НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 11.10.2023 № А71-6886/2023



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71- 6886/2023  13 октября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 13 октября 2023 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  К.Э. Бургановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская  птицефабрика» г. Глазов к Управлению Федеральной налоговой службы по  Удмуртской Республике о признании незаконным решения Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике г.  Глазов о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения № 08-1-19/6 от 07.12.2022 в части доначисления земельного  налога в размере 151 212 руб., пени в размере 991,55 руб., штрафа в размере  4 311 руб., 

в присутствии:
от заявителя: Байдугановой Е.Г. по доверенности от 13.04.2023;
от ответчика: Абалтусова М.В. по доверенности от 01.06.2023,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Удмуртская  птицефабрика» г. Глазов (далее - ООО «Удмуртская птицефабрика»,  общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд  Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным  решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по  Удмуртской Республике (далее – МРИ ФНС России № 2 по УР, налоговый  орган, Инспекция) № 08-1-19/6 от 07.12.2022 в части доначисления  земельного налога в размере 151 212 руб., пени в размере 991,55 руб., штрафа  в размере 4 311 руб. 


В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или  установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении  (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга,  смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах)  арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и  указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой  стадии арбитражного процесса. 

Учитывая, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы   № 2 по Удмуртской Республике прекратила деятельность в связи с  реорганизацией в форме присоединения к Управлению Федеральной  налоговой службы по Удмуртской Республике, ходатайство ответчика  подлежит удовлетворению. 

Решение оспаривается заявителем по основаниям, изложенным в  заявлении, письменных пояснениях, возражениях на отзыв. 

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве  на заявление, письменных пояснениях. 

Из представленных по делу доказательств следует, что Межрайонной  ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике была проведена выездная  налоговая проверка по всем налогам и сборам, страховым взносам за период  за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 г. 

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что с даты внесения  изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного  участка при исчислении налога за 2019 год обществом неправомерно  применена пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%. С  07.08.2019 исчисление земельного налога в отношении спорного земельного  участка с видом разрешенного использования «для индивидуального  жилищного строительства», не используемого обществом по целевому  назначению, должно осуществляться с учетом налоговой ставки,  предусмотренной подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и подп. 4 п. 2 решения  Глазовской Городской Думы от 25.11.2005 № 21 в размере 1,5 процента для  «прочих земельных участков». 

По результатам рассмотрения материалов проверки и  возражений налогоплательщика вынесено решение  № 08-1-19/6 от  07.12.2022 о привлечении общества с ограниченной  ответственностью «Удмуртская птицефабрика» к ответственности за  совершение налогового правонарушения, предусмотренной  пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской  Федерации, в виде штрафа в размере 4530 рублей,  предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Кодекса в виде штрафа  в размере 250 рублей. Налогоплательщику предложено уплатить  недоимку по налогам в общей сумме 155615 рублей, в том числе по  транспортному налогу в сумме 4430 рублей, по земельному налогу в сумме  151212 рублей, пени в сумме 1103, 95 рублей. 


ООО «Удмуртская птицефабрика», реализуя право, предусмотренное  статьей 101.2 Кодекса, обратилось в Управление Федеральной налоговой  службы по Удмуртской Республике с апелляционной жалобой. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской  Республике № 06-07/00910@ от 24.01.2023 по итогам рассмотрения  апелляционной жалобы ООО «Удмуртская птицефабрика» апелляционная  жалоба оставлена без удовлетворения. 

Несогласие налогоплательщика с решением Межрайонной ИФНС  России № 2 по УР от 07.12.2022 № 08-1-19/6 в части доначисления земельного  налога в размере 151 212 руб., пени в размере 991,55 руб., штрафа в размере  4 311 руб. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. 

В обоснование заявленных требований общество указало, что не  согласно с мнением налогового органа о том, что для применения  пониженной ставки земельного налога в размере, не превышающем 03  процента, в отношении земельных участков, приобретенных  (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства,  необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного  участка к определенной категории или виду разрешенного использования и  использование этого земельного участка по целевому назначению (в  непредпринимательской деятельности). Общество полагает, что тот факт, что  на земельном участке не осуществлено индивидуальное жилищное  строительство, могло явиться основанием для применения пункта 15 статьи  396 Налогового кодекса РФ (применение повышающего коэффициента к  ставке 0,3%), а не применение ставки 1,5%. Так, на территории  муниципального образования «Город Глазов» (в ред. решения Глазовской  городской думы от 28.06.2017 № 266) налоговая ставка по земельному налогу  в размере 0,3 процента установлена в отношении следующих земельных  участков: отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного  использования в населенных пунктах и используемых для  сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и  объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса  (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на  объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных  (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных  (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,  огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;  ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской  Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и  таможенных нужд. Таким образом, определяющим для применения  налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного  использования земельного участка и назначение возводимых на нем  объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для  жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 


статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде  применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога. Иных  ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в  отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для  жилищного строительства», а именно, запрета применять ставку 0,3% от  кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных  участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального  жилищного строительства и используемых в предпринимательской  деятельности, Налоговый кодекс РФ в рассматриваемый налоговый период  не содержал. Ограничения для применения пониженной ставки земельного  налога 0,3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для  индивидуального жилищного строительства, используемых в  предпринимательской деятельности, установлены п. 1 ст. 394 НК РФ только  с 01.01.2020 года. 

 Заявитель также обратил внимание, что изменение вида разрешенного  использования данного земельного участка производилось в целях  реализации намерений по организации и размещению на землях населенного  пункта объектов индивидуального жилищного строительства. Согласно  письму ООО «Удмуртская птицефабрика» от 28.03.2016г. исх. № 28-09/0311  на данной территории планировалось осуществить раздел на земельные  участки (ориентировочно по 1500 кв. м.) под застройку объектами, высотой  не более трех этажей, с возможностью выращивания сельскохозяйственных  культур. Ссылка в письме на социальную ориентированность проекта  свидетельствует об отсутствии намерения получать доход от использования  указанного земельного участка. В связи с тем, что планировалось  осуществить раздел на земельные участки небольшой площади для 

предоставления работникам общества под индивидуальное жилищное  строительство, самостоятельное благоустройство территории не  предполагалось, соответствующие планы отсутствуют. 

Кроме того, поскольку по земельному участку с первоначальным  видом разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного  производства» и с измененным на «для индивидуального жилищного  строительства» согласно Положению «О земельном налоге на территории  муниципального образования «Город Глазов» подлежала применению  пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%, изменение вида  разрешенного использования данного земельного участка не имело целью  получение налоговой выгоды. 

На основании изложенного общество полагает, что вывод инспекции о  том, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка с  кадастровым номером 18:28:000075:2656 с видом разрешенною  использования «для индивидуального жилищного строительства», не  используемого по целевому назначению, должно осуществляться с учетом  налоговой ставки, предусмотренной подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, а также подп.  4 п. 2 Решения Глазовской Городской Думы от 25.11.2005г. № 21, начиная с 


07.08.2019 г., не основан на нормах Налогового кодекса Российской  Федерации, а применение налоговой ставки в размере 1.5% к кадастровой  стоимости земельного участка является неправомерным. 

Возражая против доводов со ссылкой на разъяснения Минфина РФ и  судебную практику, изложенных в отзыве налогового органа, заявитель  указал, что они содержат иные фактические обстоятельства и, следовательно,  при рассмотрении настоящего дела не могут быть приняты во внимание, а  также, обратил внимание на то, что в ходе выездной налоговой проверки  ООО «Удмуртская птицефабрика» факты использования спорного  земельного участка в предпринимательских целях для систематического  извлечения прибыли или дальнейшая перепродажа не установлены. Как  указал налогоплательщик, в проверяемом периоде намерения общества в  отношении спорного земельного участка изменились, и 20.05.2020 г. ООО  «Удмуртская птицефабрика» обратилось в Управление архитектуры и  градостроительства Администрации МО «Город Глазов» с просьбой внести  изменения в Генеральный план города Глазов, установив для земельного  участка с кадастровым номером 18:28:000075:2656 зону  сельскохозяйственных угодий, что подтверждается прилагаемым письмом от  20.05.2020 г. № 28-09/0340. 

Общество считает несостоятельным довод налогового органа о том, что  на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты и строения,  поскольку под спорным земельным участком проходит водопровод (вид  объекта недвижимого имущества - Сооружение), что подтверждается  прилагаемой кадастровой выпиской, т.е. нельзя однозначно утверждать, что  на спорном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты  недвижимости. Также на данном участке проходит линия электропередач (ее  видно на публичной карте). Указанные объекты могли быть использованы  как объекты инженерной инфраструктуры для жилищного строительства.  Таким образом, вывод об отсутствии на земельном участке с кадастровым  номером 18:28:000075:2656 жилищного фонда и объектов инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса сделан по  недостаточно исследованным обстоятельствам. 

При этом, наличие (отсутствие) возведенных объектов не имеет  значения для применения пониженной ставки земельного налога. В  соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (в  редакции, действовавшей в 2019 году) налоговые ставки по земельному  налогу устанавливаются нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований (законами городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в частности, не могут  превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых  жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного  строительства. В соответствии с Решением Глазовской городской Думы от  25.11.2005 № 21 «Об утверждении Положения «О земельном налоге на  территории муниципального образования «Город Глазов» (в ред. решения 


Глазовской городской думы от 28.06.2017 № 266) налоговая ставка по  земельному налогу в размере 0,3 процента установлена в отношении  земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли  в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к  жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для  жилищного строительства. Таким образом, из буквального толкования  указанных норм следует, что предоставление земельного участка для  жилищного строительства достаточно для правомерного применения ставки  земельного налога в размере 0,3%. Иных условий для применения  пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с  видом разрешенного использования «для жилищного строительства»,  Налоговый кодекс в рассматриваемый период не содержал. На основании  изложенного заявитель полагает, что им соблюдены условия, необходимые  для применения в отношении спорного земельного участка налоговой ставки  0,3 процента. 

Общество особо обращает внимание, что использование земельного  участка в предпринимательской деятельности в ходе выездной налоговой  проверки не установлено. 

Общество также считает необходимым отметить следующее.  Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных  участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства,  законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем  создания более выгодных финансовых условий ведения строительства. Как  указано в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 23.07.2009 N 54, неосвоение земельного участка,  приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не  является основанием для отказа в применении рассматриваемой пониженной  ставки земельного налога. Соответственно, по общему правилу  определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3  процента является вид разрешенного использования земельного участка для  жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем  объектов. Указанное регулирование связано с земельным участком и с  установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с  тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка,  продолжительностью владения участком (определения Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от  04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022  N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242). Однако подпунктом "а"  пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее -  Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1  статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки,  приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного 


строительства, используемые в предпринимательской деятельности. Данное  регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 Налогового  кодекса, пункт 2 статьи 3 Закона N 325-ФЗ). Таким образом, начиная с 2020  года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных)  для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт  39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля  законодателя направлена на предоставление государственной поддержки  непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) 

;

для индивидуального жилищного строительства земельные участки  принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство  для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.  Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе  применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков,  приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного  строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов  индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках  для реализации в последствии построенных объектов гражданам. Из  приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что  налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе  применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют  намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но  используют соответствующие земельные участки в своей  предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение  прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в  качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. Принимая во внимание  изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой  организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для  индивидуального жилищного строительства, исключает возможность  применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1  статьи 394 Налогового кодекса. При таких обстоятельствах общество,  являющееся коммерческой организацией, не вправе применять налоговую  ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год. В  настоящем деле рассматривается спор о применении налоговой ставки при  исчислении земельного налога за 2019 год, в связи с чем указанная правовая  позиция Верховного суда РФ не применима. 

Возражая против доводов заявителя, налоговый орган указал, что  общество с 21.03.2016 имеет в собственности земельный участок площадью  180 368 кв.м. (кадастровый номер 18:28:000075:2656, назначение - с  07.08.2019 для индивидуального жилищного строительства (2.1) (Ж1 - зона  застройки индивидуальными жилыми домами), до 07.08.2019 - для ведения  сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость 57 995 526.72  рублей), расположенный по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов.  Решением Глазовской Городской Думы от 25.11.2005 № 21 на территории  муниципального образования «Город Глазов» установлены налоговые ставки 


земельного налога. Так, ставка 0,3 процента установлена в отношении  земельных участков, отнесенных к землям в составе зон  сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых  для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и  объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса  (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на  объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных  (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных  (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,  огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;  ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской  Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и  таможенных нужд. Налоговый орган указывает, что для применения  пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных  участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального  жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного  использования земельного участка, учитывается целевой характер  использования указанных земельных участков. Принадлежность земельного  участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для  осуществления предпринимательской деятельности, обуславливает его  налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих  земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (до  1,5 процента). При этом, при наличии сведений, подтверждающих в  соответствии с законодательством Российской Федерации размещение на  земельном участке жилых помещений (например, сведений Единого  государственного реестра недвижимости, документов, подтверждающих  государственный учет и (или) техническую инвентаризацию ранее учтенных  объектов недвижимости), налоговая ставка не может превышать 0,3  процента, независимо от того в чьей собственности, юридического или  физического лица, находятся земельные участки, занятые жилищным фондом  и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса. В обоснование необходимости использования земельных  участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой  ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных  (предоставленных) для жилищного строительства налоговый орган приводит  определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 № 307- КГ18-20670 по делу № А66-16992/2017 и от 30.10.2018 № 305-КГ18-16987 по  делу № А41-80451/2017. В ходе рассмотрения материалов налоговой  проверки представителем Общества Лялиной Л.Ю. по доверенности № 45 от  05.09.2022 сообщено, что с 2016 по 2019 годы на земельном участке с  кадастровым номером 18:28:000075:2656 ничего не возводилось. Земельный  участок представлял и представляет собой поле. О наличии планов, проектов  по благоустройству территории в проверяемом периоде не известно 


Земельный участок поддерживается в надлежащем состоянии (скашивание  травы и т.д.), растениеводство не планируется (протокол рассмотрения  материалов налоговой проверки от 07.12.2022 № 6). Из общедоступных  источников сети Интернет на официальном сайте: кадастр-карта.рф  (публичная кадастровая карта) налоговым органом получено изображение  земельного участка с кадастровым номером 18:28:000075:2656, которое  позволяет установить, что на данном земельном участке отсутствуют какие-либо объекты и строения. Таким образом, в ходе проверки установлено, что  земельный участок с кадастровым номером 18:28:000075:2656 в период с  2019 по 2020 год не использовался обществом в соответствии с видом  разрешенного использования «для индивидуального жилищного  строительства», на нем не велось строительство индивидуальных жилых  домов, отсутствовали жилищный фонд и объекты инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. С даты внесения  изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного  участка при исчислении налога за 2019 год обществом неправомерно  применена пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%. С  07.08.2019 исчисление земельного налога в отношении спорного земельного  участка с видом разрешенного использования «для индивидуального  жилищного строительства», не используемого Обществом по целевому  назначению, должно осуществляться с учетом налоговой ставки,  предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса и подпунктом 4  пункта 2 Решения Глазовской Городской Думы от 25.11.2005 № 21 в размере  1,5 процента для «прочих земельных участков». На основании изложенного  налоговый орган пришел к выводу, что даты внесения изменений в сведения  о виде разрешенного использования земельного участка при исчислении  налога за 2019 год обществом неправомерно применена пониженная ставка  земельного налога в размере 0,3%. С 07.08.2019 исчисление земельного  налога в отношении спорного земельного участка с видом разрешенного  использования «для индивидуального жилищного строительства», не  используемого обществом по целевому назначению, должно осуществляться  с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи  394 Кодекса и подпунктом 4 пункта 2 Решения Глазовской Городской Думы  от 25.11.2005 № 21 в размере 1,5 процента для «прочих земельных участков».   Налоговый орган со ссылкой на судебную практику (дела № А6013520/2021, № А07-2676/2022, № А60-58049/2020) также указал, что для  применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, в  отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для  индивидуального жилищного строительства, необходимо соблюдение  одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной  категории или виду разрешенного использования и использование этого  земельного участка по целевому назначению; цель, которую преследовал  законодатель, предусматривая возможность установления и применения  льготной ставки земельного налога в отношении земельных участков 


приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства,  заключалась в необходимости поощрения возведения жилья путем создания  более выгодных финансовых условий ведения строительства; фактическое  использование земельного участка должно отвечать его разрешенному  использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр. Таким  образом, ставка земельного налога применяется, исходя из фактического  использования земельного участка в соответствии с его разрешенным  использованием. Установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути  является налоговой льготой, предоставляемой налогоплательщику в целях  стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому  назначению. Необходимость использования земельных участков по целевому  назначению для применения пониженной налоговой ставки в отношении  земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного  строительства, была отмечена в также Определениях Верховного Суда РФ от  21.12.2018 № 307-КГ18-20670 и от 30.10.2018 № 305-КГ18-16987. 

Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации  следует, что объект индивидуального жилищного строительства - это  отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три,  высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений  вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения  гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком  здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты  недвижимости. При наличии сведений, подтверждающих в соответствии с  законодательством Российской Федерации размещение на земельном участке  жилых помещений (например, сведений Единого государственного реестра  недвижимости, документов, подтверждающих государственный учет и (или)  техническую инвентаризацию ранее учтенных объектов недвижимости),  налоговая ставка не может превышать 0,3 процента, независимо от того в  чьей собственности, юридического или физического лица, находятся  земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Ответчик полагает,  что представленные заявителем с возражениями от 11.07.2023 на отзыв  документы не свидетельствуют о размещении на спорном участке объектов  инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, т.к. из  документов не следует, что водопровод и линя электропередач  предназначены для обеспечения деятельности жилищно-коммунального  комплекса. 

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к  следующим выводам. 

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. 


В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации,  статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе  состязательности и равенства сторон. В соответствии со ст. 65 АПК РФ,  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на  которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений,  представить доказательства. Обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого  акта, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на этот орган. 

Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает  доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на  всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании  имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость,  допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также  достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71  АПК РФ). 

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение  или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного правового акта  недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие  оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в  результате его принятия прав и законных интересов заявителя. 

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и  статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно 


установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам,  которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах и сборах. 

Пунктом 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –  ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации  является платным. Формами платы за использование земли являются  земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного  налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах  и сборах (пункт 2 статьи 65 ЗК РФ). 

Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога  признаются организации и физические лица, обладающие земельными  участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.  389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного  (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения,  если иное не установлено настоящим пунктом. 

В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения является  земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть  земной поверхности, границы которой определены в соответствии с  федеральными законами. 

Пунктами 1 и 2 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база  определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых  объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего  Кодекса. 

Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в  отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по  состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. 

 Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный  год (п.1 ст.393 НК РФ). 

Земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками -  физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за  истекшим налоговым периодом. 

В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу  устанавливаются нормативными правовыми актами представительных  органов муниципальных образований (законами городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга) и, в частности, не могут превышать  0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом  или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. 

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса  Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая  ставка не может превышать 1,5 процента. 

В соответствии с Решением Глазовской городской Думы от 25.11.2005   № 21 «Об утверждении Положения «О земельном налоге на территории  муниципального образования «Город Глазов» (в ред. решения Глазовской 


городской думы от 29.07.2015 № 600 для 2016 года; в ред. решения  Глазовской городской думы от 30.09.2016 № 165, в ред. решения Глазовской  городской думы от 28.06.2017 № 266) налоговые ставки по земельному  налогу утверждены в следующем размере: 

- земельные участки, предназначенные для размещения домов  среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (в том числе  приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства), за  исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект,  не относящийся к жилищному фонду; 

- земельные участки, предназначенные для размещения домов  малоэтажной жилой застройки, в т.ч. ИЖС; 

- земельные участки, предназначенные для размещения домов  среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (в том числе  приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства), за  исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект,  не относящийся к жилищному фонду; 

- земельные участки, предназначенные для размещения домов  малоэтажной жилой застройки, в т.ч. ИЖС; 

- земельные участки, приобретенные предоставленные) для личного  подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а  также дачного хозяйства; 

- земельные участки, приобретенные (предоставленные) для личного  подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а  также дачного хозяйства (ведение огородничества; ведение садоводства;  ведение дачного хозяйства; 

- земельные участки, предназначенные для размещения  производственных и административных зданий, строений, сооружений  промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического,  продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации,  изложенной в определении от 06.03.2015 № 306-КГ14-8182, налоговая ставка  0,3 процента является по своей сути налоговой льготой, а поэтому наличие  оснований для ее применения должен обосновать сам налогоплательщик. 

Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской  Федерации в отношении земельных участков, приобретенных  (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на  условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением  индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими  лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу)  производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока  строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные  земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на  построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного 


строительства и государственной регистрации прав на построенный объект  недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога,  уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом  коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и  подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном  порядке. 

В соответствии с письмом ФНС России от 03.11.2017 № БС-4-21/22424  «О применении при расчете земельного налога повышающего коэффициента,  предусмотренного п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ» установлено, что  согласно п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков,  приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и  юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного  строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства,  осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного  налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) производится с  учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная  с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки  вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект  недвижимости. 

Таким образом, условием для применения при исчислении земельного  налога коэффициента 2 является государственная регистрация права на  земельный участок с видом разрешенного использования для жилищного  строительства. 

Применение коэффициента 2 направлено на стимулирование лиц,  осуществляющих жилищное строительство, к завершению строительства до  истечения трехлетнего срока с даты регистрации права на земельный  участок; при исполнении налогоплательщиком данного условия он будет  иметь право на возврат доначисленной суммы налога, то есть нарушений  прав заявителя не произойдет. 

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах,  возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с  взиманием земельного налога», неосвоение земельного участка,  приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не  является основанием для отказа в применении указанной пониженной ставки  земельного налога. 

В то же время согласно абз. первому п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении  земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность  физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них  жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых  платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение  трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной  регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной  регистрации прав на построенный объект недвижимости. 


В п. 15 ст. 396 НК РФ также указано, что в случае завершения такого  жилищного строительства и государственной регистрации прав на  построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока  строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы  налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне  уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в  общеустановленном порядке. 

Исходя из буквального содержания данной нормы, применение  повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является  правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке,  представленном для жилищного строительства, построенного объекта  недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным  участком и установленным для него видом разрешенного использования, и  не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного  участка, продолжительностью владения участком (Определение Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258). 

Применение повышающего коэффициента, указанного в п. 15 ст. 396  НК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или  приобретенных для целей жилищного строительства, обусловлено  необходимостью стимулировать налогоплательщиков, владеющих такими  земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего  срока с момента приобретения данных участков, путем установления  повышенной ставки земельного налога для земель, выделенных под  жилищное строительство, в случае если строительство на данных землях не  завершено в разумный с точки зрения законодателя срок - три года. 

Наличие соответствующего вида разрешенного использования при  отсутствии на земельном участке жилых объектов не может служить  основанием для применения пониженной ставки 0,3% без применения  повышающих коэффициентов. 

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,  должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание  своих требований и возражений. 

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи  земельного участка, находящегося в государственной собственности, от  30.12.2014 года № 64 ООО «Удмуртская птицефабрика» является  собственником земельного участка с кадастровым номером  18:28:000075:2656, о чем Управлением Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской  Республике выдано Свидетельство о государственной регистрации права от  21.03.2016 года. 

На момент государственной регистрации права земельный участок  площадью 180 368 кв. м относился к категории земель: земли населенных 


пунктов, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного  производства. 

Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого  государственного реестра недвижимости, с 07.08.2019 года изменен вид  разрешенного использования спорного земельного участка, в связи с чем вид  разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  18:28:000075:2656 категории земель «земли населенных пунктов» стал «для  индивидуального жилищного строительства (2.1) (Ж1 – зона застройки  индивидуальными жилыми домами)». 

Изменение вида разрешенного использования спорного земельного  участка мотивировано тем, что на данной территории ООО «Удмуртская  птицефабрика» планируется осуществить раздел на земельные участки  (ориентировочно по 1 500 кв.м) под застройку объектами, высотой не более  трех этажей, с возможностью выращивания сельскохозяйственных культур. 

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим  земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории  и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. 

Виды разрешенного использования земельных участков определяются  в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  земельных отношений. 

 Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 был  утвержден Классификатор видов разрешенного использования  (действовавший в спорный период) земельных участков (далее  классификатор). 

Согласно указанному классификатору (в ред. Приказов  Минэкономразвития России от 30.09.2015 N709, от 04.02.2019 N44) виду  разрешенного использования «Для индивидуального жилищного  строительства» соответствует размещение жилого дома (отдельно стоящего  здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более  двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного  использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и  иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не  предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости);  выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных  гаражей и хозяйственных построек. 

Решением Глазовской Городской Думы от 25.11.2005 № 21 (в ред.  решений Глазовской Городской Думы от 31.01.2006 № 57,от 27.02.2006 №  84, от 22.11.2006 № 255, от 01.08.2007 № 389,от 30.01.2008 № 489, от  19.09.2008 № 619, от 27.05.2009 № 739, от 29.09.2010 № 911, от 26.05.2011 №  73, от 30.05.2012 № 196, от 25.09.2013 № 357, от 30.10.2014 № 492, от 


24.12.2014 № 516, от 29.07.2015 № 600, от 30.09.2016 № 165, от 20.12.2016 №  205, от 28.06.2017 № 266, от 30.05.2018 № 360) на территории  муниципального образования «Город Глазов» установлены налоговые ставки  земельного налога в следующих размерах (в ред. решения Глазовской  городской Думы от 28.06.2017 № 266): 

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на  земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному  фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного  строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также  дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с  законодательством Российской Федерации, предоставленных для  обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 

Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской  Федерации в отношении земельных участков, приобретенных  (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на  условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением  индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими  лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу)  производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока  строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные  земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на  построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного  строительства и государственной регистрации прав на построенный объект  недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога,  уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом  коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и  подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном  порядке. 

Из представленных в дело доказательств следует, что на спорном  земельном участке жилые дома либо иные объекты капитального 


строительства отсутствуют, заявитель строительство жилых домов на них не  осуществлял. 

Таким образом, ООО «Удмуртская птицефабрика» в 2019 году не  использовало спорный земельный участок по целевому назначению «для  жилищного строительства». 

Суд пришел к выводу, что в данном случае земельный налог должен  быть исчислен с учетом повышающего коэффициента 2 к ставке 0,3  процента, установленной Решением Глазовской городской Думы от  25.11.2005 № 21 «Об утверждении Положения «О земельном налоге на  территории муниципального образования «Город Глазов» для земельных  участков, предназначенных для жилой застройки, личного подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного  хозяйства, для размещения производственных и административных зданий,  строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства,  материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и  заготовок.  

Следовательно, земельный налог по спорному земельному участку за  2019 год подлежал уплате в размере 75606 руб., тогда как по данным  налоговой декларации он исчислен налогоплательщиком в размере 37803  руб. 

Как следует из п. 18 Информационного письма Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 «Об  отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации», отмена оспариваемого ненормативного  правового акта или истечение срока его действия не препятствуют  рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным,  если были нарушены законные права и интересы заявителя. 

В судебном заседании заявитель указал, что налоговым органом  25.01.2023 на основании оспариваемого решения уменьшено сальдо по ЕНС  на суммы доначисленного земельного налога, пени и штрафа, что  подтверждается «Сальдо по ЕНС по состоянию на 25.01.2023» и справкой о  принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого  платежа № 2023-171697 от 02.08.2023. Считает, что оспариваемым решением  права и интересы заявителя нарушены, настаивает на рассмотрении его  требований по существу. 

Поэтому отмена оспариваемого ненормативного акта решением  Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 


12.09.2023 № 31-08/32656@ в порядке ст. 31 НК РФ не может служить  основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным  решения № 08-1-19/6 от 07.12.2022. 

На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике № 08-1-19/6  от 07.12.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения общества с ограниченной ответственностью «Удмуртская  птицефабрика» подлежит признанию незаконным в части доначисления  земельного налога в сумме 113409 руб., штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме  4311 руб., пени в сумме 991 руб. 55 коп. В удовлетворении остальной части  заявленных требований следует отказать. 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами,  участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются  арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно  статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. 

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики 

Р Е Ш И Л:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через  Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

 Судья О.В. Иютина