НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 29.05.2006 № А70-3717/2006

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625000, г.Тюмень, ул. Хохрякова,77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

 Тюмень                                                                                                          Дело № А-70-3717/7-06            

  28 июня   2006 г.

 Резолютивная часть оглашена 29  мая  2006г.

Судья Арбитражного суда Тюменской области Дылдина Т.А., ознакомившись с заявлением  ГУП ТО Проектно-строительная компания «Тюменьстройгаз» об оспаривании решения ИФНС России №12-19/61 от 29.03.06г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при  участии  в судебном заседании представителей:

от заявителя – Полоскова К. А. по дов. от 05.04.06г., Ващенко А. И. по дов. от 10.05.06г., Мелехина В. Ю. по дов. от 24.01.06г.,

от  Инспекции – Рыжук Н.В. по дов. от 01.12.05г.,

установил:

По результатам выездной налоговой проверки ГУП ТО Проектно-строительная  компания «Тюменьстройгаз» ИФНС России по г. Тюмени №2 составлен акт проверки №12-19/38 от 03.03.06г., вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности №12-19/61 от 29 марта 2006г.

Указанным решением налогоплательщику, в том числе, предложено уплатить сумму налога на прибыль в размере 621 296 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в размере 125 984,77 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ  в виде штрафа в размере 115 479,6 руб. за неуплату налога на прибыль.  ГУП ТО Проектно-строительная компания «Тюменьстройгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения в части начисления налога на прибыль, соответствующих пеней и санкций.

В судебном заседании заявитель поддержал требования по основаниям, указанным в заявлении. Заявитель полагает, что при вынесении оспариваемого решения налоговым органом неправильно были применены положения главы 25 НК РФ, регулирующие порядок определения расходов  на оплату труда при методе начисления.

Инспекция требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве: расчет  планового резерва для премирования составлен в процентном отношении к объему освоенных капитальных вложений, а не к предполагаемому размеру расходов на оплату труда; фактическая сумма выплаченной премии меньше суммы, отнесенной налогоплательщиком на расходы.

 Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив его материалы, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Государственное унитарное предприятие Тюменской области «Проектно-строительная компания «Тюменьстройгаз» (Предприятие)  создано во исполнение распоряжения губернатора Тюменской области от 11.07.01г. №450-р «О создании государственного унитарного предприятия Тюменской области «Проектно-строительная  компания «Тюменьстройгаз». Согласно  п.1.5 Устава функции учредителя Предприятия осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Тюменской области. Предприятие осуществляет деятельность, определенную  его Уставом, в целях обеспечения своевременного и качественного выполнения федеральных, областных  программ и иных общественных и экономических потребностей населения и получения прибыли. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет, в том числе, такие виды деятельности, как выполнение функций  генерального заказчика – застройщика по строительству систем газоснабжения; обеспечивает совместно с другими участниками инвестиционного процесса выполнение заданий по вводу в действие объектов в установленные сроки и т.п.

В соответствии с Положением об оплате труда и социальном обеспечении работников ТУП ТО ПСК «Тюменьстройгаз»  оплата труда работников Предприятия включает, в том числе, премии по итогам работы. В соответствии с п.4.2 Положения работникам выплачиваются премии по итогам работы за год. П. 4.7 Положения предусмотрено, что премии по итогам работы за год выплачивается после подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности Предприятия в течение первого полугодия года, следующего за отчетным.

Учетная политика Предприятия в целях налогообложения ведется по методу начисления.  На основании приказа №100-П от 25.12.002г. в соответствии с п.4.2 Положения об оплате труда и социальном обеспечении работников ГУП ТО ПСК «Тюменьстройгаз» формирование резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год осуществляется ежегодно, исходя из объема планируемых инвестиций. При пересмотре в течение года планового объема инвестиций в сторону снижения или повышения сумма резерва на выплату вознаграждения может быть соответственно уменьшена или увеличена. Расчет на выплату вознаграждения формируется на основании специального расчета ежемесячных отчислений в резерв, сходя из предполагаемой суммы расходов на оплату вознаграждения, включая сумму единого социального налога с этих сумм.

В соответствии с п.6 ст. 324.1 НК РФ отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляются в порядке, аналогичном порядку учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Порядок формирования резерва на выплату вознаграждений по итогам за год, установленный приказом от 25.12.02г., соответствует предусмотренному ст. 324.1 НК РФ. Довод инспекции о том, что расчет следовало производить из расчета предполагаемого размера расходов на оплату труда ошибочен. Соглашением о премировании по итогам работы за год от 30 января 2003г., принятым общим собранием трудового коллектива Предприятия,   премия по итогам работы за год в размере 0,358% от капитальных вложений, определенных на 2003г., но не более 1 148 900 руб. Соглашением о премировании по итогам работы за год от 18 февраля 2004г., принятым общим собранием трудового коллектива предприятия,  премия по итогам работы за год определена в размере 0,427% от капитальных вложений на 2004г. в размере 2 591 300 руб.

ИФНС России по г. Тюмени №2 проведена выездная налоговая проверка ГУП ТО ПСК «Тюменьстройгаз», по результатам которой вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности №12-19/61 от 29 марта 2006г. В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о завышении Предприятием расходов, связанных с производством и реализацией продукции в целях налогообложения прибыли, в связи с  необоснованным включением расходов в виде резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год.

Налоговым орган ставит  в вину налогоплательщику отсутствие  в учетной политике предприятия принятый способ резервирования, отсутствие определения предельной суммы отчислений и ежемесячного процента отчислений в указанный резерв, отсутствие инвентаризации резерва на 31 декабря. В связи с этим затраты налоговым органом принимаются в расходы, связанные с производством и реализацией, в размере их фактического расхода на эти цели в сумме.

Между тем, создание резерва на выплату вознаграждений по итогам года является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Установленный  ст. 324.1 НК РФ порядок  действует в случае принятия налогоплательщиком решения о создании указанного резерва. 

Кроме того, налоговым органом не учтено, что налогоплательщик в целях налогообложения  ведет учетную политику по методу начисления.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической  выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

В силу ст. 255 НК РФВ расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

 К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Таким образом, премии по итогам работы за год являются одним из видов расходов налогоплательщика на оплату труда.

Кроме того, порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год Предприятием  определен: приказ от 25.12.02г. №110-П,  ежегодно утверждаемый расчет планового резерва для премирования по результатам работы за год.

Довод Инспекции о том, что такой расчет произведен не в процентном от ношении к фонду заработной платы, а в процентном отношении к объему капитальных вложений, судом не может быть принят во внимание.

Ст.  324.1 НК РФ установлено, что налогоплательщик  обязан определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений. Предельная сумма отчислений Предприятием определена как на 2003г., так и на 2004г. соответствующим соглашением о премировании по итогам работы за год. 

Ежегодно на Предприятии Утверждается составленный  расчет этой предельной суммы, исходя из предполагаемого объема капитальных вложений. При этом ежемесячные отчисления осуществляются равными долями на протяжении года.

 Налоговый орган считает, что такой расчет следует составлять, исходя из предполагаемых расходов на оплату труда. Такое утверждение ошибочно, поскольку определенная в таком порядке предельная сумма отчислений на вознаграждение по итогам за год не будет соответствовать реальным расходам на премирование. Предполагаемый размер оплаты труда не соотносится с предполагаемым объемом  капитальных вложений: для оплаты отпусков учитывается средний дневной заработок, следовательно, можно определить примерные расходы на оплату отпусков с учетом среднего дневного заработка и соотнести с расходами на оплату труда. Размер вознаграждения по итогам за год определяется пропорционально предполагаемому объему капитальных вложений.

В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу, что фактические расходы на выплату вознаграждения по итогам за год превышают исчисленную Предприятием предельную сумму резерва.

Сумма резерва на 2003г. Предприятием исчислена в размере 1 148 000 руб. Фактически  в течение года им выплачено работникам 2 148 000 руб. Между тем, факт выплаты денежных средств не учитывается при методе начисления в целях налогообложения. Согласно Положению об оплату труда и социальном обеспечении работников ГУП ТО ПСК  "Тюменьстройгаз"  премии по итогам работы за год  выплачивается после подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в течение первого полугодия года, следующим за отчетным.

Таким образом, превышение выплат в сумме 1 000 000 руб. – фактически выплаченная сумма вознаграждений за предыдущий отчетный год.

Исчисленная сумма резерва на 2003г. 1 148 000 выплачена фактически в 2004г.. Расчетом на 2004г. предусмотрена сумма резерва в размере 2 591 300 руб. Эта сумма принята предприятием на расходы  в 2004г.,  148 000 руб. Фактически вознаграждение по итогам 2004г. выплачено в 2005г.

В соответствии с п.3 ст. 324.1 НК РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан произвести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат  обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Суммы вознаграждения по итогам за год, выплаченные Предприятием фактически в другом отчетном периоде, не могут быть включены в состав налоговой базы  этого налогового периода, поскольку по методу начисления они относятся к предшествующему налоговому периоду и были фактически выплачены по итогам предшествующего отчетного периода.

Таким образом, начисление суммы налога на прибыль в размере 275 000 руб. за 2003г. и 346 296 руб. за 2004г., а также начисление на эти суммы пени и налоговых санкций по п.1 ст. 122 НК РФ, неправомерно.

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Решение ИФНС России по г. Тюмени №2  от 29 марта 2006г. №12-19/61 о привлечении к налоговой ответственности  ГУП ТО  ПСК «Тюменсьстройгаз» в части

начисления налога на прибыль организаций за 2003г. в сумме 275 000 руб., за 2004г. в сумме 346 296 руб., соответствующих пеней и санкций по п.1 ст. 122 НК РФ - признать недействительным, не соответствующим НК РФ.

Возвратить Государственном унитарному предприятию  Тюменской области  Проектно-строительная компания «Тюменьстройгаз» из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 3 000 руб. Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение  подлежит немедленному исполнению,    может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                                            Дылдина Т. А.