426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 30 мая 2022 года | Дело № А71- 4316/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2022 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пономаревой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г.Ижевск о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Галатея» г.Ижевск к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ,
в присутствии представителей:
от заявителя: Шутенко Э.Х. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: Жаворонковой К.А. по доверенности от 31.07.2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Галатея» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв, указав, что ООО «Галатея» нарушаются требования частей 4.1, 4.4, 4.8, 4.9, 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», статьей 4, 7, 10, 14, 21, 39 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», которые создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Так, информация о составе маргарина не содержится в маркировке на пищевую продукцию и не доведена до сведения потребителя, при этом пищевые добавки Е471, Е 475, Е 160 могут являться аллергенами, что может спровоцировать аллергические реакции у людей при употреблении пищевой продукции с использованием пищевых добавок.
Отсутствуют документы, подтверждающие безопасность и пригодность Шоколадно-сметанного пирога к использованию по назначению в течение всего срока годности.
Отсутствие контрольно-измерительных приборов (термометров) отсутствуют для регистрации условий хранения пищевых продуктов; ведение контроля температурного режима холодильного оборудования формально может явиться риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов.
Неупорядоченное хранение уборочного инвентаря для производственного цеха, отсутствие специально отведенного места для его хранения (частично уборочный инвентарь хранится в производственном пекарском цехе, где непосредственно происходит технологический процесс изготовления пищевой продукции), может привести к возникновению распространения микроорганизмов на пищевую продукцию.
Отсутствие над зоной просеивания муки локальной вытяжной системы вентиляции может служить причиной распыления в воздухе мучной пыли, как вредного фактора, а также попадания на пищевую продукцию.
Не проведена оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции-Шоколадно-сметанный пирог производства ООО «Галатея» требованиям Технического регламента TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Декларация о соответствии пищевой продукции на Шоколадно-сметанный пирог производства ООО «Галатея» отсутствует. Таким образом, в обороте на потребительском рынке находится и выявлена пищевая продукция ООО «Галатея», не прошедшая оценку (подтверждения) соответствия требованиям законодательства о техническом регулировании по показателям безопасности.
Управление считает, что материалы дела содержат достаточные доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ, основания для переквалификации на ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ или применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Представитель ответчика по существу заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на заявление, со ссылкой на экспертное заключение от 24.01.2022 №51 и протокол испытаний от 19.01.2022 №11 указала, что изъятый на пробу десертный пирог соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Также, заявитель ссылается на отсутствие доказательств того, что именно приобретенный десертный пирог у ООО «Галатея» способствовал нанесению вреда здоровью потребителя, не установлена административным органом и соответствующая связь.
Как считает заявитель, его действия надлежало квалифицировать по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы административного органа о том, что обществом не проводились лабораторные исследования изготавливаемой пищевой продукции на показатели в течение более 9 месяцев, общество считает ошибочными.
Так, уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, не означает начало осуществления данного вида деятельности, с указанной даты.
Также, общество не согласно с тем, что в холодильном оборудовании производственного пекарского цеха, в холодильной витрине для готовой продукции отсутствуют контрольно-измерительные приборы. Данные приборы имеются. В обществе внедрена система ХАССП и заключен договор возмездного оказания услуг №ИЖ-00814 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР».
Из представленных по делу доказательств следует, что Управлением Роспотребнадзора по УР проведено административное расследование по определению от 10.01.2022 №01 (л.д. 31-32) в отношении ООО «Галатея», осуществляющего деятельность в предприятии общественного питания в производственном пекарском цехе по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Октябрьский, 17а на основании поступившей жалобы потребителя (вх. №18-00-02/023-13222-ж от 14.12.2021), с приложением копии маркировки пищевой продукции - Шоколадно-сметанный десертный пирог производства ООО «Галатея» (с.Октябрьский, 17а), документа, подтверждающего покупку пищевой продукции за 11.12.2021, содержащих сведения о нарушении законодательства о техническом регулировании - приобретение шоколадно-сметанного десерта без указания состава пищевого продукта, срока годности, причинения вреда здоровью вследствие его употребления.
По результатам проверочных мероприятий было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №01 от 10.01.2022года по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Галатея»; определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному расследованию от 10.01.2022г № 18-00-02/021-22-2022; поручение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» № 03 от 11.01.2022г по делу об административном правонарушении на совершение отдельных действий, определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 18.01.2022г. Проведение экспертизы поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» (Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Кирова, 46).
14 января 2022года с 10 часов 00 мин специалистами Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» проведен осмотр помещений предприятия общественного питания - производственного цеха по изготовлению пищевой продукции, сырья, изготавливаемой пищевой продукции, складских помещений, рассмотрение нормативно-технической документации на изготавливаемую продукцию, технологической карты на изготавливаемую продукцию Шоколадно-сметанный пирог; отбор проб пищевой продукции для проведения лабораторных исследований на микробиологические показатели TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», отбор маркировочного ярлыка (маркировки) на изготавливаемую продукцию ООО «Галатея» Шоколадно-сметанный пирог на соответствие TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», санитарно-эпидемиологическое обследование предприятия на соответствие требований TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при изготовлении Шоколадно-сметанного пирога.
25 января 2022 года из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» поступила информация исх. № 264/гп от 24.01.2022, экспертное заключение №34 от 20.01.2022, экспертное заключение № 51 от 24.01.2022, протокол лабораторных исследований № 11 от 19.01.2022, фотоматериалы.
При изучении выше перечисленных документов Управлением установлено, что ООО «Галатея» нарушается законодательство о техническом регулировании TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», а именно:
- маркировка потребительской упаковки пищевой продукции - Шоколадно-сметанный пирог производства ООО «Галатея» (адрес производства УдмуртскаяРеспублика, Завьяловский район, с. Октябрьский, д. 17 а) не содержит сведений о дате изготовления пищевой продукции. В маркировке указана дата упаковки - 14.01.2022.
- не содержит сведений о пищевой ценности пищевой продукции (энергетическую ценность (калорийность); количество белков, жиров, углеводов; количество витаминов и минеральных веществ. Согласно представленной юридическим лицом ООО «Галатея» Технико-технологической карте на Шоколадно-сметанный пирог пищевая ценность продукции составляет 2702,4 ккал, содержание белка-55,66г, жиров-63,98г, углеводов -402,79 г. Данная информация не содержится в маркировке на пищевую продукцию и не доведена до сведения потребителя.
- не содержит сведений о месте нахождения изготовителя пищевой продукции, места государственной регистрации организации. В информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), отсутствует официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя. Согласно выписке из ЕГРЮЛ - адрес юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью «Галатея» - 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 7-я Подлесная, д. 24 К.Б. Данная информация не содержится в маркировке на пищевую продукцию и не доведена до сведения потребителя.
- состав пищевой продукции указан не в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции -мука/меланж/маргарин/сахар/соль/разрыхлитель/какао/джем/сметана. Согласно представленной юридическим лицом ООО «Галатея» Технико-технологической карте № 1/1 от 01.12.2021 на шоколадно-сметанный пирог, рецептуре - в состав продукции входят следующие ингредиенты в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции вес брутто: сахарный песок - 0,350 кг; мука высший сорт - 0,270кг; меланж (полуфабрикат привозной) 0,200 кг; сметана 20% -0,150кг; маргарин -0,100кг; джем-0,100кг; какао-0,075кг; соль-0,005кг; разрыхлитель теста - 0,001 кг.
- не содержит сведения составного компонента (состоящего из двух и более компонентов)- маргарина. Всостав шоколадно-сметанного пирога производства ООО «Галатея» входит маргарин. Согласно представленной маркировки на используемый в производстве шоколадно-сметанного пирога маргарина твердого «Столовый с молочным вкусом и ароматом» производства АО «Жировой комбинат» Саратовская область, г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 112А в его состав входят: рафинированные и дезодорированные масла в натуральном и модифицированном виде (пальмовое масло и его фракции, подсолнечное масло), вода питьевая, эмульгаторы Е471, Е 475, соль пищевая, ароматизатор «Сливки-молоко», краситель Е 160, регулятор кислотности лимонная кислота.Данная информация о составе маргарина не содержится в маркировке на пищевую продукцию и не доведена до сведения потребителя. Пищевые добавки Е471,Е 475, Е 160 могут являться аллергенами, что может спровоцировать аллергические реакции у людей при употреблении пищевой продукции с использованием пищевых добавок.
При изучении представленных ООО «Галатея» документов - технико-технологической карты на шоколадно-сметанный пирог № 1/1 от 01.12.2021 срок хранения пищевой продукции установлен не более 96 часов при температуре +2С +6С. Согласно маркировке на шоколадно-сметанный пирог - срок годности пищевой продукции - не более 120 часов при условиях хранения при температуре +13С +23С. Двойная информация о сроке годности и условиях хранения продукции вводит в заблуждение, в том числе и потребителя, является недостоверной.
Согласно п.5 Экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы № 51 от 24.01.2022 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» на образце маркировочного ярлыка упаковки пищевой продукции ООО «Галатея» - Шоколадно-сметанный пирог указан срок годности -не более 120 часов условия хранения продукции при температуре +13С +23С. ООО «Галатея» не представлены результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы по обоснованию срока годности пищевой продукции- Шоколадно-сметанный пирог, а так же результаты испытаний продукции, свидетельствующие о безопасности и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности. Следовательно, изготовитель ООО «Галатея» не установило срок годности пищевой продукции- Шоколадно-сметанный пирог, отсутствуют документы, подтверждающие безопасность и пригодность данной пищевой продукции к использованию по назначению в течение всего срока годности.
Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от 24.01.2022г № 51, акта санитарно-эпидемиологического обследования от 21.01.2022г № 46 в предприятии общественного питания ООО «Галатея» (в пекарском цехе по производству шоколадно-сметанного пирога) по адресу Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Октябрьский, 17 «а» при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителем ООО «Галатея» не разработаны, не внедрены и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП. ООО «Галатея» не проводились лабораторные исследования изготавливаемой пищевой продукции на показатели безопасности TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в течение более 9 месяцев. Согласно уведомления о начале предпринимательской деятельности № 18.УЦ.01.00.В.002764.03.21 от 01.03.2021 ООО «Галатея» предоставляет услугу общественного питания по адресу Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Октябрьский, 17 «а» с 01 марта 2021 года. Ассортимент изготавливаемой пищевой продукции ООО «Галатея» (согласно представленной накладной на перемещение №8 от 08.01.2022г):
- домашний пшеничный хлеб 300г, домашний пшеничный хлеб 500г, кокрок с морковкой 100г, сырная лепешка печеная 80г, тесто дрожжевое 1 кг, тесто дрожжевое сдобное 1 кг, рис отварной 1 кг, каша гречневая отварная 1 кг, макароны отварные 1кг., картофель отварной 1 кг, биточки куриные жареные 1кг, котлеты классические жареные 1 кг, имбирь маринованный розовый 1 кг, капуста по-корейски 1 кг, морковь пикантная с сыром салат 1 кг, капуста квашеная салат 1 кг, зимний с колбасой салат 1 кг, шоколадно-сметанный десертный пирог 1 кг.;
- в холодильном оборудовании производственного пекарского цеха, холодильной витрине для готовой продукции контрольно-измерительные приборы (термометры) отсутствуют для регистрации условий хранения пищевых продуктов; контроль температурного режима холодильного оборудования ведется формально, что может явиться риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов,
- не упорядочено хранение уборочного инвентаря для производственного цеха, отсутствует специально отведенное место для его хранения (частично уборочный инвентарь хранится в производственном пекарском цехе, где непосредственно происходит технологический процесс изготовления пищевой продукции), что может привести к возникновению распространения микроорганизмов на пищевую продукцию.
Согласно экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от 24.01.2022г №51, акта санитарно-эпидемиологического обследования от 21.01.2022г № 46 - в предприятии общественного питания ООО «Галатея» (в пекарском цехе по производству шоколадно-сметанного пирога) по адресу Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Октябрьский, 17 «а» над зоной просеивания муки отсутствует локальная вытяжная система вентиляции, что может служить причиной распыления в воздухе мучной пыли, как вредного фактора, а так же попадания на пищевую продукцию.
ООО «Галатея», осуществляющего деятельность по адресу УР, Завьяловский район, с. Октябрьский, 17 «а», не проведена оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции - Шоколадно-сметанный пирог производства ООО «Галатея» требованиям Технического регламента TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Декларация о соответствии пищевой продукции на Шоколадно-сметанный пирог производства ООО «Галатея» отсутствует. Таким образом, в обороте на потребительском рынке находится и выявлена пищевая продукция ООО «Галатея», не прошедшая оценку (подтверждения) соответствия требованиям законодательства о техническом регулировании по показателям безопасности.
Уведомлением от 27.01.2022 № 18-00-02/021-715-2022 общество было извещено о необходимости явки на составление протокола об административном правонарушении, которое получено представителем общества Жаворонковой К.А., о чем свидетельствует ее подпись на уведомлении.
28.02.2022 Управлением Роспотребнадзора по УР в присутствии представителя общества по доверенности Жаворонковой К.А. составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения ООО «Галатея» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП (л.д. 15-26). Представителем общества даны пояснения, согласно которым в настоящее время система ХАСПП разработана и внедряется в производство.
Копия протокола вручена 28.02.2022 представителю общества, о чем в протоколе имеется отметка.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечания к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закона № 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии со ст. 2 Закона № 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Под безопасностью продукции для целей Закона № 184-ФЗ понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 Закона № 184-ФЗ).
Согласно п.1 ст.36 Закона №184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Исходя из анализа названных норм права, в их взаимосвязи следует, что нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (пункт 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017).
Состав правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее Закон №29-ФЗ) установлено, что в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
Согласно ст.4 Закона №29-ФЗ - качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством: проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (часть 1 статьи 22 Закона №29-ФЗ).
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.15 Закона №52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (ст. 39 Закона № 52-ФЗ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), который в соответствии со статьей 1 устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям Технического регламента.
Статей 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу пункта 7 статьи 17 TP ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего Технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии со статьей 17 пункта 9 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
В силу пункта 6 статьи 7 TP ТС 021/2011 сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Пунктом 1.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (далее СанПиН 2.3.2.1324-03) установлено, что в определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачиваются пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности.
Если сроки годности и условия хранения на продукты превышают сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в приложении 1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, которые не имеют аналогов в указанном приложении 1, то согласно п. 1.9 СанПиН 2.3.2.1324-03, они должны быть обоснованы в установленном порядке.
Согласно пункту 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03 при обосновании сроков годности изготовителем или разработчиком документации представляется информация в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о мероприятиях, способствующих повышению сохранности пищевых продуктов (усовершенствование технологии; внедрение новых видов упаковки, улучшенных показателей качества сырья, усиленного санитарного режима при производстве и т.д.), и результаты испытаний продукции, свидетельствующие об их безопасности и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности.
При этом согласно пункту 1.11 СанПиН 2.3.2.1324-03 обоснование сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, указанных в пункте 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03, должно проводиться на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретных видов продукции и комплексных санитарно-эпидемиологических исследований в установленном порядке.
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.3.2.1324-03 сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной документации, должны быть обоснованы на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими организациями, аккредитованными в установленном порядке, с участием учреждений, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Статьей 10 ТР ТС 021/2011 на изготовителей, продавцов и лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей пищевой продукции, возложена обязанность осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На основании части 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Пунктом 1 части 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы: средствами естественной и механической вентиляции, количество и (или) мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, а также обеспечивают доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В пункте 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 указано, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 части 4.4 ТР ТС 022/2011, входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись «Состав».
В пункте 2 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что при наличии в пищевой продукции составного компонента (состоящего из двух и более компонентов) в составе пищевой продукции указывается с соблюдением требований пункта 1 части 4.4 настоящей статьи перечень всех компонентов, входящих в состав такого составного компонента, или указывается составной компонент с дополнением к нему в скобках компонентов в порядке убывания их массовой доли. В случае, если массовая доля составного компонента составляет 2 и менее процента, допускается не указывать входящие в него компоненты, за исключением пищевых добавок, ароматизаторов и входящих в их состав пищевых добавок, биологически активных веществ и лекарственных растений, компонентов, полученных с применением ГМО и компонентов, указанных в пункте 14 части 4.4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 4.8 статьи 4 ТР ТС 022/2011 наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции указываются в маркировке пищевой продукции независимо от производства пищевой продукции на территории государств - членов Таможенного союза или поставляемой из третьих стран. Место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 ч. 4.9 ст. 4 ТР ТС 022/2011 пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели: 1) энергетическую ценность (калорийность); 2) количество белков, жиров, углеводов; 3) количество витаминов и минеральных веществ.
Согласно пункта 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Критериями легкочитаемости являются четкость и разборчивость используемого в маркировке шрифта, размер которого должен соответствовать требованиям, указанным в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, а также контраст между цветом фона и цветом нанесенной на него информации, обеспечивающие возможность прочтения информации без применения оптических приспособлений, за исключением используемых для коррекции дефектов зрения (очки, контактные линзы и т.п.). Критерием понятности является однозначность передачи смысла информации о пищевой продукции в форме текста либо текста и изображения.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, в том числе протоколом об административном правонарушении от 28.02.2022, экспертными заключениями от 24.01.2022 №51, от 20.01.2022 №34, протоколом испытаний от 19.01.2022 №11, фотоматериалами и ответчиком по существу не оспорено, что в ходе административного расследования Управлением был установлен факт нарушения частей 4.1, 4.4, 4.8, 4.9, 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2022 «Пищевая продукция в части ее маркировки», статей 4, 7, 10, 14, 21, 39 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», а так же причины и условия, создающие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан (потребителей) при производстве пищевой продукции (отсутствие в маркировке даты изготовления пищевой продукции и информации о полном и достоверном составе пищевой продукции, сроке годности и условиях хранения продукции; отсутствие документов, подтверждающих установление достоверного срока годности пищевой продукции; при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовителем ООО «Галатея» не разработаны, не внедрены и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП, не проводятся лабораторные исследования изготавливаемой пищевой продукции (блюд) на показатели безопасности TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», в том числе при установлении срока годности; отсутствие термометров в холодильных установках является причиной отсутствия достоверного контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов, отсутствие декларации о соответствии пищевой продукции требованиям безопасности законодательства о техническом регулировании.
Таким образом, ООО «Галатея» допущено изготовление пищевой продукции с нарушением требований технических регламентов, создавших угрозу жизни и здоровью граждан.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела ответчиком не представлено, также как и не представлено доказательств соблюдения требований технических регламентов.
Допущенные ответчиком нарушения вышеуказанных норм технических регламентов создают угрозу причинения вреда здоровью людей.
Таким образом, событие административного правонарушения в действиях ответчика административным органом доказано и правомерно квалифицировано по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения установлена судом и подтверждается материалами административного дела.
Доказательств принятия обществом, при необходимой степени заботливости и осмотрительности, всех зависящих от него мер по недопущению нарушения и исполнению требований действующего законодательства, связанных с соблюдением требований технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, транспортировки, не представлено.
Таким образом, в действиях ООО «Галатея» содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
С учетом наличия неопровержимых доказательств создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан подлежит отклонению довод Общества о необходимости переквалификации правонарушения на часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия решения судом не истек.
Оценив характер совершенного ответчиком правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению требований технических регламентов. Обстоятельства конкретного совершенного лицом деяния в смысле п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в целях применения малозначительности исключительными не являются.
В части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, поскольку совершенное обществом правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При этом суд отмечает, что для квалификации выявленного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ не требуется фиксация непосредственного употребления просроченного продукта потребителем, а также наступления негативных последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. В рассматриваемом случае для квалификации действий по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ достаточно факта создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, что в рассматриваемом случае является доказанным.
Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обязательных требований к продукции, которые создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, полностью подтверждаются документами, собранными административным органом и представленными в материалы дела.
При изложенных обстоятельствах, заявленное требование о привлечении ООО «Галатея» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
В то же время, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 15.07.1999 №11-П, от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П, в определениях от 14.12.2000 №244-0, от 05.07.2001 №130-О, 05.11.2003 №348-0, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств штраф может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Кроме того, в силу статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действующей с 06.04.2022, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие, частичное устранение выявленных нарушений, суд считает возможным привлечь ООО «Галатея» к административной ответственности с назначением штрафа в размере 30000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (статья 32.2 КоАП РФ).
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмурткой Республики
р е ш и л :
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Галатея», зарегистрированное по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. 7-я Подлесная, д.24, К.Б, ОГРН 1071831006961, ИНН 1831123807, дата и место государственной регистрации – 15.08.2007, г.Ижевск, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Галатея», наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам: получатель – УФК по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике), ИНН 1835064045, КПП 184101001, Отделение – НБ Удмуртская Республика Банка России//УФК по Удмуртской Республике г.Ижевск, БИК 019401100, Единый казначейский счет (ЕКС) 40102810545370000081, Казначейский счет (КС) 03100643000000011300, ОКТМО 94701000, КБК 14111601141019002140, УИН 14104180008100068726, ЕИП 2001831123807183101001.
В указанный срок документ, подтверждающий уплату административного штрафа, должен быть представлен суду лицом, привлеченным к ответственности.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина