АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-1608/2006
3 августа 2006 г. Г16
Резолютивная часть решения объявлена 6 июля 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 3 августа 2006 г.
Арбитражный суд УР в составе судьи Козленко В.Н., протокол судебного заседания вел судья Козленко В.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по иску
ОАО «Российские железные дороги», г. Москва в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», г. Нижний Новгород
к 1. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по УР, г. Ижевск
2. Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск
3-е лицо: Министерство социальной защиты населения УР, г. Ижевск
о взыскании 13614012 руб. 30 коп. убытков,
в присутствии представителей:
от истца: Шарычева Ю.С. – дов. № 11 от 19.01.2004г.
Зубарев А.В. – дов. № 5 от 19.01.2004г.
от ответчиков: 1) Вахрушев А.В. – дов. № 1 от 01.02.2006г.
2) Дергачева Н.В. – дов. № 81 от 01.11.2005г.
от 3-го лица: Кудрина Т.Л. – дов. № 4 от 21.04.2005г.
Установил:
ОАО «Российские железные дороги», г. Москва в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», г. Нижний Новгород обратилось с иском в Арбитражный суд УР к 1. Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по УР, г. Ижевск, 2. Министерству финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск при участии 3-го лица: Министерства социальной защиты населения УР, г. Ижевск о взыскании 13614012 руб. 30 коп. убытков в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований.
Данное ходатайство судом рассмотрено и в силу ст. ст. 41, 49 АПК РФ удовлетворено. Цена иска составила 13484609 руб. 20 коп. убытков, в том числе 13475551 руб. 30 коп. в связи с предоставлением льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и 9057 руб. 90 коп. – по ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по УР, г. Ижевск исковые требования не признал, согласно представленному отзыву считает их необоснованными по следующим основаниям. Требования истца основаны на реализации льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте гражданам в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за период с 01.04.2003г. по 31.12.2004г. Право на возмещение вреда в случае причинения убытков юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов возникает при наличии оснований, содержащихся в ст.ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ. В данном случае отсутствуют указанные необходимые признаки для возмещения вреда, т.е. не доказана вина государственных органов и причинно-следственная связь между их действиями и возникновением убытков у истца. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» порядок возмещения расходов в связи с предоставлением льгот до 2005г. не определялся. Порядком предоставления и расходования в 2001г. средств Фонда компенсаций на реализацию законов…, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.07.2001г. № 536 предусматривается выплата средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Истцом должны быть представлены документы, подтверждающие договорные отношения между ним и соответствующими органами соцзащиты населения о предоставлении льготным категориям граждан льгот по оплате проезда. В соответствии с Порядком финансирование каких-либо расходов Минфином России производится только в пределах тех лимитов и ассигнований, которые указаны в ФЗ «О федеральном бюджете» на соответствующий год. Постановлением предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ при необходимости вносят в Минфин РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций в пределах общего объема выделяемых средств. Правилами предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 333, предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией законов финансируются за счет средств бюджетов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций. Российской Федерацией исполнены все возложенные на нее обязательства, неисполнение своих обязательств было допущено только Удмуртской Республикой. Удмуртская Республика не предусмотрела в своем бюджете средств на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы гражданам, а следовательно не может рассчитывать на последующую компенсацию соответствующих затрат за счет федерального бюджета. Истцом в исковые требования необоснованно включена сумма НДС, поскольку суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактических убытков, связанных с применением льгот, не включаются в налоговую базу по НДС.
Министерство финансов УР исковые требования не признало, представило письменный отзыв на иск, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет казны Российской Федерации исходя из следующего. В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установление федеральных льгот инвалидам и их отдельным категориям относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из федерального бюджета осуществляется финансирование в связи с обеспечением осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Порядок финансирования льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в редакции, действовавшей в спорный период, не определен. Согласно п.4 Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002г. № 8-О, впредь до урегулирования возникающих правоотношений федеральным законом, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в постановлении Правительства РФ от 15.08.2001г. № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005г.» определено, что на субъект федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в переделах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов. Следовательно, компенсация расходов истца от предоставления льготных услуг пользования ж/д транспортом по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является расходным обязательством РФ и возмещение убытков, возникших у истца в связи с недостаточной компенсацией таких расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета. Между истцом и Министерством соцзащиты населения УР договор о возмещении расходов от предоставления льгот не заключался. Двухсторонний акт о наличии задолженности на спорную сумму, подписанный Министерством соцзащиты населения УР, не представлен. Истцом документально не подтверждено, что им принимались какие-либо меры по возмещению его расходов, возникших от предоставления льготных услуг. Из Порядка предоставления и расходования в 2001г. средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001г. № 536, видно, что финансовый орган субъекта РФ является лишь связующим звеном между федеральным бюджетом и органами соцзащиты населения, осуществляющими расходование субсидий и субвенций, направляемых из Фонда компенсаций. В 2003, 2004гг. Министерство финансов УР в полном объеме исполнило обязанности, возложенные на него в соответствии с указанным порядком. Все средства, полученные из федерального бюджета, использованы по целевому назначению. Таким образом, налицо отсутствие со стороны Министерства финансов УР незаконных действий (бездействий), которые привели к образованию у истца в 2003, 2004гг. убытков от предоставления льгот по пользованию ж/д транспортом инвалидам. Необоснованна ссылка Министерства финансов УР на ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.», согласно которой Министерство финансов УР должно было при недостаточности средств, направленных из федерального бюджета на компенсацию льгот инвалидам, сделать представление об увеличении размера субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.» Правительство РФ вправе по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ вносить изменения в размеры субсидий и субвенций, указанные в статье, в пределах общего объема средств, предусмотренных для бюджета субъекта РФ на эти цели. Увеличение объема финансирования в соответствии с указанной статьей по конкретному виду расходов по предоставлению финансовых органов субъектов РФ не предусмотрено, размер субсидий и субвенций на финансирование определенного вида расходов может быть увеличен в соответствии с данной статьей только при отвлечении средств от финансирования другого вида расходов (перераспределение) при образовании экономии целевых бюджетных средств по определенной статье расходов, указанных в ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.». Форма, порядок и условия предоставления заявок финансовыми органами субъектов РФ на внесение изменений в распределение средств предусмотрены Письмом Минфина РФ от 04.04.2002г. № 10-02-10. В соответствии с установленным порядком Министерство финансов УР неоднократно направляло в Министерство финансов РФ письма с заявками на изменение размера субсидий, выделяемых из Фонда компенсации, за счет экономии, образовавшейся при реализации ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и на разрешение направить указанные суммы экономии на финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Кроме того, Министерство финансов УР неоднократно обращалось в Министерство финансов РФ с просьбой оказать финансовую помощь Удмуртской Республике на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся при реализации в 2004г. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Финансовые средства были выделены только на погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам в сумме 49376 тыс. руб. На погашение задолженности по оплате других льготных услуг, в том числе по ж/д перевозкам, Министерством РФ не выделялись. То есть Министерством финансов УР были предприняты все возможные меры для реализации на территории УР ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» расходы организаций, предприятий, органов местного самоуправления, связанные с реализацией предусмотренных законом льгот возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета. Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных данным законом, является бюджет РФ. Бюджет УР, в соответствии с механизмом реализации льгот, предусмотренных вышеуказанным законом, расходы по предоставлению льгот не возмещает и не обязан их возмещать. Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных указанным законом в 2003, 2004гг. предусматривается Правилами предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».., утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 333. Из указанного порядка видно, что Министерство финансов УР является лишь связующим звеном между федеральным бюджетом и Министерством соцзащиты населения УР, которое осуществляет непосредственное расходование этих средств. Средства из федерального бюджета выделяются бюджету УР согласно отчета Министерства соцзащиты населения УР, который составляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы по реализации льгот, которые предоставляют предприятия, организации, оказывающие льготные услуги. Ни на одном из этапов прохождения средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию льгот, Министерство финансов УР не может повлиять ни на размер, в котором они выделяются, ни на порядок их распределения, и следовательно, не может нести ответственность за убытки образовавшиеся у истца. Обязанности, возложенные на Министерство финансов УР в соответствии с вышеуказанными Правилами, были исполнены в 2003, 2004гг. в полном объеме и надлежащим образом, что подтверждается Законами о бюджете УР на 2003 и 2004гг. и Отчетами об их исполнении. Выделенные средства израсходованы в полном объеме и по целевому назначению. Между истцом и МСЗН УР не заключался договор на компенсацию расходов от предоставления льгот по оплате услуг пользования ж/д транспортом категориями граждан, установленными в соответствии с Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в спорный период. Двухсторонний акт о наличии задолженности на спорную сумму, подписанный с Министерством соцзащиты населения УР, в суд не представлен. Документально не подтверждено, что истцом принимались какие-либо меры по возмещению его расходов, возникших от предоставления льготных услуг. Поскольку финансирование расходов по предоставлению льгот вышеуказанным категориям граждан по оплате услуг ж/д транспорта является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета, требования истца по возмещению убытков в связи с недостаточностью финансирования, должны быть удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ. Министерство финансов УР не является субъектом ответственности по данному обязательству.
Министерство социальной защиты населения УР представило письменные пояснения по иску, пояснило, что согласно постановлению Правительства РФ от 14.07.2001г. № 536 «О порядке предоставления и расходования в 2001г. средств фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» средства на реализацию льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» выделяются из федерального бюджета и отражаются в доходах бюджета субъекта РФ по коду «Субсидии». В 2003-2004гг. Министерством не производилось возмещение истцу выпадающих доходов от предоставления льгот по проезду по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с отсутствием заявки в 2003г. от истца на заключение договора, а в 2004г. – ввиду несвоевременного представления указанной заявки. Министерство соцзащиты УР в точном соответствии с вышеуказанными правилами производило в 2003-2004г. финансирование расходов на реализацию льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в пределах выделенных средств. Порядок возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» установлен Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 333. В 2003-2004гг. Министерством не производилось возмещение истцу выпадающих доходов от предоставления льгот по проезду по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» в связи с отсутствием заявки в 2003г. от истца на заключение договора, а в 2004г. – ввиду несвоевременного представления указанной заявки. Финансирование вышеуказанных федеральных законов – обязательство федерального бюджета. Ответчиком по данном делу должна выступать федеральная казна в лице Министерства финансов РФ.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в сумме 11351544 руб. 85 коп., по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела истец в 2003-2004гг. предоставлял льготы по оплате проезда отдельным категориям граждан в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» и Законом РФ «О статусе Героев Советского Союза, Герое Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
Материалами дела, в том числе Справкой о предъявленных и оплаченных счетах на компенсацию выпадающих доходов Горьковской железной дороги за поезд льготных категорий граждан в поездах дальнего следования в Удмуртской Республике, подписанной истцом и Министерством социальной защиты населения УР, подтверждено, что истцом в связи с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан были предъявлены к возмещению и подтверждены Министерством социальной защиты населения расходы, понесенные в 2003-2004гг., в общей сумме 13481213 руб. 70 коп., в том числе по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - 5183446 руб. 50 коп. (2003г.) и 8292104 руб. 80 коп. (2004г.) и по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» - 5662 руб. 40 коп. (2004г.)
Согласно произведенному судом расчету с учетом неправомерного включения истцом в сумму произведенных расходов налога на добавленную стоимость сумма убытков истца в связи с предоставлением льгот составляет 11351544 руб. 85 коп., в том числе в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за 2003г. – 4319538 руб. 75 коп., за 2004г. – 7027207 руб. 46 коп., по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» за 2004г. – 4798 руб. 64 коп.
Согласно ст. 4 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установление федеральных льгот инвалидам и их отдельным категориям относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в 2003-2004гг. был предусмотрен постановлением Правительства РФ от 14.07.2001г. № 536 «О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (срок действия Порядка продлен на 2003, 2004гг.).
Согласно п. 2 вышеуказанного Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке; расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Материалами дела подтверждается, что субсидии, полученные бюджетом УР в 2003-2004г. на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» полном объеме израсходованы по целевому назначению на реализацию льгот для вышеуказанной категории граждан, в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001г. № 536.
На основании ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.» и в соответствии с установленным порядком Министерство финансов УР неоднократно направляло в Министерство финансов РФ письма с заявками на изменение размера субсидий, выделяемых из Фонда компенсации, за счет экономии, образовавшейся при реализации ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и на разрешение направить указанные суммы экономии на финансирование расходов, связанных с реализацией ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (исх. № 02-15 от 16.01.2004г., № 02-15 от 14.04.2004., № 02-15 от 21.10.2004г.).
Письмами исх. № 10-02-10 от 05.05.2004г. и № 06-02-10 от 22.10.2004г. Министерством финансов РФ было разрешено направить на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» из средств экономии 2718 тыс. руб. и 16047 тыс. руб., соответственно.
Кроме того, Министерством финансов УР принимались дополнительные меры для получения из бюджета РФ денежных средств на погашение задолженности, сложившейся в связи с реализацией ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов РФ было направлено письмо (исх. № 02-15 от 17.02.2005г.) с просьбой о выделении финансовой помощи на погашение образовавшейся задолженности в сумме 59054,24 тыс. руб., которое было оставлено без ответа.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных вышеуказанным законом, в 2004г. был предусмотрен Правилами предоставления и расходования в 2002г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. № 333 с изменениями от 06.02.2004г. (срок действия Правил продлен на 2004г. постановлением Правительства РФ от 14.02.2004г. № 80). Согласно указанным Правилам предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах, утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства; финансовые органы субъектов РФ и органы местного самоуправления используют субвенции для финансирования распорядителей и получателей средств бюджетов соответствующего уровня в порядке, установленном для исполнения этих бюджетов.
В силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Согласно ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 49 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Следовательно, федеральные органы законодательной и исполнительной власти, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должны предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и обеспечивать названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного и своевременного перечисления денежных средств для возмещения расходов, произведенных на их реализацию.
Возложение ответственности на муниципальное образование или субъект Российской Федерации за ненадлежащее компенсирование ими расходов, связанных с предоставлением льгот на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Вместе с тем, судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов от предоставления в 2003-2004гг. льгот, предусмотренных вышеуказанными законами, федеральными органами исполнительной власти в бюджет Удмуртской Республики выделено недостаточно для их полного возмещения.
Доказательства надлежащего исполнения Министерством финансов РФ своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот, предусмотренных указанными законами, в материалы дела не представлены (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот на основании ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» повлекло возникновение у истца убытков.
Согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.
Учитывая изложенные обстоятельства на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ исковые требования подлежат удовлетворению в сумме 11351544 руб. 85 коп., в том числе в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» – 11346746 руб. 21 коп., по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» – 4798 руб. 64 коп., за счет казны Российской Федерации - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по УР.
В удовлетворении исковых требований на сумму 2129668 руб. 85 коп. следует отказать, поскольку истцом при расчете суммы исковых требований необоснованно в сумму расходов включен НДС.
Доводы истца в части включения в сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, НДС судом отклоняются по следующим основаниям:
Согласно п/п 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000г. № БГ-3-03/447 и действовавших в спорный период, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Исковые требования на сумму 3395 руб. 50 коп. удовлетворению не подлежат, поскольку документально не подтверждены.
Доводы Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР о том, что взыскание расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по спорным законам, с казны Российской Федерации возможно только в том случае, если бюджетом субъекта РФ расходы были возмещены, а бюджетом РФ данные расходы впоследствии не компенсированы, судом во внимание приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании положений законодательства. Вышеуказанными законами и соответствующими постановлениями Правительства РФ, установившими порядок возмещения расходов в связи с предоставлением льгот, предусмотрено, что финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ссылка первого ответчика на неисполнение Удмуртской Республикой обязательств по направлению в случае недостаточности средств на компенсацию льгот соответствующих представлений об изменении размеров субвенций и субсидий, выделяемых из Фонда компенсаций, в порядке ст. 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004г.», опровергается материалами дела. Как следует из представленных документов, Министерством финансов УР неоднократно направлялись в Министерство финансов РФ соответствующие мотивированные заявки на изменение за счет экономии размера субсидий, выделяемых из Фонда компенсации, а также принимались дополнительные меры - в Министерство финансов РФ направлялось письмо с просьбой о выделении финансовой помощи на погашение образовавшейся задолженности. Доводы первого ответчика о том, что истцом не представлено документов, подтверждающих задолженность в связи с предоставлением льгот и договоров на компенсацию соответствующих расходов, признаны судом несостоятельными, поскольку факт наличия убытков и их размер подтверждаются материалами дела, в том числе соответствующей справкой, согласованной с Министерством по соцзащите населения УР. Заключаемые договоры на возмещение расходов от предоставления льгот не влияют на суть возникших между сторонами правоотношений, порядок и обязанность возмещения понесенных организацией льгот определены действующим законодательством.
С учетом принятого по делу решения на основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца и первого ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований, при этом поскольку Министерство финансов РФ в соответствии со ст. 105 АПК РФ, п/п 1 п.1 ст. 333.37. НК РФ освобождено от ее уплаты, государственная пошлина в сумме 66438 руб. 60коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Государственная пошлина в сумме 691 руб. 90 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета в соответствии со ст. 104 АПК РФ, п/п 1 п.1 ст. 333.40. НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 41, 49, 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить ходатайство истца об уточнении исковых требований.
2. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва в пользу ОАО «Российские железные дороги», г. Москва в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», г. Нижний Новгород 11351544 руб. 85 коп. убытков, в том числе в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» – 11346746 руб. 21 коп., по Закону РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» – 4798 руб. 64 коп.
3. В иске к Министерству финансов УР, г. Ижевск отказать.
4. Выдать ОАО «Российские железные дороги», г. Москва в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», г. Нижний Новгород справку на возврат из федерального бюджета 67130 руб. 50 коп. госпошлины, перечисленной по платежному поручению № 289554 от 09.02.2006г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Судья В.Н. Козленко