АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-14366/2016
09 января 2017г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Публичного акционерного общества «Редуктор», г.Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления (ПМТУ Росстандарта), г.Ижевск по делу об административном правонарушении от 26.09.2016 №40, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Редуктор», г. Ижевск (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления (ПМТУ Росстандарта) (далее - административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 26.09.2016 №40.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком 25.11.2016.
В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств следует, что в ходе проведенной плановой выездной проверки в период с 16.08.2016 по 12.09.2016 ответчиком на основании Приказа от 13.07.2016 №1196 в отношении ПАО «Редуктор», являющегося изготовителем и заявителем декларирования соответствия продукции – оборудование нефтепромысловое: станки-качалки, с комплектующими, модели: СКР-4, СКДР-6, СКДР-8, СКДР-10, СКДР-12, код ТН ВЭД ТС 8413820011; мотор-редукторы общемашиностроительного применения электрические, модели: КР, МЦ2С, 1МПз 1МПз2, 1МПзЗ, 9МЧ, 9МЧ2, 9МЦЧ, 9МВЧ, 9МЦ2СС, 9МЦЗС, 9МЦ2В, 9СЦЗВ, 9МЦКЦ, 9МЦ,'9МКЦ 9МП, МЧ, МЧ2, МЧР, 2МЧР, 5МЧ, 5МЧ2, 1МЧ, 2МЧ, МЦЧ, МРЧН, МРЧП, 2МРЦЧ, МПО-1м, МПО-2М, МПО-2-18, МР1, МР2, МРЗ, MP, код ТН ВЭД ТС 8483405109, согласно деклараций о соответствии от 28.08.2015 г. ТС № RU Д-11и.АЛ92.В.05106, от 18.08.2015 г. ТС № RU Д-Яи.АУ40.В. 12475 от 18.08.2015 г., установлено нарушение требования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768, Технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 823, технического регламента Таможенного союза TP ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 879, что выразилось в том, что ПАО «Редуктор» не обеспечило хранение доказательственным материалам, используемых при декларировании соответствия продукции, а именно не обеспечило хранение протоколов испытаний от 12.08.2015 г. № AY 4303-001-2015 и от 31.12.2014 г. №АО261-12-2014, выданных испытательной лабораторией ООО «Астория» в течении 10 лет со дня снятия с производства /окончания срока действия декларации о соответствии продукции: оборудование нефтепромысловое: станки-качалки, с комплектующими, модели: СКР-4, СКДР-6, СКДР-8, СКДР-10, СКДР-12, код ТН ВЭД ТС 8413820011; мотор-редукторы обшемашиностроительного применения электрические, модели: КР, МЦ2С, 1МПз, 1МПз2, 1МПзЗ, 9МЧ. 9МЧ2, 9МЦЧ, 9МВЧ, 9МЦ2СС, 9МЦЗС, 9МЦ2В, 9СЦЗВ, 9МЦКЦ, 9МЦ, 9МКЦ, 9МП, МЧ, МЧ2, МЧР, 2МЧР, 5МЧ, 5МЧ2, 1МЧ, 2МЧ, МЦЧ, МРЧН, МРЧП, 2МРЦЧ, МПО-1М, МПО-2М, МПО:2-18, МР1, МР2, МРЗ, MP, код ТН ВЭД ТС 8483405109, что является нарушением п. 11 ст. 7 технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», п. 4 ст. 10 технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», п. 12 ст. 7 технического регламента Таможенного союза TP ТС 020/201 1 «Электромагнитная совместимость технических средств».
По факту выявленных нарушений 12.09.2016 в присутствии представителя ПАО «Редуктор» Тимофеева К.А., действующего по доверенности, административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещено надлежащим образом 07.09.2016 путем вручения извещения от 06.09.2016 №04/10-554.
Рассмотрев материалы административного дела в присутствии представителя общества, 26.09.2016 постановлением №40 заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Присутствующий при рассмотрении дела представитель ПАО «Редуктор» факт необеспечения надлежащего хранения протоколов испытаний продукции признал, при этом пояснил причины отсутствия указанных протоколов, а именно, протоколы испытаний были утеряны при переезде службы качества из одного помещения в другое и увольнении сотрудника, отвечавшего за вопросы сертификации. В настоящее время, ПАО «Редуктор» принимает все меры по устранению данного нарушения, а именно, заключен договор на оказание услуг по сертификации № 327 от 01.09.2016.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела Общество извещено надлежащим образом 16.09.2016 путем вручения определения от 13.09.2016.
Считая привлечение к ответственности незаконным, ПАО «Редуктор» обратилось в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель, не оспаривая факт совершения правонарушения, просит признать его малозначительным. Указывает на причины, послужившие совершению правонарушения, протоколы испытаний были утеряны в связи с переездом службы качества из одного помещения в другое и увольнении сотрудника, отвечавшего за вопросы сертификации. Обществом приняты меры по устранению нарушения.
Административный орган требования не признал, указал на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности, обоснованное установление меры ответственности в виде штрафа в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Приведенные в заявлении доводы не опровергают выводов административного органа.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Положениями п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно п. 1 ст. 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона № 184-ФЗ технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В соответствии со ст.23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (ч.1).
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3).
Согласно ч.6 ст.7 Закона № 184-ФЗ технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
В соответствии со ст.33 Закона № 184-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ч.1).
В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (ч.2).
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 №768 принят технический регламент «О безопасности низковольтного оборудования», который устанавливает требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности (далее ТР ТС 004/2011).
Согласно ст.2 ТР ТС 004/2011 обращение низковольтного оборудования на рынке - процессы перехода низковольтного оборудования от изготовителя к потребителю (пользователю) на единой таможенной территории Таможенного союза, которые проходит низковольтное оборудование после завершения его изготовления.
Низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется (п.1 ст.3 ТР ТС 004/2011).
Согласно п.7 ст.7 ТР ТС 004/2011 при декларировании соответствия низковольтного оборудования по схеме 1д изготовитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие низковольтного оборудования требованиям технического регламента, который включает: технические условия, эксплуатационные документы, перечень стандартов, протокол испытаний, сертификат соответствия (при наличии).
Комплект документов на низковольтное оборудование должен храниться на территории государств - членов Таможенного союза на низковольтное оборудование - у изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства этого низковольтного оборудования.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823 принят Технический регламент «О безопасности машин и оборудования» (далее ТР ТС 010/2011), который устанавливает минимально необходимые требования безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Машины и (или) оборудование выпускается в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяются и при условии, что они прошли процедуры подтверждение соответствия установленные настоящим техническим регламентом, а так же другими техническими регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется (пункт 1 статьи 3).
Машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение па единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента. Оценка соответствия требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения соответствия и в форме государственного контроля (надзора) (п.1 ст.7).
При проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности настоящего технического регламента, который включает: обоснование безопасности, технические условия (при наличии), эксплуатационные документы, перечень стандартов, контракт (для партии, единичного изделия), сертификат на систему менеджмента изготовителя (при наличии), сведения о проведенных исследованиях (при наличии) (пункт 10 статьи 8).
Заявитель обязан хранить декларацию о соответствии и доказательственные материалы в течение десяти лет с момента окончания срока действия декларации о соответствии (пункт 4 статьи 10).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №879 принят Технический регламент «Электромагнитная совместимость технических средств» (далее ТР ТС 020/2011), который устанавливает требования по электромагнитной совместимости технических средств в целях обеспечения на единой таможенной территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) технических средств.
Согласно п.1 ст.3 ТР ТС 020/2011 техническое средство выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется, и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на него распространяется.
Техническое средство, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке (п.2 ст.3 ТР ТС 020/2011).
Перед выпуском в обращение на рынке техническое средство должно пройти подтверждение соответствия требованиям по электромагнитной совместимости настоящего технического регламента Таможенного союза (п.1 ст.7 ТР ТС 020/2011).
Согласно п.7 ст.7 ТР ТС 020/2011 при декларировании соответствия технического средства по схеме 1д изготовитель формирует комплект документов, подтверждающих соответствие технического средства требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, который включает: технические условия (при наличии), эксплуатационные документы, перечень стандартов, протокол испытаний, сертификат соответствия (при наличии).
Комплект документов на техническое средство должен храниться на территории государств – членов Таможенного союза на техническое средство – у изготовителя в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства этого технического средства (п.12 ст.7 ТР ТС 020/2011).
Согласно ст.2 TP ТС 004/2011, обращение низковольтного оборудования на рынке - процессы перехода низковольтного оборудования от изготовителя к потребителю (пользователю) на единой таможенной территории Таможенного союза, которые проходит низковольтное оборудование после завершения его изготовления.
Согласно ст.2 TP ТС 020/2011, обращение технического средства на рынке - процессы перехода техническою средства от изготовителя к потребителю (пользователю) на единой таможенной территории Таможенного союза, которые проходит техническое средство после завершения его изготовления.
Материалами дела подтверждается, что протоколы испытаний от 12.08.2015 № AY 4303-001-2015, и от 31.12.2014 № АО261-12-2014, выданные испытательной лабораторией ООО «Астория» являются доказательственными материалами.
ПАО «Редуктор» было обязано обеспечить хранение доказательственных материалов, использованных при декларировании соответствия продукции выпускаемой в обращение оборудование нефтепромысловое: станки-качалки, с комплектующими, модели: СКР-4, СКДР-6, СКДР-8, СКДР-10, СКДР-12; мотор-редукторы общемашиностроительного применения электрические, модели: КР, МЦ2С, 1МПз, 1МПз2, ШПзЗ. 9V14. 9МЧ2, 9МЦЧ, 9МВЧ, 9МЦ2СС 9МЦЗС, 9МЦ2В, 9СЦЗВ, 9МЦКЦ, 9МЦ, 9МКЦ, 9МП, МЧ. МЧ2. МЧР, 2МЧР. 5МЧ. 5M42,'lM4, 2Мч] МЦЧ, МРЧН, МРЧП, 2МРЦЧ, МПО-1М, МПО-2М, МПО-2-18. MPI, МР2, МРЗ, MP в соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза TP ТС 004/2011, TP ТС 010/2011, TP ТС 020/2011, соблюдение которых находится в сфере его полного контроля.
ПАО «Редуктор» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований указанных технических регламентов, что выразилось в не обеспечении ПАО «Редуктор» хранения доказательственных материалов, используемых при декларировании соответствия продукции, а именно не обеспечило хранение протоколов испытаний от 12.08.2015 г. № AY 4303-001-2015 и от 31.12.2014 г. №А02б 1-12-2014, выданных испытательной лабораторией ООО «Астория» в течении 10 лет со дня снятия с производства /окончания срока действия декларации о соответствии продукции: оборудование нефтепромысловое: станки-качалки, с комплектующими, модели: СКР-4, СКДР-6, СКДР-8, СКДР-10, СКДР-12; мотор-редукторы общемашиностроительного применения электрические, модели: КР, МЦ2С, 1МПз, 1МПз2, 1МЛзЗ, 9МЧ, 9МЧ2, 9МЦЧ, 9МВЧ, 9МЦ2СС. 9МЦЗС, 9МЦ2В, 9СЦЗВ, 9МЦКЦ, 9МЦ, 9МКЦ, 9MI1. МЧ, МЧ2, МЧР, 2МЧР, 5МЧ, 5МЧ2, 1МЧ, 2МЧ, МЦЧ, МРЧН, МРЧП, 2МР1ДЧ, МПО-1М, МПО-2М, Ml 10-2-18, МР1, МР2, МРЗ, MP.
Суд считает, что событие административного правонарушения доказано.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина ПАО «Редуктор» установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 004/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 020/2011, принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушения. А те меры, которые принимались к недопущению данного нарушения являются недостаточными, поскольку правонарушение имело место быть.
В действиях ПАО «Редуктор» содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности соблюден.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Вместе с тем суд считает, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления административного органа в части назначенного обществу наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. №4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти законоположения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1, и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: «При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».
Учитывая, что заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, принципы справедливости и соразмерности наказания, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п.19 постановления Пленума от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа признается судом незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 50000 руб.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст.30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь 167-170, 211, 227-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Постановление Отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления (ПМТУ Росстандарта), г.Ижевск по делу об административном правонарушении от 26.09.2016 №40, вынесенное в отношении Публичного акционерного общества «Редуктор», г.Ижевск признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив Публичному акционерному обществу «Редуктор», г.Ижевск, ОГРН 1021801504890, административное наказание в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В. Калинин