АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-6159/2021
07 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Хово-Центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к ИФНС России по г. Тюмени № 3 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании решения от 03.03.2021 № 1479 (в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 07.04.2021 № 198),
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 07.06.2021; ФИО2 по доверенности от 07.06.2021;
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 11.03.2021;
установил:
ООО «Хово-Центр» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к ИФНС России по г. Тюмени № 3 (далее – ответчик, Инспекция) об оспаривании решения от 03.03.2021 № 1479 (в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 07.04.2021 № 198).
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика против заявленных требований возражали по доводам, изложенным в отзыве и дополнениям к нему.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
16.02.2021 Обществом в адрес Инспекции было направлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в связи с наличием переплаты налога по НДС в размере 9 100 000 руб.
03.03.2021 по результатам проверки обоснованности вышеуказанного заявления Инспекцией вынесено решение об отказе в зачете (возврате) налога № 1479 в связи с тем, что по состоянию на 03.03.2021 принять решение о возврате по НДС заявленную сумму в размере 9 100 000 руб. не представляется возможным, поскольку Обществу доначислены суммы налога по акту внеплановой налоговой проверки от 15.09.2019 № 15-2/2, взыскание которых приостановлением определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в УФНС России по Тюменской области. По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 07.04.2021 № 198, в соответствии с которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение налогового органа утверждено.
Полагая, что решение Инспекции от 03.03.2021 № 1479 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Тюмени № 3.
Инспекцией в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за период с 01.10.2017 по 30.06.2018.
По выявленным фактам, свидетельствующим о налоговых правонарушениях, Инспекцией был составлен акт выездной налоговой проверки № 15-2-/2, а также дополнение от 26.12.2019 № 25 к указанному акту.
По итогам рассмотрения материалов проверки Инспекцией было вынесено оспариваемое решение от 15.09.2020 № 14-2/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с решением 15.09.2020 № 14-2/2, оставленным без изменения решением УФНС России по Тюменской области, Обществу доначислен НДС в размере 11 702 715 руб., пени в размере 4 398 019,61 руб., штраф в размере 2 340 543 руб.
Для обеспечения возможности исполнения принятого по итогам налоговой проверки решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять обеспечительные меры (абз. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Обеспечительные меры могут быть приняты, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение итогового решения по налоговой проверке (абз. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Руководствуясь, п. 10 ст. 101 НК РФ в обеспечение взыскания недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 15.09.2020 № 14-2/3 Инспекцией были приняты обеспечительные в виде приостановления операций по счетам в банках. Решением от 13.11.2020 №537 жалоба Общества на решение о принятии обеспечительных мер оставлена без удовлетворения.
Из материалов дела также следует, что на основании платежного поручения от 17.12.2020 № 269 Обществом был перечислен платеж по НДС на сумму 6 302 000 руб. по реквизитам УФК Челябинской области.
На основании платежного поручения от 18.12.2020 № 279 Обществом был перечислен платеж по НДС на сумму 2 837 300 руб. на реквизиты УФК г. Москвы.
Инспекцией указывается, что поскольку в указанных платежных поручениях в поле «КПП налогоплательщика» был указан КПП 720301001, свидетельствующий о постановке на учет в Тюменской области, а в УФК по Тюменской области денежные средства по указанным платежным поручениям не поступили, названные платежи согласно решениям от 01.02.2021 №72037212298, 19.01.2021 №72037207611 об уточнении платежа (которые были приняты, как указывает Инспекция, в автоматическом режиме в виду указания КПП, свидетельствующего о постановке на учет в Тюменской области) были направлены на реквизиты УФК по Тюменской области.
Денежные средства по платежным поручениям от 17.12.2020 № 269, 18.12.2020 № 279 поступили в Инспекцию и зачислены в КРСБ.
02.02.2021 и 03.02.2021 в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ Общество направило в Инспекцию заявления об уточнении платежа по платежным поручениям от 17.12.2020 № 269 и от 18.12.2020 № 279 по причине наличия ошибки в назначении платежа, ошибки в ОКТМО и КБК.
Согласно указанным заявлениям Общество просило в платежном поручении от 17.12.2020 № 269 считать верным ОКТМО - 71710000, КБК - 18210202010061010160, назначение платежа - 7802181636//720601001//ООО «Петроснабторг»//Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на выплату страховой пенсии 6 302 000 руб.; получатель: ИНН <***> КПП 720601001 УФК по Тюменской области (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области).
В платежном поручении от 18.12.2020 № 279 Общество просило считать верным ОКТМО - 71710000, сумма - 2 708 000 руб., назначение платежа -7802181636//720601001//ООО «Петроснабторг»//налог на добавленную стоимость 2 708 000 руб.; получатель: ИНН <***> КПП 720601001 УФК по Тюменской области (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области).
По результатам рассмотрения обозначенных заявлений Обществу были направлены письма от 15.02.2021 № 08-24/002493@, № 08-24/002494@ от отказе в уточнении платежей в силу того, что совершая платеж за иных лиц, плательщики обязаны соблюдать установленные законодательством Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденные Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н в части указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в платежных поручениях необходимо указывать информацию, идентифицирующую платеж (поле 24), и информацию, идентифицирующую плательщика (поля 8, 60, 101, 102).
В соответствии с п.7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган, по заявлению налогоплательщика, принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика, при этом ст.45 НК РФ не предусмотрено уточнение ИНН налогоплательщика (поле 60).
Таким образом, Инспекцией было отказано Обществу в уточнении платежей по спорным платежным поручениям.
Отказы в уточнении платежей Обществом оспорены не были.
16.02.2021 Обществом в адрес Инспекции было направлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в связи с наличием переплаты налога по НДС в размере 9 100 000 руб.
03.03.2021 по результатам проверки обоснованности вышеуказанного заявления Инспекцией вынесено решение об отказе в зачете (возврате) налога № 1479 в связи с тем, что по состоянию на 03.03.2021 принять решение о возврате по НДС заявленную сумму в размере 9 100 000 руб. не представляется возможным, поскольку Обществу доначислены суммы налога по акту внеплановой налоговой проверки от 15.09.2019 № 15-2/2, взыскание которых приостановлено определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020.
Как указывалось выше, решением УФНС по Тюменской области, решение Инспекции от 03.03.2021 № 1479 было утверждено, а жалоба Общества была оставлена без удовлетворения.
Несогласие Общества с решением Инспекции от 03.03.2021 № 1479 об отказе возврата сумм переплаты послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.1 ст. 198 АПК РФ для признания решения государственного органа, должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления вышеназванной деятельности.
В обоснование заявленных требований Общество указывает, что приостановление определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020 взыскания доначисленной суммы налога по акту внеплановой налоговой проверки от 15.09.2019 № 15-2/2 не может служить основанием для отказа в возврате налога, считает, что нормами Налогового кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога.
По мнению заявителя, оспариваемое решение не содержит в себе конкретную норму права, позволяющую отказать налогоплательщику в возврате налога при изложенных обстоятельствах. Доказательств тому, что заявитель предпринимал какие-то действия (прекращение деятельности, снятие с регистрации, миграция в другой регион), направленные на неисполнение в будущем решения Инспекции о привлечении Общества к налоговой ответственности, ответчиком не представлено. Общество также ссылается на определение Конституционного суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П, согласно которому в случае допущения переплаты налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии на то законного основания.
Общество указывает, что переплата НДС в размере 9 100 807,37 руб. подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 85364 по состоянию на 11.03.2021 и 25.06.2021. Причина образования переплаты в карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) явилась уплата заявителем налога платежными поручениями от 17.12.2020 № 269 в сумме 6 302 000 руб., 18.12.2020 № 279 в сумме 2 837 300 руб. на неверные реквизиты УФК г. Челябинска, г. Москвы с указанием в поле «КПП» налогоплательщика 720301001.
Инспекция возражает против удовлетворения заявленных требований, настаивая на доводах о том, что за Обществом числится недоимка по налогам, штрафам, пени по решению Инспекции 15.09.2020 № 14-2/2 (акт внеплановой налоговой проверки от 15.09.2019 № 15-2/2), что исключает возврат поступивших денежных средств.
Кроме того, в судебном заседании представитель Инспекции пояснил, что перечисление денежных средств на реквизиты УФК по Челябинской области, УФК г. Москвы при наличии недоимки, установленной решением о привлечении Общества к налоговой ответственности, и принятых Инспекцией обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банках, имеет признаки злоупотребления правом, направлено на вывод денежных средств в обход установленных ограничений.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно ст. 78 НК РФ излишне уплаченной суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика (налогового агента) за определенный налоговый период.
Согласно абз.1 и 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу указанной нормы возврат Обществу денежных средств, перечисленных по платежным поручениям от 17.12.2020 № 269 от 18.12.2020 № 279 возможен только после зачета имеющейся недоимки.
Как указывалось выше, в качестве основания для отказа в возврате суммы в размере 9 100 000 руб., Инспекция ссылается на наличие недоимки по акту внеплановой налоговой проверки от 13.09.2019 № 15-2/2, взыскание по которому приостановлено определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением 15.09.2020 № 14-2/2 (принято по результатам рассмотрения акта внеплановой налоговой проверки от 13.09.2019 № 15-2/2) Обществу доначислен НДС в размере 11 702 715 руб., пени в размере 4 398 019,61 руб., штраф в размере 2 340 543 руб.
В рамках дела № А70-22032/2020, производство по которому было возбуждено на основании заявления Общества, судом давалась оценка законности и обоснованности указанного выше решения налогового органа.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020 по ходатайству Общества были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции от 15.09.2020 № 14-2/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные обеспечительные меры были установлены судом до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела № А70-22032/2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2021 по делу № А70-22032/2020 Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тюменской области от 24.12.2020 по делу № А70-22032/2020, были отменены.
В силу положений ч. 5 ст. 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, резолютивная часть которого была вынесена от 01.07.2021, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2021 по делу № А70-22032/2020 оставлено без изменения.
Таким образом, на момент вынесения решения от 03.03.2021 № 1479 об отказе в возврате налога, оспариваемого по настоящему делу, за Обществом числилась недоимка, установленная решением Инспекции от 15.09.2020 № 14-2/2, проверка законности которого производилась судом в рамках дела № А70-22032/2020.
При этом в силу действия обеспечительных мер, принятых судом по делу № А70-22032/2020, Инспекцией не могли быть совершены действия по зачислению денежных средств, поступивших по указанным выше платежным поручениям от 17.12.2020 № 269 от 18.12.2020 № 279, в счет имеющейся недоимки.
При указанных обстоятельствах в силу положений ч. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ в виду наличия недоимки, установленной решением Инспекции от 15.09.2020 № 14-2/2, налоговым органом не мог быть осуществлен возврат денежных средств. Возврат Обществу денежных средств, перечисленных по платежным поручениям от 17.12.2020 № 269 от 18.12.2020 № 279 возможен только после зачета имеющейся недоимки, числящейся за Обществом.
Исследовав материалы дела, и установив указанные выше обстоятельства, суд считает, что оспариваемое решение Инспекции соответствует требованиями ст. 78 Налогового кодекса РФ, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Оспариваемое решение Инспекции от 03.03.2021 № 1479 прав и законных интересов Общества не нарушает, с учетом того, что в судебном порядке в рамках дела № А70-22032/2020 подтверждена законность и обоснованность доначислений по налогам, штрафам, пени, установленных решением Инспекции от 15.09.2020 № 14-2/2.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.