АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-12414/2008
11 марта 2009 г. А31
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Т.С.Коковихиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.С.Коковихиной
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление №612 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации», г. Ижевск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике г. Ижевск
о признании незаконным решения налогового органа
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1- по доверенности №11 от 11.09.2008г., ФИО2- по доверенности №01 от 11.01.2009г.
от ответчика: ФИО3- по доверенности № 3 от 11.01.2009г., ФИО4- по доверенности №19 от 20.01.2009г., ФИО5- нач. отдела, по доверенности №20 от 10.03.2009г.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление №612 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации», г. Ижевск (далее –ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск №12-28/119 дсп от 24.09.2008г. «О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога на добавленную стоимость в результате завышения налоговых вычетов в виде штрафа в размере 1549331,02 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1030009,10 руб.
В обоснование заявленных требований (доводы приведены в заявлении (л.д.3-7 т.1) и письменных дополнениях заявитель указал следующее.
ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» осуществляло строительные работы на объектах г.Камбарка в рамках государственного контракта №ЦР/05/0021/УЗО от 17.01.2008г. Заказчиком строительства являлось Федеральное агентство по промышленности. В роли генерального подрядчика выступало ФГУП «УССТ №6 при Спецстрое России», которое при заключении договора подряда №612-2004 от 06.02.2004г., наделило функциями генподрядчика ФГУП «СУ №612 при Спецстрое Росси», оставив за собой функцию надзорного и контролирующего органа. Объемы выполненных строительно-монтажных работ по объектам строительства заказчик- Федеральное агентство по промышленности, за период с января по декабрь 2005г. подписал и принял к оплате в полном объеме, согласно утвержденного «Внутрипостроечного титульного списка на 2005 год». Однако после подписания данный Внутрипостроечный титульный список был откорректирован и суммы финансирования были значительно уменьшены согласно, высланному Федеральным агентством по промышленности в адрес ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» заключению №370 от 20.12.2005г. в соответствии с которым Федеральное агентство по промышленности отказывает в оплате за выполненные работы в декабре 2005г. Счета-фактуры и справки о стоимости выполненных работ подписаны декабрем 2005г., на основании заключения №370 от 20.12.2005г. В связи с тем, что Внутрипостроечный титул был изменен заказчиком, вина ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» в том, что объемы работ сняты отсутствует. В 2006г. выполненные в 2005г. работы были приняты к оплате. НДС за декабрь 2005г. исчислен и оплачен в полном объеме. Справки о стоимости выполненных работ подписаны заказчиком- Федеральным агентством по промышленности в декабре 2005г. МРИ ФНС №8 по УР выявляет недоимку по НДС за соответствующие налоговые периоды только в разрезе Субподрядчиков. С данным расчетом заявитель не согласен, поскольку если имеется расчет в разрезе Субподрядчиков, следовательно должен быть представлен и аналогичный расчет в разрезе Заказчиков, что налоговым органом произведено не было. С расчетами произведенными МРИ ФНС № 8 по УР по периодам расчетным путем, ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» также не согласно, т.к. расчет сторно НДС налоговый орган производит с сумм, фактически оплаченных по платежным поручениям и соглашениям о взаимном погашении задолженности в тех налоговых периодах, когда имелась кредиторская задолженность, тем самым лишая заявителя права на вычет. В 2005г. ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» НДС исчислен по оплате, в 2006г. по отгрузке, следовательно НДС к доплате не возникает.
Налоговый орган против удовлетворения требований заявителя возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.4 л.д. ), письменных пояснений. При этом приведены следующие доводы.
В порядке расчетов за выполненные работы, в соответствии с Актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2, на основании предъявленных субподрядчиком счет- фактур, выделенные отдельной строкой суммы НДС, участвовали в формировании налоговых вычетов по НДС в налоговых декларациях ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России», при условии оплаты выполненных работ. Объемы, фактически выполненных строительно-монтажных работ за 2005г. по объектам строительства в г.Камбарка, превысили по стоимости объемы работ, утвержденные внутрипостроечным титульным списком на 2005г. Стоимость выполненных работ, сверх лимита, утвержденного титульным списком 2005г. была отражена ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России», как работы выполненные, но не принятые заказчиком (незавершенное строительство). В целях правомерности отражения налоговых вычетов по НДС со стоимости объемов выполненных работ, принятых от субподрядчика в 2005г. но, не принятых заказчиком в сумме 73 704 477,96 руб. налогоплательщиком в декабре 2005г. в бухгалтерский (налоговый) учет предприятия внесены исправления. Отражение сверхлимитных объемов в сумме 73 704 477,96 руб. проведено в Ведомости 5С «Расчеты с субподрядчиками за выполненные работы» за декабрь 2005г., методом «красного сторно». Соответственно, методом «красного сторно» в декабре 2005г. отражен налог на добавленную стоимость в сумме 11 243 055,96 руб. Исправленные проводки были даны в разрезе конкретных субподрядчиков. В 2006г. ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» была представлена уточненная налоговая декларация, где налоговые вычеты в сумме (-) 7131199 руб. отражены с отрицательным значком. Выполнение строительных работ и принятие их ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» от субподрядчиков производилось в течение 2005г., по мере выполнения строительно-монтажных работ. Пропорционально выполненным объемам работ, оплаченным субподрядчику, суммы НДС отражались в составе налоговых вычетов, за соответствующие налоговые периоды. Следовательно, сделав единовременные исправительные записи в текущем налоговом периоде (декабрь 2005г.), налогоплательщиком допущено снятие объемов СМР, в сумме большей, чем фактически было выполнено в декабре 2005г., соответственно сумме снятых объемов сторнирована и сумма налоговых вычетов по НДС в размере большем, чем вычеты были заявлены по фактически выполненным объемам за декабрь. Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщику следовало внести исправления (стонировочные записи) и представить уточненные налоговые декларации за налоговые периоды 2005г., соответственно которым производилось принятие СМР от субподрядчиков, оплата выполненных работ и отражение вычетов в декларациях по НДС. В 2006г. ранее не принятые заказчиком, объемы выполненных работ были восстановлены и отражены в бухгалтерском учете налогоплательщика в феврале 2006г. Сумма НДС по восстановленным объемам отражена в книгах покупок налогоплательщика за февраль, март, апрель, сентябрь 2006г. и заявлена к вычету в налоговых декларациях за соответствующие налоговые периоды 2006г.
В судебном заседании установлено следующее.
Межрайонной инспекцией ФНС №8 по УР, г. Ижевск была проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного Унитарного предприятия «Строительное управление №612 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль, налога на имущество организаций, земельного налога, транспортного налога за период 01.01.2005г. по 31.12.2006г., единого налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., единого социального налога за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г., налога на доходы физических лиц за период с 01.02.2007г. по 31.01.2008г., соблюдения законодательства по обязательному пенсионному страхованию за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом № 12-16/99дсп от 29.08.2008г.
По результатам выездной налоговой проверки с учетом возражений налогоплательщика Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Удмуртской Республике вынесено решение «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» № 12-28/119дсп от 24 сентября 2008г.
На основании данного решения ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» привлечено к налоговой ответственности:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога на добавленную стоимость в результате завышения налоговых вычетов в сумме 1 549 331,02 руб. рубля;
Указанным решением заявителю доначислены:
- налог добавленную стоимость- в размере 9 259 911,33 руб.;
- единый социальный налог ФСС РФ- 97 957,19 руб.
Указанным решением заявителю начислены:
- пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 43632,04 руб.;
- пени за несвоевременную уплату единого социального налога в ФСС РФ в размере 5757,23 руб.,
- пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 1 030 009,10 руб.
Указанным решением уменьшен налог на добавленную стоимость, исчисленный в завышенных размерах, в результате занижения суммы налоговых вычетов на 12 371 728,99 руб. (за февраль 2005г.-3994,91 руб., за декабрь 2005г.-9 402 524,28 руб., за январь 2006г.- 7061,80 руб., за май 2006г.- 169936,05 руб., за июнь 2006г.- 331383,95 руб., за июль 2006г.- 671465,01 руб., за август 2006г.-414472,25 руб., за сентябрь 2006г.- 6693,53 руб., за октябрь 2006г.-232237,28 руб., за ноябрь 2006г.-138098,88 руб., за декабрь 2006г.-110815,78 руб., за апрель 2007г.- 639729,13 руб., за декабрь 2007г.- 243316,14 руб.).
Уменьшен налог на добавленную стоимость, заниженный, при предъявлении к возмещению из бюджета, в результате занижения суммы налоговых вычетов в сумме 65 576,03 руб. (за март 2006г.-65576,03 руб.).
Указанным решением ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» отказано в возмещении из бюджета сумм НДС, в связи с завышением налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета в размере 4 659 371,14 руб.
На основании данного решения и согласно п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за налоговые периоды январь-август 2005г. отказано в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности.
Принятое налоговым органом решение от 29.09.2008г. №13-09/128дсп в части п. 1.2.2.1, п. 1.2.2.2 заявитель обжаловал в вышестоящий налоговый орган (Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики). Решением УФНС России по УР от 17.11.2008г. №24-12/13912 по апелляционной жалобе ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» решение Межрайонной инспекции ФНС № 8 по УР от 24.09.2008г. №12-28/119дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением в части п. 1.2.2.1 и п. 1.2.2.2, касающейся привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога на добавленную стоимость в результате завышения налоговых вычетов в виде штрафа в размере 1549331,02 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1030009,10 руб., ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления. Суд оценивает доказательства в пределах заявленных требований.
Заявителем оспаривается решение Межрайонной инспекции ФНС №8 по УР №12-28/119дсп от 24.09.2008г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС за сентябрь, октябрь, ноябрь 2005г. и февраль, апрель 2006г. в виде штрафа в размере 1549331,02 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 1030009,10 руб.
На основании ст. 143 Налогового кодекса РФ ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Согласно п.1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Порядок применения налоговых вычетов определен ст. 172 НК РФ. Согласно п.1 данной статьи налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3,6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с абзацем первым п.6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками- застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно- монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом и втором п.6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым п.1 ст. 172 НК РФ.
Из приведенных норм Кодекса следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятия на учет данных товаров и наличия соответствующих первичных документов, при наличии операций, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные учетные документы, в первую очередь, должны отвечать требованиям, предъявляемым в целом к бухгалтерскому учету, в соответствии с основными задачами бухгалтерского учета, т.е. должны полно и достоверно отражать хозяйственные операции, проводимые организацией.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат установленные обязательные реквизиты.
Таким образом, основанием для включения в состав расходов и отнесения на налоговые вычеты являются первичные учетные документы, оформленные в установленном законом порядке, которые в свою очередь должны полно и достоверно отражать хозяйственные операции, проводимые организацией и их фактическое применение.
Кроме того, данные первичных документов, составляемых в момент совершения хозяйственной операции, должны соответствовать действительности, в том числе о лицах, осуществивших операции. Налоговые вычеты являются формой компенсации реально понесенных налогоплательщиком затрат по уплате суммы налога поставщикам товаров (работ, услуг) и связана с необходимостью подтверждения надлежащими документами, в частности, факта оплаты товаров (работ, услуг) (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005г. № 4047/05).
По п. 1.2.2.1 решения.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Президентской Федеральной целевой программы «Уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации», Федеральным агентством по промышленности (Государственный заказчик) заключен Государственный контракт (далее- Контракт) №ЦР/05/0021/УЗО от 17.01.2005г. с Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление специального строительства по территории №6 при Спецстрое России» (Генеральный Подрядчик) на выполнение работ для государственных нужд по строительству объекта уничтожения химического оружия заказа 1281 в г.Камбарке Удмуртской Республике (объекты стратегического назначения и социальной инфраструктуры).
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что Подрядчик по согласованию с государственным заказчиком привлекает субподрядные организации для отдельных видов специальных строительных и монтажных работ (далее- СМР).
Согласно договора подряда №612-2004 от 06.02.2004г. ФГУП «УССТ № 6 при Спецстрое России» наделило функциями генподрядчика ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России». Выполняя функции генподрядчика ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» осуществляло строительство с привлечением субподрядных организаций.
Строительство осуществлялось в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией, внутрипостроечным титульным списком, календарным планом производства финансирования работ.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ учетной политикой ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» на 2005г. утвержден, момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств в оплату работ (услуг)- день оплаты выполненных работ, оказанных услуг.
Из материалов дела следует, что объемы выполненных строительно-монтажных работ по объектам строительства заказчик (Федеральное агентство по промышленности, за период с января по декабрь 2005г. подписал и принял к оплате в полном объеме, согласно утвержденного «Внутрипостроечного титульного списка на 2005г.».
20.12.2005г. на основании заключения №370 Федеральным Управлением по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, было отказано в финансировании выполненных СМР, превышающих объемы работ, предусмотренных титульным списком.
Объемы выполненных субподрядчиками работ и не принятые заказчиком составили 73 704 477,96 руб., в том числе НДС в размере 11 243 055,96 руб.
Объемы выполненных работ сняты и не принятые заказчиком по следующим субподрядчикам: ООО 20УМУ СУСТМ ООО УМУ-2 Северуралсантехмонтаж, ЗАО ЗЭМК ГЭМ (Завод электромонтажных конструкций Гидроэлектромонтаж), ОАО «Ижпромвентиляция», ОАО Р ОКБА (Редкинское опытно-конструкторское бюро автоматики), Филиал Уралэнергохимзащита ОАО Фирма Энергозащита, ОАО АК ВНЗМ ОАО АК Востокнефтезаводмонтаж, ЗАО БАП (Башатомпром), ЗАО «Центрспецстрой», ООО «Подрядчик», ФГУП «СУ 204 при ССР», УДСР №622 (Управление дорожно-строительных работ №622), ООО «Экотех-Москва», ООО «Компания АДРЕМ», ФГУП «СУ-603» .
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает, что доводы налогового органа являются необоснованными.
Право ФГУП «СУ №612 приСпецстрое России» на налоговый вычет за сентябрь 2005г. в сумме 1 365 294,61 руб., за октябрь 2005г. в сумме 1 809 228,61 руб., за ноябрь 2005г. в сумме 962 335,28 руб. подтверждается материалами дела, в том числе сводной таблицей для расчета сумм пени (приложение №15 к Решению) и книгой покупок ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» за 2005г.
Необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются: приобретение товаров (работ, услуг) для операций, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие первичных документов, подтверждающих реальность совершения хозяйственных операций, оплата счетов-фактур.
Судом установлено, что ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» предъявил к вычету спорную сумму НДС после фактического выполнения работ субподрядчиками, оприходования выполненных работ, выставления субподрядчиками счетов- фактур, оплаты данных счетов-фактур и отражения данной операции в бухгалтерском учете.
Как установлено судом, выставленные субподрядчиками счета-фактуры за сентябрь 2005г., октябрь 2005г., ноябрь 2005г. были отражены ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» в книге покупок за 2005г. Работы, выполненные субподрядными организациями были приняты на учет согласно актов выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что у ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» возникло право на применение налоговых вычетов по НДС за 2005г. в сумме 4136858,50 руб. за сентябрь, октябрь, за ноябрь 2005г.
Налогоплательщиком были соблюдены требования ст.ст. 171, 172 НК РФ. Налоговым органом в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлено доказательств обратного.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, налоговым органом не доказано, что в соответствующих налоговых периодах у ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» не возникло право на вычет по НДС за сентябрь, октябрь, ноябрь 2005г. в сумме 4136858,50 руб. и напротив материалами дела подтверждается обоснованность заявленных налоговых вычетов.
Факты приобретения и оприходования товаров (работ, услуг) в указанных объемах, а также реальность хозяйственных отношений ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» с субподрядчиками, налоговый орган не оспаривает.
На основании изложенного, требования заявителя в части привлечения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за сентябрь 2005г., октябрь 2005г., декабрь 2005г. в сумме 1154251,45 руб., начисления пени за соответствующие налоговые периоды подлежат удовлетворению, а решение Межрайонной инспекции ФНС №8 по УР, г. Ижевск №12-28/119дсп от 24.09.2008г. в данной части признается незаконным.
По п. 1.2.2.2 решения.
В 2006г. ранее не принятые заказчиком объемы выполненных работ были восстановлены и отражены в бухгалтерском учете ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» в феврале 2006г. Сумма НДС по восстановленным объемам отражена в книгах покупок налогоплательщика за февраль, март, апрель, сентябрь 2006г. и заявлена к вычету в налоговых декларациях за соответствующие налоговые периоды 2006г.
Приказом об учетной политике на 2006г. ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» был утвержден момент определения налоговой базы как день отгрузки.
До 1 января 2006г. момент определения налоговой базы по НДС устанавливался в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения:
С 01.01.2006 г. в главу 21 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется продавцом в момент отгрузки, а право на налоговые вычеты у покупателя возникает вне зависимости от даты оплаты им данного товара (работ, услуг) также в момент получения товара.
Пунктом 21 Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" из п. 1 ст. 172 НК РФ исключено условие, что к вычету принимаются суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг).
Таким образом, покупатель вправе принять сумму НДС к вычету сразу же после получения товара (работ, услуг), не дожидаясь момента оплаты. Суммы "входного" НДС, предъявленные при приобретении услуг, подлежат вычету в суммах, указанных в счете-фактуре продавцом, в момент оказания услуг и не связаны с их фактической оплатой. Данные счета-фактуры покупатели регистрируют в книге покупок по мере принятия этих услуг на учет по стоимости.
Счета - фактуры субподрядных организаций и акты выполненных работ представлены в материалы дела. Налоговым органом не оспаривается факт выполнения субподрядными организациями работ, наличие счетов-фактур и оплата обществом стоимости работ с учетом налога на добавленную стоимость, отраженных в книге покупок за 2006г.
Факты приобретения и оприходования товаров (работ, услуг), а также реальность хозяйственных отношений ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» с субподрядчиками, подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в соответствующем налоговом периоде (февраль 2006г.) право на налоговый вычет у ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» возникло. Доказательств обратного налоговым органом в нарушении ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представлено.
Судом установлено, что отражение в книге покупок за февраль 2006г. по субподрядчику –ФГУП «СУ-603 при Спецстрое России» НДС в размере 585976,18 руб., произведено ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» неправомерно. Данный факт заявителем не оспаривается.
На основании изложенного, привлечение к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за февраль 2006г. в сумме 1026,83 руб. признается судом обоснованным. Требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, требования заявителя в части привлечения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за февраль 2006г. в сумме 1674043,71 руб., начисление соответствующих пени за соответствующий налоговый период признается судом незаконным и необоснованным. Требования заявителя в данной части подлежат удовлетворении.
По мнению налогового органа, завышение ФГУП «СУ №612 при Спецстрое России» налога на добавленную стоимость в апреле 2006г. составило 1 974 371,05 руб. по следующим субподрядчикам: ООО 2-УМУ СУСТМ ООО УМУ-2 «Севуралсентехмонтаж», ФГУП «СУ -204 при Спецстрое России», ОАО «АК ВНЗМ ОАО АК Востокнефтезаводмотаж, , ЗАО «Центроспецстрой», ЗАО « БАП (Башатомпром), ООО «Подрядчик», ООО «Экотех-Москва», ООО «Компания АДРЕМ», ФГУП «СУ-603 при Спецстрое России».
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что сумма вычетов НДС в размере 1974371 руб. за апрель 2006г., указана заявителем в качестве вычетов ошибочно. Данный факт был установлен в судебном заседании и отражен в протоколе судебного заседания от 24.02.2009г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в апреле 2006г. право на вычеты у ФГУ «СУ №612 при Спецстрое России» в сумме 1974371,05 руб. не возникает.
На основании изложенного, требования заявителя о привлечении по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в размере 1974371,05 руб. удовлетворению не подлежат. Решение Межрайонной инспекции ФНС №8 по УР в данной части признается законным и обоснованным.
На основании изложенного, решение Межрайонной инспекции ФНС №8 по УР №12-28/119дсп от 24.09.2008г. в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1154251,45 руб., за неуплату НДС за сентябрь, октябрь, ноябрь 2005г., за неуплату НДС за февраль 2006г. в размере 1674043,71 руб., начисления соответствующих сумм пени признать незаконным как несоответствующее требованиям Налогового Кодекса РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд УР
р е ш и л :
1. Требования Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление 612 при Спецстрое России» удовлетворить в части, признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск № 12-28/119 дсп от 24.09.2008г. в части начисления штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в размере 1154251,45 руб., за неуплату НДС за сентябрь, октябрь, ноябрь 2005г., за неуплату НДС за февраль 2006г. в размере 1674043,71 руб., начисления пени за соответствующие налоговые периоды незаконным как несоответствующее требованиям Налогового Кодекса РФ.
2. В остальной части заявленных требований ФГУП «СУ 612 при Спецстрое России» отказать.
3. Взыскать с МРИ ФНС №8 по УР, г. Ижевск в пользу ФГУП «СУ 612 при Спецстрое России» 2000 руб. госпошлины.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в месячный срок со дня его вынесения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Судья Т.С.Коковихина