НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 30.07.2019 № А70-9953/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-9953/2019

06 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен  06 августа 2019 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области

к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

об оспаривании решений от 27.05.2019 № 1708 и № 544,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Севоян Д.Г.,

при участии

от заявителя – Борисова О.Н. на основании доверенности от 26.07.2019, Конопацкая М.Ф. на основании доверенности от 26.072019, Байбиесова А.Е. на основании доверенности от 09.01.2019,

от ответчика – Рыбалко Е.В. на основании доверенности от 18.12.2018 №77,

от третьего лица – Севоян Д.Г. представлен паспорт,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ответчик, Фонд социального страхования) об оспаривании решений от 27.05.2019 №544 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 27.05.2019 №1708 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Заявил ходатайство о привлечении третьего лица к участию в деле.

Рассмотрев заявленное ходатайство в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд полагает возможным привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Севояна Д.Г.

Третье лицо полностью поддержало позицию заявителя.

Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 01.10.2018-31.12.2018, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 12.04.2019 №1708.

По итогам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, Фондом социального страхования вынесены оспариваемые решения.

Решением от  27.05.2019 №544 не приняты расходы в сумме 19 272,95 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Управлением с нарушением законодательства РФ, а равно не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением.

Решением от 27.05.2019 №1708 Управлению частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 928 893,19 руб., а также отказано в выделении средств в сумме 19 272,95 руб.

Основанием для отказа в выделении расходов в оспариваемой сумме явился вывод ответчика о том, что представленная повторная справка о рождении ребенка №6297 от 06.12.2018 не является основанием для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, а подтверждает лишь факт рождения ребенка. От второго родителя отсутствует подтверждение о месте работы на основании копии выписки из трудовой книжки.

Не согласившись с принятыми решениями, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Позиция заявителя мотивирована отсутствием нарушений норм действующего законодательства. Управление полагает, что в полном объеме документально подтвердило право работника Севояна Д.Г. на получение единовременного пособия при рождении ребенка. В заявлении Управлением сделан вывод о том, что дубликат документа представляет собой экземпляр документа, обладающий той же юридической силой, что и подлинник. Представление  дубликата справки о рождении ребенка следует рассматривать как надлежащее исполнение  обязанности по подтверждению расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка. Ответчиком не учтено, что второй родитель на дату рождения ребенка  не работал, что в свою очередь исключает возможность представления выписки из трудовой книжки, поскольку данный документ фактически отсутствует у второго родителя. По мнению заявителя, непредставление оригинала справки органа ЗАГСа о рождении ребенка не может служить основанием для отказа в принятии расходов в связи с наличием равного по юридической силе документа - дубликата  справки  о рождении  ребенка  и   в   связи   с   отсутствием доказательств повторной выплаты пособия. Ответчикам не дана правовая оценка возражениям Управления, проверка проведена формально.

В представленном отзыве Фондом социального страхования поддержана позиция и выводы оспариваемых решений. Ответчик полагает, что нормами действующего  законодательства не предусмотрено предоставление копии (дубликата) справки о рождении.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Исходя из положений статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон №165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно статье 3 Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон №81-ФЗ) пособие на рождении ребенка  относится к виду государственных пособий.

В статье 4 Закона № 81-ФЗ определено, что выплата вышеуказанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанное пособие назначается и выплачивается на основании Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее – Порядок №1012н).

В силу пункта 28 Порядка №1012н для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются, в том числе справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния.

Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведённых страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтверждённых документами, произведённых на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачёту (части 1, 4 статьи 4.7 Закона №255-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона №165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и отмечено судом выше, основанием для отказа Управлению в принятии к зачету расходов в сумме 19 272,95 руб. явился вывод ответчика о том, что представленная повторная справка о рождении ребенка №6297 от 06.12.2018 не является основанием для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка. От второго родителя отсутствует подтверждение о месте работы на основании копии выписки из трудовой книжки.

Вместе с тем, суд разделяет доводы Управления о том, что дубликат документа представляет собой экземпляр документа, обладающий той же юридической силой, что и подлинник. В связи с чем, представление Фонду социального страхования дубликата справки о рождении следует рассматривать как надлежащее исполнение Управлением обязанности по подтверждению расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка.

Кроме того, ответчиком неправомерно не учтено, что  страхователем также представлена справка Департамента социального развития Тюменской области о том, что Амбарцумян Ч.В. не состоит на учете в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и не получала  единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и не оспорены, равно как и непосредственно факт рождения ребенка. О фальсификации доказательств ответчик не заявляет.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявителем документально подтверждено право своего работника Севояна Д.Г. на получение единовременного пособия при рождении ребенка.

Суд отмечает, что отсутствие оригинала справки органа ЗАГСа само по себе, не может служить основанием для отказа в принятии расходов на цели обязательного социального страхования, так как доказательств повторной выплаты пособия не установлено.

При таких обстоятельствах, у Фонда социального страхования отсутствовали правовые основания для отказа в возмещении Управлению расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в оспариваемой  сумме.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным полностью, либо частично.

В ходе судебного разбирательства Управлением представлены все необходимые документы в подтверждение наступления страхового случая и обоснованности произведенной выплаты. При этом фактов, свидетельствующих о создании заявителем искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования, не выявлено, равно как не установлено фиктивного оформления необходимых документов.

Учитывая вышеизложенное, решения Фонда социального страхования в оспариваемой части подлежат признанию недействительными, соответственно, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

В рассматриваемом случае и Управление, и Фонд социального страхования являются государственными органами, освобожденными от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина судом не взыскивается.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения от 27.05.2019 № 1708 и № 544 Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиала №1 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 19 272,95 руб., принятые в отношении Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области.

Обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выделения средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 19 272,95 руб., после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.