АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ижевск Дело № А71-6631/2011
13 сентября 2011 года Г33
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2011 года. Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2011 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи С.Ю. Бакулева, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Н.М. Морозовой, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Индивидуального предпринимателя Караваева Юрия Ивановича, г.Сарапул
к 1. Удмуртской Республике в лице Министерства финансов УР, г.Ижевск
2. Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г.Москва
третьи лица: 1. Министерство социальной защиты населения УР, г.Ижевск
2. Министерство промышленности и энергетики, г.Ижевск
3. Министерство транспорта и дорожного хозяйства, г.Ижевск
4. открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс», г.Ижевск
о взыскании 1954611 руб. убытков
при участии представителей
истца: А.М. Хуснияров – представитель (доверенность от 21.06.11.)
ответчиков: 1. Н.В. Походина – представитель (доверенность № 15 от 25.02.11.)
2. А.В. Вахрушев – представитель (доверенность от 20.12.10.)
третьих лиц: 1. В.В. Воробьёва – представитель (доверенность № 25 от 24.05.11.)
2. не явился (уведомление в деле)
3. не явился (уведомление в деле)
4. не явился (уведомление в деле)
у с т а н о в и л:
Иск заявлен о взыскании 1954611 руб. убытков, образовавшихся в результате оказание услуг по перевозке льготной категории граждан в период с 2008 года по 2010 год.
В ходе заседания на основании ст.ст. 41, 49, 159, 184, 185 АПК РФ и ходатайства истца сумма исковых требований уменьшена до взыскания 1863190 руб., соответственно, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 1137269 руб. убытков за период оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан с 2008 года по 2010 год; с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики 725921 руб. убытков за период оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан с 2009 года по 2010 год
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель первого ответчика исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: средства выделенные из федерального бюджета бюджету УР в 2008 году – 2009 году и средства, выделенные из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, израсходованы в полном объеме и по целевому назначению. В 2010 году целевые трансферты из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации не предоставлялись.
Второй ответчик исковые требования оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: исковые требования не основаны на законе, поскольку передача государственных полномочий по обеспечению финансирования льгот в виде бесплатного проезда на другой уровень власти действующим законодательством не установлено. Российская Федерация обязана финансировать льготы, установленные федеральным законодательством. Истцы не указывают нормативных актов, которыми установлено, что Российская Федерация обязана финансировать льготы в виде бесплатного проезда. Между тем, предоставление истцами льготного проезда отдельным категориям граждан производилось на основании договоров о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов. Российская Федерация стороной по договору не являлась, право на распоряжение средствами федерального бюджета органам государственной власти субъекта нормативными актами не передано.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г.Ижевск исковые требования оспорило по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: в спорный период Министерство осуществляло возмещение выпадающих доходов транспортных организаций через ОАО «Удмуртавтотранс» за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики в соответствии с заключенными договорами между Министерством и ОАО «Удмуртавтотранс». Все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом и выделенныеУдмуртской Республике во исполнение обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, а также предусмотренные бюджетом Удмуртской Республики Министерствомво исполнение обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Удмуртской Республики были израсходованы в полном объеме по целевому назначению.
Остальные третьи лица исковые требования оспорили, в письменном виде отзывы не представили.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121-123, 156 АПК РФ.
Между ОАО «Удмуртавторанс» (заказчик)и ИП Караваев Ю.И. (исполнитель) заключены договоры о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов № 28/08-СБ от 01.02.2008, № 49/09-СБ от 16.02.2009, предметом договоров являетсявозмещение выручки Исполнителю от реализации социальных проездных билетов и компенсациявыпадающих доходов, связанная с предоставлением права проезда по социальнымпроездным билетам гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки всоответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». «О социальных гарантияхгражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерныхиспытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РоссийскойФедерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие авариив 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивныхотходов в реку Теча». «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и еекомпонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики»(далее – отдельные категории граждан), финансируемые за счетсредств федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики.
Возмещение компенсации выпадающих доходовосуществляется Минсоцзащитой УР, путем перечисления денежных средств, причитающихсятранспортным организациям, ОАО «Удмуртавтотранс». ОАО «Удмуртавтотранс»осуществляет распределение денежных средств, поступивших от Минсоцзащиты УРсреди транспортных организаций, в соответствии с предъявленными актами.
Возмещение выпадающих доходов, связанныхс реализацией социальных
проездных билетов производится в соответствии спостановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года Уз 170« О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспортеобщего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщенияотдельным категориям граждан в Удмуртской Республике». распоряжением ПравительстваУдмуртской Республики от 02 марта 2006 года № 183-р «О порядке реализации и учетесоциальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильномтранспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов» (п. 1.2. договоров).
Заказчик обязуется: организовать реализацию социальныхпроездных билетов через сеть отделений почтовой связи на территории г. Сарапула и Сарапульскогорайона, перечислять исполнителювыручку отреализации социальных проездных билетов за отчетный месяц за вычетом суммы, удерживаемой заказчикомза услуги в соответствии с п.п.2.2.5. настоящего договора не позднее 7 рабочих дней с момента получения акта выполненных: работ за отчетныймесяц в соответствии с п.п.2.2.3. настоящего договора. Перечислять исполнителю выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов, возмещенных Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики, по актам принятымк оплате, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетомили бюджетом Удмуртской Республики на эти цели (п. 2.1.1, 2.1.2., 2.1.3 договора).
Согласно п. 2.1.5 договора заказчик ненесет ответственности за неисполнениефинансовых обязательств Удмуртской Республики и Российской Федерации (занедофинансирование предмета настоящего договора).
Между ОАО «Удмуртавторанс» (сторона 1) и истцом (сторона 2) заключены договоры о возмещении выручки от реализации социальных проездных билетов № 186/09-РБ от 01.09.2009, № 43/10-РБ от 19.02.2010, предметом договоров является (п.п. 1.1.)возмещение выручки Исполнителю от реализации социальных проездных билетов, связанная с предоставлением права проезда по социальнымпроездным билетам гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки всоответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». «О социальных гарантияхгражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерныхиспытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РоссийскойФедерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие авариив 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивныхотходов в реку Теча». «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и еекомпонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики»(далее – отдельные категории граждан).
Возмещение осуществляется стороной-1, путем перечисления денежных средств, стороне-2, сторона-1 осуществляет перечисление выручки в соответствии с долей транспортной работы, распределённой Миндортранс УР среди транспортных организаций и перевозчиков.
Между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (Министерство) и истцом (транспортная организация) заключены договоры о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов № 642 от 15.09.2009, № 52 от 16.02.2010, предметом договоров является (п.п. 1.1.)возмещение выручки Исполнителю от реализации социальных проездных билетов, связанная с предоставлением права проезда по социальнымпроездным билетам гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки всоответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантияхгражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерныхиспытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РоссийскойФедерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие авариив 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивныхотходов в реку Теча».«О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и еекомпонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики»(далее – отдельные категории граждан).
В соответствии с п.п. 2.2. договоров возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией Транспортной организацией социальных проездных билетов производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006г. №183-р «Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов».
Согласно п.п. 3.2.1 договоров министерство возмещает транспортной организации выпадающие доходы. Связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
Истец указывает, что согласно актам сверки взаиморасчетов по перевозке льготной категории граждан задолженность перед истцом по федеральному регистру льготной категории граждан за период с 2008 года по 2010 год составляет 1137269 руб., по региональному регистру льготной категории граждан за период с 2009 года по 2010 год составляет 725921 руб., что подтверждается сводными актами сверок, актами сверок.
Обязательства по возмещению выпадающих доходов до настоящего времени не исполнены, что явилось для истца основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Ответчики исковые требования оспорили, по указанным выше основаниям.
Суд, выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, на основании ст.ст. 15, 790, 1069, 1071 ГК РФ и следующих обстоятельств.
Согласно п.5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 названного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиям гражданам, подвергшихся радиационному воздействию в следствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии с п. 16 - 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на территории Удмуртской Республики в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005г. №170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике». Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства УР от 29.12.2005 № 186 возмещение выпадающих доходов транспортных организаций осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики через ОАО «Удмуртавтотранс» в соответствии с заключенным договором.
Получателем денежных средств на возмещение выпадающих доходов из республиканского и федерального бюджета является ОАО «Удмуртавтотранс».
Возмещение ОАО «Удмуртавтотранс» выпадающих доходов принятой к оплате Министерством социальной защиты населения УР, за счет и в пределах средств предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики возмещается Министерством социальной защиты населения УР на основании договоров между Министерством социальной защиты населения УР и ОАО «Удмуртавтотранс».
Порядок возмещения утвержден Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006г. №183-р «Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов» (далее – Положение).
Согласно п.3 Положения организации транспорта ведут раздельный учет продажи социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный и региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.
Соответственно расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, и включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств местного бюджета.
В 2008 году Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2008 год согласно приложению 37 к данному Федеральному закону (статья 14 данного Федерального закона).
В соответствии с приложением 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и приложением 1 к Закону Удмуртской Республики от 18.09.2007 № 54-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на2008 год» бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности
услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 32942.4 тыс. руб.
В 2009 году Федеральным законом от 24.1 1.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 201 I годов» утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2009 год согласно приложению 19 к данному Федеральному закону (статья 13 данного Федерального закона).
В соответствии с приложением 19 к Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и приложением к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 № 55-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год» бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17591,3 тыс. руб.
В соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 № 55-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2009 Министерству были распределены расходы по наименованиям «обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591.3 тыс. руб.»; «обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1 300 тыс. руб.».
В 2010 году в соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 08.12.2009 № 67-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год» в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2010 год Министерству были распределены расходы по наименованию «обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1300 тыс. руб.».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006г. № 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций были распределены Удмуртской Республикой в полном объеме и не покрыли расходы предприятий, в том числе и истца, по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что размер понесенных истцом расходов подтвержден материалами дела (сводными актами сверок, актами сверок, актами распределения компенсации от реализации социальных проездных билетов), и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом истца и подлежит взысканию с ответчиков.
Возражения ответчиков судом отклоняются, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.
На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Принимая Федеральные законы от 24.07.2007г. № 198-ФЗ, от 24.11.2008г. № 204-ФЗ, государство не отменяло и не приостанавливало действия федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 1863190 руб. Данные расходы истца, понесены в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Компенсация расходов, понесенных истцом, оказывающим услуги льготным категориям потребителей, установлена действующим законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку ответчики не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, суд пришел к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Учитывая, что государственная пошлина при подаче искового заявления истцом не уплачивалась, в связи с предоставлением отсрочки, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в порядке п.1 ч. 1 ст. 333.37. НК РФ, то в соответствии с п.4 ч.7 ст. 141 АПК РФ и ст. 102 АПК РФ, ч.2 ст. 333.22, ст. 333.41 НК РФ, государственная пошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
1. Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Караваева Юрия Ивановича, г.Сарапул убытки в размере 725921 руб.
2. Взыскать с Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Караваева Юрия Ивановича, г.Сарапул убытки в размере 1137269 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru
Судья С.Ю. Бакулев