НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 20.01.2014 № А71-12736/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71- 12736/2013  

27 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 27 января 2014 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Саляховой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Метелевой Любови Николаевны, с. Селты к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике, п. Ува о признании недействительными решения от 04.06.2013 № 72, решения от 24.07.2013 № 1375, решения от 09.10.2013 № 564,  

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика – Гребёнкиной Н.С. по доверенности от 27.09.2013,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Метелева Любовь Николаевна (далее - ИП Метелева Л.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике (далее – Межрайонная ИФНС России № 6 по УР, налоговая инспекция, налоговый орган от 04.06.2013 № 72 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), решения от 24.07.2013 № 1375 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, решения от 09.10.2013 № 564 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Заявитель в судебное заседание не явился. Дело на основании ст.123, ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики, неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.

Суд завершил предварительное судебное заседание и при отсутствии возражений ответчика на основании пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации открыл судебное заседание в первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 09.04.2011 ИП Метелева Л.Н. представила в налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год на бумажном носителе в количестве 6 документов с нарушением установленного пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации срока представления сведений (не позднее 01.04.2013).

В связи с несвоевременным представлением сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год на основании статьи 101.4 НК РФ налоговой инспекцией составлен акт обнаружения фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 22.04.2013 № 84, налогоплательщик вызван на рассмотрение установленных нарушений уведомлением № 06-62/84.1.

По итогам рассмотрения акта вынесено решение от 04.06.2013 № 72 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, которым предприниматель привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за нарушение сроков представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2012 год в виде штрафа в размере 1200 руб. (по 200 руб. за каждый документ).

В адрес заявителя 05.06.2013 налоговым органом было направлено требование об уплате штрафа № 836 по решению от 04.06.2013 № 72, в котором указан срок для добровольной уплаты штрафа - 26.06.2013.

Поскольку налогоплательщиком требование об уплате штрафа добровольно исполнено не было, налоговым органом 24.07.2013 в соответствии со ст. 46 НК РФ вынесено решение № 1368 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ налоговым органом 24.07.2013 вынесено решение № 1375 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ налоговым органом 09.10.2013 было принято решение № 564 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 05.06.2013 № 836, срок исполнения которого истек 26.06.2013г.

Несогласие заявителя с вынесенными решениями Межрайонной ИФНС России № 6 по УР послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований ИП Метелева Л.Н. указала, она подавала сведения о доходах физических лиц за 2012г. своевременно - 18.02.2013 на электронном носителе. Поскольку указанных сведений в базе данных не оказалось, она повторно их подала на бумажном носителе 10.04.2013. Отсутствие сведений в базе данных произошло вследствие некорректного копирования специалистом налоговой инспекции информации с флеш-карты, которая в нарушении п.13,14 Приказа ФНС России от 16.09.2011г. № ММВ -7-3/576 @ не составила реестр и протокол приема сведений 2НДФЛ. Данные обстоятельства являются нарушением процедуры рассмотрения материалов, и согласно ст. 101.4 п. 12 НК РФ являются основанием для отмены данного решения. Кроме того, заявитель считает, что приостановление операций по счетам налогоплательщика может применяться налоговым органом только после наложения запрета на отчуждение имущества в соответствии с п.п. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Налоговый орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявлении.

Налоговая инспекция указала, что утверждение предпринимателя о представлении справок по форме 2-НДФЛ 18.02.2013 не подтверждено ни протоколом приема, ни сопроводительным реестром, опровергается должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 6 по УР, ответственными за прием справок по форме 2-НДФЛ от налоговых агентов. В базе данных налоговой инспекции также отсутствует информация о поступлении 18.02.2013 от  ИП Метелевой Л.Н. справок по форме 2-НДФЛ.

При этом налоговый орган не отрицает, что предприниматель действительно приходила 18.02.2013 в налоговый орган, однако данные с её флеш-карты по техническим причинам не были скопированы и занесены в базу данных, соответственно, их нельзя считать представленными вовремя.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24 и пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам - налогоплательщикам, признаются для целей налогообложения НДФЛ налоговыми агентами, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщиков (физических лиц - получателей дохода) и перечислить в соответствующий бюджет сумму НДФЛ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты (российские организации и индивидуальные предприниматели) ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов (пункт 1). Налоговые агенты в силу пункта 2 настоящей статьи обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ утверждены формы и форматы сведений о доходах физических лиц и порядок их заполнения, согласно которым Сведения о доходах физических лиц представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год» по каждому физическому лицу, получившему доходы от данного налогового агента.

Порядок предоставления налоговыми агентами в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в настоящее время установлен Приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@, согласно которому сведения на электронных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения, в виде файла (файлов) утвержденного формата Сведений в электронном виде за соответствующий налоговый период на дискетах 3,5, дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными реестрами сведений о доходах физических лиц за 20__ год на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Следовательно, исходя из положений статьи 230 НК РФ и принятых в исполнение данной нормы Приказов ФНС России, утвердивших форму, формат и порядок предоставления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, указанные сведения предоставляются на каждого физического лица - получателя дохода в виде справки по форме 2-НДФЛ на электронном носителе (дискете и др.), к которому прилагается сопроводительный реестр, поэтому под обязательным для представления документом (сведениями о доходах) понимается именно справка о доходах каждого физического лица по форме 2-НДФЛ за соответствующий год, а не сопроводительный реестр, который содержит всего лишь опись всех переданных в налоговый орган справок.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Поскольку статьей 230 НК РФ предусмотрено предоставление сведений о доходах физических лиц в виде справки по форме 2-НДФЛ на каждое физическое лицо, то каждая справка и будет являться соответствующим документов, обязательным к представлению в соответствии с НК РФ, поэтому штраф предусмотренный статьей 126 НК РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений по статье 230 НК РФ будет считаться как 200 руб. за каждую не представленную или несвоевременно представленную справку о доходах каждого физического лица по форме 2-НДФЛ за соответствующий год.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.

 Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

В силу п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Судом установлен и материалами подтвержден факт несвоевременного представления ИП Метелевой Л.Н. сведений о доходах физических лиц за 2012г.

Доводы заявителя судом не принимаются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.

Ссылка заявителя на то, что сведения представлялись ею 18.02.2013 на устройстве flash-памяти, судом отклоняется.

Согласно п. 6 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@ сведения на электронных носителях представляются в налоговый орган налоговыми агентами лично, через представителя, либо направляются в виде почтового отправления с описью вложения, в виде файла (файлов) утвержденного формата Сведений в электронном виде за соответствующий налоговый период (далее - формат) на дискетах 3,5", дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти, с сопроводительными Реестрами сведений о доходах физических лиц за 20__ год (далее - Реестр) (приложение N 1 к настоящему Порядку) на бумажном носителе в двух экземплярах на каждый файл.

Прием Сведений на электронных носителях производится должностным лицом налогового органа, уполномоченным принимать такую информацию, в присутствии налогового агента или представителя налогового агента, если Сведения были представлены лично либо через представителя налогового агента (п. 7 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

В соответствии с п. 11 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@ представленными считаются Сведения, прошедшие форматный контроль.

Результаты форматного контроля файла со Сведениями отражаются в "Протоколе приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде" (приложение N 2 к настоящему Порядку). "Протокол приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде" оформляется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются налоговым агентом или представителем налогового агента, если действия осуществляются в присутствии налогового агента или представителя налогового агента, и должностным лицом налогового органа. В этом же Протоколе формируется список внесенных исправлений в элементы адреса (п. 12 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

По одному экземпляру Реестра и "Протокола приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде" выдаются налоговому агенту или представителю налогового агента на руки, если действия осуществляются в присутствии налогового агента или представителя налогового агента, либо направляются по почте, а вторые экземпляры остаются в налоговом органе (п. 13 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@).

В соответствии с п. 14 Приказа ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@ в случае, когда информация сформирована на электронном носителе не в соответствии с требованиями к формату, электронный носитель возвращается налоговому агенту или представителю налогового агента вместе с "Протоколом приема сведений о доходах физических лиц за 20__ год в электронном виде", содержащем описание ошибок форматного контроля, для повторной подготовки данных.

Из материалов дела следует, что ИП Метелева представляла в налоговую инспекцию 18.02.2013 флеш-карту, содержащую сведения о доходах физических лиц. Однако, данные сведения не прошли форматный контроль, в связи с чем, считать их представленными в указанную дату нельзя.

С учетом изложенного, суд считает, что выводы налогового органа о нарушении заявителем налогового законодательства являются обоснованными и правомерными.

Между тем, суд  при вынесении настоящего  решения на основании п.п. 3 п. 1, п.4 ст. 112 НК РФ и п.3 ст. 114 НК РФ принимает доводы заявителя о смягчении ответственности.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении настоящего дела должен проверить, в том числе размер взыскиваемой суммы.

В соответствии со п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговый правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, приведен в ст. 112 НК РФ, однако он не является исчерпывающим.

Таким образом в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ суды имеют право признавать смягчающими ответственность налогоплательщика неограниченный круг обстоятельств.

В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.

Предприниматель представила надлежащим образом оформленные документы. Непредставление документов не повлекло каких-либо значимых нарушений неблагоприятных экономических последствий для бюджета. Кроме того, доказательств того, что исполнение заявителем обязанности с незначительной просрочкой повлекло негативные последствия, в частности привело к причинению ущерба государству или третьим лицам, суду не представлено. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, налоговым органом не представлено. Также судом учтено, что правонарушение совершено заявителем впервые.

Суд в силу ст.ст. 112, 114 НК РФ с учетом изложенных обстоятельств, уменьшает размер штрафа до 200 руб.

Суд считает привлечение ИП Метелевой Л.Н. к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа  в сумме 200 руб. справедливым, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

В связи с изложенными обстоятельствами решение от 04.06.2013 № 72 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, решение от 24.07.2013 № 1375 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, решение от 09.10.2013 № 564 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике в части штрафа, превышающего 200 рублей,  подлежат признанию незаконными.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Заявителю при подаче заявления была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконными вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Удмуртской Республике в отношении индивидуального предпринимателя Метелевой Любови Николаевны в части штрафа, превышающего 200 рублей, решение от 04.06.2013 № 72 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, решение от 24.07.2013 № 1375 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, решение от 09.10.2013 № 564 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.  

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 О.В.Иютина