НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 23.08.2018 № А70-10381/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-10381/2018

30 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2018 года. Полный текст решения изготовлен 30 августа 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1

об оспаривании налогового уведомления № 162601532 от 15.05.2017,

третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области,

при участии

от заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 15.06.2017,

от ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 06.08.2018 №47, ФИО4 на основании доверенности от 29.12.2017 № 04-14/22374,

от третьего лица – ФИО5 на основании доверенности от 29.12.2017 №04-14/22373,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании налогового уведомления № 162601532 от 15.05.2017. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Инспекцию вернуть из бюджета 2 234 198 руб.

Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнения.

Представители ответчика возражают против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 получено налоговое уведомление № 162601532 от 15.05.2017, в котором произведен расчет налога на имущество физических лиц в отношении следующего имущества: нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, кадастровый номер 72:23:0216005:3055, а также перерасчет налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №151871002 в отношении иного имущества (л.д.5).

Согласно указанному уведомлению заявителю необходимо было в срок до 10.07.2017 уплатить налог на имущество физических лиц общей сумме 2 258 632,56 руб.

После получения налогового уведомления № 162601532 от 15.05.2017 ИП ФИО1 в Инспекцию направлено заявление №1505 в целях уточнения данных, содержащихся в налоговом уведомлении (л.д.11).

Кроме того, 25.12.2017 в Инспекцию поступило заявление ИП ФИО1 о предоставлении письменного ответа о начислении налога на имущество за 2015 год в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 72:23:0216005:3055, на который ранее была предоставлена льгота (л.д.15).

В ответ на обращение заявителя, Инспекция в письме от 22.01.2018 №12-16/003619 сообщила о том, что с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, только в том случае, если это имущество не включено в Перечень объектов, по которым налоговая база определена как кадастровая стоимость.

Инспекция указала, что в ранее направленном налоговом уведомлении был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Здания с кадастровыми номерами: 72:23:0218006:1516 (адрес: <...> ВЛКСМ, 63) и 72:23:0216005:531 (адрес: <...>) включены в Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Согласно сведениям органов Росреестра, помещения с кадастровыми номерами 72:23:0218006:21952, 72:23:0218006:15495 входят в состав здания с кадастровым номером 72:23:0218006:1516; помещение с кадастровым номером 72:23:0216005:3055 входит в состав здания 72:23:0216005:531.

Таким образом, Инспекция указала, что в отношении вышеуказанных помещений налоговым органом 15.05.2017 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением №395-п с применением ставки налога в размере, равном 2 %.

Полагая, что налоговое уведомление № 162601532 от 15.05.2017 сформировано и направлено заявителю в нарушение норм налогового законодательства, заявитель обжаловал его в УФНС России по Тюменской области (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган).

По результатам рассмотрения обращения, вышестоящим налоговым органом был подготовлен ответ от 28.05.2018 №21-25/08645, в котором сделан вывод о том, что проведение налоговым органом в 2017 году расчета налога на имущество физических лиц за 2015 год исходя из кадастровой стоимости в отношении помещения, расположенного в здании с кадастровым номером 72:23:0216005:531 и направление налогового уведомления не противоречит действующему законодательству.

Дополнительно Управление также сообщило, что по состоянию на 01.01.2017 кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 72:23:0216005:3055, утвержденная Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22.11.2016 № 0131/16 составляет 70 447 788,17 руб. и будет применена при исчислении налога за 2017 год.

Полагая, что налоговое уведомление № 162601532 от 15.05.2017 Инспекции не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Позиция заявителя мотивирована тем, что требование Инспекции не содержит подробных данных об основаниях взимания налога. В 2017 году истек срок направления уведомления за 2015 год.

В уточнении к заявлению ИП ФИО1 приведены доводы о том, что оснований для перерасчета налога не имелось. Проверка налоговым органом в установленном порядке не проводилась. Согласно оспариваемому уведомлению налог на имущество исчислен в отношении того же помещения, который указан в ранее направленном уведомлении от 2016 года. Все сведения из ЕГРН в отношении указанного объекта не менялись с 2014 года. В связи с чем, заявитель полагает, что при исчислении первоначально налога Инспекция не могла не знать о всех основаниях для начисления налога за 2015 год в 2016 году. Оснований для перерасчета налога не имелось. Нарушения налогового законодательства заявителем не допущено. По мнению заявителя, является недопустимым внесение изменений в решения, которые ухудшают положение налогоплательщика. Заявитель полагает, что налоговым органом нарушен порядок направления уведомления и перерасчета налога.

Возражая против заявленных требований, Инспекция в представленном отзыве указала на основания и обстоятельства произведенного перерасчета, полагает, что оспариваемое налоговое уведомление соответствует действующему законодательству.

Управлением также в полном объеме поддержана позиция Инспекции. В отзыве Управлением сделан вывод о том, что налоговое уведомление, направленное в 2017 году, может содержать в себе суммы налога, исчисленные за 2014 - 2016 гг. Спорное нежилое помещение находится в здание, включенном в Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перерасчет налога на имущество физических лип

за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости, произведен Инспекцией правомерно. Кроме того, Управление указывает на то, что заявитель не обращался в вышестоящий налоговый орган с жалобой об оспаривании налогового уведомления.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.

По вопросу соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора.

В силу положений главы 19 Налогового кодекса РФ досудебный порядок обжалования решений (действий (бездействия) инспекции в вышестоящий налоговый орган предусматривает не только подачу жалобы на решения налогового органа, но и ее рассмотрение и вынесение по ней соответствующего решения.

В случае несоблюдения претензионного порядка, арбитражный суд на стадии принятия искового заявления к производству выносит определение о возвращении искового заявления (пункт 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Судом установлено, что заявитель ранее обращался в Арбитражный суд Тюменской области о признании недействительным уведомления от 15.05.2017 № 162601532.

Определением от 05.06.2018 по делу №А70-3143/2018 заявление ИП ФИО1 было оставлено судом без рассмотрения по причине не соблюдения заявителем претензионного досудебного порядка урегулирования спора (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Обращаясь в арбитражный суд повторно, в частности с рассматриваемым заявлением, ИП ФИО1 представлено заявление о признании недействительным уведомления от 15.05.2017 №162601532, адресованное в Управление и рассмотренное по существу вышестоящим налоговым органом, что подтверждается ответом от 28.05.2018 №21-25/08645 (л.д.21-22).

При этом, суд не принимает ошибочный довод Управления о том, что направление указанного ответа не может быть признано соблюдением обязательного досудебного порядка обжалования.

В данном случае, суд исходит из того, что посредством обращения заявителя в Управление и получения им ответа, вопрос правомерности направления налогового уведомления № 162601532 от 15.05.2017 оставался для ИП ФИО1 актуальным, поскольку не был для нее положительно урегулирован посредством обращения в досудебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель документально подтвердил соблюдение досудебного порядка, в связи с чем, заявление подлежит рассмотрению арбитражный судом.

В соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» Налоговый кодекс РФ дополнен главой 32, устанавливающей порядок уплаты налога на имущество физических лиц начиная с 1 января 2015 года.

Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 402 Налогового кодекса с 01.01.2015 налоговой базой по налогу на имущество физических лиц признается кадастровая стоимость объектов недвижимости, при условии принятия решения об установлении порядка исчисления налоговой базы по указанному налогу, исходя из кадастровой стоимости объекта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия такого решения налоговой базой признается инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса РФ).

На территории Тюменской области Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них) и утвержден на 2015 год Распоряжением Правительства Тюменской области от 25.12.2014 №2368-рп, 2016 год - Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 №2014-рп.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости, применяемая при расчете налога на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в отношении объектов недвижимости, в том числе, включенных в Перечень, определяемый в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, утверждена Постановлением Правительства Тюменской области от 03.10.2012 №395-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тюменской области» (далее - Постановление 395-П).

Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 № 259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, установлена в размере 2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В силу норм положений налогового законодательства, с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, только в том случае, если это имущество не включено в Перечень объектов, по которым налоговая база определена как кадастровая стоимость.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории РФ (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса РФ, пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ), и уплачивается физическими лицами (в т.ч. индивидуальными предпринимателями) на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 4 статьи 52, пункт 2 статьи 400 Налогового кодекса РФ).

Налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со статьями 52, 409 Налогового кодекса РФ исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих, календарному году направления налогового уведомления.

В связи с перерасчетом суммы налога на имущество физических лиц налогоплательщику направляется соответствующее налоговое уведомление. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

С учетом изложенных выше норм, суд полагает, что налоговым органом сделан правомерный вывод о возможности в 2017 году перерасчета налога за налоговый период 2015 года.

Как следует из материалов дела, согласно имеющимся в налоговом органе сведений, представленных органами Росреестра, заявитель является собственником помещений, в том числе, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 72:23:0216005:3055.

Таким образом, ИП ФИО1 признается плательщиком налога на имущество.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса РФ налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в отношении принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 72:23:0221002:3756, 72:23:0430001:8491, 72:23:0219005:3535, 72:23:0110001:17600, 72:23:0219002:2399, 72:23:0221003:14053, 72:23:0218002:11109, 72:23:0218002:5178, 72:23:0104002:1256, 72:23:0430005:10122, 72:23:0430005:7967, 72:23:0218001:16915, 72:23:0221003:15142, 72:23:0430005:3645 исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

В адрес заявителя было направлено налоговое уведомление от 25.08.2016 № 84048459 (срок уплаты 01.12.2016).

Согласно Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 №595-п «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения», здания с кадастровым номером 72:23:02118006:1516 (адрес: <...> ВЛКСМ, 63) и 72:23:0216005:531 (адрес: <...>) включены в Перечень объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Материалами дела подтверждено, что ИП ФИО1 является собственником помещений, с кадастровыми номерами 72:23:0218006:2192, 72:23:0218006:15495, 72:23:0216005:3055, которые входят в состав указанных выше зданий.

В соответствии с нормами налогового законодательства налоговым органом 15.05.2017 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости объектов и сформировано налоговое уведомление №162601532 от 15.05.2017.

Судом установлено, что в соответствии с налоговым уведомлением № 151871002 заявителем 17.11.2016 произведена уплата налога на имущество физических лиц за 2015 год, а также 03.07.2017 и 12.07.2017 заявителем уплачен налог по оспариваемому уведомлению.

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц была исполнена налогоплательщиком в полном объеме.

Суд, проверив доводы заявителя о нарушении налоговым органом порядка направления уведомления и перерасчета налога, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку такие доводы основаны на ошибочном понимании норм права.

Довод заявителя, со ссылкой на пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ», о недопустимости внесения изменений в решение, которые ухудшают положение налогоплательщика, судом не принимается.

Пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 предусматривает право налогового органа внести изменения в решение, вынесенное по результатам налоговой проверки и иных мероприятий налогового контроля. В частности, такие исправления и изменения, которые не приведут к изменению существа налогового правонарушения, не повлияют на содержание и выводы налогового органа.

В рассматриваемом случае, налоговым органом, при наличии правовых оснований, произведен перерасчет суммы налога на имущество за 2015 год, исходя из кадастровой стоимости объекта, о чем в установленном порядке было направлено налоговое уведомление на уплату налога.

Каких-либо обстоятельств, подтверждающих действительное нарушение и ущемление прав заявителя, в контексте приводимых им доводов и предмета оспаривания, судом не установлено.

Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих признать оспариваемое налоговое уведомление недействительным, заявление ИП ФИО1 не содержит.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела относятся на заявителя.

Излишне уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату ИП ФИО1 на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 700 (семьсот) рублей государственной пошлины, уплаченной чеком -ордером №14 от 05.03.2018. Выдать справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Безиков О.А.