НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Удмуртской Республики от 02.11.2023 № А71-10354/2022



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71- 10354/2022  10 ноября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2023г.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2023г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  О.С. Бабкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиции» 

г. Ижевск к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской  Республике г.Ижевск о признании недействительным в части решения  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по  Удмуртской Республике от 28.02.2022 № 233 при участии третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Удмуртской Республике и Бюджетного учреждения  Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической  инвентаризации недвижимого имущества», 

при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 29.05.2023;
от БУ УР «ЦКО БТИ» - ФИО2 по доверенности от 21.08.2023;

от Управления Росреестра по УР – не явились, извещены надлежащим  образом, 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиции» 

(далее - заявитель, ООО «Инвестиции», общество, налогоплательщик)  обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о  признании недействительным решения Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике (далее –  Межрайонная ИФНС России № 8 по УР, налоговая инспекция) от 28.02.2022   № 233об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в  отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153,  сумм соответствующих пеней. 

Определением суда от 09.01.2023 в связи с прекращением полномочий  была произведена замена судьи Т.С. Коковихиной на судью М.С. Сидорову. 


Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от  26.06.2023 произведена процессуальная замена ответчика по делу № А7110354/2022 с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8  по Удмуртской Республике на Управление Федеральной налоговой службы  по Удмуртской Республике (далее – УФНС России по УР, налоговый орган,  ответчик) в связи с реорганизаций налоговых органов. 

В судебном заседании 19.10.2023 на основании ст. 163 АПК РФ  объявлялся перерыв до 26.10.2023 до 11 час. 00 мин. После перерыва  судебное заседание было продолжено 26.10.2023 в том же составе суда при  участии в судебном заседании представителя ответчика. В судебном  заседании 26.10.2023 объявлялся перерыв до 02.11.2023 до 09 час. 15 мин.  После перерыва судебное заседание было продолжено 02.11.2023 в том же  составе суда при участии в судебном заседании представителя ответчика. 

Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о  рассмотрении дела без его участия. 

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям,  указанным в отзыве на заявление и письменных пояснениях, представил  дополнительные доказательства по делу. 

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте  судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. 

От БУ УР «ЦКО БТИ» поступило ходатайство о рассмотрении дела без  участия его представителя. 

Дело в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в отсутствие  представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания, неявка которых не является  препятствием для рассмотрения дела. 

Из материалов дела следует, что ООО «Инвестиции» является  правообладателем объектов недвижимости с кадастровыми номерами  18:26:020276:118, 18:26:020276:139, 18:26:020276:153, расположенных по  адресу: <...> и с кадастровыми номерами  18:26:020276:121, 18:26:020276:145, 18:26:020276:148, 18:26:020276:149,  18:26:020276:150, расположенных по адресу: <...>. 

В представленной уточненной налоговой декларации по налогу на  имущество за 12 месяцев 2020г. налоговой инспекцией было выявлено  нарушение, выразившееся в занижении обществом кадастровой стоимости по  объектам недвижимости с кадастровыми номерами: 18:26:020276:153,  18:26:020276:121, 18:26:020276:145, 18:26:020276:148, 18:26:020276:149,  18:26:020276:150. 


На основании материалов камеральной налоговой проверки налоговой  инспекцией составлен акт камеральной проверки от 07.12.2021 № 9484 (т. 1  л.д. 55-73). 

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки  Межрайонной ИФНС России № 8 по УР принято решение от 28.02.2022 №  233 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения, согласно которому обществу предложено уплатить  недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 11175211 рублей,  пени в сумме 4838,41 рублей (т. 1 л.д. 9-22). 

Указанное решение было обжаловано заявителем в Управление  Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике. Решением  УФНС по УР от 29.04.2022 № 06-07/08634@ решение Межрайонной ИФНС  России № 8 по УР от 28.02.2022 № 233 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 23- 26). 

Несогласие налогоплательщика с решением налоговой инспекции в  части доначисления налога на имущество организаций в отношении объекта  недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 послужило  основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

В обоснование требований заявитель указал, что по объекту  недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 налоговым органом  не применена норма права, подлежащая применению, а именно – п.10 ст.  378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если объект недвижимого  имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества  или иного соответствующего законодательству Российской Федерации  действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по  состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь  образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его  критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в  Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости,  определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием  для определения кадастровой стоимости такого объекта. 

В результате неверного толкования норм права налоговой инспекцией  взята кадастровая стоимость, определенная в 2020 году, что привело к  необоснованному доначислению налога на имущество организаций и, как  следствие, нарушению прав налогоплательщика в виде возложения на  последнего завышенной налоговой нагрузки. 

Заявитель пояснил, что объект недвижимости с кадастровым номером  18:26:020276:153 (поставлен на кадастровый учет 23.12.2019 года) был  образован путем объединения 3-х объектов недвижимого имущества с  кадастровыми номерами 18:26:020276:136, 18:26:020276:137,  18:26:020276:142, которые были включены в Перечень объектов на 2020 год.  Данный объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 не  вошел в утвержденный Постановлением Правительства УР от 12.11.2019 №  522 Перечень объектов недвижимого имущества (с изменениями от 


28.12.2019), в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, на 2020 год. При постановке на учет 23.12.2019  стоимость объекта определена в размере 216 898 606,98 руб., следовательно,  расчет налога за 2020 год должен производиться, исходя из кадастровой  стоимости в размере 216 898 606,98 руб. 

Также, заявитель полагает, что налог на имущество за 2020 год в  соответствии с положениями пп.2 п.12ст.378.2 НК РФ подлежит  определению, исходя из среднегодовой стоимости объекта, в связи с  отсутствием его в Перечне Правительства УР на 2020 год. 

Довод налогового органа о том, что стоимость спорного объекта  недвижимости, образованного путем объединения 3-х объектов  недвижимости, должна быть сопоставима с общей кадастровой стоимостью  3-х объектов в размере 1 154 634 551 руб., опровергается установленной в  результате исправления двойной реестровой ошибки кадастровой стоимости  спорного объекта в размере 813 019 492,87 руб. 

Таким образом, по мнению общества, несмотря на то, что в  представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации  расчет налога на имущество по объекту недвижимости с кадастровым  номером 18:26:020276:153 был произведен ООО «Инвестиции» с  применением кадастровой стоимости, налоговый орган в ходе камеральной  налоговой проверки должен был сообщить налогоплательщику о  необходимости применения для целей расчета налога по указанному объекту  среднегодовой стоимости. 

Одного только соответствия здания критериям пункта 1 статьи 378.2  НК РФ недостаточно, необходимо включение здания в Перечень объектов на  2020 год в предусмотренном законом порядке. Образование здания в  результате объединения других объектов недвижимости не может изменять  способ определения налоговой базы и свидетельствовать о законности  обжалуемого решения налогового органа, поскольку в силу прямого указания  абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ такое преобразование имеет правовое  значение только для налогового периода, в котором здание образовано, то  есть применительно к настоящему делу - 2019 году (не являющемуся  спорным). Объекты, из которых было образовано спорное здание (объекты с  кадастровыми номерами 18:26:020276:136, 18:26:020276:137,  18:26:020276:142 согласно выписке из ЕГРН от 01.06.2023г. № КУВИ- 001/2023-126548912) в Перечень на 2019 год включены не были  (постановление Правительства УР от 29.11.2018 № 507), что исключает  возможность применения к зданию абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ. В  2020 году реконструкций, иных преобразований здания не производилось,  изменения количественных или качественных характеристик здания в ЕГРН  не вносились. 

В связи с изложенным, решение налогового органа, основанное на  норме абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ и не учитывающее норму  подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ, является незаконным и нарушает 


права налогоплательщика, поскольку размер налога, исчисленного по  среднегодовой стоимости здания, на 16 666 270 рублей меньше, чем  исчисленный налоговым органом (по данным бухгалтерского учета заявителя  среднегодовая стоимость здания в 2020 году составляет 301250159,00 рублей,  следовательно, налог составляет 6627503 рубля, исходя из следующего  расчета: 301 250 159,00 рублей * 2,2% = 6 627 503,00 рубля). 

Кроме того, заявитель отмечает, что в настоящее время в отношении  объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 имеется  вступившее в законную силу решение Верховного суда Удмуртской  Республики от 20.01.2023 по делу 3а-23/2023, в соответствии с которым  кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером  18:26:020276:153 установлена по состоянию на 31.12.2019 в размере 813 019  492 рубля 87 копеек и подлежит применению с 01.01.2020. Кадастровая  стоимость спорного объекта в размере 1164688658 рублей 82 копейки,  которая принята налоговым органом в качестве налоговой базы для расчета  налога по имуществу, согласно указанному решению Верховного суда  Удмуртской Республики признана недостоверной вследствие использования  недостоверных сведений об объекте недвижимости при ее определении. 

Различие между налогом на имущество, рассчитанным с применением  среднегодовой стоимости, и налогом на имущество, определенным, исходя  из достоверной кадастровой стоимости, не является многократным (налог на  имущество, рассчитанный с применением среднегодовой стоимости, в 2,4  раза меньше налога на имущество, определенного, исходя из достоверной  кадастровой стоимости), не приводит к нарушению принципа экономически  обоснованного налогообложения и не свидетельствует о злоупотреблении со  стороны налогоплательщика. 

Налоговый орган, возражая против удовлетворения требований  заявителя, указал, что в данном случае были использованы официальные  сведения, полученные от Управления Росреестра по УР и содержащиеся в  ЕГРН. 

По объекту недвижимости 18:26:020276:153 в рамках камеральной  налоговой проверки через сайт Росреестра Удмуртской Республики  налоговым органом были дополнительно направлены запросы о  представлении выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости на  01.01.2020. Согласно выписке из Единого государственного реестра  недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ- 002/2021-49579746 от 30.04.2021 по объекту недвижимого имущества с КН  18:26:020276:153 на 01.01.2020 кадастровая стоимость составляет 1 164 688  658,82 руб. Кроме того, налоговой инспекцией дополнительно направлен  запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации  кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 14.05.2021 № 0921/06750 о представлении информации об изменении кадастровой стоимости  по объектам недвижимого имущества, в том числе по объекту с кадастровым  номером 18:26:020276:153. 


В пояснениях, представленных от 01.06.2021, Управление Росреестра  по Удмуртской Республике (исх. № 09-006411/21 от 27.05.2021) предоставило  следующую информацию. 

При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая  стоимость всех объектов недвижимости была определена с применением  среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости нежилого  здания (далее - УПКС) в кадастровом квартале 18:26:020276, который  согласно приложению № 2 постановления Правительства Удмуртской  Республики от 24.09.2012 № 419 «Об утверждении результатов определения  кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных  участков) на территории Удмуртской Республики» составлял 7189,31  руб./кв.м. Кадастровая стоимость рассчитана как произведение УПКС на  площадь объекта недвижимости и составляла для объекта недвижимости с  кадастровым номером 18:26:020276:153 - 216898606,98 руб. (7189,31  руб/кв.м * 30169,6 кв.м = 216898606,98 руб.), дата внесения сведений в ЕГРН  и дата, с которой применялась кадастровая стоимость - 23.12.2019. 

В 2019 году на территории Удмуртской Республики проведены работы  по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости (за  исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного  строительства), результаты которых утверждены постановлением  Правительства Удмуртской Республики от 20.11.2019 № 540 «Об  утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов  недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов  незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель  сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и  объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории  Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2019» и действуют с  01.01.2020. Объект недвижимости с кадастровым номером 8:26:020276:153  вошел в состав годового перечня зданий для определения кадастровой  стоимости после утверждения результатов определения кадастровой 

стоимости, полученных по итогам проведения государственной  кадастровой оценки (дооценка). В результате дооценки БУ УР «ЦКО БТИ»  подготовлен акт об определении кадастровой стоимости от 27.02.2020 №  38/2020, кадастровая стоимость составила для объекта с кадастровым  номером 18:26:020276:153 - 1 164 688 658,82 руб. Дата внесения сведений в  ЕГРН - 13.03.2020. Дата, с которой применяется данная кадастровая  стоимость, 01.01.2020. 

Налоговый орган отмечает, что дата начала применения кадастровой  стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего  результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического  внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный  реестр недвижимости. Учитывая вышеизложенное, применительно к  кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным  законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ, для целей налогообложения 


необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой  стоимости, указанную в Едином государственном реестре недвижимости и  совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов  определения кадастровой стоимости. 

Кроме того, спорный объект недвижимости с кадастровым номером  18:26:020276:153 был образован путем объединения 3-х объектов  недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 18:26:020276:136,  18:26:020276:137, 18:26:020276:142. Объект недвижимости с КН  18:26:020276:142 образован из объекта недвижимости с КН 18:26:020276:138.  Объекты недвижимости с КН 18:26:020276:136, 18:26:020276:137,  18:26:020276:138 включены в Перечень объектов недвижимости, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,  на 2020 год, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской  Республики от 12 ноября 2019г. № 522. 

Таким образом, в соответствии с правилами п. 2 ст. 375, абз. 2 п. 10 ст.  378.2 НК РФ объект недвижимости с КН 18:26:020276:153, образованный  путем объединения объектов недвижимости, включенных в Перечень,  подлежит налогообложению по кадастровой стоимости. 

По доводу заявителя о том, что налоговая база по спорному объекту  недвижимости определяется по среднегодовой стоимости, налоговый орган  отмечает, что ООО «Инвестиции» самостоятельно производит расчет налога  на имущество организаций по спорному объекту с кадастровой стоимости  объекта недвижимости, определённой при постановке на учет 23.12.2019. 

Позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ и ФНС РФ  от 29.07.2021 № БС-4-21/10722, на которую ссылается заявитель, по мнению  ответчика, не противоречит позиции налогового органа. Спорный объект  недвижимости соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ,  следовательно, подлежит налогообложению по кадастровой стоимости. 

Спорный объект недвижимости по своим техническим и  функциональным характеристикам, а также по фактическому  использованию, относится к торговым центрам (комплексам). По адресу  объекта недвижимости с КН 18:26:020276:153: <...>, расположен Торговый центр «Мой Порт». В  соответствии с данными, отраженными в сведениях о зарегистрированных  правах по объекту недвижимости с КН 18:26:020276:153, площади в данном  объекте недвижимости сдаются в аренду, в том числе: ООО «Лента» по  договору аренды нежилых помещений № Л-177 от 24.09.2018, доп.  соглашение к договору аренды № 1 от 22.10.2018г.; ООО «М.видео  Менеджмент» по договору аренды от 21.06.2019г. и пр. Из изложенного  видно, что договоры аренды были заключены с арендаторами до образования  (объединения) объекта недвижимости с КН 18:26:020276:153 и продолжали  свое действие после объединения. Таким образом, спорный объект  недвижимости фактически использовался и используется в настоящее время  как торговый центр, следовательно, налоговая база по данному объекту 


определяется как кадастровая стоимость в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 378.2  НК РФ. 

Налоговый орган также пояснил, что 25.10.2023 решением УФНС  России по УР в порядке ст. 31 НК РФ отменено решение Межрайонной  ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике от 28.02.2022 № 233 об отказе  в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  в отношении ООО Инвестиции в части налога на имущество в размере 7033  383 рубля, пени в сумме 3 048,20 рублей. Решение инспекции было отменено  на основании решения Верховного суда Удмуртской Республики от  20.01.2023 по делу № 3а-23/2023, которым установлена кадастровая  стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №  18:26:020276:153 в размере 813 019 492 рубля 87 копеек по состоянию на  31.12.2019. 

При этом ответчик пояснил, что при вынесении решения Межрайонной  ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике от 28.02.2022 № 233 об отказе  в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  в отношении ООО «Инвестиции» налоговым органом взыскание  доначисленной суммы не производилось. На дату отражения спорного  решения в карточке налоговых обязанностей налогоплательщика - 04.05.2022  у ООО «Инвестиции» имелась переплата, за счет которой произведено  погашение суммы недоимки по решению от 28.02.2022 № 233. В настоящее  время налоговым органом производится возврат суммы налога на имущество  в размере 7 033 383 рубля, которая отменена в порядке ст.31 НК РФ по  решению Управления от 25.10.2023. 

Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Удмуртской Республике в пояснениях указало,  что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее -  ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153  образован из объектов недвижимости с кадастровыми номерами  18:26:020276:142, 18:26:020276:136, 18:26:020276:137; поставлен на  государственный кадастровый учет - 23.12.2019 со следующими  характеристиками: наименование - здание, адрес (местоположение)  <...>, количество  этажей (в том числе подземных) - 4, количество подземных этажей - 1,  назначение - нежилое, площадь - 30238,6 кв.м, год завершения строительства  - 2017 


разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29.08.2017 № 18-RU 183  03000-80-2017, выдавший орган: Главное управление архитектуры и  градостроительства Администрации г.Ижевска; договора купли-продажи  недвижимого имущества от 14.03.2011 № 01/046/201 1-178. 


этажности здания. Неверно указано количество этажей подземной части:  этажность здания 4, в том числе 2 подземных. Согласно строительно-техническому исследованию выявлено, что в действительности этажность  здания составляет 4 этажа, в том числе 1 подземный. 04.03.2022 органом  регистрации принято решение об исправлении реестровой ошибки. 

В настоящее время кадастровая стоимость составляет 813 019 492 руб.  87 коп. по состоянию на 01.01.2020 на основании решения Верховного суда  Удмуртской Республики от 20.01.2023 по делу 3а-23/2023. Указанные  сведения внесены в ЕГРН 14.08.2023. 

БУ УР «ЦКО БТИ» представило пояснения, из которых следует, что  23.01.2020 Управление Росреестра по УР в адрес БУ УР «ЦКО БТИ»  направило сведения об объектах недвижимости, согласно которым в  соответствии со статьей 16 Закона № 237-ФЗ БУ УР «ЦКО БТИ» произвело  оценку кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, в  числе которых определена кадастровая оценка объекта недвижимости -  здания, общей площадью – 30169,6 кв.м., с кадастровым номером  18:26:020276:153, расположенного по адресу: <...>, в размере 1 164 688 658,82 руб. по состоянию на  31.12.2019г. (акт определения кадастровой стоимости № 38/2020 от  27.02.2020). 

Вышеуказанный объект поступил в БУ УР «ЦКО БТИ» в Перечне  объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке  на дату оценки -31.12.2019. 

Вышеуказанный объект поступил в БУ УР «ЦКО БТИ» в Перечне  объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке  на дату оценки - 29.09.2021. 


представленных административным истцом документов технического учета  не представляется возможным идентифицировать, что на даты оценки  31.12.2019 и 29.09.2021 помещения, располагаются в подземных этажах и  используются не в торгово - офисных целях. 

В феврале 2022 года Управление Росреестра по Удмуртской  Республике исправило реестровую ошибку об этажности здания. Согласно  сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию  на 04.03.2022 здание имеет этажность: 4 этажа, в том числе 1 подземный. 

He согласившись с решением БУ УР «ЦКО БТИ» от 06.04.2022 №  000180 относительно даты установления кадастровой стоимости, ООО  «Инвестиции» обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с  административным исковым заявлением о пересчете кадастровой стоимости  в связи с наличием реестровой ошибки. Согласно решению Верховного суда  Удмуртской Республики по административному делу № 3а-23/2023 (3а437/2022) кадастровая стоимость в размере 813 019 492,87 руб. установлена  по состоянию на 31 декабря 2019 года. 

Кроме того, в декабре 2021 года ООО «Инвестиции» обратилось в  Верховный суд Удмуртской Республики с административно исковым  заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта  недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на  31.12.2019. Решением Верховного суда Удмуртской Республики по  административному делу № 3а-5/2023 (3а-154/2022 (3а-653/2021))  установлена кадастровая стоимость в размере равной его рыночной  стоимости - 800 625 445 руб. по состоянию на 31 декабря 2019 года. 

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к  следующим выводам. 

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 


незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие  полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение  или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Таким образом, для признания недействительным ненормативного  правового акта необходимо наличие одновременно двух условий:  несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической  деятельности. 

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих  требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств,  послуживших основанием для принятия государственными органами,  органами местного самоуправления, иными органами, должностными  лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие  орган или должностное лицо. 

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания  соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или  иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого  решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые  приняли акт, решение. 

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать  законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в  налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая  обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. 

Согласно п.1 ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество  организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое  объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК. Согласно  ст.374 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций  признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во  временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное 


управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по  концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов  основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского  учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего  Кодекса. 

Согласно п.1 и п.2 ст.379 НК РФ налоговый период устанавливается  как календарный год, отчетными периодами являются 1 квартал, полугодие и  9 месяцев календарного года. В соответствии с п.2 ст.375 НК РФ налоговая  база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется  как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового  периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. 

Согласно п.7 ст.382 НК РФ в отношении имущества, налоговая база в  отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, сумма  налога (суммы авансовых платежей по налогу) исчисляется с учетом  особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ. 

В соответствии с пп.1 п. 12 ст. 378.2 НК сумма авансового платежа по  налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая  кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1  января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на  соответствующую налоговую ставку. 

Согласно п. 13 ст. 378.2 НК РФ организация в отношении объектов  недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется  как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу)  в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого  имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки,  действующей на территории соответствующего субъекта Российской  Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и  кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого  имущества. 

На основании п.2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении  отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их  кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в  соответствии со ст. 378.2 НК РФ. 

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в  установленном порядке, применяется в отношении объектов недвижимости,  указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. 

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 -го числа очередного  налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот  налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в  пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту  нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и  размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта 


Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет. 

Согласно п.1 и п.2 ст.379 НК РФ налоговый период по налогу на  имущество организаций устанавливается как календарный год, отчетными  периодами являются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. 

В соответствии с п.2 ст. 383 НК РФ в течение налогового периода  налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, по истечении  налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога. 

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ начисляется пеня за каждый  календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога,  начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня  уплаты налога. 

Как следует из материалов дела, объект недвижимости с кадастровым  номером 18:26:020276:153 был образован путем объединения 3-х объектов  недвижимого имущества с кадастровыми номерами 18:26:020276:136,  18:26:020276:137, 18:26:020276:142, которые были включены в Перечень  объектов на 2020 год. 

Частью 2 статьи 1.1 Закона УР № 55-РЗ «О налоге на имущество  организаций в Удмуртской Республике» предусмотрено, что налоговая база  как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к  объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 данной статьи,  включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на  соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством  Удмуртской Республики. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона УР № 55-РЗ «О налоге на  имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как  кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в  отношении административно-деловых центров и торговых центров  (комплексов) общей площадью, не превышающей 1000 кв. метров, и  помещений в них. 

Из материалов дела следует и заявителем не опровергнуто, что  спорный объект недвижимости представляет собой нежилое 4-этажное  здание, которое по своим техническим, функциональным характеристикам и  фактическому использованию относится к торговым центрам. В частности,  по адресу объекта недвижимости с КН 18:26:020276:153: <...>, расположен Торговый центр «Мой  Порт». В соответствии с данными, отраженными в сведениях о  зарегистрированных правах по объекту недвижимости с КН  18:26:020276:153, площади в данном объекте недвижимости сдаются в  аренду, в том числе, например, ООО «Лента» по договору аренды нежилых  помещений № Л-177 от 24.09.2018; ООО «М.видео Менеджмент» по  договору аренды от 21.06.2019 и пр. При этом, договоры аренды были  заключены с арендаторами до образования (объединения) объекта 


недвижимости с КН 18:26:020276:153 и продолжали свое действие после  объединения. Таким образом, спорный объект недвижимости фактически  использовался и используется в настоящее время как торговый центр, что в  силу прямого указания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ исключает возможность  применения ООО «Инвестиции» среднегодовой стоимости для целей  исчисления налога на имущество, а налоговая база по данному объекту  определяется как кадастровая стоимость в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 378.2  НК РФ. 

Указанный вывод подтверждается также вступившими в законную  силу судебными актами по делу № А71-16575/2021, предметом оспаривания  по которым являлось решение Межрайонной ИФНС России № 8 по УР от  18.08.2021 № 4352, вынесенного по итогам проверки первичной налоговой  декларации ООО «Инвестиции» по налогу на имущество организаций за 12  месяцев 2020г. 

При этом, при исчислении налога по объекту недвижимости с  кадастровым номером 18:26:020276:153 общество что в первоначальной  декларации, что в уточненной исходило из кадастровой стоимости в размере  216 898 606,98 руб. 

При рассмотрении дела № А71-16575/2021 в суде кассационной  инстанции ООО «Инвестиции» уже заявляло довод о том, что в отношении  объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 налоговая  база по налогу на имущество должна рассчитываться исходя из  среднегодовой стоимости без учета особенностей, установленных статьей  378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что  указанный объект не вошел в региональный Перечень объектов  недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, на 2020 год. 

Вместе с тем Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от  01.02.2023 указал, что поскольку спорный объект недвижимости  представляет собой нежилое 4-этажное здание, которое по своим  техническим, функциональным характеристикам и фактическому  использованию относится к торговым центрам, что в силу прямого указания  пункта 1 статьи 378.2 НК РФ исключает возможность применения обществом  «Инвестиции» среднегодовой стоимости для целей исчисления налога на  имущество. 

Определением Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2023   № 309-ЭС23-3141 отказано в передаче кассационной жалобы ООО  «Инвестиции» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от  23.05.2022 по делу № А71-16575/2021, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 01.02.2023 по тому же делу, для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 


В соответствии с положениями статьи 16 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального  Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации», судебные акты арбитражных судов являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и  подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Как предусмотрено частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим  в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее  рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении  арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. 

При таких обстоятельствах, обоснованность выводов налогового о  необходимости при исчислении налога по объекту недвижимости с  кадастровым номером 18:26:020276:153, принадлежащему ООО  «Инвестиции», подтверждена судебными актами по делу № А71-16575/2021. 

С учетом изложенного не принимаются доводы общества о том, что в  отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153  налоговая база по налогу на имущество должна рассчитываться исходя из  среднегодовой стоимости без учета особенностей, установленных статьей  378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Ссылки заявителя на письмо ФНС России от 29.07.2021 № БС-4- 21/10722 судом отклоняются, исходя из следующего. 

Согласно указанному письму в соответствии с пунктом 10 статьи 378.2  Кодекса выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого  имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не  включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода,  подлежат включению в перечень, если иное не установлено пунктом 10  статьи 378.2 Кодекса. 

Согласно абзацу второму пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в случае, если  объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта  недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству  Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества,  включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода  (далее - вновь образованный объект), вновь образованный объект при  условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2  Кодекса, до включения его в перечень подлежит налогообложению по  кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый  государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений,  являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого  объекта. 

Определение перечня объектов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1  статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость, на очередной налоговый период по налогу 


осуществляется в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса  уполномоченным органом субъекта Российской Федерации не позднее 1-го  числа этого налогового периода. 

Таким образом, по мнению Федеральной налоговой службы, налоговая  база по налогу в отношении вновь образованного объекта при условии  соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, в  текущем налоговом периоде (в котором образован указанный объект  недвижимого имущества) определяется исходя из его кадастровой  стоимости, внесенной в ЕГРН. 

Поскольку спорный объект недвижимости соответствует критериям,  предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, следовательно, подлежит  налогообложению по кадастровой стоимости. 

Кроме того, действия самого же заявителя противоречат его позиции,  поскольку как в первичной, так и уточненной налоговых декларациях налог  на имущество рассчитан ООО «Инвестиции» с применением кадастровой  стоимости, также за последующие периоды база по налогу определяется  исходя из кадастровой стоимости, обществом налог уплачивается.  Уточненные декларации, в которых налог на имущество был бы рассчитан с  применением среднегодовой стоимости, ООО «Инвестиции» в налоговый  орган не представляло. 

Ссылка заявителя на судебные акты по иным делам отклоняется,  поскольку они принимались по обстоятельствам, не тождественным  настоящему спору. 

В части определения налоговой базы по налогу на имущество в  отношении спорного объекта суд отмечает следующее. 

При вынесении решения налоговая инспекция исходила из кадастровой  стоимости в размере 1 164 688 658 руб. 82 коп., сведения о которой были  получены от органов Росреестра. 

Как указывалось ранее, спорный объект недвижимости был образован  путем объединения 3-х объектов недвижимого имущества, включенных в  Перечень объектов на 2020 год, и поставлен на кадастровый учет 23.12.2019  (кадастровая стоимость на момент поставки на учет составила 216 898 606  руб. 98 коп.). 

В связи с тем, что спорный объект не вошел в Перечень объектов на  2020 год и не отражен в Постановлении Правительства Удмуртской  Республики от 20.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов определения  кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных  участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных  участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо  охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного  фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2019»,  поскольку сведения о спорном объекте включены в ЕГРН 23.12.2019,  заявитель, ссылаясь на пункт 10 статьи 378.2 НК РФ, считал, что налог  должен был исчислен именно с кадастровой стоимости, определенной на 


день постановки нежилого здания на кадастровый учет (т.е. исходя из 216  898 606 руб. 98 коп.). 

В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в  случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела  объекта недвижимого имущества или иного соответствующего  законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого  имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года  налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого  имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным  настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению  по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый  государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием  для определения кадастровой стоимости такого объекта. 

Исходя из буквального толкования указанной нормы, следует, что  налог по такому объекту следует исчислять не из кадастровой стоимости,  определенной на день постановки его на кадастровый учет, а именно  сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости  такого объекта. 

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ)  сведения о кадастровой стоимости применяются для целей,  предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня  вступления в силу акта об утверждении результатов государственной  кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных этой  статьей. 

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости  вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения  государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного  месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (часть 4  статьи 15 Закона № 237-ФЗ). 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. № 17-П,  нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в  какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков,  действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ.  Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах  вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального  опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по  соответствующему налогу. 

Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости  определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты  определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения  сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН. 


В соответствии с актом об определении кадастровой стоимости от  27.02.2020 № 38/2020, подготовленным бюджетным учреждением  Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической  инвентаризации недвижимого имущества», кадастровая стоимость для  объекта с кадастровым номером 18:26:020276:153 составила 1 164 688 658  руб. 82 коп. Дата внесения сведений в ЕГРН - 13.03.2020. Дата, с которой  применяется данная кадастровая стоимость - 01.01.2020. 

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта  недвижимости от 30.04.2021 № КУВИ002/2021-49579746 по объекту  недвижимого имущества с кадастровым номером 18:26:020276:153 на  01.01.2020 кадастровая стоимость составляла 1 164 688 658 руб. 82 коп. 

Таким образом, учитывая полученные от органов Росреестра сведения  о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в  соответствии со ст. 85 НК РФ, у налогового органа на момент принятия  оспариваемого решения 28.02.2022 отсутствовали основания для  использования при исчислении налоговой базы по налогу на имущество  организаций иных сведений, отличных от тех, которые содержатся в ЕГРН. 

Вместе с тем, как следует из представленных в дело доказательств  ООО «Инвестиции» обратилось в Управление Росреестра по УР с заявлением  об исправлении реестровой ошибки. 29.09.2021 органом регистрации были  внесены сведения об изменении основных характеристик здания, а именно  указана площадь 30 238,6 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных  2.  

На основании заявления ООО «Инвестиции» от 10 марта 2022 года об  исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости  объекта недвижимости, 06 апреля 2022 года БУ УР «ЦКО БТИ» принято  решение № 000180 о его удовлетворении в связи с наличием единичной  ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости на дату  оценки 29 сентября 2021 года, кадастровая стоимость определена в размере 


813 019 492 рубля 87 копеек, исходя из площади здания 30 238,6 кв.м. (30  169,6 кв.м + 69,0 кв.м.), количество этажей 4, в том числе, подземный 1 (не  используемый в качестве торгово-офисного помещения). Указано на то, что  поскольку по состоянию на 31 декабря 2019 года сведения об основных  характеристиках объекта недвижимости были иные, не представляется  возможным определить кадастровую стоимость нежилого здания на  указанную дату в размере 813 019 492 рубля 87 копеек. 

ООО «Инвестиции» обратилось в Верховный Суд Удмуртской  Республики с административным исковым заявлением к БУ УР «ЦКО БТИ»,  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Удмуртской Республике об определении кадастровой  стоимости нежилого здания с кадастровым номером 18:26:020276:153,  расположенного по адресу: <...>, на дату оценки 31 декабря 2019 года в размере 813 019 492 рубля 87  копеек; установить, что сведения о кадастровой стоимости, изменяемой  вследствие исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой  стоимости, применяются с 01 января 2020 года. 

Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 20.01.2023 по  делу № 3а-23/2023 (3а-437/2022) требования общества в указанной части  были удовлетворены, по состоянию на 31 декабря 2019 года кадастровая  стоимость объекта недвижимости - здания, наименование: здание,  назначение: нежилое, площадью 30 238,6 кв.м., количество этажей 4, в том  числе, подземных 1, с кадастровым номером 18:26:020276:153,  расположенного по адресу: <...>. установлена в размере 813 019 492 рубля 87 копеек (т. 2 л.д.  59-74). 

На основании указанного решения Верховного суда Удмуртской  Республики от 20.01.2023 по делу № 3а-23/2023 (3а-437/2022) в Единый  государственный реестр недвижимости были внесены изменения  относительно кадастровой стоимости по объекту недвижимого имущества с  кадастровым номером 18:26:020276:153 - на 01.01.2020 кадастровая  установлена в размере 813 019 492 руб. 87 коп. 

Указанную информацию в ответ на запрос УФНС России по УР  подтвердил также Филиал ППК «Роскадастр» по Удмуртской Республике  письмом от 02.10.2023 (т. 3 л.д. 16), в котором сообщил, что в отношении  указанного объекта недвижимости с 01.01.2020 по 31.12.2020 применяется  кадастровая стоимость в размере 813 019 492 руб. 87 коп. (на основании  решения Верховного суда Удмуртской Республики от 20.01.2023 по делу №  3а-23/2023 3а-437/2022), а с 01.01.2021 по настоящее время – в размере  800 625 445 руб. (на основании решения Верховного суда Удмуртской  Республики от 13.01.2023 № 3а-5/2023). 

Как указано в письме Министерства экономического развития  Российской Федерации от 17.04.2018 № Д23и-1986 «О применении  кадастровой стоимости для целей налогообложения» не предусматривает 


возможность использования скорректированной величины кадастровой  стоимости, не содержащейся в ЕГРН. Использование иной кадастровой  стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в Единый  государственный реестр недвижимости и применяемой для целей,  предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей  налогообложения на имущество организаций действующим  законодательством не предусмотрено. 

Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 14.02.2019   № 305-КГ18-20813, от 15.02.2019 № 305-КГ18-21673 и от 13.06.2019 № 305- ЭС19-7920 указал, что именно указанные в государственном реестре  сведения о кадастровой стоимости должны использоваться для  налогообложения. 

С учетом полученных сведений и внесения изменений в ЕГРН  относительно кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с  кадастровым номером 18:26:020276:153 на дату 01.01.2020 УФНС России по  УР в порядке ст. 31 НК РФ было вынесено решение от 25.10.2023, которым  отменено решение Межрайонной ИФНС России № 8 по УР от 28.02.2022 №  233 в части налога на имущество в размере 7 033 383 руб., пени в сумме 3 048  руб. 20 коп. 

Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от  28.06.2022 № 21 суд вправе прекратить производство по делу об оспаривании  решения, действия (бездействия) органа или лица, наделенных публичными  полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено,  совершены необходимые действия (прекращено оспариваемое бездействие) и  перестали затрагиваться права, свободы и законные интересы  административного истца (заявителя) (часть 2 статьи 225 КАС РФ, пункт 1  части 1 статьи 150 АПК РФ). 

Разрешая вопрос о прекращении производства по делу по  соответствующему основанию, суд должен предоставить административному  истцу (заявителю) возможность изложить доводы по вопросу о том,  устранено ли вмешательство в права, свободы, законные интересы  гражданина или организации, и оценить такие доводы (статья 14, пункт 7  части 1 статьи 45 КАС РФ, часть 1 статьи 41 АПК РФ). 

Производство по делу не может быть прекращено при наличии  оснований полагать, что оспариваемым решением, действием (бездействием)  нарушены права, свободы, законные интересы административного истца  (заявителя), которые могут быть защищены посредством предъявления  другого требования в рамках данного или иного дела, основанного на  незаконности оспоренного решения, действия (бездействия). 

Суд считает необходимым отметить, что заявитель не являлся в  судебные заседания 25.07.2023, 05.09.2023, 19.10.2023, 26.10.2023,  02.11.2023, при том, что определением от 05.09.2023 обществу вменялось в  обязанность обеспечить явку представителя в суд. 

Налоговый орган в ходе судебных заседаний сообщал о том, что 


ведется работа по корректировке оспариваемого решения Межрайонной  ИФНС России № 8 по УР в связи с внесением измененных сведений по  кадастровой стоимости объекта недвижимости. Решение УФНС России по  УР от 25.10.2023 было направлено налоговым органом в адрес ООО  «Инвестиции». Также представитель общества 27.10.2023 ознакомился с  материалами дела № А71-10354/2022, в том числе и с указанным решением. В  судебных заседаниях 19.10.2023, 26.10.2023 судом объявлялись перерывы  для того, чтобы предоставить возможность заявителю выразить свою  позицию с учетом частичной отмены оспариваемого решения налоговой  инспекции, однако, общество никаких пояснений относительно данного  обстоятельства не направило, представитель ООО «Инвестиции» в судебное  заседание, несмотря на вмененную обязанность, так и не явился. 

При этом налоговый орган пояснил, что требования в адрес общества  не выставлялись, принудительного взыскания не производилось, сумма  налога была зачтена в счет имеющейся переплаты, в настоящее время  осуществляется возврат указанной суммы, в подтверждение чего  представлены скриншоты из налогового счета общества. 

Заявителем данные сведения не опровергнуты, в нарушение  требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств  ущемления его прав и законных интересов самим фактом принятия  оспариваемого решения в указанной части. 

С учетом изложенного суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, в  части заявления ООО «Инвестиции» о признании недействительным  решения Межрайонной ИФНС России № 8 по УР от 28.02.2022 № 233 в части  доначисления налога на имущество в размере 7 033 383 руб., пени в размере  3 048 руб. 20 коп. считает необходимым прекратить. 

В остальной части, принимая во внимание установленные по делу  обстоятельства и представленные доказательства, в удовлетворении  требования заявителя следует отказать. 

С учетом принятого решения и согласно ст. 110 АПК РФ расходы по  уплате государственной пошлины относятся на заявителя. 

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.150, ст. 167-170, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Удмуртской Республики 

РЕШИЛ:


Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через  Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

Судья М.С. Сидорова