Арбитражный суд Тюменской области
Именем Российской Федерации
г.Тюмень Дело № А-70-550/8-05
27 апреля 2005 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 марта 2005 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 апреля 2005 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению
ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод»
о признании недействительным решения от 20 октября 2004 г. № 03-15ю/4700а в части пунктов 1, 3 и 4,
при участии:
представитель заявителя – ФИО1 по доверенности от 28 февраля 2005 г. №01/166, ФИО2 по доверенности от 29 марта 2005 г. №01/257,
представитель ответчика – ФИО3 по доверенности от 18 января 2005 г. № 03-06, ФИО4 по доверенности от 14 марта 2005 г. № 03-06,
установил:
ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС России по г.Тюмени № 2 от 20 октября 2004 г. № 03-15ю/4700а об отказе в возмещении (зачете) из федерального бюджета сумм НДС.
Заявленные требования обоснованы наличием на предприятии раздельного учета затрат и «входного» НДС по экспортной и не экспортной продукции, порядок ведения которого установлен в учетной политике предприятия.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителем ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» 1 апреля 2003 года заключен контракт № 484 с нерезидентом на поставку продукции собственного изготовления (медикаменты), во исполнение которого осуществлены поставки продукции на экспорт с оплатой в июне 2004 года в размере 1 146 585 рублей 40 копеек (л.д.40-47).
В этой связи 20 июля 2004 года заявителем представлена в налоговый орган декларация по НДС за июнь 2004 года по налоговой ставке 0 процентов, в которой указана стоимость реализованных на экспорт товаров в размере 1 146 585 рублей 40 копеек, а также указана сумма НДС, предъявленная и уплаченная заявителем при приобретении товаров, использованных для производства экспортного товара, в размере 53 742 рублей (л.д.26-39).
Для обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов заявителем так же представлены в налоговый орган предусмотренные ст.165 Налогового кодекса РФ документы, подтверждающие экспорт товара (вывоз и оплата) (л.д.48-61).
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что правомерность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов за июнь 2004 года подтверждена.
Вместе с тем, вышеуказанная сумма налоговых вычетов в размере 53 742 рублей не принята налоговым органом к возмещению (зачету) из бюджета.
По результатам камеральной налоговой проверки ответчиком ИМНС России по г.Тюмени № 2 вынесено оспариваемое решение от 20 октября 2004 г. № 03-15ю/4700а об отказе в возмещении (зачете) ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» из федерального бюджета сумм НДС (л.д.17-20).
Согласно пункту 1 резолютивной части данного решения заявителю отказано в возмещении (зачете) из федерального бюджета сумм НДС по декларации по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года в размере 53 742 рублей; пунктом 2 подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 процентов за июнь 2004 года размере 1 146 585 рублей; пунктом 3 решено уменьшить на исчисленный в завышенных размерах предъявленный к возмещению (зачету) входной НДС за июнь 2004 года в сумме 53 742 рубля; пунктом 4 предложено внести заявителю необходимые исправления в бухгалтерский учет организации.
Арбитражный суд считает, что оспариваемое в части пунктов 1, 3 и 4 решение налогового органа вынесено необоснованно и незаконно.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.164 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно ст.165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 ст.164 настоящего Кодекса, в налоговые органы представляются соответствующие документы (контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара и выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке) для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Таким образом, названные документы подтверждают не только обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, но и обоснованность применения налоговых вычетов.
Следовательно, вывод о правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов является основой для принятия налоговым органом налоговых вычетов в размере сумм НДС, которые уплачены налогоплательщиком при приобретении товаров, использованных для производства экспортного товара.
В этой связи является несостоятельным вывод налогового органа о том, что налоговые вычеты в размере 53 742 рублей не могут быть приняты к возмещению (зачету) из бюджета на том основании, что в нарушение ст.ст.166 и 170-172 Налогового кодекса РФ у налогоплательщика отсутствует раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, использованным для производства экспортной продукции.
Статьей 166 Налогового кодекса РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п.1 ст.170 Налогового кодекса РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктами 2 и 4 ст.170 Налогового кодекса РФ предусмотрены случаи включения «входного» НДС в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц). При этом установлено, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Таким образом, положения ст.170 Налогового кодекса РФ касаются вопросов учета сумм «входного» НДС при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц).
Статьями же 171 и 172 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, и на основании отдельной налоговой декларации.
В соответствии со ст.176 Налогового кодекса РФ суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса (налоговые вычеты), в отношении операций по реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 ст.164 настоящего Кодекса подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Таким образом, статьи 166 и 170-172 Налогового кодекса РФ не содержат такого условия для возмещения сумм «входного» НДС при реализации продукции на экспорт, как раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, использованным для производства экспортной продукции.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что заявитель осуществил экспорт продукции собственного производства, при этом в соответствии с приказом от 5 января 2004 года № 2 «Об утверждении учетной политики для целей налогообложения на 2004 год» на предприятии осуществляется раздельный учет налоговой базы по НДС при реализации продукции на экспорт и внутренний рынок.
При данных обстоятельствах принятая на предприятии методика расчета налоговых вычетов по экспортированной продукции согласно нормам расхода основного сырья на единицу произведенной и отгруженной продукции (л.д.62-64), не противоречит требованиям Налогового кодекса РФ и может быть положена в основу исчисления налоговых вычетов по НДС при экспорте продукции.
На основании изложенного, арбитражный суд считает, что решение ответчика от 20 октября 2004 г. № 03-15ю/4700а в части оспариваемых пунктов 1, 3 и 4 резолютивной части не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ, нарушает права заявителя, в связи с чем заявленные требования о признании его недействительным в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку налоговые органы от уплаты государственной пошлины освобождены уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии со ст.ст.104 и 110 АПК РФ подлежит возвращению ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать решение ИМНС России по г.Тюмени № 2 от 20 октября 2004 г. № 03-15ю/4700а об отказе в возмещении (зачете) ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» из федерального бюджета сумм НДС не соответствующим нормам Налогового кодекса РФ и недействительным в части пунктов 1, 3 и 4 резолютивной части.
Возвратить ОАО «Тюменский химико-фармацевтический завод» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.
О.В.Коряковцева