НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 19.02.2020 № А71-19117/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 19117/2019  

20 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2020 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Коротковой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Перминовой Гульнары Рашитовны г. Ижевск о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике г. Ижевск, выразившегося в неотражении в справке № 2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.10.2019 суммы переплаты по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование за 2017г., 2018г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 09.01.2020;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 05.02.2020,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике (далее – Межрайонная ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия,  выразившегося в неотражении в справке № 2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.10.2019 суммы переплаты по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование за 2017г., 2018г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Налоговый орган отзыв на заявление ИП ФИО4 не представил. В судебном заседании требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ФИО1 с 10.04.2015 состоит на учете в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) 46.44.2 «Торговля оптовая чистящими средствами», применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Доход предпринимателя за 2017 год составил 7196457 руб., сумма произведенных расходов составила 6949760 руб., налоговая база составила 246697 руб. Доход предпринимателя за 2018 год составил 16680371 руб., сумма произведенных расходов составила 16391407 руб., налоговая база составила 288964 руб. 

Предпринимателем сумма страховых взносов в Пенсионный фонд за 2017, 2018 г.г. уплачена без учета понесенных индивидуальным предпринимателем расходов в указанные налоговые периоды.

У ИП ФИО1 возникла переплата по уплате страховых взносов на ОПС за 2017, 2018 г.г. в сумме 232769 руб.

Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике сформирована справка № 2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 10.10.2019, в которой отсутствуют сведения о переплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявителем подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее – УФНС России по УР) на действия (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, выразившихся в неправомерном учете у ИП ФИО1 страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017, 2018г.г., уплачиваемых сверх фиксированного платежа от дохода без учета расходов.

УФНС России по Удмуртской Республике подготовлен ответ от 22.11.2019 № 20-3-05/24053@, согласно которому со ссылкой на разъяснения Минфина России указано, что в целях определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию для предпринимателей на УСН расходы, предусмотренные ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), не учитываются.

Несогласие заявителя с бездействием Межрайонной  ИФНС России                № 10 по Удмуртской Республике,  выразившегося в неотражении в справке № 2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г., послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указала, что  ИП ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы), уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г. сверх фиксированного платежа (1%) без учета расходов. В налоговую  инспекцию  представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017г., 2018 г., согласно которым сумма дохода  за 2017 г. составила 7196457 руб., за 2018г. – 16680371. ИП ФИО1 сумма страховых взносов за 2017, 2018 г.г., уплачиваемых сверх фиксированного платежа, оплачена из расчёта 1% от суммы дохода свыше 300000 руб. без учета расходов. В связи с чем, у заявителя имеется переплата по страховым взносам сверх фиксированного платежа за 2017, 2018 г.г. Согласно справке налоговой инспекции от 10.10.2019 № 2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей переплата у ИП ФИО1 за 2017, 2018 г.г. отсутствует.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование после 01.01.2017 регулируется гл. 34 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей в рассматриваемый период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: - для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со ст. 346.15 настоящего Кодекса.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ,  на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.

Из материалов дела следует, что налоговым органом за 2017, 2018 г.г. страховые взносы предпринимателя на обязательное пенсионное страхование исчислены в порядке п.п. 1 п.1 ст. 430, пп.3 п.9 ст. 430 НК РФ.

Из представленной заявителем налоговой декларации по  налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 г.  следует, что доход предпринимателя составил 7196457 руб., сумма произведенных расходов составила 6949760 руб., налоговая база  - 246697 руб.

Из представленной заявителем налоговой декларации по  налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 г. следует, что доход предпринимателя составил 16680371 руб., сумма произведенных расходов составила 16391407 руб., налоговая база  - 288964 руб. 

Таким образом, ИП ФИО1 за 2017, 2018 г.г. уплате подлежала  сумма страховых взносов в фиксированном размере: за 2017г. в размере фиксированного платежа 23400 руб. без учёта 1% сверх фиксированного платежа, поскольку сумма доходов за вычетом расходов составила менее 300000 руб. (7196457-6949760=246697); за 2018 г. в размере фиксированного платежа 26545 без учета 1% сверх фиксированного платежа, поскольку сумма доходов за вычетом расходов составила менее 300000 руб. (16680371-16391407=288964).

ИП ФИО1 уплата страховых взносов на ОПС произведена из расчета налоговой базы по УСН без учёта расходов: за 2017 г. в размере  92365, за 2018г. в размере 190349 руб. Сумма переплаты по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование ИП ФИО1 за 2017, 2018 г.г. составила 232769 руб. (68965+163804).

В связи с чем сумма дохода страхователя за расчетные периоды не превысила 300 000 руб.

Обязанность по уплате страховых взносов за 2017, 2018 годы в виде фиксированного платежа была исполнена индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке. Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам у предпринимателя ФИО1 отсутствует. Указанные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П в целях решения вопроса о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,  непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

При этом в данном Постановлении № 27-П отмечено, что хотя Конституционный Суд Российской Федерации отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (Определение от 5 февраля 2004 года № 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (Определение от 15 января 2009 года № 242-О-П).

Это во всяком случае относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (ст. 8; ст. 34 ч. 1; с 35 ч. 1).

В правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П отражено, что к расчетной базе для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию предъявляются требования экономической обоснованности ее установления, которые зависят от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагают при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Верховный Суд РФ в п. 27 Обзора судебной практики №3 (2017) разъяснил, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994                 № 1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

С учетом изложенного, база для начисления страховых взносов за 2017, 2018 г.г. должна определяться с учетом фактически произведенных расходов. Доказательств, свидетельствующих о наличии у предпринимателя задолженности, не представлено.

Целью запроса предпринимателем справки о состоянии расчетов по налогам и сборам являлась возможность вернуть излишне уплаченные суммы страховых взносов, в связи с чем, наличие в данной справках недостоверных сведений повлекло создание препятствий в их возврате, подаче соответствующего заявления в налоговый орган.

Частью 2 ст. 201 АПК РФ закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).

С учетом принятого решения в порядке устранения допущенных нарушений прав заявителя суд возлагает на ответчика обязанность по устранению нарушения прав заявителя. 

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Следовательно, понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при обращении в суд в размере 300 руб. подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1.Требование индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Ижевск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике, выразившееся в неотражении в справке №2285654 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 10.10.2019 суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017г., 2018г. в размере 232769 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы              № 10 по Удмуртской Республике г.Ижевск устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Ижевск.

2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Удмуртской Республике в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Ижевск 300 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 М.С. Сидорова