426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 26 декабря 2023 года | Дело № А71- 5381/2023 |
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2023г.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2023г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.С. Бабкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Центр Содби» г. Москва к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Удмуртской Республике г. Ижевск: 1) от 12.12.2022 № 3316 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 106030 руб. 02 коп., соответствующих сумм пени и штрафов; 2) от 23.11.2022 № 3160 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления страховых взносов в общей сумме 242523 руб. 05 коп., соответствующих сумм пени и штрафов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.03.2023;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 29.05.2023, ФИО3 по доверенности от 29.05.2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Центр Содби» г. Москва (далее – ООО «Центр Содби», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее - Межрайонная ИФНС России № 10 по УР, налоговая инспекция) от 23.11.2022 № 3160 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления страховых взносов в общей сумме 242523 руб. 05 коп. (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ).
Делу присвоен номер №А71-5381/2023.
Также ООО «Центр Содби» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №10 по Удмуртской Республике г. Ижевск от 12.12.2022 № 3316 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 106030 руб. 02 коп., соответствующих сумм пени и штрафов (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ).
Делу присвоен номер №А71-5940/2023.
Определением суда дела от 30.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания, дела №А71-5381/2023 и №А71-5940/2023 объединены в одно производство с присвоением делу номера А71-5381/2023.
Определениями суда от 19.07.2023 была произведена процессуальная замена ответчика с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике на Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в связи с реорганизацией налоговых органов.
Решения оспариваются обществом по основаниям, изложенным в заявлениях, с учетом уточнения (т. 8 л.д. 72).
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, а также в письменных пояснениях (т. 1 л.д. 63-67, т. 5 л.д. 56-60, т. 8 л.д. 48-49, 74).
Из представленных по делу доказательств следует, что Межрайонной ИФНС России № 10 по УР проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО «Центр Содби» расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2021 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 20.05.2022 № 1289.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки принято решение от 23.11.2022 № 3160 о привлечении ООО «Центр Содби» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в сумме 8134,00 руб. Заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 1301540,43 руб., пени в общей сумме 253205,55 руб. (т. 2 л.д. 56-89).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 21.02.2023 №06-07/02965@ по апелляционной жалобе ООО «Центр Содби» решение Межрайонной ИФНС России № 10 по УР от 23.11.2022 № 3160 оставлено без изменения (т.1 л.д. 59-62).
Также Межрайонной ИФНС России № 10 по УР проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО «Центр Содби» расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 12 месяцев 2021. По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 14.09.2022 № 3826.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки принято решение от 12.12.2022 № 3316 о привлечении ООО «Центр Содби» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 6740,00 руб. Заявителю предложено уплатить недоимку по НДФЛ в общей сумме 1078401,00 руб., пени в общей сумме 192665,88 руб. (т.5 л.д. 33-51).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 21.02.2023 №06-07/02963@ по апелляционной жалобе ООО «Центр Содби» решение Межрайонной ИФНС России № 10 по УР от 12.12.2022 № 3316 оставлено без изменения (т. 5 л.д. 52-55).
Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы налогового органа в том числе о том, что ООО «Центр Содби» допущено неправомерное уменьшение базы по страховым взносам и суммы подлежащих уплате страховых взносов и налога на доходы физических лиц в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), выразившееся в не отражении в налоговом и бухгалтерском учете сумм дохода, выплаченных под видом подотчетных средств работникам общества.
Несогласие заявителя с решениями налоговой инспекции в указанной части послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что налоговым органом не доказано, что выданные под отчет суммы являются вознаграждением за выполняемые сотрудниками работы, с которых необходимо исчислять обязательные платежи, данные выплаты не приносят работнику экономической выгоды (дохода), а являются компенсацией будущих расходов, связанных с обеспечением хозяйственной деятельности предприятия.
По ФИО4 сумма, полученная «под отчет», составила 1062265 руб. Получение под отчет суммы подтверждается заявлениями ФИО4 о выдаче денежных средств под отчет для оплаты хозяйственных нужд и приказами ООО «Центр Содби» о зачислении подотчетных сумм на личную банковскую карту сотрудника за 2021 год.
Полученная «под отчет» сумма в размере 1 062 265 руб. была израсходована на приобретение ТМЦ, комплектующих и расходных материалов, что подтверждается товарными чеками, приложенными к авансовому отчету от 11.01.2022 №1 по форме ОА-1, в соответствии с которым подтверждено расходование полученных денежных средств в сумме 1 062 265 руб. В соответствии с актами на списание материалов от 31.01.2022 №1, от 08.02.2022 №2, от 31.03.2022 №3 подтверждается, что приобретенные материалы (ботинки, перчатки, очки, маски защитные, рабочая одежда, каска защитная и др.) израсходованы в полном объеме на производственные нужды. Карточками учета выдачи СИЗ подтверждено получение работниками данных средств индивидуальной защиты. Приобретенные ФИО5 материалы приняты организацией к учету и использованы в предпринимательской деятельности. Доказательств обратного проверяющими не представлено.
Таким образом, выданные ФИО4 под отчет денежные средства, не относится к выплатам, признаваемым объектом обложения страховыми взносами и НДФЛ.
Заявитель отмечает, что приведенные в оспариваемых решениях налоговой инспекции доводы относительно контрагента ИП ФИО6, у которого приобретал товар ФИО4 (непринятие товарных чеков на сумму 791 965 руб.), являются предположениями проверяющих, не опровергают фактическое приобретение материалов и одежды ФИО4 для целей использовании их в деятельности ООО «Центр Содби».
В отношении сумм, полученных ФИО7 - 9 000 руб., ФИО8 - 10 000 руб., ФИО9 - 3 654 руб., ФИО10 - 12 500 руб., ФИО11 - 16 800 руб., ФИО12 - 51 000 руб., заявитель пояснил, что указанные выплаты были ошибочно указаны как выданные под отчет, тогда как фактически являлись материальной помощью. В связи с выявленными ошибками были внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность. В связи с чем является незаконным и необоснованным начисление страховых взносов и НДФЛ на выплаченные суммы материальной помощи в размере 4000 руб., налогом должны облагаться только суммы, превышающие 4000 руб.
Общество полагает, что налоговым органом в ходе проверок не установлено и не подтверждено, что суммы (всего на 1 165 219 руб.), полученные «под отчет» ФИО4 в размере 1 062 265 руб., и суммы материальной помощи, полученные ФИО7 в размере 9 000 руб., ФИО8 в размере 10 000 руб., ФИО9 в размере 3 654 руб., ФИО10 в размере 12 500 руб., ФИО11 в размере 16 800 руб., ФИО12 в размере 51 000 руб., были получены за выполнение трудовых обязанностей либо выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам. В связи с чем, доначисление страховых взносов и НДФЛ (на сумму 4000 руб.) на указанные выплаты является незаконным и необоснованным.
Возражая против требований заявителя, налоговый орган указал на то, что проверками установлено, что перечисление сумм под отчет указанным лицам производилось регулярно - ежемесячно в периоде перечисления заработной платы, при этом суммы денежных средств, направляемых под отчет в адрес ФИО13, ФИО4, сопоставимы, либо превышают суммы заработной платы, начисляемой ежемесячно в пользу указанных лиц.Выплаты ООО «Центр Содби» денежных средств с назначением платежа «Под отчет» не признаются в качестве компенсационных выплат самим налогоплательщиком. При этом документы, подтверждающие расходование денежных средств сотрудниками налогоплательщика в целях обеспечения производственно-хозяйственной деятельности общества, налогоплательщиком в налоговый орган не представлены.
ООО «Центр Содби» были представлены возражения от 05.10.2022, в том числе в отношении сотрудника ФИО4 с представлением в том числе документов: авансовый отчет от 11.01.2022 №1 по форме ОА-1 и реестр товарных чеков на сумму 1 062 265 руб.; товарные чеки за 2021 г. на общую сумму 1 062 265 руб. Из представленных документов следует, что ФИО4 приобрел ТМЦ у ИП ФИО6 в период с 18.01.2021 по 12.04.2021 (25 товарных чеков), среди которых указаны следующие товары: ботинки, рулетка, очки, перчатки, краги, маска для сварки, спецодежда, каска, куртка, сапоги, фартук. При этом в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей имеются сведения от 18.01.2021 об исключении ИП ФИО6 из ЕГРИП в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Ответчик обращает внимание на то, что в период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО6 осуществлял деятельность на основании ОКВЭД 10.13 «Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы», дополнительные виды ОКВЭД 10.13.2, 10.13.4, 10.20, 46.32.2, 46.38.1, 47.22.3, 47.23.2, 47.29.3, которые не подразумевают торговлю спецодеждой и прочими материалами, указанными в представленных налогоплательщиком товарных накладных. Кроме того, ИП ФИО6 состоял на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области (с 31.01.2017 по 18.01.2021) и осуществлял свою деятельность в Тверской области. При этом работник ФИО4 проживал в Красноярском крае г. Норильске и работал на объекте ООО «Норильский обеспечивающий комплекс» в г. Норильске, в связи с чем, не мог приобрести у данного продавца товар, указанный в представленных товарных чеках.
Налоговый орган отмечает, что в товарных чеках отсутствуют обязательные реквизиты первичного учетной) документа, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, в товарных чеках не указаны: сведения и реквизиты, необходимые для идентификации лиц, подписавших чеки (наименование лица, составившего документ, его должность, фамилии, инициалы), порядковый номер товарного чека; наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя). Представленные акты на списание материалов, а также личные карточки учета выдачи СИЗ по работникам общества, не подтверждают приобретение именно ФИО4 ТМЦ, которые указаны в актах на списание материалов и которые выданы работникам ООО «Центр Содби». Кроме того, имеет место несовпадение дат приобретения ТМЦ (с января по апрель 2021г.) и списания на производственные нужды (январь - март 2022г.). Из личных карточек учета выдачи СИЗ по работникам также следует, что СИЗы выданы в 2022г., либо в 2023г. Обществом не представлены регистры бухгалтерского учета по счетам 10, 19, 71 в целях подтверждения принятия к учету ТМЦ, приобретенных ФИО4, и использование в предпринимательской деятельности.
Из представленных документов: объяснительной ФИО4 от 18.04.2023, приказа от 18.04.2023 о проведении служебного расследования, акта проведения служебного расследования от 28.04.2023 следует, что вопрос о приобретении ТМЦ у ИП ФИО6 не исследовался. ФИО4 представил объяснения только в отношении ИП ФИО14. и ИП ФИО15 Ответчик обращает также внимание на то, что документы (товарные чеки) в отношении ИП ФИО6 общество представило лишь с возражениями на дополнение к акту проверки.
Ранее такие документы в ходе проверки, либо в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля им не предоставлялись.
Таким образом, указывает УФНС России по УР, в отношении контрагента ИП ФИО6 установлены обстоятельства, указывающие на недостоверность представленных ООО «Центр СодБи» документов, в связи с чем товарные чеки на сумму 791 965 руб. от ИП ФИО6 не могут быть приняты в качестве подтверждения расхода подотчетных сумм.На основании вышеизложенного, инспекцией правомерно включены в базу для исчисления РСВ и НДФЛ за 2021 год подотчетные суммы, выданные ФИО4 в размере 791 965 руб.
В отношении остальных сотрудников ООО «Центр Содби», получавших подотчетные суммы: ФИО7 (сумма выданных подотчетных сумм 9000 руб.), ФИО8 (10000 руб.), ФИО9 (3 654руб.), ФИО10 (12 500 руб.), ФИО11 (16 800 руб.), ФИО12 (51 000 руб.) налоговый орган пояснил, что заявителем никаких пояснений или подтверждающих документов представлено не было. Согласно представленным пояснениям в ответ на требование ООО «Центр Содби» не включало данные суммы в РСВ за 2021г. Справки 2-НДФЛ за 2021 также не содержат сведений о выплаченной материальной помощи. Таким образом, спорные суммы, выплаченные ООО «Центр Содби» вышеуказанным физическим лицам с назначением платежа «под отчет», не идентифицировались в качестве материальной помощи в отчетности за 2021г.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на этот орган.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обоснованности вынесенного решения возложена на налоговые органы.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в том числе в рамках трудовых отношений.
Расчет страховых взносов, порядок их исчисления и уплаты осуществляется на основании статьями 421, 423, 424, 431 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежных средств, выданных работнику для приобретения товарно-материальных ценностей для общества.
В соответствии со ст.209 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. На основании ч.2 ст.226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Согласно п.3 ст.226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного изменения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 данной части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В силу пункта 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У) выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
Согласно пункту 6.3 Указания № 3210-У для выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, оформляется расходный кассовый ордер 0310002 согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
В пункте 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 № 373-П, также установлено, что для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Работник организации, получивший денежные средства в подотчет, после приобретения товарно-материальных ценностей, необходимых для нужд организации, обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет по унифицированной форме № АО-1 «Авансовый отчет», утвержденной постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55. К авансовому отчету должны быть приложены все оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы. На оборотной стороне формы № АО-1 «Авансовый отчет» подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (в частности, чеки контрольно-кассовой машины, товарные чеки и другие оправдательные документы), а также указывает суммы затрат по ним.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату данного товара (работы, услуги).
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 14376/12 и № 13510/12, при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных подотчетным лицом, а также оприходование организацией товарно-материальных ценностей в установленном порядке, указанные денежные средства считаются доходом подотчетного лица.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Центр Содби» с даты регистрации 29.05.2008 по настоящее время, а также заявленным в расчете по страховым взносам за 12 месяцев 2021 г. является «Деятельность агентств по подбору персонала» (код ОКВЭД 78.10).Руководителем организации является ФИО13. Общество применяет общую систему налогообложения.
В ходе анализа операций по расчетным счетам, открытым в банках, налоговым органом были выявлены физические лица, являющиеся сотрудниками ООО «Центр СодБи», которым были перечислены за период 2021 г. денежные средства с назначением платежа «Под отчет» в обшей сумме 2158219руб.: ФИО13 – 993000 руб., ФИО4 – 1062265 руб., ФИО7 – 9000 руб., ФИО8 – 10000 руб., ФИО9 – 3654 руб., ФИО10 – 12500 руб., ФИО11 – 16800 руб., ФИО12 – 51000 руб.
В ходе проверок налоговым органом было установлено, что ООО «Центр СодБи» в базу для начисления страховых взносов и в базу для начисления НДФЛ за период 2021г. не включил выплаты указанным физическим лицам.
В отношении ФИО13 налоговой инспекцией были приняты документы, представленные обществом в качестве подтверждения использования денежных средств под отчет на приобретение спецодежды для организации за период с января по декабрь 2021г., а также платежные поручения, на основании которых был осуществлен возврат денежных средств на сумму 76000 руб.
В подтверждение выдачи денежных средств под отчет и их расходование ФИО4 обществом в налоговую инспекцию и в УФНС России по УР представлялись:авансовый отчет от 11.01.2022 №1 по форме ОА-1, реестр товарных чеков на сумму 1 062 265 руб., товарные чеки за 2021г., акты на списание материалов, личные карточки учета выдачи СИЗ по работникам.
В отношении ФИО4 налоговым органом были приняты документы (авансовые отчеты, товарные чеки) на сумму 270300 руб., подтверждающие расходование средств на приобретение товаров для нужд организации у контрагентов ИП ФИО15, ООО «Каскад», ИП ФИО14, на основании чего выплаты указанным лицам были исключены из базы для исчисления страховых взносов и НДФЛ
Также ООО «Центр СодБи» были представлены товарные чеки, подтверждающие приобретение ФИО4 товаров (ботинки, рулетка, очки, перчатки, краги, маска для сварки, спецодежда, каска, куртка, сапоги, фартук) у ИП ФИО6 на общую сумму 791965 руб.
Налоговой инспекцией указанные документы приняты не были на основании следующих обстоятельств.
18.01.2021 ИП ФИО6 исключен из ЕГРИП в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22.4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, согласно которому индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия: истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Решение о предстоящем исключении ИП из ЕГРИП было принято 30.11.2020.
В период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО6 заявлял основной вид деятельности по ОКВЭД: Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (дополнительные заявленные виды деятельности по ОКВЭД 10.13.2, 10.13.4, 10.20, 46.32.2, 46.38.1, 47.22.3, 47.23.2, 47.29.3), которые не подразумевают торговлю спецодеждой и прочими материалами, указанными в представленных налогоплательщиком товарных накладных;
ИП ФИО6 состоял на налоговом учете с 31.01.2017 по 18.01.2021 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области и осуществлял свою деятельность в Тверской области. При этом работник ФИО4 проживал в <...> и работал на объекте ООО «Норильский обеспечивающий комплекс».
Таким образом, товарные чеки от ИП ФИО6, представленные обществом, выписаны в период, когда ФИО6 был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя.
Также в товарных чеках от ИП ФИО6 отсутствуют обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно: не указаны сведения и реквизиты, необходимые для идентификации лиц, подписавших чеки (наименование лица, составившего документ, его должность, фамилии., инициалы), порядковый номер товарного чека; наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).
Представленные акты на списание материалов, а также личные карточки учета выдачи СИЗ по работникам общества не подтверждают приобретение именно ФИО4 ТМЦ, которые указаны в актах на списание материалов и которые выданы работникам общества.
Документов, подтверждающих оприходование ООО «Центр Содби» ТМЦ, приобретенных ФИО4 за счет выданных под отчет денежных средств, не представлено.
Вместе с тем, суд отмечает, что налоговым органом не опровергнут факт приобретения обществом спецодежды, средств индивидуальной защиты, иных товаров, указанных в товарных чеках, выданных от имени от ИП ФИО6
Выводы Межрайонной ИФНС России № 10 по УР о том, что ФИО4 не мог приобрести у ФИО6 товары, основаны лишь на предположениях. При этом налоговым органом не направлялись какие-либо требования, запросы в адрес ФИО6 с целью подтвердить или опровергнуть факт реализации им спорных товаров в период с 18.01.2021 по 12.04.2021. Само по себе то обстоятельство, что ФИО6 был исключен из ЕГРИП, не свидетельствуют о том, что он фактически после даты 18.01.2021 не мог продавать товары. Также факт регистрации в Тверской области не свидетельствует о том, что ФИО6 действительно в спорный период времени находился именно на данной территории. Указанной обстоятельство налоговой инспекцией никак не проверялось. В оспариваемых решениях не имеется никаких сведений в отношении ИП ФИО6, кроме как общей информации, в том числе отсутствуют сведения о полученных доходах указанного лица в рассматриваемый период, о месте его работы, анализ деятельности в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о поступлении (не поступлении) денежных средств от ФИО4, ООО «Центр Содби».
Также не представлено доказательств и того, что ООО «Центр Содби» и ФИО4 были известны указанные в решениях обстоятельства относительно ФИО6
Допрос ФИО6 налоговым органом не проводился.
Также не проводился и допрос ФИО4
При этом заявителем в ходе рассмотрения дела в суде были представлена объяснительная ФИО4 от 19.04.2023, из которой следует, что он работает в ООО «Центр Содби» в г. Норильске мастером. С ИП ФИО6 он познакомился в г. Норильске на рынке, где он имел торговую точку, ряд контейнеров, оборудованных под хранилище продаваемой продукции. Также у ИП ФИО6 имелись гаражи, где хранилась продукция. При первой же покупке ИП ФИО6 представил ему свидетельство ИП, хотя ФИО4 его об этом не просил, также выписал чек. Каких-либо сомнений в подлинности документов у ФИО4 не возникло. Впоследствии он неоднократно встречался с ИП ФИО6 для приобретения необходимых товаров, так как стоимость была на порядок ниже, чем у других ИП. Встречи и покупки происходили в разных местах на рынке г. Норильска, в гаражах. Нередко ИП ФИО6 привозил товар на машине в место, куда просил ФИО4 Оплату производил разными способами, делал переводы на разные карты, но чаще всего покупал за наличные. Купленные товары ФИО4 отвозил в цеха, что-то отправлял в офис компании почтой.
В соответствии с актами на списание материалов от 31.01.2022 №1, от 08.02.2022 №2, от 31.03.2022 №3 подтверждается, что приобретенные материалы (ботинки, перчатки, очки, маски защитные, рабочая одежда, каска защитная и др.) израсходованы в полном объеме на производственные нужды. Карточками учета выдачи СИЗ подтверждено получение работниками данных средств индивидуальной защиты.
Обществом также представлены оборотно-сальдовые ведомости по счету 10.10. за 2021г., 2022г. по учету поступления, наличия и движения специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения, из которых следует, что у ООО «Центр Содби» поставлены на учет и оприходованы в том числе товары по номенклатуре, совпадающие с товарами, приобретаемыми ФИО4
Ссылки ответчика на то, что представленные акты на списание материалов, а также личные карточки учета выдачи СИЗ по работникам общества, не подтверждают приобретение именно ФИО4 ТМЦ, которые указаны в актах на списание материалов и которые выданы работникам ООО «Центр Содби», судом отклоняются, поскольку налоговым органом не установлено, и в оспариваемых решениях отсутствуют выводы о том, что фактически товары были приобретены иными работниками заявителя у иных поставщиков. Анализ складских остатков и приобретенного товара с количеством выданных работникам предприятия спецодежды и средств индивидуальной защиты, налоговым органом также не проводился.
Также заявитель пояснил, что спецодежда и средства индивидуальной защиты закупались обществом с запасом, чтобы они всегда имелись на складе, выдавались работникам, как правило, один раз в год, сначала из тех товаров, что были приобретены раньше, а не сразу и не обязательно в тот же период, когда покупались. Указанные обстоятельства налоговым органом не опровергнуты. В связи с изложенным отклоняются ссылки ответчика на несоответствие дат приобретения ТМЦ (с января по апрель 2021) и списания на производственные нужды.
Работники общества ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 в представленных в суд объяснительных указали, что, работая в ООО «Центр Содби» на предприятии Норильского обеспечивающего комплекса, получали спецодежду и СИЗ, расписывались в карточке учета, обувь, куртки, перчатки, краги, маски выдавались регулярно или по необходимости, раз в год.
Налоговым органом документально указанные сведения не опровергнуты.
Учитывая, что заявителем в материалы дела представлены авансовые отчеты и документы, подтверждающие факт хозяйственной деятельности по приобретению материалов, оприходованных по авансовым отчетам подотчетного лица, указанные операции отражены в бухгалтерском учете, суды пришел к выводу о том, что начисление страховых взносов и НДФЛ на суммы, выплаченные подотчетному лицу ФИО4, является необоснованным.
В части выплат денежных средств ФИО7 в размере 9000 руб., ФИО8 в размере 10000 руб., ФИО9 в размере 3654 руб., ФИО10 в размере 12500 руб., ФИО11 в размере 16800 руб., ФИО12 в размере 51000 руб. суд отмечает следующее.
В ходе проверок обществом документов, подтверждающих расходование денежных средств указанными сотрудниками в целях обеспечения производственно-хозяйственной деятельности ООО «Центр Содби», не представлялось.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в суде заявитель пояснил, что документы не представлены по причине того, что денежные суммы, выданные указанным работникам, были указаны как выданные под отчет, ошибочно. Фактически ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 была выплачена по их заявлениям материальная помощь.
В подтверждение указанного довода общество представило копии заявлений о выдаче материальной помощи (т. 8 л.д. 24-37):
- ФИО10: от 11.01.2021, от 11.03.2021 – на оплату телефонной связи, от 18.01.2021 – на покупку медикаментов, от 25.01.2021, от 04.03.2021, от 16.03.2021 – на покупку лекарств, от 24.02.2021 – на оплату проезда;
- ФИО7: от 15.01.2021 – на покупку зимней куртки, от 12.02.2021 – на покупку зимних ботинок;
- ФИО11: от 12.04.2021, от 15.04.2021 – на оплату кредита;
- ФИО12: от 06.02.2021 – на оплату медикаментов;
- ФИО8: от 05.02.2021 – для приобретения продуктов питания;
- ФИО9: от 05.02.2021 – для внесения взноса по кредиту.
Также представлены копии приказов о начислении и выдаче материальной помощи данным сотрудникам: от 15.01.2021, от 02.02.2021, от 04.03.2021, от 26.02.2021, от 05.02.2021, от 12.04.2021, от 05.04.2021, от 11.01.2021, от 18.01.2021, от 25.01.2021, от 24.02.2021, от 04.03.2021, от 11.03.2021, от 16.03.2021 (т. 8 л.д. 38-44).
Кроме того, заявитель представил справки 2-НДФЛ и РСВ за 2021г. с откорректированными данными на указанных лиц с включением сведений о выплаченной материальной помощи (т. 8 л.д. 52-65).
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.
В частности, приведенной статьей в подпункте 12 пункта 1 установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Аналогичное положение содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 422 НК РФ.
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что для признания оказанной работникам материальной помощи объектом обложения страховыми взносами, необходимо установить, что данные выплаты осуществлены в рамках трудовых отношений, произведены в связи с выполнением работниками трудовых обязанностей и зависят от результатов труда.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 ТК РФ).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Аналогичный вывод содержится в Определении ВС РФ от 18.12.2014 по делу № 307-КГ14-5726.
В свою очередь, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа либо являлись стимулирующими выплатами, предусмотренными трудовыми договорами с конкретными работниками, налоговым органом не представлены.
Материальная помощь, выплаченная ООО «Центр Содби» своим работникам в связи с определенными жизненными ситуациями, не может являться выплатой по трудовому договору, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, она не носит систематический характер, а выплачивается только с наступлением определенного события. Данная выплата не зависит от трудовых успехов работника, от сложности, конкретных условий выполнения работы, ее количества и качества, не предусмотрена трудовыми договорами.
Названные выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера.
Обоснованность выплат подтверждена приказами общества, заявлениями работников, прилагаемыми документами.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что спорные выплаты ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 не являются выплатами, начисляемыми в пользу работника в рамках трудовых отношений, следовательно, в данном случае не подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей.
Обложение страховыми взносами и НДФЛ на выплаченные суммы материальной помощи, превышающие 4000 руб., заявитель не оспаривает.
С учетом совокупности вышеизложенных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не представил достаточных доказательств в обоснование своей позиции и не доказал, что денежные средства, выданные под отчет ФИО4, являются его доходом, полученным в рамках трудовых отношений, а также не опровергнуто, что суммы выплат ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 не являются материальной помощью, в связи с чем требования заявителя в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 106030 руб. 02 коп., страховых взносов в общей сумме 242523 руб. 05 коп., соответствующих сумм пени и штрафов подлежат удовлетворению.
Судом также принято во внимание, что решением УФНС России по УР от 05.09.2023 № 13-25/31253@ уменьшены суммы начисленных по решениям Межрайонной ИФНС России № 10 по УР от 12.12.2022 № 3316 и от 23.11.2022 № 3160 за период действия моратория с 01.04.2022 по 04.04.2022 на 106166 руб. 12 коп., в том числе: по НДФЛ – на 73546 руб. 96 коп., по страховым взносам на ОПС – на 50383 руб. 35 коп., по страховым взносам на ОМС – на 24966 руб. 38 коп. (т. 8 л.д. 51).
С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 12.12.2022 № 3316, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центр Содби» г. Москва, в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 106030 руб. 02 коп., соответствующих сумм пени и штрафов.
2.Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике от 23.11.2022 № 3160, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центр Содби» г. Москва, в части доначисления страховых взносов в общей сумме 242523 руб. 05 коп., соответствующих сумм пени и штрафов.
3.Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Центр Содби» г. Москва 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова