НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 16.06.2021 № А71-5420/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

18 июня 2021 года

Дело № А71- 5420/2021  

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2021 года

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пономаревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военной прокуратуры Ижевского гарнизона г. Ижевск о привлечении Профессионального образовательного учреждения «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Можга к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях, 

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя: Михалевича В.И. по удостоверению;

от ответчика:  Гузо А.Ю. (выписка из приказа от 13.05.2021);

УСТАНОВИЛ:

Военная прокурора  Ижевского гарнизона г. Ижевск (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Профессионального образовательного учреждения «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Можга (далее -  ответчик, ПОУ «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России», учреждение, автомобильная школа) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания, и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

На основании ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 21.05.2021, суд с согласия участвующих в деле лиц завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Прокуратуры заявил ходатайство об уточнении требований, а именно о привлечении учреждения к административной ответственности не по ч.4, а по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ходатайство заявителя судом рассмотрено, признано подлежащим удовлетворению (ст. 49 АПК РФ).

Представитель ответчика в судебном заседании представил  отзыв по существу заявленных требований, требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что часть выявленных нарушений устранены, что отражено в отзыве и подтверждено документально приложенными к отзыву доказательствами.

Как следует из представленных по делу доказательств, образовательная деятельность в ПОУ «Южный территориальный центр ДОСААФ России» осуществляется в соответствии с Уставом, утвержденным Бюро Президиума Центрального совета ДОСААФ России 26.11.2015 (протокол №72), лицензией на осуществление образовательной деятельности от 18.05.2016 № 1320 серии 18Л01 №0001285, действующей бессрочно, и Заключения Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Удмуртской Республике.

Образовательная организация реализует основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий «А», «В»,«С», «СЕ», «М», программы профессиональной переподготовки водителей транспортных средств с категорий «В» на «С», «С» на «В», «В» на «D», «С» на «D»; дополнительные профессиональные образовательные программы: программу повышения квалификации - «Повышение квалификации водителей транспортных средств для получения права на обучение по вождению», программу профессиональной переподготовки - «Педагогика профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», что соответствует лицензии на осуществление образовательной деятельности.

На основании решения от 23.03.2021 № 66 заместителя военного прокурора Ижевского гарнизона майора юстиции П.М. Данилова в период с 23.03.2021 по 21.04.2021 была проведена проверка Автомобильной школы   с целью соблюдения законодательства в сфере образования, а также лицензирования образовательной деятельности.

При проведении 16.04.2021 в период с 09.00 до 14.00 часов проверочных мероприятий Прокуратурой были выявлены следующие нарушения учреждением требований действующего законодательства в области образовательной и лицензионной деятельности:

1.   Для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам привлечены педагогические работники, не соответствующие статье 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части соответствия квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490):

- в нарушение требований к образованию Профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.09.2018 № бОЗн, мастера производственного обучения Маишев И.Н., Плотников А.А., Никифоров А.А. не имеют среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена;

- в нарушение условий допуска к работе Профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.09.2018 № 603н, не представлены документы, подтверждающие отсутствие ограничений у мастера производственного обучения Майшева И.Н. на занятие педагогической деятельностью, установленные статьёй 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

2. Образовательной организацией не обеспечена открытость и доступность информации:

-   о режиме, графике работы;

-   о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

-   о языках образования;

-   о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности (части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»);

3.   Образовательной организацией не обеспечена открытость и доступность копий: - локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора; - документа о порядке оказания платных образовательных услуг (части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

 4.  Образовательной организацией не представлены локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (части 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»);

5.   В договорах об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств не указан порядок оплаты образовательных услуг в случае предоставления рассрочки оплаты (часть 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

6.   Пунктом 3.6 договоров об оказании услуг по обучению водителей

транспортных средств предусмотрено увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора (часть 3 статьи54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»);

7.   Образовательной организацией не представлены документы, подтверждающие ознакомление поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся (части 2 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»);

8.   Образовательной организацией не установлены образцы документов, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию по основным программам профессионального обучения (свидетельство о профессии водителя), по дополнительным профессиональным образовательным программам (удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке) (части 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

9.   Наименование документа (Свидетельство о прохождении обучения»), выдаваемого, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по образовательным программам профессионального обучения, в пункте 1.2 договоров об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств не соответствует законодательству («Свидетельство о профессии водителя») (пункт 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

10. Наименование документа («Справка об освоении тех или иных компонентов образовательной программы»), выдаваемого лицам, освоившим

часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, в пункте 1.2 договоров об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств не соответствует законодательству (справка о периоде обучения) (часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

11. Образовательной организацией не установлены образцы справки об обучении или о периоде обучения, выдаваемой лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации (часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

12. Шаранову А.Н., освоившему дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Повышение квалификации водителей транспортных средств для получения права на обучение по вождению», вместо удостоверения выдано свидетельство, не предусмотренное законодательством (часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

13. Отсутствует распорядительный акт работодателя о создании аттестационной комиссии для аттестации педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. на соответствие занимаемой должности (пункта 8 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276);

14. Отсутствует распорядительный акт работодателя о проведении аттестации педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. на соответствие занимаемой должности (пункта 8 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276);

15. Отсутствует документы, подтверждающие факт ознакомления педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. с графиком проведения аттестации на соответствие занимаемой должности (пункта 9 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 №276);

16. В личных делах педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. отсутствуют выписки из протокола аттестационной комиссии о результатах их аттестации на соответствие занимаемой должности (пункта 20 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276).

22.04.2021 Заместителем военного прокурора  Ижевского гарнизона майором юстиции Даниловым П.И. в присутствии начальника учреждения  Гузо А.Ю.  при его надлежащем извещении (уведомление от 16.04.2021 № 4/675 (л.д.129) в отношении Автомобильной школы вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении  по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 14-19).

Копия постановления от 22.04.2021 о возбуждении производства об административном правонарушении  вручена начальнику учреждения  Гузо А.Ю. 22.04.2021, о чем проставлена соответствующая отметка в постановлении.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы  административного дела направлены в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

На основании части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 331 Трудового Кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона №99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, в силу пп. «г» п. 7 которого к лицензионным  требованиями к лицензиату являются, в том числе, наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования установлены Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ   "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ, Закон об образовании), в соответствии с пп. «а», «в», «д», «з.1» п.1 ч.2 ст. 29 которого образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации, в том числе:

- о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

- о языках образования;

- о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В силу пп. «д» п. 2, п.4  ч. 2 ст. 29 указанного закона  образовательные организации обеспечивают открытость и доступность копий

-  локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

-  документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Частью 2 статьи 30 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

  Пунктом 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что  право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Приказом Минтруда России от 28.09.2018 N 603н утвержден Профессиональный стандарт  "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2018 N 52440), содержащий требования к образованию и обучению указанной должности, а именно наличие Среднее профессионального образования - для программы подготовки специалистов среднего звена или Среднего профессионального образования (непрофильного) - для программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (часть 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ).

Согласно ч.2 ст. 55 Закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

Как предусмотрено ч.3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Частью 10 статьи 60 Закона об образовании предусмотрено, что Документ о квалификации подтверждает, 1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке); 2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

  Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч.12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 15 ст. 76 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

  Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (ред. от 23.12.2020) утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядок проведения аттестации), пунктом 2 которого предусмотрено, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Согласно пунктам 6, 8 Порядка проведения аттестации аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

  Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

  Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (п.9 указанного Порядка).

В силу п.10 Порядка проведения аттестации для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

В соответствии с пунктом 20 Порядка проведения аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Представленными в дело доказательствами подтверждено, чтоПОУ «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России» осуществляет образовательную деятельность согласно лицензии от 18.05.2016 № 1320 и Заключения Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Удмуртской Республике, в силу которых образовательное учреждение проводит подготовку водителей транспортных средств по категориям: «М», «А», «А1», «В», «С», «D» и «СЕ»; как структурное подразделение «ДОСААФ России» получает доходы от осуществления платной образовательной деятельности (пункт 12.6 Устава Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»).

В ходе проведения на основании решения от 23.03.2021 № 66 заместителя военного прокурора Ижевского гарнизона майора юстиции П.М. Данилова 16.04.2021 проверки Прокуратурой установлены факты нарушения  Автомобильной школой подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490, Профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.09.2018 № 603н, части 2 статьи 29, части 2 статьи 30,  часть 3 статьи 54, части 2 статьи 55 , части 3 статьи 60 , пункт 2 части 10 статьи 60, часть 12 статьи 60, часть 12 статьи 60, часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 8, 9, 20 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, выразившиеся:

- в отсутствии у мастеров производственного обучения Маишева И.Н., Плотникова А.А., Никифорова А.А. среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена;      

- в непредставлении документов, подтверждающих отсутствие ограничений у мастера производственного обучения Майшева И.Н. на занятие педагогической деятельностью, установленных статьёй 331 Трудового кодекса Российской Федерации; не обеспечении открытости и доступности информации: о режиме, графике работы; о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; о языках образования;      о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, а так же  открытости и доступность копий  локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;  документа о порядке оказания платных образовательных услуг;   

- в не представлении локальных нормативных актов, регламентирующие режим занятий обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

- в неуказании в  договорах об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств   порядка оплаты образовательных услуг в случае предоставления рассрочки оплаты, а так же включении в договоры об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств пункта 3.6, предусматривающего увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора  

- в  непредставлении документов, подтверждающих ознакомление поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

- в неустановлении образцов документов, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию по основным программам профессионального обучения (свидетельство о профессии водителя), по дополнительным профессиональным образовательным программам (удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке);

- в несоответствии законодательству наименования документа - «Свидетельства о прохождении обучения», выдаваемого, лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по образовательным программам профессионального обучения, в пункте 1.2 договоров об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств законодательству («Свидетельство о профессии водителя; наименования документа «Справка об освоении тех или иных компонентов образовательной программы», выдаваемого лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, в пункте 1.2 договоров об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств   (справка о периоде обучения);

- в  неустановлении образцов справок об обучении или о периоде обучения, выдаваемой лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации;

- в выдаче Шаранову А.Н., освоившему дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Повышение квалификации водителей транспортных средств для получения права на обучение по вождению», вместо удостоверения свидетельства, не предусмотренного законодательством;

- в отсутствии распорядительного акта работодателя о создании аттестационной комиссии и о проведении аттестации педагогических   работников Фадеева В.И., Осипова П.А. на соответствие занимаемой должности; в отсутствии документов, подтверждающих факт ознакомления педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. с графиком проведения аттестации на соответствие занимаемой должности; в отсутствии   в личных делах педагогических работников Фадеева В.И., Осипова П.А. выписки из протокола аттестационной комиссии о результатах их аттестации на соответствие занимаемой должности.

Выявленные нарушения зафиксированы в заключении от 19.04.2021 начальника отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления оценки качества и государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 19.04.2021 по итогам совместной проверки исполнения учреждением законодательства в сфере образовательных услуг, подтверждаются собранными доказательствами, материалами проверки, свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Каких-либо доказательств в опровержение установленных фактов нарушения лицензионных требований и условий ответчиком в материалы дела не представлено.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина учреждения в совершении вменяемого правонарушения установлена судом и подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства объективной невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства, а также по недопущению нарушения лицензионных требований и условий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии)  ПОУ «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России»  состава административных правонарушений, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Ответчику была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Постановление о возбуждении административного правонарушения  вынесено в присутствии законного представителя учреждения, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его вынесения.

Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела и принятия решения судом не истек.

С учетом изложенного заявление о привлечении ПОУ «Южный территориальный центр Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ является правом суда.

Малозначительным административным правонарушением согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вопреки указанию ответчика, имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает меру административной ответственности для юридических лиц в виде предупреждение или наложение административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из материалов дела следует, к ответственности учреждение привлекается впервые (надлежащие доказательства обратного, а именно вступившие в силу постановления административного органа, в материалах дела отсутствуют), в рассматриваемом случае причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует, как не доказано и причинение имущественного ущерба.

Судом принимается во внимание совершение ответчиком действий, связанных с устранением выявленных нарушений, в том числе:  мастерам производственного обучения выданы уведомления для поступления в учебное заведение на получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена Никифорову А. А. № 102, от 03.06.2021 года и Плотникову А.А. № 101, от 31.05.2021 года; мастер производственного обучения Майшев И.Н. в сентябре 2020 года поступил и был зачислен в Ижевскую сельхоз академию по профессии «Механик автотранспорта и сельхозтехники»; был повторно направлен запрос через портал госуслуг об отсутствии судимости Майшева И. Н. Справка № 018/33902-Е, от 23.04.2021 года;  в договоры об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств в соответствии с ч.3 ст. 54 № 273 - ФЗ, внесены изменения в порядок предоставления рассрочки оплаты;  в Договорах об оказании услуг по обучению водителей транспортных средств ранее действующий пункт 3.6, предусматривающий увеличение стоимости платных образовательных услуг - исключен, согласно ч.3 ст 54 № 273 - ФЗ;  порядок ознакомления поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся указываются на бланке заявления о принятии в учебную группу; в соответствии с ч. 3 ст. 60 № 273-ФЗ установлены образцы документов, выдаваемых лицам, прошедшим итоговую аттестацию по основным программам профессионального обучения;  п. 1.2   Договора  об   оказании  услуг  по   обучению  водителей транспортных средств, приведен в соответствие с п. 2 ч. 10 ст. 60, ч.12 ст. 60  № 273-ФЗ; разрабатывается образец справки об обучении или периоду обучения, выдаваемое лицам не прошедшим итоговой аттестации в соответствие с ч. 12 ст. 60 № 273-ФЗ;   подготовлен и издан приказ «О подтверждении соответствия занимаемой должности мастеров производственного обучения» на педагогических работников Фадеева В. И., Осипова П. А (от 25.12.2020 №95-од) и «Об аттестации мастеров производственного обучения» на педагогических работников Фадеева В. И., Осипова П. А. (от 25.12.2020 № 94-од), восставлен план проведения аттестации на соответствие занимаемой должности для ознакомления педагогических работников Фадеева В. И., Осипова П. А.; в личных делах педагогических работников Фадеева В. И., Осипова П. А. восстановлены выписки из протокола аттестационной комиссии о результатах проведения аттестации.

С учетом конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, учитывая положения ст. 3.4  КоАП РФ, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, совершение впервые административного правонарушения, суд считает возможным назначить ответчику административное наказание в виде предупреждения.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Привлечь профессиональное образовательное учреждение «Южный территориальный центр общероссийской общественно- государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», находящееся по адресу: Удмуртская Республика, город Можга, ул. Советская, д. 6, ИНН 1830012519, ОГРН 1021801127347, зарегистрированное 24.04.1996 Администрацией города Можги Удмуртской Республики г. Можга, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              О.В. Иютина