НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 23.07.2013 № А70-6265/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тюмень Дело № А70-6265/2013

«25» июля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2013 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

Департамента по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области

к Автономной некоммерческой организации Учебный центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования «Школа Бизнеса Бухгалтер+»

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности № 6 от 20.02.2013,

установил:

Департамент по лицензированию, государственной аккредитации, надзору, и контролю в сфере образования Тюменской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Автономной некоммерческой организации Учебный центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования «Школа Бизнеса Бухгалтер+» (далее – ответчик) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ для участия в судебное заседание своего представителя не направил.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание абзац второй пункта второго определения от 21.07.2013 по настоящему делу, учитывая отсутствие возражения сторон, судом вынесено протокольное определение о завершении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции.

В порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик отзыв на заявление в суд не представил.

На основании части 4 статьи 131 и части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без отзыва ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный судом установлено следующее.

Ответчик Автономная некоммерческая организация Учебный центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования «Школа Бизнеса Бухгалтер+» (далее по тексту также - Учебный центр) зарегистрирована в качестве юридического лица (ОГРН <***>), ее место нахождения (юридический адрес): <...>.

Ответчик осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии А № 323971 регистрационный № 6775 от 9 сентября 2011 года, выданной Департаментом образования и науки Тюменской области бессрочно.

Согласно Приложению № 1 к лицензии ответчик осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным образовательным программам (Бухгалтерский учет, Пользователь программы «1С: Предприятие» конфигурация «Зарплата и управление персоналом», Пользователь программы «1С: Предприятие 8.0», конфигурация «Бухгалтерия предприятия», Пользователь программы «1С: Бухгалтерия», «1С: Торговля и склад», «1С: Зарплата и кадры», Пользователь программы «1С: Бухгалтерия и торговля», Пользователь персонального компьютера, Менеджер, Менеджер по продаже, Специалист отдела кадров, менеджер по кадрам, Секретарь, секретарь-референт, офис-менеджер) и программам профессиональной подготовки 17353 Продавец продовольственных товаров (широкий профиль), 17351 Продавец непродовольственных товаров (широкий профиль), 12965 Контролер-кассир, 16399 Официант, 11176 Бармен, 16675 Повар, 12901 Кондитер.

В силу действующего законодательства контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований в настоящее время осуществляет Департамент по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области (далее также - Департамент).

Во исполнение ежегодного плана проверок на 2013 год на основании приказа руководителя Департамента от 21 мая 2013 г. № 144-п в отношении Учебного центра проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности за период с 2011-2013 годы.

Результаты проверки оформлены Актом проверки от 11 июня 2013 г. № 150, согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения ответчиком лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, в том числе, следующие: у Учебного центра отсутствуют на законном основании помещения (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий), необходимые для организации теоретических и практических занятий по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам (представленный договор аренды от 01.07.2011 б/н нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, утратил силу, срок его действия истек 31.05.2012); у Учебного центра отсутствует учебно-методическая документация (учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)), предусмотренная пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 по таким образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, как: Пользователь персонального компьютера, Менеджер, Менеджер по продаже, Специалист отдела кадров, менеджер по кадрам, Секретарь., секретарь-референт, офис-менеджер, 17353 Продавец продовольственных товаров (широкий профиль), 17351 Продавец непродовольственных товаров (широкий профиль), 12965 Контролер-кассир, 16399 Официант, 11176 Бармен, 16675 Повар, 12901 Кондитер.

По результатам проверки главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций Департамента в отношении Учебного центра составлен протокол об административном правонарушении от 11 июня 2013 г. № 17 по признакам части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по факту нарушения подпунктов «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174.

Протокол составлен в присутствии законного представителя ответчика - директора ФИО2, с соблюдением требований к порядку и срокам его вынесения, установленными главой 28 КоАП РФ. Директор ФИО2 в объяснениях на протокол факты выявленных нарушений признала, указав, что по окончании срока аренды помещения образовательная деятельность не осуществлялась, учебно-методическая литература частично утрачена в процессе переезда, также частично программы не были разработаны по тем направлениям, по которым не велось обучение.

В силу пункта 23 статьи 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности на основании вышеуказанного протокола по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В силу статей 3 и 8 Федерального закона о лицензировании при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174, лицензионным требованием и условием при осуществлении образовательной деятельности является, в том числе, наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

При этом в силу пункта 6 данного Положения грубым нарушением лицензионных требований и условий являются: нарушение лицензионных требований и условий, установленных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 5 настоящего Положения.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что ответчик допустил нарушение вышеуказанных лицензионных требований и условий при ведении своей предпринимательской деятельности на основании имеющейся лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Факты выявленных нарушений ответчиком не оспариваются.

К доводам ответчика о том, что по окончании срока аренды помещения образовательная деятельность там не осуществлялась, частично программы не были разработаны по тем направлениям, по которым не велось обучение, суд относится критически в силу следующего.

Согласно пунктам 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.

Доказательств обращения ответчика в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса осуществлении лицензируемого вида деятельности или изменением перечня образовательных программ ответчик не представил.

В этой связи ответчик, имеющий действующую лицензию, не мог не знать о лицензионных правилах, и обязан был соблюдать условия выданной ему лицензии.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).

Сведения о наличии препятствий, не позволивших ответчику выполнить установленные требования законодательства, суду не представлены.

На основании изложенного, требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ следует удовлетворить.

При определении конкретной меры наказания суд, в связи с отсутствием обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность, с учетом характера совершенного правонарушения и правил назначения наказания, избрал в отношении ответчика наказание в виде минимального размера штрафа в пределах санкции ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

Согласно информации, представленной заявителем в материалы дела, сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим рек­визитам получателя: УФК по Тюменской области (департамент по лицензированию, государственной аккредитации, надзору и контролю в сфере образования Тюменской области) в ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г. Тюмень, с/сч 04671А84260), БИК 047102001, р/с <***>, КБК 07711607000010000140, ОКАТО 71401000000, ИНН <***>, КПП 720301001, в графе назначение платежа указать: «Административный штраф за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Автономную некоммерческую организацию Учебный центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования «Школа Бизнеса Бухгалтер+» (место нахождения: 626150, <...>; зарегистрировано 21.03.2011 Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области ОГРН <***>; ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья О.А. Безиков