426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-11342/2023
17 октября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епишкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Воткинский завод» к Войсковой части 3479 о взыскании 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения,
при участии представителей:
от истца: ФИО1– представитель по доверенности, диплом 101831 0306883 от 12 ноября 2021,
от ответчика: Киреенко В.С. – представитель по доверенности № 5047/25-18 от 12.01.2023, диплом 106418 1166973 от 20.06.2020,
установил:Акционерное общество «Воткинский завод»(далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Войсковой части 3479 (далее – войсковая часть, ответчик) о признании недействительными соглашений № 2 от 06.08.2021, № 3 от 25.10.2021, № 4 от 31.01.2022, применении последствий недействительности сделок.
Определением суда от 25 сентября 2023 года настоящее дело объединено с делом № А71-11807/2023 по иску общества к войсковой части о признании недействительными соглашений № 1 от 18.04.2022, № 2 от 11.07.2022 , применении последствий недействительности сделок
Судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с ответчика 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, составляющего переплату по договорам о компенсации расходов № 109-21513 от 13.04.2021 , № 109-22536 от 23.03.2022.
Как следует из материалов дела,общество и войсковая часть, осуществляющая охрану общества, заключили следующие договоры: договор о компенсации расходов № 109-21513 от 13.04.2021 в редакции соглашения № 4 от 31.01.2022 (далее – договор № 109-21513), договор о компенсации расходов № 109-22536 от 23.03.2022 в редакции соглашения № 2 от 11.07.2022 (далее – договор № 109-22536) (вместе – договоры), по условиям которых общество обязалось компенсировать войсковой части расходы, понесенные последней в результате осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений.
Во исполнение обязательств по договору истец на основании заключенных сторонами соглашений к договорам № 1 от 26.05.2021, № 2 от 06.08.2021, № 3 от 25.10.2021, № 4 от 31.01.2022,№ 1 от 18.04.2022, № 2 от 11.07.2022 оплатил ответчику денежные средства в размере 9 643 530 руб. 11 коп.
Впоследствии ссылаясь на то, что выплаченная обществом денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений превышает установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке расчета и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее – Постановление № 909) максимальный размер компенсации, общество обратилось к войсковой части с требованием о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Уклонение войсковой части от возврата излишне уплаченных денежных средств послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал на обязанность истца компенсировать войсковой части расходы за наем (поднаем) жилых помещений в повышенном размере в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 794дсп от 26.05.2021, распоряжением Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 22/1873 от 03.03.2021, распоряжением Департамента строительства Росгвардии № 1/25 дсп-р от 22.06.2021, а также сослался на применение предельных размеров компенсации, установленных Постановлением № 909, исключительно к военнослужащим, имеющим воинское звание солдата, сержанта или старшины.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о национальной гвардии) предусмотрено, что организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны:
1) обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, и проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций;
2) размещать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1).
Названные организации при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять этим военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 этой статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2).
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 этой статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3).
В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Так, в статье 15.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается ежемесячно за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Указанный Порядок расчета и размеры выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» утвержден Постановлением № 909.
Согласно пункту 2 этого постановления (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения). При этом гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), и членам их семей денежная компенсация выплачивается органами управления, оперативно-территориальными объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями войск национальной гвардии Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (абзац первый). В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления (абзац второй). Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более (абзац третий).
Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели (абзац пятый).
Таким образом, вопреки доводам ответчика, по смыслу приведенных положений сумма компенсации, которая признается в соответствии с пунктом 2(1) Постановления № 909 сверхнормативной, не подлежит возмещению за счет организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии, а возмещается за счет Росгвардии и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
При этом ссылка войсковой части на Постановление Правительства Российской Федерации № 794дсп от 26.05.2021, распоряжение Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 22/1873 от 03.03.2021, распоряжение Департамента строительства Росгвардии № 1/25 дсп-р от 22.06.2021 не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, посколькууказанные акты являются ведомственными распорядительными документами, обязательными для исполнения войсками национальной гвардии Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В рассматриваемом случае на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
При этом распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно статьям 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Материалами дела подтверждается наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения в размере 5 179 696 руб. 66 коп., составляющего переплату по договорам о компенсации расходов № 109-21513 от 13.04.2021, № 109-22536 от 23.03.2022.
Доказательств, свидетельствующих об оплате задолженности на момент принятия судом решения, в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исковые требования в части взыскания 5 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения обоснованы, подтверждены материалами дела (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поэтому в силу статей 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Войсковой части 3479 в пользу Акционерного общества «Воткинский завод» 179 696 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 48 898 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Акционерному обществу «Воткинский завод» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 53 001 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению №16508 от 14.06.2023.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В.Конькова