АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
www.udmurtiya.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ижевск Дело № А71-2922/2008
10 июля 2008 года Г10
Решения принято и резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 10 июля 2008 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Г.А.Абуязидовой, при ведении протокола судебного заседания судьей Г.А.Абуязидовой, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Товарищества собственников жилья «Наш городок», г. Ижевск
к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации г.Москва чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР,
2. Удмуртская Республика в лице Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск,
3.Удмуртская Республика в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г.Ижевск
третье лицо: Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска, г. Ижевск
о взыскании 149421 руб. 24 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам за 2006 год
при участии представителей сторон:
от истца – Кочуров С.Н. - председатель ТСЖ, Рыскалина В.В.- бухгалтер по доверенности от 06.05.2008
от ответчиков: 1. Данилова А.А. – представитель по доверенности № 6 от 26.12.2007,
2. Викулова М.В. - представитель по доверенности № 12 от 23.07.2007, Сухенькая М.С. - представитель по доверенности № 19 от 18.06.2008,
3. Дергачева Н.В. – представитель по доверенности № 39 от 16.05.2008
от третьего лица : Бороденко А.Ю. - представитель по доверенности № 318 от 30.04.2008,
у с т а н о в и л :
Товарищество собственников жилья «Наш городок», г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Министерства финансов Удмуртской Республики 149421 руб. 24 коп. в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам за 2006 год, в том числе 90340 руб. 80 коп. по льготе, предоставленной на основании Федерального закона «О ветеранах» и 59080 руб. 44 коп. по льготе, предоставленной на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Определением суда от 29.05.2008. по ходатайству истца на основании ст.ст. 41, 46, 47 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР и Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики. Кроме того, произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Удмуртской Республики на Удмуртскую Республику в лице Министерства финансов Удмуртской Республики.
Определением суда от 25 июня 2008 уточнено наименование одного из ответчиков по делу, суд признал соответчиком по делу от имени публично-правового образования Удмуртской Республики Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск.
Представитель истца исковые требования поддержал. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что заявленные расходы подлежат возмещению за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и с Удмуртской Республики в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по Федеральному закону «О ветеранах», поскольку они необоснованно не приняли представленные отчеты к возмещению в конце декабря 2006 года. Вместе с тем данная сумма была учтена как кредиторская задолженность и Управление соцзащиты г.Ижевска передало данные сведения Министерству соцзащиты УР, однако в результате бездействия государственных органов расходы по настоящее время не возмещены.
Первый ответчик – Российская Федерация в лице уполномоченного органа Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства РФ по УР представило отзыв на иск от 07.07.2008, в котором исковые требования отклонило, указав, что ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки ветеранам, которые устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. По мнению первого ответчика, возместить расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам за 2006 год обязано Удмуртская Республика. Требования истца в части возмещения расходов по предоставлению льгот инвалидам, первый ответчик отклонил, пояснив, что Российская Федерация выполнила свои обязательства по финансированию указанных расходов в полном объеме, каких-либо данных о недостаточности выделенных субвенций в Министерство финансов Российской Федерации не поступало. Исковые требования основаны на ст. 1069 ГК РФ, при этом в нарушение ст. 65 АПК РФ истец не доказал какие незаконные действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов повлекли для истца причинение убытков. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины со стороны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в нанесении убытков истцу (том 2, л.д.101-103).
Второй ответчик - Министерство социальной защиты населения УР представило отзыв на иск от 29.05.2008 № 03-89/А, в котором исковые требования отклонил в полном объеме, сославшись на нарушение истцом Положения о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики № 155 от 21.12.2004., поскольку в 2006 году договоры на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда между уполномоченным органом и ТСЖ «Наш городок» не заключены. Бюджетные ассигнования на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным (федеральным) категориям граждан на 2006 год выделены в размере 346038800 руб. и распределены между городами и района Удмуртской Республики. Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год» на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда по оплате ЖКУ городам и районам Удмуртской Республики было распределено 425183 тыс. руб., из них городу Ижевску 234446,5 тыс. руб. Министерство социальной защиты населения УР свои обязательства по распределению бюджетных средств, предусмотренных на финансирование расходов по предоставлению льгот за 2006 год выполнило в полном объеме. Кроме того, Министерство социальной защиты населения УР является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, возникших в результате неисполнения публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (л.д.68-69, 101).
Третий ответчик – Удмуртская Республика в лице уполномоченного органа Министерство финансов Удмуртской Республики представило отзыв на иск от 29.05.2008 № 08-06/07-80, требования истца оспорил со ссылкой на нарушение истцом порядка и сроков предоставления отчетности и для обращения за возмещением расходов от предоставления льгот, в свою очередь Удмуртская Республика возложенные на нее обязанности исполнила в полном объеме. Реализация мер социальной поддержки, предусмотренная ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», является расходным обязательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, поступившие в 2006 году на предоставление мер социальной поддержки инвалидов в размере 303717 тыс.руб. отражены в законах Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год» и в отчетах об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2006 год. Все средства федерального бюджета направлены по целевому назначению в полном объеме. Расходы истца должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета. Кроме того, истцом в нарушение требований Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства УР № 21 от 14.02.2005, не заключены договоры на возмещение расходов по предоставлению льгот, иные необходимые документы в уполномоченный орган так же не представлены (л.д.108-109).По мнению ответчика, убытки истца возникли в результате собственного бездействия, а не в результате незаконных действий органов государственной власти. Требования истца о возмещении расходов от предоставления льгот в соответствии с законом «О ветеранах» ответчиком так же отклонены, поскольку финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда производятся за счет и в пределах средств субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики. Истец в нарушение постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004 № 155 договор с уполномоченным органом не заключил и, как следствие, иные документы в уполномоченный орган так же не представлялись. Все средства, предусмотренные Законом «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год» были израсходованы в полном объеме по целевому назначению. По мнению ответчика истец не доказал какие незаконные действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов повлекли доля истца причинение убытков, что свидетельствует об отсутствии вины со стороны Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики в нанесении убытков истцу (том 1, л.д. 60-65).
Третье лицо - Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска представило пояснения по иску от 27.05.2008. № 502, в котором указало, что договоры на возмещение расходов от предоставления льгот ветеранам и федеральным категориям граждан с ТСЖ «Наш городок» заключены не были, поскольку первоначально истец обратился в уполномоченный орган за заключением договором, когда суммы средств, выделенные по Федеральному закону «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ» на 2006 год были распределены по предприятиям и организациям города Ижевска, предоставляющим льготы населению. Повторно истец обратился за заключением договоров в декабре 2006 года. В январе 2007 года Управлением была подана информация в Министерство социальной защиты населения УР об имеющейся задолженности по ФЗ «О ветеранах» по состоянию на 01.01.2007 в виде ежемесячного отчета, в котором была указана сумма расходов ТСЖ «Наш городок» в размере 90340 руб. 80 коп. Кредиторская задолженность по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Управлением не подавалась, поскольку средства на 2006 год на возмещение расходов от предоставления услуг организациям и предприятиям г. Ижевска были распределены и оплачены в полном объеме до 10 декабря 2006 года (т.1, л.д.76)
Как следует из материалов дела, ТСЖ «Наш городок» являясь обслуживающей организацией, предоставлял в 2006 году меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с тарифами и нормами потребления, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан, зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, обслуживание которых осуществляет ТСЖ «Наш городок» в частности льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», в виде 50-процентной оплаты коммунальных услуг.
Согласно актам сверки списков «Ветеранов труда РФ» за период с января по декабрь 2006 года ТСЖ «Наш городок» предоставил льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг данной категории граждан на общую сумму 90340 руб. 80 коп. и актам сверки списков отдельных (федеральных) категорий граждан по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на общую сумму 59080 руб.44 коп., что также подтверждается счетами-квитанциями на оплату коммунальных услуг от физических лиц (том 1, л.д.16-39, том 2, л.д.2-100).
В марте 2006 года истец обращался в Управление по социальной защите населения с письмом от 20.03.2006 № 192 о заключении договора на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот на жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается письмом Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска № 509 от 29.05.2008 (том 1, л.д. 81), однако в связи с началом действия финансового года договор не был заключен.
Из пояснений Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска следует, что истец обратился за заключением договора в период, когда суммы средств, выделенные бюджетом по Федеральному закону «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на 2006 год были уже распределены и по окончанию финансового года возмещение понесенных расходов ни третьим лицом ни распорядителем бюджетных средств Министерством социальной защиты не было произведено.
Расходы, понесенные ответчиком от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за 2006 года составили 149421 руб. 24 коп.
Истец направил в адрес Министерства социальной защиты по УР письмо от 24.10.2007 № 29 с просьбой возместить расходы от предоставления льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг на общую сумму 149421 руб. 24 коп. и представил копии актов сверки списков «Ветеранов труда» и отдельных (федеральных) категорий граждан за январь-декабрь 2006 года (т. 1, л.д.13)
Министерство социальной защиты по УР в ответ на письмо ТСЖ «Наш городок» от 24.10.2007 № 29 направило письмо от 21.11.2007 № 01-32/2986, в котором указало, что в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства УР от 24.12.2004 № 155 и Положением о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства УР от 14.02.2005 № 21, перечисление средств бюджета организациям, предоставляющим гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, производится на основании заключенных договоров и иных подтверждающих документов. Кроме того, Министерство соцзащиты указало, что акты сверки списков отдельных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки по жилищно-коммунальным услугам в 2006 году были подписаны между Управлением социальной защиты населения и Администрации города Ижевска и ТСЖ «Наш городок» 15 декабря 2006 года без заключения договоров, в связи с чем, не могли служить основанием для перечисления денежных средств в возмещение понесенных вашей организацией расходов (том 1, л.д.14). Расходы по возмещению льгот в пределах подтвержденного списка льготников, начальником управления по социальной защите населения Администрации г.Ижевска в сумме 149421 руб. 24 коп. не были включены в кредиторскую задолженность для финансирования ни в 2007, ни в 2008годы.
Уклонение ответчиков от возмещения понесенных расходов, послужили истцу основанием, в соответствии со ст.ст.15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения лиц участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 названного Закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статья 22 названного Закона предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 23.2. Федерального закона «О ветеранах», введенной Федеральным законом от 29.12.2004. № 199-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» от 23.12.2004г. № 89-РЗ установлено в качестве одной из мер социальной поддержки ветеранов труда предоставление скидки 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004г. № 155 утверждено Положение «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий». В соответствии с названным Положением финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда производится Министерством социальной защиты населения УР за счет и в пределах средств бюджета УР, выделенных на эти цели, путем заключения договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 8 названного Положения организации, предоставляющие гражданам скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а в декабре текущего года - до 20 декабря представляют в уполномоченные органы, заверенные руководителем и главным бухгалтером списки граждан с указанием категории, основания предоставления мер социальной поддержки и размера занимаемой площади, а также счет-фактуру на сумму средств, подлежащих возмещению.
В соответствии с законом Удмуртской Республики № 70-РЗ от 26.12.2005. «О бюджете Удмуртской Республики на 2006 год» на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, ветеранов труда, тружеников тыла было предусмотрено 1057337,2 тыс.руб., в том числе, обеспечения мер поддержки ветеранов труда было предусмотрено 642982,1 тыс. руб., в том числе 392170 тыс. руб. на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных слуг между городами и района Удмуртской Республики. При этом, городу Ижевску было распределено 214774 тыс. руб.
Согласно сведениям о кредиторской задолженности к ежемесячному отчету за счет средств бюджета УР по состоянию на 01.01.2007, составленному Управлением по социальной защите населения Администрации города Ижевска кредиторская задолженность перед ТСЖ «Наш городок» по счету бюджетного учета 1 302 16 730 составляет 90340 руб. 80 коп.( том 1, л.д.78).
Между тем, из материалов дела следует, что Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики не возместило расходы по предоставлению мер по социальной поддержке «Ветеранам труда РФ», ссылаясь на то, что ТСЖ «Наш городок» нарушена процедура, установленная п. 7 Положения «О порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда …», утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.12.2004г. № 155 , а именно, отсутствие заключенных договоров на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда за 2006 год.
Доказательств погашения задолженности по предоставленным истцом в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» мерам социальной поддержки в виде предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан ответчиками не представлено.
Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации)
Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Положение статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы.
Указанные льготы предусмотрены законодательством Российской Федерации, а не ее субъектов или муниципальных образований, поэтому именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательства полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 № 652 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.03.2005 № 107, от 22.02.2006 № 101) утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов. В соответствии с п. 2 данных Правил финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В соответствии с названным федеральным Законом Правительство Удмуртской Республики постановлением № 21 от 14.02.2005 утвердило Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
Из материалов дела следует, что Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики не возместило указанные расходы, ссылаясь на то, что ТСЖ «Наш городок» нарушена процедура, установленная п. 4 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики № 21 от 14.02.2005, а именно, отсутствие заключенных договоров на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки «федеральных» категорий граждан за 2006 год.
Таким образом, у ТСЖ «Наш городок» возникли прямые убытки в размере 149421 руб. 24 коп., связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», если требования истца о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8, в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) госорганов ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Факт предоставления истцом населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2006 году подтверждаются материалами дела, в том числе: актами сверки списков «Ветеранов труда» и отдельных (федеральных) категорий граждан за январь-декабрь 2006 года и счетами-квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2006 год.
В соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря и принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. При этом до 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.
Материалами дела подтверждается обращение истца в Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики с письмом о возмещении расходов от предоставления льгот по жилищно-коммунальным услугам отдельным категориям граждан (письмо от 24.10.2007 № 29) и подписание 15.12.2006 года актов сверки списков «Ветеранов труда» и отдельных (федеральных) категорий граждан за январь-декабрь 2006 года, что свидетельствует о возможности принятия денежных обязательств уполномоченным органом.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральными законами обязанностей, которые в силу прямого указания, содержащегося в части 2 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» подлежат компенсации за счет казны Удмуртской Республики с Министерства финансов Удмуртской Республики и в силу ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации.
Следовательно, сумма невозмещенных расходов от предоставления льгот ветеранам труда и гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов подлежит взысканию в пользу истца за счет казны Удмуртской Республики и казны Российской Федерации соответственно, так как министерство финансов является лишь финансовым органом, не обеспечившим выделение бюджетных средств для компенсации произведенных истцом затрат в полном объеме.
В силу нормы ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
В связи с чем, в качестве представителя Российской Федерации по данному делу должен выступать ее финансовый орган – Министерство финансов России, отвечающий за бюджетное планирование бюджетных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, который факт компенсации убытков не подтвердил.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, в данном случае Удмуртской Республики, что так же корреспондируется Законом Удмуртской Республики «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» от 23.12.2004 № 89-РЗ.
Таким образом, в качестве представителя Удмуртской Республики по данному делу должен выступать ее финансовый орган – Министерство финансов Удмуртской Республики, отвечающий за бюджетное планирование бюджетных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, который факт компенсации убытков не подтвердил.
Указанные обстоятельства подтверждаются и уведомлением об уточнении лимитах бюджетных обязательств , передаваемых из федерального бюджета на бюджет Удмуртской Республики на 2006 год главным распорядителем бюджетных средств Министерством финансов УР распорядителю бюджетных средств Министерству социальной защиты населения УР (том 1 л.д.162).
Возражения Минфина России о том, что факт противоправного поведения Минфина России истцом не доказан и Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, судом отклоняются, поскольку неисполнение Российской Федерацией обязанности по компенсации ТСЖ «Наш дом» затрат по предоставлению отдельным категориям граждан льгот влечет возникновение у организации убытков, причиненных неправомерным бездействием государственного органа. При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
Кроме того, несоблюдение истцом установленного порядка для получения компенсации выпадающих доходов, равно как незаключение им договора на 2006 год, на которое ссылаются ответчики, не может являться основанием для отказа в возмещении расходов по предоставлению льгот. Материалами дела подтверждается, что истец обращался с письмом от 20.03.2006 № 192 о заключении договора о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот на жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается письмом Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г.Ижевска № 509 от 29.05.2008 (том 1, л.д. 81), в заключении которого ему было отказано, поскольку суммы средств, выделенные бюджетом по Федеральному закону «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на 2006 год были уже распределены.
С учетом изложенного , на основании ст.ст.15,16,1069 ГК РФ требования истца в части возмещения предоставленных льгот гражданам в связи с исполнением ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации и Удмуртской Республики соответственно в размере 59080,44руб. и 90340,80руб.
В силу ст. ст. 102, 110 АПК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ», расходы по госпошлине по иску относятся на Министерство финансов России за счет казны Российской Федерации и Министерство финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики пропорционально размеру удовлетворенных требований и подлежат возмещению истцу.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ «Наш городок», г. Ижевск 59080 руб. 44 коп. убытков и 1778 руб. 20 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
3. Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу ТСЖ «Наш городок», г. Ижевск 90340 руб. 80 коп. убытков и 2710 руб. 22 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
4. В удовлетворении исковых требований к Удмуртской Республике в лице Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».
Судья Г.А. Абуязидова