НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 18.08.2008 № А71-6831/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Ижевск Дело № А71-6831/2007

Г10

Резолютивная часть принятого решения объявлена18 августа 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2008 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Кожевниковой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Кожевниковой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению жилищно-строительного кооператива «Электрон», г. Ижевск

к 1. Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,

2. Управлению по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации города Ижевска

3. Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск

4. Удмуртской Республике в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск.

5.Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск.

при участии третьего лица - Управление социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска

о взыскании 89463 руб.13 коп. в счет возмещения предоставленных гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг,

в присутствии представителей:

от истца – Широбоков Н. П. председатель правления, Черевинская З. Я. адвокат (ордер № 94 от 23.06.2008 г.),

от ответчиков – 1. Зарипова А. Ф. по доверенности № 15 от 17.03.2008 г., 2. Бороденко А. Ю. по доверенности № 318 от 30.04.2008 г., 3. Антонова О. Ю. по доверенности № 61 от 15.07.2008 г., 4. Зарипова А. Ф. по доверенности № 15 от 17.03.2008 г., 5. Антонова О. Ю. по доверенности № 61 от 15.07.2008 г.,

от третьего лица – не явились (уведомление № 242441),

у с т а н о в и л :

Жилищно-строительный кооператив «Электрон», г. Ижевск обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании 89463 руб. 13 коп. в счет возмещения предоставленных гражданам (ветеранам труда) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2006 году, на основании Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ и Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 г. № 155.

22.11.2007г. Арбитражным судом Удмуртской Республики по настоящему делу принято решение о взыскании с казны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики г.Ижевск в пользу ЖСК «Электрон», г. Ижевск 89463 руб. 13 коп. в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки «Ветеранам труда РФ». В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2008 г. № Ф09-1357/08-04 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2007 г. по делу А71-6831/2007-Г10 отменено.

Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

По ходатайствам истца, определениями Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.05.2008 г., от 25.06.2008 г. к участию в деле в качестве соответчиков от имени публично-правового образования привлечена Удмуртская Республика в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики.

Кроме того, судом были приняты к рассмотрению дополнительные требования истца о возмещении судебных издержек на оплату услуг адвоката в сумме 5000 руб.

При повторном рассмотрении дела, представитель истца требования по иску поддержал и просил взыскать с надлежащего ответчика предъявленные к взысканию убытки от предоставленных льгот за жилищно-коммунальные услуги ветеранам труда РФ.

Представитель Удмуртской Республики в лице уполномоченного органа Министерства финансов Удмуртской Республики требования истца оспорил по мотивам, изложенным в письменных отзывах на иск от 22.10.2007 г., от 29.05.2008 г. и дополнительно пояснил, что все денежные средства, предусмотренные Законном «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год» были израсходованы в полном объеме по целевому назначению, кредиторская задолженность бюджета Удмуртской Республики по обеспечению мер социальной поддержки ветеранам труда отсутствует, что подтверждается отчетом об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 01.01.2007 г. Кроме того, главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики является Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, которое и должно отвечать по данному иску от имени публично-правового образования.

Представитель Удмуртской Республики в лице уполномоченного органа Министерства социальной защиты населения требования истца оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на иск от 24.06.2008 г. № 03-411/2007, указав, что бюджет по расходам на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда исполнен полностью. Распределение бюджетных ассигнований в 2006 году по организациям, предоставляющим ветеранам труда меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг производил уполномоченный орган в городе Ижевске - Управление по социальной защите населения Администрации города Ижевска. Убытки у истца возникли в результате собственного бездействия.

Представитель Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска, являющегося правопреемником Управления по социальной защите населения Администрации г. Ижевска, требования истца оспорил по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск № 482 от 23.10.2007., пояснив, что возмещение расходов организации от предоставления льгот осуществляется на основании договора с уполномоченным органом и отчетных документов. Договор на возмещение расходов по предоставлению льгот с ЖСК «Электрон» был заключен 15 марта 2006 год на сумму 46000 руб. В декабре 2006 года Управлению были доведены уточненные лимиты бюджетных обязательств за 2006 год, из них дополнительная сумма для возмещения расходов ЖСК «Электрон» составила 89463 руб. 13 коп. Истец не принял мер к заключению дополнительного соглашения к договору на возмещение расходов по предоставлению льгот, в связи с чем, дополнительные лимиты не выделены. Кроме того, в нарушение положений постановления Правительства УР № 155 истец представил отчетные документы только 22 декабря 2006 г.

Как следует из материалов дела, между ЖСК «Электрон» (Организация) и Управлением по социальной защите населения Администрации города Ижевска (Администрация) заключен договор № 127-В от 15.05.2006 г., в соответствии с условиями которого истец, во исполнение Федерального закона «О ветеранах», Постановления Правительства УР № 155 от 24.12.2004 г., обязался предоставлять в 2006 году меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг ветеранам труда РФ, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживание которых осуществляет Организация.

Согласно п. 2.2.2 договора Администрация обязалась возместить расходы, возникшие у Организации с 1 января 2006 года по 31 декабря 2006 года от предоставления мер социальной поддержки на сумму 46000 руб. за счет средств и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики и за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Являясь обслуживающей организацией, истец предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, в частности льготы, предусмотренные ст.ст.15, 16, 22 Федеральным Законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 21.01.1995, в виде 50 % оплаты коммунальных услуг.

Согласно актов сверок взаимных расчетов, по состоянию на 22.12.2006 г., истец предоставил льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг на общую сумму 128539 руб. 15 коп.

Управлением социальной защиты населения Администрации г. Ижевска компенсированы расходы истца только за март, апрель и май 2006 года в сумме 39076 руб. 02 коп.

Предъявленная истцом Управлению социальной защиты населения Администрации г. Ижевска счет-фактура № 87 от 22.12.2006 г. на сумму 89463 руб. 13 коп. в счет возмещение затрат по предоставленным льготам за период июнь-декабрь 2006 года, до настоящего времени не оплачена.

Уклонение ответчиков от возмещения понесенных расходов, послужили истцу основанием, в соответствии со ст.ст.15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнения лиц участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 названного Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах», введенной Федеральным законом от 29.12.2004. № 199-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 3 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» от 23.12.2004 г. № 89-РЗ установлено в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предоставление скидки 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004г. № 155 утверждено Положение «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

В соответствии с названным Положением финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда производится Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Согласно   п. 8 названного Положения организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года - до 20 декабря представляют в уполномоченные органы, заверенные руководителем и главным бухгалтером списки граждан с указанием категории, основания предоставления мер социальной поддержки и размера занимаемой площади, а также счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.

Фактическая потребность возмещения расходов за 2006 год у истца составила 128539 руб. 15 коп., что подтверждается двусторонними актами сверок списков ветеранов и актом сверки взаимных расчетов.

При рассмотрении дела установлено, что сумма заявленных требований проверялась распорядителем бюджетных средств и соответствует видам и объемам оказанных истцом услуг ветеранам.

Как видно из материалов дела, истец представил в Управление социальной защиты населения Администрации г. Ижевска счет-фактуру № 87 и счет № 3 от 22.12.2006 г. на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда РФ за период июнь-декабрь 2006 года на сумму 89463 руб. 13 коп.

Однако, Управление социальной защиты населения Удмуртской Республики не возместило расходы понесенные ЖСК «Электрон», ссылаясь на то, что счет на оплату предъявлен за пределами срока представления счетов-фактур, установленного п. 8 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда …», а так же отсутствием дополнительного Соглашения к договору № 127-В от 15.05.2006 г. на выделение дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 89463 руб. 13 коп.

При этом каких-либо доказательств направления дополнительного соглашения к договору и уклонение истца от его подписания Управлением по социальной защите населения Администрации г. Ижевска не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики в сфере социальной защиты населения Удмуртской Республики является Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск.

Вместе с тем, в силу положений Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Как следует из пояснений представителя Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и видно из материалов дела, Удмуртская Республика в полном объеме исполнила свою обязанность по финансированию мер социальной защиты ветеранам труда.

Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики на предоставление мер социальной защиты по оплате жилищно-коммунальных услуг городам и районам Удмуртской Республики распределено 425183000 руб., городу Ижевску распределено 234446500 руб.

Согласно Отчету об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 01.01.2007 г. кредиторская задолженность бюджета Удмуртской Республики по обеспечению мер социальной поддержки ветеранам труда отсутствует.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны при возмещении вреда выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Поскольку Министерство финансов Удмуртской Республики не представило доказательств того, что убытки ЖСК «Электрон» возникли вследствие недостаточности выделенных в 2006 году бюджетных средств на реализацию предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» льгот, то возмещение понесенных истцом затрат должно быть произведено в полном объеме за счет Удмуртской Республики в лице ее финансового органа.

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Бездействие государственного органа выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, поэтому последний, в силу статьей 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ, вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ требования истца в части возмещения предоставленных льгот гражданам в связи с исполнением Федерального закона «О ветеранах» подлежат взысканию с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в размере 89463 руб. 13 коп.

В силу ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ», расходы по государственной пошлине относятся на Министерство финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики и подлежат возмещению истцу в сумме 3184 руб.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции истцом понесены расходы по оплате услуг представителя, связанные с предоставлением ему юридических услуг.

Размер расходов на оплату услуг представителя подтверждается соглашением № Ч-6 от 18.06.2008 г. и квитанцией на сумму 5000 руб.

Принимая во внимание категорию и характеристику спора, сложность выполненной представителем работы, суд признал заявление ЖСК «Электрон» о взыскании 5000 руб. судебных издержек, обоснованным и подлежащими удовлетворению за счет казны Удмуртской Республики, на основании ст.ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 82 от 13.08.2004 г, N 121 от 05.12. 2007 г.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу Жилищно-строительного кооператива «Электрон», г. Ижевск 89463 руб. 13 коп. убытков и 3184 руб. 00 коп. в возмещение расходов по госпошлине, а также 5000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя.

2. В удовлетворении исковых требований к остальным ответчикам отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а так же в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.aas.arbitr.ru.

Судья Кожевникова А. В.