426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства
г. Ижевск | Дело № А71- 11014/2021 |
07 декабря 2021 года |
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по первоначальному заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122» г.Ижевск к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) г.Ижевск о признании незаконным решения от 14.07.2021 №019S19210010088, по встречному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) г.Ижевск к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №122» г.Ижевск о взыскании финансовых санкций в сумме 6500 руб., без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №122» (далее МБДОУ «Детский сад №122», Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) г.Ижевск (далее Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене решения от 14.07.2021 №019S19210010088 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части размера финансовых санкций.
Управление требования заявителя не признало, заявило встречное заявление о взыскании с МБДОУ «Детский сад №122» финансовой санкции в размере 6500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Согласно статье 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
В соответствии с ч.2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
16.11.2021 подписана и 17.11.2021 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.
Судом в порядке ст. 48 АПК РФ произведена процессуальная замена ответчика, заявителя по встречному заявлению по делу №А71-11014/2021 с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) на Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>).
19.11.2021 от Отделения поступило в суд заявление о составлении мотивированного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», мотивированное решение может быть изготовлено только судьей, подписавшим резолютивную часть решения (статья 157 ГПК РФ, статья 10, часть 2 статьи 18 АПК РФ).
В связи с нахождением судьи Т.С. Коковихиной, в производстве которой находится дело № А71-11014/2021 в очередном ежегодном отпуске с 17.11.2021 по 03.12.2021, мотивированное решение изготовлено 07.12.2021.
Из представленных по делу доказательств, следует, что управлением в отношении ответчика проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ), в ходе которой установлено, что сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год представлены страхователем в установленный п.2 ст. 11 Федерльного закона №27-ФЗ срок- 24.02.2021. При сопоставлении сведений в представленной форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год со сведениями, имеющимися в распоряжении у управления по формам СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2020г., представленными 14.12.2020, управлением установлены расхождения в отношении 13 застрахованных лиц.
Выявленные нарушения послужили основанием для направления Управлением в адрес МБДОУ «Детский сад №122» уведомления от 02.03.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у территориального органа Пенсионного фонда, по ТКС, которое получено страхователем 19.03.2021. Страхователь в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий, а именно не позднее 26.03.2021, должен был представить уточненные (исправленные) индивидуальные сведения.
Сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2020г. с типом «отменяющая» представлены 30.03.2021, то есть позже установленного срока.
По результатам проверки управлением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.06.2021 №019S18210008865.
Рассмотрев материалы проверки, Управлением вынесено решение от 14.07.2021 №019S19210010088 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ в виде финансовых санкций в общем размере 6500 руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.08.2021 со сроком исполнения до 23.08.2021.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявитель считает оспариваемое решение незаконным в части назначенного размера финансовых санкций. При этом, в обоснование заявленного требования заявитель указал, что уведомление направлено в его адрес только по ТКС, по почте же уведомление не поступало. Кроме того, на дату поступления уведомления и наступления срока представления уточненных индивидуальных сведений лицо, ответственное за отслеживание электронного документооборота по средствам ТКС, а также в чьи должностные обязанности входило составление и сдача отчетности, отсутствовало в связи с временной нетрудоспособностью, а в дальнейшем уволилось.
В трудовых отношениях со страхователем застрахованные лица, по которым установлены расхождения, не состояли, договоры гражданско-правового характера с ними не заключались. Данные физические лица, являются получателями компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, находящихся на территории Удмуртской Республики и реализующих образовательную программу дошкольного образования. Соответственно, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2020г. на 13 застрахованных лиц отсутствовала. В связи с чем, страхователем сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020г. на указанных застрахованных лиц направлены ошибочно. Соответственно, по мнению заявителя, основания для привлечения страхователя к ответственности отсутствуют. Имеются смягчающие ответственность обстоятельства.
Возражая против заявленного требования, Управление указало, что страхователем нарушено законодательство об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно не исполнена установленная законом обязанность по представлению индивидуальных сведений в срок, установленный частью 5 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ.
Доводы заявителя считает несостоятельными, по основаниям указанным в отзыве на заявление.
Также считает, что отсутствуют основания для уменьшения суммы финансовых санкций, доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости уменьшения суммы финансовой санкции, заявитель не привел.
В обоснование встречного заявления Управление указало на нарушение заявителем сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных п.п. 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. До настоящего времени сумма финансовой санкции ответчиком не уплачена.
Отзыв на встречное заявление МБДОУ «Детский сад №122» не представило.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом оспариваемого акта, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на этот орган.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона №167-ФЗ установлена обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона №27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п «Сведения о застрахованных лицах». Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Указанные сведения предоставляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 №507п.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (действующей до 27.07.2020) определено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно абзацу 5 данного пункта Инструкции №766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
С 27.07.2020 начала действовать Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», действующей с 27.07.2020 (далее - Инструкция № 211н).
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции 211н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Также в силу вышеуказанного пункта в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании указанной нормы права, необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность, либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как было установлено судом, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, что в нарушение названных норм страхователем данная обязанность не исполнена, уточненные (исправленные) сведения представлены позже установленного пятидневного срока.
Так, из акта от 02.06.2021 №019S18210008865 следует, что сведения по форме СЗВ-М с типом «отменяющая» за ноябрь 2020 г. в отношении 13 застрахованных лиц представлены заявителем 30.03.2021, при наличии обязанности представления в срок не позднее 26.03.2021.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании и в порядке, установленном ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, Управлением принято решение от 14.07.2021 №019S19210010088 о взыскании с ответчика финансовой санкции в общем размере 6500 руб.
Факт совершения МБДОУ «Детский сад №122» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ, подтверждается материалами дела.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях МБДОУ «Детский сад №122» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в связи с чем, принятие Управлением решения от 14.07.2021 №019S19210010088 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, является законным. Расчет штрафа, исходя из количества застрахованных лиц произведен Управлением верно, что заявителем не оспаривается.
Между тем, на дату принятия оспариваемого решения утратили силу положения статьи 44 Закона №212-ФЗ об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение правонарушения.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что у Пенсионного фонда на момент принятия оспариваемого решения отсутствовало право по установлению обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, и применению их (в случае наличия) при определении размера штрафных санкций.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона
№88-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом №212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона №212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия к государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.
Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом №212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 №349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 названного Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
При рассмотрении настоящего дела суд считает возможным учесть в качестве смягчающих ответственность страхователя, следующие обстоятельства: привлечение к ответственности впервые, отсутствие умысла на непредставление отчетности в срок, отсутствие вредных последствий в результате совершенного правонарушения, социальная направленность деятельности, финансирование из бюджета, незначительный период просрочки (4 дня). Принимая во внимание характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, суд полагает возможным уменьшить размер назначенного заявителю в порядке части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ штрафа по решению от 18.05.20214.07.2021 №019S19210010088 в десять раз до 650 руб.
При таких обстоятельствах требования МБДОУ «Детский сад №122» подлежат удовлетворению частично, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) г.Ижевск о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2021 №019S19210010088 следует признать незаконным в части привлечения к ответственности по ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере, превышающей 650 рублей.
В остальной части заявленных требований следует отказать в связи с отсутствием оснований для полного освобождения заявителя от ответственности и обоснованностью начисления штрафа по указанным выше основаниям.
В силу статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, Отделение Пенсионного фонда следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о необходимости направления уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий как посредством ТКС, так и по почте отклоняются судом, по следующим основаниям.
Между Пенсионным фондом и страхователем заключено соглашение об электронном документообороте, в связи с чем уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий направлено в адрес страхователя по ТКС 19.03.2021. Данный факт подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается. В данном случае, направление уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий по почте не является обязательным.
Подлежит отклонению и довод заявителя о нахождении на больничном и в последующем увольнении сотрудника, в чьи должностные обязанности входили отслеживание и сдача отчетности по ТКС, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения от ответственности.
Довод заявителя об ошибочном указании в сведениях тринадцати застрахованных лиц, поскольку договоры гражданско-правового характера с ними не заключались, в связи с чем основания для привлечения страхователя к ответственности отсутствуют, подлежит отклонению судом, поскольку обязанность представления исправленных сведений в установленный срок лежит именно на страхователе. Следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования у Пенсионного фонда имелись. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Относительно встречного заявления Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о взыскании финансовой санкции в размере 6500 рублей за непредставление страхователем сведений в установленный срок с МБДОУ «Детский сад №122», суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Судом установлен факт наличия в действиях колонии состава вменяемого правонарушения и вина МБДОУ «Детский сад №122» полностью подтверждены. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, страхователем не представлено.
Таким образом, суд соглашается с Пенсионным фондом в том, что страхователь не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, не предпринял должных мер для контроля за надлежащей отправкой сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2-2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования», и учитывая наличие смягчающих обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить требования в части взыскания финансовых санкций в размере 650 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований надлежит отказать.
С учетом принятого решения и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на Управление Пенсионного фонда и подлежат взысканию в пользу заявителя.
По встречному заявлению, на основании статьи 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 48, 167-170, 201, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Произвести процессуальную замену ответчика, заявителя по встречному заявлению по делу №А71-11014/2021 с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) на Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>).
2. Заявление Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122» г.Ижевск удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) г.Ижевск о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.07.2021 №019S19210010088 признать незаконным в части привлечения к ответственности по ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере, превышающей 650 рублей.
3. В удовлетворении остальной части заявленных требований Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122» г.Ижевск отказать.
4. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122» г.Ижевск.
5. Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122» г.Ижевск 3000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
6. Встречное заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №122», зарегистрированного по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. имени 40-летия ВЛКСМ, д. 13 А, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 15.08.2002, место государственной регистрации – г.Ижевск:
6.1. в доход соответствующего бюджета 650 рублей финансовых санкций;
6.2. в доход федерального бюджета 200 рублей государственной пошлины.
7. В удовлетворении остальной части встречного заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Т.С. Коковихина