НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 29.06.2017 № А70-5852/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-5852/2017

05 июля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2017 года. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2017 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Сац Елены Валерьевны

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области

об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 119 713 руб.,

при участии

заявителя – Сац Е.В. по паспорту, представитель заявителя – Сац А.Ю. на основании доверенности от 01.04.2017 №1,

от ответчика – Лоскот А.В. на основании  доверенности от 23.05.2017,

установил:

Индивидуальный предприниматель Сац Елена Валерьевна (далее – заявитель, ИП Сац Е.В., страхователь) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области (далее – ответчик, Управление) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере                         119 713 руб.

Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях, с учетом уточнения и дополнительных объяснений.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Сац Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.21) и с 01.01.2014 применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

10.04.2015 ИП Сац Е.В. была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), в которой указана сумма подлежащая уплате в Пенсионный фонд РФ  в размере 121 300 рублей, при этом расчет суммы, подлежащей уплате был произведен заявителем без учета расходов в соответствующем периоде.

Исчисленная сумма страховых взносов уплачена ИП Сац Е.В., что подтверждается платежным поручением от 30.03.2015 № 68 (л.д.16).

21.03.2017 ИП Сац Е.В. обратилась с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 119 713 рублей (л.д.17-18).

Заявителем произведен расчёт излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год с учетом имеющихся сумм расходов в соответствующем периоде, согласно которому сумма страховых взносов, подлежащая уплате, составила 1 587 руб.

Рассмотрев заявление ИП Сац Е.В., Управление в письме от 27.03.2017 №10/1483 сообщило о том, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, подлежит учету со дня его официального опубликования – с 02.12.2016.

Кроме того, Управление также указало, что если по состоянию на 01.01.2017 сумма уплаты индивидуальным предпринимателем произведена в полном объёме, перерасчёт обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016, производится на основании судебного акта.

Полагая, что  излишне уплаченная сумма страховых взносов в размере в размере                        119 713 руб. подлежит возврату заявителю, ИП Сац Е.В. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Требования заявителя мотивированы ссылками на нормы налогового законодательства,   Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017) и судебную практику, на основании  которых  ИП Сац Е.В. сделан вывод о том, что при исчислении страховых взносов, сумма полученного дохода в рамках применения УСН подлежит уменьшению на величину расходов.

В письменных возражениях заявитель ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, которым разъяснено что для целей исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Аналогичный порядок, по мнению заявителя, распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. Заявитель полагает, что Управление обязано было учесть правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016         №27-П и возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

В обоснование уплаты фиксированной части страховых взносов заявителем представлены соответствующие платежные поручения.

Ответчик считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. В представленном отзыве полностью поддержал позицию, изложенную в письме Управления от 27.03.2017 №10/1483.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования  подлежат  удовлетворению  по нижеследующим основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закона №212-ФЗ, действовавший до 01.01.2017) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, в том числе индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.

В силу положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Частью 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ в целях исчисления размера страхового взноса определен порядок определения размера дохода в зависимости от налогового режима, на котором находится плательщик страховых взносов.

Как было отмечено выше, с 2014 года ИП Сац Е.В. применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 названного Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 названного Кодекса.

Таким образом, статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Поскольку объектом налогообложения у заявителя, согласно статье 346.14 Налогового кодекса РФ, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то и положения статьи 346.15 Налогового кодекса РФ могут применяться только в совокупности с положениями статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, устанавливающей порядок определения расходов.

Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подлежит исчислению на основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ с учетом положений статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса РФ в связи с запросом Кировского областного суда», в котором указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 №27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937).

Из представленной заявителем  налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2014 год, следует, что общая сумма дохода составила 17 827 957,37 рублей, расходы -  17 369 336,49 рублей.

Таким образом, с учетом части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, суд пришел к выводу, что ИП Сац Е.В. обоснованно произведен расчет подлежащих уплате страховых взносов за 2014 год исходя из суммы доходов за вычетом документально подтвержденных расходов: 17 827 957,37 рублей -  17 369 336,49 рублей = 458 620,88 рублей – 300 000 рублей *1%=1 587 рублей.

Учитывая, что первоначально сумма страховых взносов, подлежащая уплате, исчислена заявителем в размере 121 300 рублей, соответственно сумма излишне уплаченных страховых взносов составляет 119 713 рублей.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования.

Ссылка ответчика на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку учитывается со дня его официального опубликования – с 02.12.2016, судом отклоняется по следующим основаниям.

30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда РФ №27-П, в котором отражены общие правовые подходы при применении положений пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Данное Конституционным Судом РФ в указанном постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления (поскольку этим постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи).

При недоказанности обратного, а также при отсутствии со стороны Управления доводов, опровергающих указанные выше обстоятельства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Поскольку ИП Сац Е.В. уплачена государственная пошлина в размере, предусмотренном при подаче заявлений об оспаривании актов ненормативного характера, а заявитель изменил предмет заявленных требований, сумма государственной пошлины в размере 300 рублей признается излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю.

Учитывая, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а заявитель не платил государственную пошлину за заявленные требования имущественного характера, судебные расходы между сторонами не распределяются.

Руководствуясь статьями  102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области возвратить индивидуальному предпринимателю Сац Елена Валерьевне за счет средств соответствующего бюджета сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 119 713 (сто девятнадцать тысяч семьсот тринадцать рублей).

Возвратить индивидуальному предпринимателю Сац Елене Валерьевне из федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 218 от 14.04.2017. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Безиков О.А.