НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 26.09.2012 № А70-7868/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Тюмень

03 октября 2012 года

Дело №А70-7868/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года.

  Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2012 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Уральская теплосетевая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области

об оспаривании постановления от 17.08.2012 № А 12/192 по делу об административном правонарушении,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Крюковой М.В.,

при участии представителей:

от заявителя – Королёва Л.С. по доверенности,

от ответчика – Захаров Д.А. по доверенности,

установил:

ОАО «Уральская теплосетевая компания» (далее – ОАО «УТСК», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании постановления от 17.08.2012 № А 12/192 по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании 24.09.2012 объявлялся перерыв. Судебное заседание продолжено 26.09.2012 при участии тех же представителей сторон.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ПСФ «Стар» в адрес ОАО «УТСК» направлена заявка на подключение объектов капитального строительства «Группа жилых домов с парковой зоной по ул. Федорова - Гнаровской в г. Тюмени. Жилой дом ГП-1 (жилая часть и встроенные жилые помещения)» к системе теплоснабжения № 01/74 от 16.05.2012.

Заявка получена ОАО «УТСК» 18.05.2012 за номером входящей корреспонденции 4047.

Письмом от 16.07.2012 № 2420 ОАО «УТСК» указало ЗАО ПСФ «Стар» на то, что срок действия ранее выданных технических условий истек и заявителю необходимо обратиться в ОАО «Тепло Тюмени» за получением новых технических условий, в связи с тем, что в данных случаях точки подключения располагаются на муниципальных распределительных сетях, а ОАО «УТСК», согласно п. 14. Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», осуществляет согласование отпуска мощности.

По факту необоснованного отказа в подключении к тепловым сетям объекта капитального строительства Тюменским УФАС России возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В адрес ОАО «УТСК» направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 16.08.2012 в 16 часов 00 минут.

16.08.2012 должностным лицом ответчика в отношении ОАО «УТСК» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

17.08.2012 заместителем руководителя Управления при участии представителя общества по доверенности вынесено постановление №А12/192 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Общество с указанным постановлением не согласно, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правоотношения по вопросам подключения к тепловым сетям регулируются Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307.

ОАО «УТСК» является теплоснабжающей организацией, соответственно на общество распространяются нормы, закрепленные в Правилах № 307.

В силу п. 3 Правил № 307 подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения.

Исполнителем, в смысле придаваемом Правилами № 307, является теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение (п. 2 Правил № 307).

В соответствии с п. 4 Правил, договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Единственным основанием для отказа в заключении договора подключения является отсутствие технической возможности, определенной согласно п. 24 Правил.

В случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения в части мероприятий, обеспечивающих возможность подключения объекта капитального строительства заявителя к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация отказывает заявителю в подключении в связи с отсутствием технической возможности подключения (п. 24 Правил № 307).

В остальных случаях отказ в заключении договора не допускается (п. 15 Правил № 307).

Согласно п. 5 Правил № 307 подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя);

заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора;

исполнение сторонами условий договора о подключении, в том числе подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта и акта разграничения балансовой принадлежности.

Согласно п. 4 Правил № 307 теплоснабжающие или теплосетевые организации, являющиеся исполнителями по договору о подключении, определяются в соответствии с разделом II настоящих Правил.

В соответствии с п.п. 8, 10 Раздела II Правил № 307 теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Если заявитель не имеет сведений об организации, к которой следует обращаться за заключением договора о подключении, он вправе обратиться в орган местного самоуправления с письменным запросом о представлении сведений о такой организации с указанием местонахождения подключаемого объекта.

Орган местного самоуправления обязан представить в течение 2 рабочих дней с даты обращения заявителя в письменной форме сведения о соответствующей организации, включая ее наименование и местонахождение.

Из указанных норм следует, что определение исполнителя по договору подключения происходит на основании схемы теплоснабжения либо органом местного самоуправления. Теплоснабжающая или теплосетевая организация в определении исполнителя, согласно данным нормам, участия не принимают.

Сведений об утверждении схемы теплоснабжения города Тюмени заявителем суду не представлено. Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от 02.08.2012 № 03-06-2784/2, согласно которому в целях подключения объектов капительного строительства ЗАО «ПСФ «Стар» необходимо обратиться в ОАО «УТСК».

Из материалов дела следует, что ОАО «УТСК» фактически отказало ЗАО «ПСФ «Стар» в заключении договора подключения к тепловым сетям, указав на необходимость обращения в другую теплосетевую компанию.

Данный отказ Правилами и иными нормативными правовыми актами прямо не предусмотрен, экономически и технологически не обоснован.

Таким образом, действия ОАО «УТСК», выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Уполномоченным должностным лицом Тюменского УФАС России принято во внимание признание допущенного правонарушения, а также совершение действий направленных на выполнение требований Правил, в силу чего обществу назначен наименьший в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ размер административного штрафа.

Довод заявителя о малозначительности допущенного ОАО «УТСК» административного правонарушения судом не принимается.

В соответствии с п. 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении ОАО «УТСК» к нормам публичного порядка, устанавливающим обязанность теплоснабжающей организации по подключению заинтересованных лиц к системам теплоснабжения при наличии технической возможности.

Таким образом, неисполнение обязанностей, предусмотренных законом, юридическим лицом является нарушением закона, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере энергетики (теплоснабжения) и не может быть отнесено к малозначительным.

При этом каких-либо исключительных обстоятельств, как того требует п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 для признания совершенного правонарушения малозначительным, судом не установлено.

Нарушений процессуальных прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных КоАП РФ, судом не установлено.

Составление протокола и вынесение оспариваемого постановления осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему ч.1 ст.28.3 и 23.48 КоАП РФ и соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что постановление от 17.08.2012 №А12/192 о назначении административного наказания ОАО «УТСК» за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ признанию незаконным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17.08.2012 №А12/192 по делу об административном правонарушении отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.