НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 08.09.2010 № А71-6504/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-6504/2010

Г29

15 сентября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 15 сентября 2010 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи А.М. Ходырева, протокол судебного заседания вел судья А.М. Ходырев, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

  открытого акционерного общества «Удмуртская энергосбытовая компания», г.Ижевск

к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике, г.Ижевск,

2. Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, г.Ижевск,

3. Отделу социальной защиты населения в Сюмсинском районе Удмуртской Республики, с.Сюмси УР

о взыскании 26548 руб. 20 коп. убытков

при участии представителей

от истца: Кодесников К.В. – пред. по дов. № 572 от 14.01.09.

от 1 ответчика: Вершинина Ю.В. – пред. по дов. от 20.01.10.

от 2 ответчика: Зарипова А.Ф. – пред. по дов. № 15 от 05.04.10.

от 3 ответчика: Лялина Н.Л. – начальник (приказ № 70-к от 15.02.07, паспорт).

Сущность спора: иск заявлен о взыскании 26548 руб. 20 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии ветеранам ВОВ, инвалидам, чернобыльцам (и приравненным к ним льготникам).

В судебном заседании суд в порядке ст.49 АПК РФ удовлетворил заявление истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 19 845 руб. 80 коп. убытков (с НДС).

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков иск считают необоснованным, по основаниям отзыва, возражений на иск, приобщенных к материалам дела.

Первый ответчик считает заявленные исковые требования незаконными (отзыв л.д.73-75), в связи с тем, что Удмуртская Республика в полном объеме исполнила свои обязанности по финансированию мер социальной поддержки ветеранов труда в 2009 году. Контроль за целевым использованием средств бюджета осуществляет Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки. Министерство финансов Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

Второй ответчик исковые требования оспорил по основаниям указанным в возражениях на иск от 03.08.2010 № 03-52/2010 (л.д.76-78), пояснив, что, являясь главным распорядителем бюджетных средств, на финансирование расходов по предоставлению МСП ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, выполнило свои обязательства в 2009 году в полном объеме. В 2009 году Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год» было предусмотрено на обеспечение МСП ветеранов труда - 902094,90 тыс руб. Согласно уведомлениям, подписанным уполномоченными органами об изменении бюджетных ассигнований из бюджета Удмуртской Республики на 2009 год указанная сумма бюджетных ассигнований уменьшилась до 748737,40 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2009 Сюмсинскому району было распределено 3700,00тыс.руб., с учетом уменьшения бюджетных ассигнований для предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на по состоянию на 31.12.2009 средства были распределены Минсоцзащиты УР между городами и районами, Сюмсинскому району было распределено 3300,00тыс. руб. Истец в нарушение условий договора о возмещении расходов от предоставления МСП по оплате ЖКУ ветеранам труда от 01.03.2007 №9/01 и п. 8 Положения № 155 не представил в установленный срок сведения о предоставленных льготах. По мнению второго ответчика, надлежащим ответчиком по делу является Удмуртская Республика в лице уполномоченного органа – Министерства финансов Удмуртской Республики.Согласно Постановлению Удмуртской Республики №139 от 03.06.2009 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме», согласно которому с 01.01.2010 вместо ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг установлены указанные меры в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок предоставления установлен Постановлением Правительства Удмуртской Республики №256 от 07.09.2009 «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике»., с 01.01.2010 прекращается возмещение расходов организациям, предоставляющим МСП по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, а также прекращается действие договоров: о возмещении расходов от предоставления МСП по оплате ЖКУ ветеранам труда от 01.03.2007 № 9/01 и о возмещении расходов от предоставления МСП по оплате ЖКУ реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий от 26.03.2007 № 2/03. Данное обстоятельство было известно истцу, однако им не приняты меры для своевременного предоставления необходимых документов для возмещения расходов.

Также отмечено, что в деле отсутствуют акты сверок, подтверждающие оказание услуг льготным категориям граждан. Акты являются доказательствами, подтверждающими факт возмещения расходов, понесенных истцом при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период. Оплата по договору на основании списков, представленных истцом, договором не предусмотрена. В материалах, представленных истцом, отсутствуют сведения о направлении указанных актов на подписание органами социальной защиты населения, следовательно, отсутствуют доказательства предоставления услуг по предоставлению мер социальной поддержки по оплате электрической энергии льготным категориям гражданам. Российская Федерация в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год» (л.д.88) выделила Удмуртской Республике субвенции в размере 748737,4 тыс руб., на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Информации о недостаточности выделенных средств в Министерство финансов Российской Федерации не поступало. Следовательно, свои обязательства Российская Федерация в лице Минфина России выполнила надлежащим образом и в полном объеме. Кроме того, предоставление истцом льгот отдельным категориям граждан, а, следовательно, и возмещение произведенных в связи с этим расходов, основано на договорных обязательствах. В свою очередь Министерство финансов Российской Федерации не выступало стороной по данным договорам, не согласовывало условия и не санкционировало их заключение, не принимало на себя договорных обязательств.

Также ответчиками оспорено, что суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категория граждан по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Представитель третьего ответчика поддержал доводы второго ответчика.

В судебном заседании суд в порядке ст.66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предложил участвующим в деле лицам представить дополнительные доказательства по делу, на что стороны ответили отказом. Указанное обстоятельство отражено в протоколе судебного заседания от 08.09.2010г.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 10 от 26.03.07. о возмещении расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (в редакции дополнительного соглашения №74 от 27.04.2007 (л.д.19,20), заключенного между третьим ответчиком и истцом, последний оказывал меры социальной поддержки по оплате электрической энергии гражданам, проживающим в Сюмсинском районе - ветеранам Великой отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам (и приравненным к ним льготникам) (п. 1.1. договора).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Согласно пункта 3.1.договора, ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года - до 20 декабря Организация представляет в «Отдел социальной защиты населения», списки граждан, получивших меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в которых указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина; адрес (наименование населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры); льготная категория гражданина; реквизиты документа, дающего право на меры социальной поддержки (наименование, серия, номер, дата выдачи); вид жилищного фонда; количество членов семьи, совместно проживающих; размер занимаемой площади; объем предоставленной коммунальной услуги; доля услуги на гражданина-получателя меры социальной поддержки от общего размера занимаемой площади (объема предоставленной коммунальной услуги) наименование меры социальной поддержки; норматив потребления (социальная норма площади жилья); размер площади (объем предоставленной услуги), на который предоставляется мера социальной поддержки; тариф оплаты жилого помещения (коммунальной услуги), на которое предоставляются меры социальной поддержки; дата предоставления мер социальной поддержки; стоимость предоставленных мер социальной поддержки.

Списки граждан, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажных носителях, заверенные руководителем и главным бухгалтером Организации, оформленные по форме согласно Приложению 1 к настоящему договору, и на электронных носителях в виде файла формата DBF по форме согласно Приложению 2 к настоящему договору.

Возмещение расходов организации, понесенных от предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ производиться «Отделом социальной защиты населения», в соответствии с Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты ЖКУ, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 19.11.04. № 652 и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.02.05. № 21 « Об утвержденииПоложения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» (п. 1.2. договора).

В нарушение ст. 10 ФЗ «О ветеранах», Закону РФ «О социальной защите населения», ст. 5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС», ст. 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», ст. 2 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предоставленные социальной поддержки, Постановления Правительства Удмуртской Республики № 21 от 14.02.05. об утверждении Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплат коммунальных услуг», договора № 9/02 от 26 марта 2007 года возмещение расходов истца, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, произведено не в полном объеме.

Расходы истца по предоставлению льгот за период декабрь 2009 года до настоящего времени не возмещены.

С учетом проведенной сверки взаимных расчетом между энергосбытовой организацией и Отделом социальной защиты населения в Сюмсинском районе сумма невозмещенных расходов по предоставлению льгот ветеранам труда в декабре 2009 году составила 19845руб.80коп.(с НДС).

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот повлекло возникновение у истца убытков, что и явилось основанием для обращения в суд с иском о взыскании 19845руб.80коп. убытков (с учетом принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшений исковых требований).

Суд, выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению на сумму убытков в размере 16273руб. 56 коп. на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, по следующим основаниям.

В силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 10, ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах») меры социальной поддержки, ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами этих субъектов.

В качестве меры социальной поддержки ветеранов труда Законом «Об адресной социальной защите населения в УР» установлено предоставление указанной категории граждан скидки в размере 50 % по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Финансирование предоставляемой льготы осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики за счет и в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению.

Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. В соответствии со ст. 2 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» № 89-РЗ от 23.12.2004, указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Удмуртской Республики № 89-РЗ от 23.12.2004.

Следовательно, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должны предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и обеспечивать названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного и своевременного перечисления денежных средств для возмещения расходов, произведенных на их реализацию.

Средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственные полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, соответственно, финансироваться должны из федерального бюджета.

Согласно ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.

Предоставление указанных льгот подтверждено имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, предъявленными к оплате, актами сверок взаимных расчетов.

Судом установлено причинение истцу убытков в связи с отсутствием в 2009 году финансирования его расходов по предоставлению льгот из федерального бюджета.

Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Российская Федерация, установив отдельным категориям граждан льготы по оплате за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электроэнергией, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Отсутствие вины в причинении убытков должно доказываться лицом, причинившим убытки (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако доказательства выделения из федерального бюджета средств в количестве, необходимом для возмещения расходов по оплате льгот, в материалах дела отсутствуют.

Поскольку льготы по оплате электроэнергии установлены Российской Федерацией, факт предоставления льгот и размер убытков материалами дела подтверждены, доказательств отсутствия вины Минфином РФ как органом государственной власти Российской Федерации суду не представлено, исковые требования законны и обоснованны.

В удовлетворении исковых требований в отношении Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, г.Ижевск и отдела социальной защиты населения в Сюмсинском районе Удмуртской Республике, с.Сюмси УР следует отказать.

В удовлетворении остальной части иска также следует отказать, исходя из следующего:

В 2009г. истец оказывало населению жилищно-коммунальные услуги. Реализация услуг признается объектом налогообложения по НДС (ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 данной статьи закона при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. недополученные на основании Закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них НДС.

Таким образом, НДС подлежит уплате обществом только с сумм, фактически полученных от потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Денежные средства выделяются из бюджета на компенсацию расходов организаций по предоставлению установленных законами льгот отдельным категориям граждан не являются оплатой коммунальных услуг за этих граждан. Поэтому при определении размера расходов учитываются тарифы на предоставленные льготникам услуги за вычетом НДС.

Возражения ответчиков признаны судом несостоятельными, как противоречащие материалам дела и как основанные на ошибочном толковании положений гражданского законодательства.

С учётом принятого по делу решения и в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Удмуртская энергосбытовая компания», г.Ижевск 16 273 руб. 56 коп. убытков, 1 640 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

2. В удовлетворении исковых требований в отношении Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, г.Ижевск, отдела социальной защиты населения в Сюмсинском районе Удмуртской Республики, с.Сюмси УР и остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.М. Ходырев