АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71- 1968/2023 14 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2023 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В, Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.Э. Бургановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Автономного учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» г. Ижевск о признании незаконным и отмене представления Министерства финансов Удмуртской Республики от 08.12.2022 года № 32 в части требования восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме 541 380,37 руб.,
от заявителя: Дектярева Д.С. по паспорту;
от ответчика: Пушиной О.Г. по доверенности от 13.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
Автономное учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» г. Ижевск (далее АУ УР «РЦОКО», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным представления Министерства финансов Удмуртской Республики (далее Министерство финансов, ответчик) от 08.12.2022 года № 32 в части требования восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме 541 380,37 руб.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из представленных по делу доказательств следует, что в соответствии с приказами Министерства финансов Удмуртской Республики от 27 июля 2022 года № 241 «О проведении плановой выездной проверки в автономном учреждении Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования», от 25 августа 2022 года № 273 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки в автономном учреждении Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» и на основании Плана контрольных мероприятий Министерства финансов
Удмуртской Республики на 2022 год Министерством финансов Удмуртской Республики в отношении автономного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» (далее - Учреждение, АУ УР «РЦОКО») проведена плановая выездная проверка.
Предметом проверки явилась финансово-хозяйственная деятельность учреждения, достоверность отчетов об исполнении государственного задания за период с 1 января 2021 года по 1 августа 2022 года.
В ходе выездной проверки установлено, в том числе, что в 2021 -2022 годах в нарушение пункта 2.1 соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 января 2021 года № 03-37/1(с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242. от 16 июля 2021 года № 0337/613, от 15 декабря 2021 года № 03-37/1285), от 28 января 2022 года № 0331/48 (с учетом дополнительного соглашения от 6 июня 2022 года № 0331/441) средства субсидии направлены на цели, не связанные с выполнением государственных работ, предусмотренных государственным заданием на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 18 января 2021 года № 45 с учетом внесенных изменений приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 18 ноября 2021 года № 1955, и государственным заданием на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 25 января 2022 года № 0115. Так, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением произведены расходы на оплату коммунальных услуг, труда уборщиков и сторожей по служебным помещениям, переданным в безвозмездное пользование Министерству образования и науки Удмуртской Республики, на сумму 1 009 039.93 руб. (в том числе, за период с 15 марта по 31 декабря 2021 года в размере 541 380,37 руб., за период с 1 января по 1 августа 2022 года в размере 467 659,56 руб.).
Таким образом, в результате проведенной проверки ответчиком сделаны выводы о нарушении АУ УР «РЦОКО» ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств, что нашло свое отражение в акте от 23.09.2022.
Министерство финансов Удмуртской Республики в срок не позднее 5 февраля 2023 года.
Несогласие заявителя с представлением от 08.12.2022 № 32 в части требования восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме 541 380,37 руб., использованные в 2021 году не по целевому назначению, послужило основанием для обращения с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что государственное задание в 2021 год выполнено им в полном объеме, правильность составления и достоверность отчета учреждения об исполнении государственного задания на 2021 год подтверждается пунктами 1 и пунктом 1.2 акта проверки учреждения от 23 сентября 2022 года, нарушений не установлено, следовательно, учреждением условия пункта 2.1 заключенного соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 января 2021 года № 03-37/1 (с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242. от 16 июля 2021 года № 0337/613. от 15 декабря 2021 года № 03-37/1285) соблюдены в полном объеме и не нарушались. Расходование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2021 году в рамках заключенного соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 января 2021 года № 03-37/1 (с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242, от 16 июля 2021 года № 03-37/613, от 15 декабря 2021 года № 0337/1285) осуществлялось учреждением в пределах утвержденных плановых назначений с соблюдением соответствующих кодов бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе утвержденных направлений их использования, что подтверждается выводом пункта 2 акта проверки учреждения от 23 сентября 2022 года, нарушений при проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения не выявлено, наличие утвержденных в установленном порядке Планов ФХД в учреждении имеется, наличие обоснований и расчетов также подтверждается выводами пунктами 2, 2.1 акта проверки учреждения от 23 сентября 2022 года. Следовательно, факт нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания отсутствует. Учреждение, являясь балансодержателем административного здания по адресу: улица Ленина, дом 1, общей площадью 1858 кв.м. осуществляло расходы, непосредственно связанные с основной деятельностью учреждения, а именно в целях выполнения государственного задания на 2021 год, следовательно, направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств учреждением осуществлялась в целях, полностью соответствующих целям, определенным законом о бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов, планом ФХД на 2021 год, соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 января 2021 года № 03-37/1 (с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242, от 16 июля 2021 года № 03-37/613 от 15 декабря 2021 года № 03-37/1285.
Заявитель особо отметил, что доводы о наличии факта нецелевого расходования денежных средств ответчиком сформированы исходя из положений постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2021 года № 655 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 юла № 532 «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики», согласно которому произведена корректировка формулы, в соответствии с которой рассчитывается объем финансового обеспечения выполнения государственного задания без учета затрат на содержание имущества государственного учреждения Удмуртской Республики, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд. Ответчик в Акте выездной проверки и Представлении № 32 применил скорректированную формулу для периода с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно, не учитывая факт того, что вышеупомянутые изменения были приняты 30 ноября 2021 года. При этом, как указало учреждение, согласно части 11 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов Удмуртской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные постановления Правительства Удмуртской Республики и нормативные правовые акты исполнительных органов Удмуртской Республики вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Удмуртской Республики или нормативными правовыми актами исполнительных органов Удмуртской Республики не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. На основании изложенного заявитель считает неприемлемым применение формулы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2021 года № 655 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 532 «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики» за вышеуказанный период, указанных в Акте и Представлении, так как вышеуказанным постановлением Правительства Удмуртской
Республики не предусмотрено распространение принимаемой нормы на период, предшествующий принятию нормативного акта, соответственно, в силу норма вступила в момент подписания акта Правительством Удмуртской Республики - 30 ноября 2021 года.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что в 2021 году согласно данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по состоянию на 1 января 2022 года) Учреждению предоставлены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 94 190 700,00 руб., кассовые расходы - 76 439 015,14 руб., остаток средств субсидии на начало года - 19 997,80 руб., на конец года - 17 771 682,66 руб.; за период с 1 января по 1 августа 2022 включительно, согласно данным бухгалтерского учета Учреждению предоставлены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 40 825 676,00 руб., кассовые расходы составили в сумме 48 964 654,99 руб. В 2021-2022 годах в нарушение п.п. 2.1, 3.3.3 Соглашений №№ 03-37/1, № 0331/48 средства субсидии направлены на цели, не связанные с выполнением государственных работ, предусмотренных Государственным заданием на 2021 год и Государственным заданием на 2022 год, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Так, по служебным помещениям (454,94 кв.м), переданным Учреждением Министерству в безвозмездное пользование в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 10.03.2021 № 365-р, по договору безвозмездного пользования от 15.03.2021 № 1, Учреждением произведены расходы на оплату коммунальных услуг и труда уборщиков и сторожей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 1 009 039,93 руб. (КБК: 874 0709 0460506770 (0460606770) 621) (в том числе: за период с 15 марта по 31 декабря 2021 года - 541 380,37 руб.; за период с 1 января по 1 августа 2022 года - 467 659,56 руб.). Ответчик ссылается на то, что в проверяемом периоде, в нарушение подп. 15 п. 9 договора безвозмездного пользования от 15.03.2021 № 1 Министерство не производило оплату эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг по полученным в безвозмездное пользование служебным помещениям, счета на оплату вышеуказанных услуг Учреждением в адрес Министерства не направлялись. Ответчик полагает, что приняв государственную субсидию на условиях соглашений, которыми установлена конкретная цель ее предоставления, АУ УР «РЦОКО», как получатель субсидии, не может расходовать бюджетные средства на иные цели. Министерство финансов Удмуртской Республики считает, что оснований для переоценки выводов, указанных в акте проверки и представлении не имеется. Государственное задание на 2021 год сформировано и доведено Учреждению на выполнение государственных работ. Нецелевое использование бюджетных средств влечет
бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса РФ), при этом, средства субсидии, использованные заявителем в 2022 году не по целевому назначению (за период с 01.01.2022 по 01.08.2022), Учреждением восстановлены путем перевода с кода вида финансового обеспечения (деятельности) (далее - КФО) "5" (субсидии на иные цели) на КФО "4" (субсидии на выполнение государственного задания) в счет возмещения целевых расходов, что, по мнению ответчика, свидетельствует о признании Учреждением нецелевого использования бюджетных средств.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Статьей 4 Закона об автономных учреждениях установлено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (пункт 1).
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг (пункт 2).
При этом, финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4).
В силу пункта 4 статьи 69.2, части 1 статьи 78.1 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими
государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики (далее Порядок № 532) утвержден Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 N 532 (ред., действовавшей в спорный период).
Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Удмуртской Республики, с учетом предложений государственного учреждения Удмуртской Республики, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Удмуртской Республики по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением Удмуртской Республики государственного задания в отчетном финансовом году (пункт 2 Порядка № 532).
Как установлено в пункте 9 Порядка № 532, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания определяется в процессе формирования бюджета Удмуртской Республики и рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее - общие требования).
Согласно пункту 10 Порядка № 532, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания (R) определяется по формуле:
n k n
RNiViNwUwPiViNN ,
ун си
i1 w1 i1
где:
i - государственная услуга, включенная в государственное задание
(изменяется от 1 до n);
n - общее количество государственных услуг, включенных в
государственное задание;
Ni - нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги,
включенной в государственное задание;
Vi - объем i-й государственной услуги, установленный государственным
заданием;
w - государственная работа, включенная в государственное задание (изменяется от 1 до k);
k - общее количество государственных работ, включенных в государственное задание;
Nw - нормативные затраты на выполнение w-й государственной работы, включенной в государственное задание;
Uw - объем w-й государственной работы, установленный государственным заданием (в случае, если для государственной работы единица измерения объема не предусмотрена, Uw приравнивается к единице);
Рi - размер платы (тариф, цена) за оказание i-й государственной услуги в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка, установленный государственным заданием;
N - затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по
ун
которым признается имущество государственного учреждения Удмуртской Республики;
N - затраты на содержание имущества государственного учреждения
си
Удмуртской Республики, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд (далее - не используемое для выполнения государственного задания имущество).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании абзаца 4 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, несоответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии со статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в частности, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий и их использования не по целевому назначению.
Согласно Уставу автономного учреждения Удмуртской Республик «Региональный центр оценки качества образования», учредителем учреждения является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16 мая 2005 года № 83 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики» осуществляет Министерство образования и науки Удмуртской Республики, далее именуемое «Учредитель Учреждения» (пункт 1.3).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что между Министерством образования и науки Удмуртской Республики (учредитель) и автономным учреждением Удмуртской Республик «Региональный центр оценки качества образования» (учреждение) заключены соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ):
-от 20 января 2021 года № 03-37/1(с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242, от 16 июля 2021 года № 03-37/613, от 15 декабря 2021 года № 03-37/1285);
-от 28 января 2022 года № 03-31/48 (с учетом дополнительного соглашения от 6 июня 2022 года № 03-31/441).
В целях проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения, достоверности отчетов об исполнении государственного задания Министерством финансов Удмуртской Республики проведена плановая выездная проверка за период с 1 января 2021 года по 1 августа 2022 года.
В ходе выездной проверки, установлено, в том числе, что в 2021 -2022 годах в нарушение пункта 2.1 соглашений о предоставлении субсидии из бюджета Удмуртской Республики на финансовое обеспечение выполнения
государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 20 января 2021 года № 03-37/1(с учетом дополнительных соглашений от 16 апреля 2021 года № 03-37/242. от 16 июля 2021 года № 0337/613, от 15 декабря 2021 года № 03-37/1285), от 28 января 2022 года № 0331/48 (с учетом дополнительного соглашения от 6 июня 2022 года № 0331/441) средства субсидии направлены на цели, не связанные с выполнением государственных работ, предусмотренных государственным заданием на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 18 января 2021 года № 45 с учетом внесенных изменений приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 18 ноября 2021 года № 1955, и государственным заданием на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 25 января 2022 года № 0115.
Так, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением произведены расходы на оплату коммунальных услуг, труда уборщиков и сторожей по служебным помещениям, переданным в безвозмездное пользование Министерству образования и науки Удмуртской Республики, на сумму 1 009 039.93 руб. (в том числе, за период с 15 марта по 31 декабря 2021 года в размере 541 380,37 руб., за период с 1 января по 1 августа 2022 года в размере 467 659,56 руб.).
Полагая, что оспариваемое представление является незаконным в части требования восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме 541 380,37 руб., использованные в 2021 году не по целевому назначению, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суд исходит из следующего.
Учреждению доведено Государственное задание на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденное приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 18.01.2021 № 45, с учетом внесенных изменений приказом Министерства от 18.11.2021 № 1955.
Государственное задание на 2021 год сформировано по следующим государственным работам:
-оценка качества образования (организация и проведение мониторинга), показатель объема «Трудозатраты» (план и отчет за 2021 год - 31300,3 человеко-часов, исполнение - 100%);
-оценка качества образования (организация и проведение государственной итоговой аттестации), показатель объема «Трудозатраты» (план и отчет за 2021 год - 176243,6 человеко-часов, исполнение - 100%);
Государственное задание на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждено приказом Министерства от 25.01.2022 № 0115.
Государственное задание на 2022 год сформировано по следующим государственным работам:
-оценка качества образования (организация и проведение мониторинга), показатель объема «Трудозатраты» (план на 2022 год - 32748,9 человеко- часов);
-оценка качества образования (организация и проведение государственной итоговой аттестации), показатель объема «Трудозатраты» (план на 2022 год - 163970,5 человеко-часов).
Предметом Соглашений № 03-37/1, № 03-31/48 является предоставление Учреждению из бюджета Удмуртской Республики субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), сформированном и утвержденном Учредителем в соответствии с Порядком № 532.
Субсидия представляется Учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании (п. 2.1 Соглашений № 03-37/1, № 03-31/48).
Согласно п. 3.3.3 Соглашений № 03-37/1, № 03-31/48 Учреждение обязано направлять субсидию на цели, установленные п. 1.1 данных Соглашений.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.1 Соглашений №№ 03-37/1, № 03-31/48).
В 2021 году, согласно данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) по состоянию на 1 января 2022 года), Учреждению предоставлены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 94 190 700,00 руб., кассовые расходы - 76 439 015,14 руб., остаток средств субсидии на начало года - 19 997,80 руб., на конец года - 17 771 682,66 руб.
За период с 1 января по 1 августа 2022 включительно, согласно данным бухгалтерского учета, Учреждению предоставлены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 40 825 676,00 руб., кассовые расходы составили в сумме 48 964 654,99 руб.
В проверяемый период учреждением произведены расходы на оплату коммунальных услуг и труда уборщиков и сторожей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на сумму 1 009 039,93 руб. (КБК: 874 0709 0460506770 (0460606770) 621) (в том числе: за период с 15 марта по 31 декабря 2021 года - 541 380,37 руб.; за период с 1 января по 1 августа 2022 года - 467 659,56 руб.) .
В силу части 1 статьи 3 Закона об автономных учреждения, последнее без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе
распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений от 10.03.2021 года согласовано совершение автономным учреждением Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» сделки по передаче в безвозмездное пользование нежилых помещений (номера помещений на поэтажном плане 202-206, 220-226, 228, 229, 232) площадью 454,94 кв.м на втором этаже здания (общая площадь здания 1856,00 кв.м, кадастровый номер 18:26:050640:33), расположенного по адресу: Удмуртская г. Ижевск, ул. Ленина, д. 1, для оперативного решения вопросов по оценке качества образования, в том числе, организационно-технологического сопровождения проведения процедур государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.
В судебном заседании в обоснование несения спорных расходов на оплату коммунальных услуг и труда уборщиков и сторожей в размере 541 380,37 руб. за период с 15.03.2021 по 31.12.2021 года представитель заявителя пояснил, что те произведены им в рамках договора безвозмездного пользования № 1 от 15.03.2021 года (далее договор), заключенного между автономным учреждением Удмуртской Республик «Региональный центр оценки качества образования» (ссудодатель) и Министерством образования и науки Удмуртской Республики (ссудополучатель), по которому ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование нежилые помещения 202, 203, 204, 205, 206, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 228, 229, 232 площадью 454,94 кв. м. (номера помещений на поэтажном плане проекта 202, 203, 204, 205, 206, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 228, 229, 232) на 2 этаже здания, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, д. 1. Подпунктом 4 пункта 9 договора предусмотрена обязанность ссудополучателя нести за счет собственных средств все расходы по содержанию имущества. Приказом Автономного учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр оценки качества образования» № ОД-016/2 от 18.03.2021 года уборка помещений 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226 отнесены к фронту работ уборщика производственных и служебных помещений № 2.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с тем, что спорные расходы в сумме 541 380,37 руб. являются обоснованными, представил расчет и заявил, что в целях корректного расчета суммы нецелевого использования средств бюджета по оплате труда следует принимать во внимание пункт 29 Приказа № 532 и исходить из расчета нецелевого использования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания АО УР «РЦОКО» за период с 15.03.2021 по 31.12.2021 в части расходов на оплату коммунальных услуг и труда уборщиков и сторожей (приложение № 1 к акту).
Так, согласно пункту 29 Приказа № 532 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), согласно которому затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества государственного учреждения Удмуртской Республики рассчитываются с учетом затрат:
В случае если государственное бюджетное или автономное учреждение Удмуртской Республики осуществляет платную деятельность, затраты на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества государственного бюджетного или автономного учреждения Удмуртской Республики рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности или с учетом вычета, пропорционального сумме поступления доходов от платной деятельности.
Значения затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетного или автономного учреждения Удмуртской Республики устанавливаются государственным органом Удмуртской Республики.
Согласно приложению № 1 к акту расходы на оплату коммунальных услуг за период с 15.03.2021 по 31.12.2021 года составили:
-Удмуртский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» 256 611,035 руб.;
-Филиал «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» 338 150,18 руб.;
-МУП г. Ижевска «Ижводоканал» 43 906,03 руб.;
-ООО «Спецавтохозяйство» 48 766,61 руб.
В общем размере расходы на оплату коммунальных услуг за период с 15.03.2021 по 31.12.2021 составили 687 484,17 руб.
С учетом того, что общая площадь служебных помещений АУ УР «РЦОКО» - 1856 кв. м, площадь служебных помещений, переданных в безвозмездное пользование Министерству образования и науки УР – 454,94 кв. м, суд находит обоснованным следующий представленный министерством расчет нецелевого использования средств бюджета на оплату коммунальных услуг:
-Удмуртский филиал АО «Энергосбыт» (электрическая энергия):
-Филиал «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» (тепловая энергия):
-МУП г. Ижевска «Ижводоканал»:
43 906,03 /1856*454,94=10 762,18 руб.;
-ООО «Спецавтохозяйство»:
48 766,61 /1856*454,94=11 953,60 руб.;
Согласно приложению № 1 к акту расходы на оплату труда уборщиков и сторожей за период с 15.03.2021 по 31.12.2021 года составили 1 521 213,07 руб., следовательно, нецелевое использование средств бюджета на оплату труда составило 382 877,52 руб. (1 521 213,07/1856*454,94).
Таким образом, нецелевое использование средств с учетом положений пункта 29 Приказа № 532 составило:
Исходя из приведенного расчета, к АУ УР «РЦОКО» не может быть предъявлено требование восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме, превышающей 493 646,92 руб., то есть, в размере 47 733,45 руб. (541 380,37 руб., рассчитанных по результатам проверки – 493 646,92 руб., рассчитанных с учетом пункта 29 Приказа № 532).
С учетом изложенных обстоятельств, оспариваемое представление Министерства финансов подлежит признанию незаконным в части требования восстановить в бюджет Удмуртской Республики средства в сумме 47733 руб. 45 коп., использованные в 2021 году не по целевому назначению.
Требования заявителя в остальной части удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.02.2023 4:23:00
Кому выдана Иютина Ольга Васильевна