пикета 4 Подрядчик взял на себя обязательство выполнить и выполнял в период с 01 января 2013 года работы по валке деревьев, угрожающих своим падением, сплошной вырубке древесно-кустарниковой растительности, срезке сорной травы. Однако Подрядчиком не была осуществлена утилизация порубочных остатков.
Дело в соответствии со ст. 146, 205 АПК РФ рассмотрено в отсутствие надлежащим образом, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела заявителя.
Прокурор требования заявителя не признал, считает квалификацию действий (бездействия) ОАО «РЖД» по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ правильной, поскольку лесной пожар возник в результате нарушения заявителем Правил пожарной безопасности в лесах,
Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения лиц участвующих в деле по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 4 ст. 8.32 Кодекса предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).
Названные Правила утверждены в соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 27 Правил пожарной безопасности предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, в соответствии с которыми полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 №611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (подпункты «г» и «д»).
Как следует из представленных материалов, ОАО «РЖД» нарушены пункт 27 Правил пожарной безопасности в лесах, подпункты «г», «д» п.4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, выразившееся не очистке от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов полосы отвода железной дороги, в отсутствии минерализованной полосы на границе между земельным участком, переданным в аренду и лесом.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" в случае, если неосторожное обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как административное правонарушение (например, по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ. Таким образом, при квалификации действий по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ необходимо доказать факт неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности или иные воздействия на лесные насаждения, повлекшие возникновение пожара.
Таких доказательств административным органом в нарушение требований ст. 210 АПК РФ, ст. 26.1 КоАП РФ административным органом не представлено.
В соответствии с имеющимся в деле актом от 27 июня 2013 года № 1 о лесном пожаре в качестве предполагаемой причины пожара указана неисправность искрогасителей тепловозов (т. 1 л.д.53-55). Однако доказательств того, что производилось расследование возникновения причины пожара и установлена действительная, а не предполагаемая его причина, административным органом не представлено.
Таким образом, административным органом действия ОАО «РЖД» необоснованно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление признается судом незаконным и подлежит отмене.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л :
Заявление ОАО «Российские железные дороги» удовлетворить, постановление Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 09.08.2013 о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.Н. Кудрявцев