АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-6406/2013
09 сентября 2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2013 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем Я.В.Пушкаревой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска», г.Ижевск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республики, г.Ижевск, к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск
об отмене и признании незаконными постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении и решения по жалобе, при участии в деле представителей:
от заявителя: ФИО1, руководитель, ФИО2, по доверенности от 05.08.2013,
от налогового органа: ФИО3, по доверенности от 14.09.2012,
от Управления ФНС по Удмуртской Республике: ФИО4, по доверенности от 09.07.2013,
установил.
Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска», г.Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием об отмене и признании незаконными постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике от 23.05.2013 №1-П о назначении наказания по делу об административном правонарушении и решения Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике по жалобе МАУ «МФЦ г.Ижевска» от 13.06.2013.
В судебном заседании 05 сентября 2013 объявлялся перерыв до 06 сентября 2013 до 11 час.00 мин. в соответствии со ст. 163 АПК РФ. После перерыва судебное заседание было продолжено 06 сентября 2013 в 11 час.00 мин., при участии: от заявителя: ФИО2, по доверенности от 05.08.2013, от налогового органа: ФИО3, по доверенности от 14.09.2012, от УФНС по Удмуртской Республике: ФИО4, по доверенности от 09.07.2013.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что фактически не принимает от физических и юридических лиц наличные денежные средства, а осуществляет организацию приема, которая выражается в заключении договоров на прием платежей с кредитными учреждениями и Почтой России. Все расчеты осуществляются безналично, без участия плательщика. Денежные средства зачисляются со счетов банков и почты на расчетный счет заявителя. Операция перевода денежных средств является банковской операцией и не подпадает под действие Федерального закона №103-ФЗ. Вознаграждения от плательщиков МА «МФЦ г.Ижевска» не получает. Факт постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу не является подтверждением осуществления приема платежей. По письму заявителя банком был открыт расчетный, а не специальный счет. В действиях заявителя состав административного правонарушения отсутствует.
Налоговый орган требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав следующее. На основании заключенных договоров с поставщиками услуг (МУП г.Ижевска «Спецдомоуправление», ООО «Сервисный центр», ООО «Управляющая компания «ЖКК», ООО «Вест», ТСЖ «Пушкинская, 289»), МАУ «МФЦ г.Ижевска» осуществляет прием платежей физических лиц, являясь платежным агентом, на свой расчетный счет. Учреждение имеет два расчетных счета, открытых в ОАО «БыстроБанк». Расчетный счет №<***> предназначен для приема платежей населения в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и их перечисления в пользу управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. В нарушение требований ч.14 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ данный расчетный счет не является специальным.
Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике требование заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве, указав следующее. Заявитель оказывает услуги по расчету размера и начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений, изготовлению платежных документов, перечислению денежных средств на счета управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Используемый учреждением расчетный счет для приема платежей населения в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и их перечисления в пользу управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций не является специальным. Постановление инспекции является законным и обоснованным. Решение управления от 13.06.2013 принято в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством. Решение от 13.06.2013 не возлагает на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей.
В ходе судебного заседания, заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд. В обоснование ходатайства, заявитель указал, что обращался в вышестоящую организацию с жалобой на постановление №П-1. Получив 17.06.2013 решение УФНС по Удмуртской Республике от 13.06.2013, которым жалоба была оставлена без удовлетворения, заявитель 28.06.2013 обратился в арбитражный суд.
Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановления получена учреждением 23.05.2013, заявление по рассматриваемому делу поступило в арбитражный суд 28.06.2013, то есть с пропуском установленного срока.
Указанное заявителем обстоятельство признается судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока для обращения в суд.
На основании вышеизложенного, ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд подлежит удовлетворению.
По материалам дела арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное автономное учреждение «Расчетно-информационный центр» (ОГРН <***>) на основании постановления Администрации г.Ижевска было переименовано в муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Ижевска», соответствующие изменения зарегистрированы налоговым органом.
Прокуратурой Индустриального района г.Ижевска проведена проверка по информации Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу о нарушении Муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Ижевска» законодательства о государственном регулировании деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, в связи с уклонением от использования специального банковского счета.
В ходе проверки было установлено, что заявителем заключены: агентский договор с ООО «Сервисный центр» №272/04-10/1 от 26.12.2012, договор с МУП «Спецдомоуправление» №177/04-10/1 от 20.07.2012, договор на оказание услуг с ООО Управляющая компания «ЖКК» №119/04-10/1 от 23.03.2011, договор на оказание услуг с ООО «Вест» №12/04-10/1 от 16.01.2012, договор на оказание услуг с ТСЖ «Пушкинская,289» №51/04-10/1 от 04.02.2011(л.д.67-68, 74-79, 101-103, 112-115, 124-132).
По условиям данных договоров, МАУ «МФЦ г.Ижевска» приняло на себя обязательства, в том числе по организации приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги от населения на свой расчетный счет с последующим распределением денежных средств в пользу ресурсоснабжающих организаций и обслуживающих организаций.
На основании договора банковского счет (в рублях) от 12.09.2011 №6788/03-ДО/БСЮ, ОАО «БыстроБанк» открыл МАУ «МФЦ г.Ижевска» счет №<***> для осуществления расчетов в пользу поставщиков услуг (л.д.6566).
В ходе проверки установлено, что денежные средства, полученные от физических лиц в период с 01.01.2013 по 28.02.2013 поступали на расчетный счет МАУ «МФЦ г.Ижевска» открытый В ОАО «БыстроБанк», учреждение в своей деятельности не использовало специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
По факту выявленного нарушения Прокуратурой Индустриального района г.Ижевска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.04.2013.
В ходе рассмотрения материалов проверки взяты объяснения у руководителя МАУ «МФЦ г.Ижевска» ФИО1
По результатам рассмотрения материалов административного производства Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике вынесено постановление №1-П от 23.05.2013 о назначении наказания по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 8-10).
Не согласившись с постановлением, МАУ «МФЦ г.Ижевска» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике с жалобой на постановление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике №1-П от 23.05.2013.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 13.06.2013 №06-07/06-07/08229@ жалоба МАУ «МФЦ г.Ижевска» оставлена без удовлетворения.
Полагая, что постановление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике №1-П от 23.05.2013, решение Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 13.06.2013 №06-07/06-07/08229@ по жалобе МАУ «МФЦ г.Ижевска», являются незаконными, учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с соответствующим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) (п. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 2 Закона № 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент
К отношениям, регулируемым Законом №103-ФЗ, нормы Федерального закона «О национальной платежной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона (часть 3 ст.1 Закона №103-ФЗ.
В соответствии со ст.3 Закона №103-ФЗ, под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно положениям ч.14 ст.4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (ч.18 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ).
Таким образом, прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в части 14 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 ст. 4 данного документа (в редакции Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ), не допускаются. Действие положений части 14 статьи 4 Закона распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п.п. 8, 9 ст. 23 Федерального закона от 27.06.2011 № 162-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании заключенных МАУ «МФЦ г.Ижевска» договоров с ООО «Сервисный центр» №272/04-10/1 от 26.12.2012, с МУП «Спецдомоуправление» №177/04-10/1 от 20.07.2012, с ООО Управляющая компания «ЖКК» №119/04-10/1 от 23.03.2011, с ООО «Вест» №12/04-10/1 от 16.01.2012, с ТСЖ «Пушкинская,289» №51/04-10/1 от 04.02.2011(л.д.67-68, 74-79, 101-103, 112-115, 124-132), на открытый учреждению в ОАО «БыстроБанк» расчетный счет №<***>, поступали платежи физических лиц в качестве платы за жилые помещения и коммунальные услуги. Поступившие денежные средства физических лиц впоследствии перечислялись ресурсоснабжающим организациям и управляющим, обслуживающим организациям. Данные обстоятельства подтверждаются отчетами заявителя, карточками счета 304.01 (л.д.69-73, 80-100, 105-111, 116-123, 133-146), выпиской с лицевого счета №<***> за 11.02.2013, платежными поручениями (л.д.147-188).
Факт отсутствия специального банковского счета и зачисление поступивших от физических лиц оплаты за жилые помещения и коммунальные услуги подтверждается материалами дела, в том числе постановлением прокуратуры Индустриального района г.Ижевска о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.04.2013, объяснениями руководителя МАУ «МФЦ г.Ижевска» ФИО1 (л.д.48-49), письмом от 25.03.2013 №457/01-14 (л.д.61) и не оспаривается заявителем.
Отсутствие у МАУ «МФЦ г.Ижевска» специального банковского счета и зачисление поступивших от платежного агента денежных средств на расчетный счет образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административным органом исследован вопрос о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, вина признана доказанной, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Учреждением не представлено доказательств невозможности исполнения требований законодательства по открытию специального счета для осуществления расчетов.
Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения в действиях общества доказан.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводов о наличии оснований для применения судом ст. 2.9 КоАП РФ и соответствующих доказательств заявителем не приводилось, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, судом в ходе судебного разбирательства не установлено.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, в связи с тем, что не осуществляет прием наличных денежных средств от населения, судом отклоняется, как основанный на ошибочном толковании закона. В рассматриваемых отношениях, МАУ «МФЦ г.Ижевска» выполняет функции платежного агента, и получаемые им денежные средства от населения должны зачисляться на специальный банковский счет.
Довод заявителя о принятии всех зависящих от него мер по открытию специального расчетного счета судом отклоняются, как не подтвержденный материалами дела. Ссылка заявителя на письмо от 02.09.2011 №1592/02-13 (л.д.63) в ОАО «БыстроБанк» судом не принимается, поскольку из содержания данного письма не следует, что МАУ «МФЦ г.Ижевска» просит открыть специальный банковский счет.
Согласно ст. 846 Гражданского кодекса РФ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
Доказательств невозможности исполнения учреждением возложенных на него обязанностей по не зависящим от него причинам заявителем не представлено.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что МАУ «МФЦ г.Ижевска» были приняты все зависящие от него меры по открытию специального счета и соблюдению в указанной части требований законодательства.
Представленные заявителем письма Центрального Банка России от 21.11.2011, от 01.11.2011 судом во внимание не принимаются, поскольку не освобождают учреждение от обязанности использовать специальный банковский счет при приеме платежей населения.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике от 23.05.2013 №1-П о назначении наказания по делу об административном правонарушении, решение Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 13.06.2013 №06-07/06-07/08229@ по жалобе МАУ «МФЦ г.Ижевска», являются законными и обоснованными, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается. Ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее заявителю на основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л :
1. В удовлетворении требований Муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска» об отмене и признании незаконными постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Удмуртской Республике от 23.05.2013 №1-П о назначении наказания по делу об административном правонарушении и решения Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 13.06.2013 №06-07/06-07/08229@ по жалобе МАУ «МФЦ г.Ижевска», отказать в полном объеме.
2. Выдать Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ижевска» справку на возврат из бюджета госпошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по платежному поручению №1324 от 25.06.2013.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С.Коковихина