426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71- 4915/2019 |
02 сентября 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2019 года
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2019 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Коротковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Култашева Сергея Витальевича г. Воткинск о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике г. Воткинск, выразившегося в неотражении в справке № 201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сабрековой Т.И. по доверенности от 25.01.2019;
от ответчика: Богатыревой Н.В. по доверенности от 15.01.2019, Шубиной Е.В. по доверенности от 09.01.2019
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Култашев Сергей Витальевич (далее – ИП Култашев С.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неотражении в справке № 201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Налоговый орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 20-27).
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Култашев С.В. с 05.03.2004 состоит на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, применяет упрощенную систему налогообложения в объектом налогообложения «доходы минус расходы. Доход предпринимателя за 2017 год составил 28954451 руб., сумма произведенных расходов составила 27795972 руб., налоговая база составила 1158479 руб.
ИП Култашевым С.В. сумма дополнительных страховых взносов за 2017 год, оплачиваемых сверх фиксированного платежа, оплачена из расчета 1% от суммы дохода свыше 300000 руб. без учета расходов.
Сумма страховых взносов за 2017 год составила (23400+((28954451-27795972-300000)*1%)=31958 руб.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике сформирована справка № 201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 18.02.2019, в которой отсутствуют сведения о переплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Заявителем подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее – УФНС России по УР) на действия (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, выразившиеся в неправомерном учете у ИП Култашева С.А. страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год, уплачиваемых сверх фиксированного платежа от дохода без учета расходов.
УФНС России по Удмуртской Республике подготовлен ответ от 22.03.2019 № 20-3-05/06017, согласно которому со ссылкой на разъяснения Минфина России указано, что в целях определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию для предпринимателей на УСН расходы, предусмотренные ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются.
Несогласие заявителя с бездействием Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике, выразившегося в неотражении в справке № 201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г., послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований указал, что ИП Култашев С.В., являясь индивидуальным предпринимателем и применяющий упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы), уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год сверх фиксированного платежа (1%) без учета расходов. В налоговую инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, согласно которой сумма дохода составила 287954451 руб. ИП Култашевым С.В. сумма дополнительных страховых взносов за 2017 год, уплачиваемых сверх фиксированного платежа, оплачена из расчёта 1% от суммы дохода свыше 300000 руб. без учета расходов. В связи с чем, у заявителя имеется переплата по дополнительным страховым взносам сверх фиксированного платежа за 2017 год. Согласно справке налоговой инспекции от 18.02.2019 № 201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей переплата у ИП Култашева С.В. за 2017 год отсутствует.
Заявителем произведена уплата страховых взносов в сумме 173927 руб. согласно следующим платежным поручениям: от 21.03.2017 № 45 в сумме 5850 руб., от 13.07.2017 № 126 в сумме 5850 руб., от 21.09.2017 № 186 в сумме 5850 руб., от 06.12.2017 № 242 в сумме 5850 руб., от 26.07.2018 № 124 в сумме 150527 руб. Поскольку инспекцией произведен зачет переплаты за 2016 год сумме 13274 руб. по сроку 01.01.2018 в счет уплаты 2017 года, то сумма переплаты за 2017 год составляет 155216 руб.
Налоговый орган указал, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование отсутствует у заявителя отсутствует. Индивидуальный предприниматель Култашев С.В. ошибочно исчислил сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 01.01.2017 по 31.12.2017 с учетом доходов, уменьшенных на величину расходов.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование после 01.01.2017 регулируется гл. 34 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: - для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со ст. 346.15 настоящего Кодекса.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом за 2017 год страховые взносы предпринимателя на обязательное пенсионное страхование исчислены в порядке п.п. 1 п.1 ст. 430, пп.3 п.9 ст. 430 НК РФ.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год, следует, что доход ИП Култашва С.В. от предпринимательской деятельности составил 28954451 руб., сумма произведенных расходов составила 27795972 руб., налоговая база для исчисления налога – 1158479 руб.
Сумма страховых взносов за 2017 год составила (23400+((28954451-27795972-300000)*1%)=31958 руб.
Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам у предпринимателя Култашева С.В. отсутствует.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П в целях решения вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
При этом в данном Постановлении № 27-П отмечено, что хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (Определение от 5 февраля 2004 года № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15 января 2009 года № 242-О-П).
Это во всяком случае относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (ст. 8; ст. 34 ч. 1; с 35 ч. 1).
В правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П отражено, что к расчетной базе для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию предъявляются требования экономической обоснованности ее установления, которые зависят от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагают при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Верховный Суд РФ в п. 27 Обзора судебной практики №3 (2017) разъяснил, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Доводы налоговой инспекции о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, так как заявитель использует УСН и освобожден, в том числе от уплаты налога на доходы физических лиц, не принимаются судом, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
С учетом изложенного, база для начисления страховых взносов за 2017 год должна определяться с учетом фактически произведенных расходов. Доказательств, свидетельствующих о наличии у предпринимателя задолженности, не представлено.
С учетом того, что налоговой инспекцией произведён зачет переплаты за 2016 год в сумме 13274 руб. по сроку 01.01.2018 в счет уплаты 2017 года, то сумма переплаты за 2017 год составляет 155216 руб. (141942 руб.+13274 руб.)
Целью запроса предпринимателем справки о состоянии расчетов по налогам и сборам являлась возможность вернуть излишне уплаченные суммы страховых взносов, в связи с чем, наличие в данной справках недостоверных сведений повлекло создание препятствий в их возврате, подаче соответствующего заявления в налоговый орган.
Частью 2 ст. 201 АПК РФ закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
С учетом принятого решения в порядке устранения допущенных нарушений прав заявителя суд возлагает на ответчика обязанность по устранению нарушения прав заявителя.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Следовательно, понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при обращении в суд в размере 300 руб. подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.Требование индивидуального предпринимателя Култашева Сергея Витальевича г. Воткинск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Удмуртской Республике, выразившееся в неотражении в справке №201631 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017г. в размере 155216 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике г.Воткинск устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Култашева Сергея Витальевича г. Воткинск.
2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Удмуртской Республике в пользу индивидуального предпринимателя Култашева Сергея Витальевича г. Воткинск 300 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова