АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-8787/2020 |
05 августа 2020 года
резолютивная часть решения принята 28 июля 2020 года
мотивированное решение по ходатайствам сторон спора составлено 05 августа 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по исковому заявлению
государственного учреждения - управление Пенсионного Фонда РФ в г.Покачи ХМАО-Югры (межрайонное) (адрес: 628661, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>)
к Тюменской областной Думе (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 09.10.1993, адрес: 625000, <...>)
о взыскании в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 55 999,42 рублей убытков,
установил:
Как следует из материалов дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г.Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Тюменской областной Думы (далее – ответчик) убытков (суммы неосновательно выплаченной страховой пенсии вследствие нарушения работодателем пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Истец считает, что по вине Тюменской областной Думы у Пенсионного фонда Российской Федерации возник ущерб в виде переплаты пенсии работающему пенсионеру – ФИО1 в размере 55 999, 42 рублей, в связи с чем, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральным законом № 400-ФЗ), принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ).
Целью правового регулирования настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения (часть 2 статьи 2 Федеральным законом № 400-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона № 167-ФЗ, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ, статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с Регламентом работы Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда РФ по формированию, ведению и использованию федеральной базы данных пенсионеров о лицах, которым установлены пенсии и иные социальные выплаты, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 11.11.2016 № 602р (пункт 4.7) МИЦ ПФР ежемесячно до 10 числа месяца осуществляет формирование реестра работающих пенсионеров и автоматическую передачу актуальных сведений о факте работы пенсионера в программно - технический комплекс, предназначенный для осуществления назначения и выплаты пенсий месту выплаты пенсии.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ).
Указанными положениями Федерального закона №400-ФЗ установлена ответственность работодателя по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения о застрахованных лицах по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п.
В силу статей 15, 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом № 27-ФЗ. Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Федеральным законом № 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные этой формы отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1 - 3 статьи 26 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно статье 6 Федерального закона 167-ФЗ Тюменская областная Дума является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
ФИО1 СНИЛС <***> является работающим пенсионером, пенсионное дело №019365 находится в распоряжении Клиентской службы (на правах отдела) в г. Когалыме ГУ-УПФР в г. Покачи ХМАО-Югры (межрайонного).
Отчет по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года был направлен Тюменской областной Думой и получен территориальным органом Пенсионного фонда РФ 06.10.2016, что подтверждается положительным протоколом входного контроля.
Как установлено, сведения о депутате областной Думы ФИО1 не были отражены в отчете СЗВ-М за указанный период, поскольку она была уволена по состоянию на 30.09.2016 (дату составления отчета), в связи с участием в избирательной кампании.
После завершения избирательной кампании вновь избранный депутат ФИО1 с 06.10.2019 осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе и сведения о ней отражены в отчете СЗВ-М за октябрь 2016 года, также подтверждается положительным протоколом входного контроля, полученным органом Пенсионного фонда РФ 03.11.2016.
Также сведения о депутате ФИО2 были отражены в отчетах СЗВ-М за ноябрь и декабрь 2016 (ответчиком представлены положительные протоколы входного контроля, полученные 09.12.2016 и 09.01.2016 соответственно).
Депутат ФИО1 является работающим пенсионером по старости (по возрасту).
Работающим пенсионерам страховая пенсия и фиксированная выплата согласно действующему в 2016 порядку принятия решения о выплате индексированной пенсии (части 4, 6 и 7 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ) назначалась в следующем порядке:
– в первом месяце после увольнения территориальный орган Пенсионного фонда РФ получает от работодателя форму СЗВ-М, в которой пенсионер не указан;
– в месяце, следующем после получения формы СЗВ-М, территориальный орган Пенсионного фонда РФ выносит решение об индексации пенсии;
– в месяце, следующем после вынесения решения, назначается выплата индексированной пенсии в полном объеме.
Таким образом, фактически выплата индексированной пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда РФ по истечении трех месяцев с момента увольнения пенсионера.
Как установлено, за весь период, с момента получения сведений об увольнении пенсионера до начисления выплаты (октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года) Истцом своевременно представлялись отчеты СЗВ-М, в которых содержались сведения о работающем пенсионере ФИО1, что подтверждается положительными протоколами входного контроля. Вместе с тем, за этот период органом Пенсионного фонда РФ была начислена индексированная пенсия работающему пенсионеру.
Кроме того, Тюменской областной Думой, на основании ранее действующей статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» своевременно были представлены отчеты по форме РСВ-1 (Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), в разделе 6 которых содержались сведения в отношении ФИО1
Отчет по форме РСВ-1 содержит все сведения о застрахованном лице, включая сведения о сумме выплат и вознаграждений, периоде их начислений, периоды работы.
Таким образом, исходя из представленных ответчиком материалов, суд приходит к выводу, что при получении вышеуказанных отчетов Управление Пенсионного фонда РФ имело возможность установить факт оплачиваемой трудовой деятельности ФИО1, так как согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, на момент принятия решения о выплате индексированной пенсии Управление Пенсионного фонда РФ располагало сведениями о трудовой деятельности ФИО1 и на основании вышеуказанной нормы Федерального закона № 400-ФЗ должно было осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Пенсионный фонд Российской Федерации в силу положений статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог и обязан был осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем, а не ограничиваться отчетностью СЗВ-М.
Между тем, в данном случае ответчик, предусмотренные частью 6 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ действия не выполнил.
Боле того, Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения в Федеральный закон № 27-ФЗ и в Федеральный закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что истцом не доказана противоправность действий Тюменской областной Думы и соответственно причинно-следственная связь между фактом причинения ущерба и действиями ответчика по непредоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
В связи с чем, противоправность действий Тюменской областной Думы в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствует и оснований для возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации ущерба не имеется.
Таким образом, заявленные государственным учреждением - управление Пенсионного Фонда РФ в г.Покачи ХМАО-Югры (межрайонное) требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья | Минеев О.А. |