НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 23.06.2010 № А70-4586/10

АРБИТРАЖНЫЙСУДТЮМЕНСКОЙОБЛАСТИ

Хохряковад.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-4586/2010

23 июня 2010 года

Резолютивная часть оглашена 23 июня 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2010 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бедериной М.Ю. при собственноручном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Забытые ремесла-88» к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи муниципального имущества

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора по культуре Администрации города Тюмени

При участии представителей сторон:

От истца: директор ФИО1, решение от 25.04.2008г., представитель ФИО2 по доверенности № 1 от 01.06.2010г.

От ответчика: представитель ФИО3 по доверенности № 387 от 31.12.2009г.

От третьего лица: ФИО4 доверенность от 06.04.2010г.

Установил:

ООО «Забытые ремесла-88» обратились в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи муниципального имущества, просит принять пункт 2.2. договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок) расположенного по адресу: <...>, переданного Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени письмом исх. № 1762/10-1 от 21.04.2010г. в редакции Истца:

«Уплате в бюджет подлежит сумма за вычетом налога в размере 7 653 116,95 руб. (Семь миллионов шестьсот пятьдесят три тысячи сто шестнадцать руб. 95 коп.), в том числе:

- строение - 6 766 016,95 руб. (Шесть миллионов семьсот шестьдесят шесть тысяч шестнадцать руб. 95 коп.)

- земельный участок- 887 100,00 руб. ( Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.) В соответствии с п.6 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 159-ФЗ в счет оплаты строения засчитывается стоимость неотделимых улучшений Имущества, указанного в п.1.1 настоящего Договора, в размере - 5 539 295,00 руб. (Пять миллионов пятьсот тридцать девять тысяч двести девяносто пять руб. 00 коп)), на основании Заключения № 08-1788/9 от 03.11.2009г. Управления по культуре Администрации города Тюмени о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени.

В результате зачета взаимных требований оплате в бюджет подлежит сумма 2 113 821,95 руб. ( Два миллиона сто тринадцать тысяч восемьсот двадцать один руб. 95 коп.), в том числе:

- строение - 1226 721,95 руб. (Один миллион двести двадцать шесть тысяч семьсот двадцать один руб. 95 коп.)

- земельный участок- 887 100,00 руб. (Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.) .

Оплата Имущества производится Покупателем в рассрочку в соответствии с графиками рассрочки платежей (приложения к настоящему Договору)».

А также просит обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени внести изменения в п.п. 2.2. договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>, согласно редакции протокола разногласий Истца. Соответственно, внести изменения в приложение к договору купли-продажи график платежей (строение), в части указания суммы периодичных платежей и периодов платежей с момента заключения договора купли-продажи и направить в адрес Покупателя ООО «Забытые ремесла-88» четыре экземпляра подписанных Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени договора купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>.

До принятия решения арбитражным судом истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования в части урегулирования разногласий по договору

принять пункт 2.2. договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок) расположенного по адресу: <...>, переданного Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени письмом исх. № 1762/10-1 от 21.04.2010г. в редакции Истца:

«Уплате в бюджет подлежит сумма за вычетом налога в размере 7 653 116,95 руб. (Семь миллионов шестьсот пятьдесят три тысячи сто шестнадцать руб. 95 коп.), в том числе:

- строение - 6 766 016,95 руб. (Шесть миллионов семьсот шестьдесят шесть тысяч шестнадцать руб. 95 коп.)

- земельный участок- 887 100,00 руб. ( Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.) В соответствии с п.6 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 159-ФЗ в счет оплаты строения засчитывается стоимость неотделимых улучшений Имущества, указанного в п.1.1 настоящего Договора, в размере - 5 539 295,00 руб. (Пять миллионов пятьсот тридцать девять тысяч двести девяносто пять руб. 00 коп)), на основании Заключения № 08-1788/9 от 03.11.2009г. Управления по культуре Администрации города Тюмени о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени.

В результате зачета взаимных требований оплате в бюджет подлежит сумма 2 113 821,95 руб. ( Два миллиона сто тринадцать тысяч восемьсот двадцать один руб. 95 коп.), в том числе:

- строение - 1226 721,95 руб. (Один миллион двести двадцать шесть тысяч семьсот двадцать один руб. 95 коп.)

- земельный участок- 887 100,00 руб. (Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.)»

А также просит обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени внести изменения в п.п. 2.2. договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>, согласно редакции протокола разногласий Истца и направить в адрес Покупателя ООО «Забытые ремесла-88» четыре экземпляра подписанных Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени договора купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>.

Исковое заявление со ссылками на статьи 426, 445, 446 Гражданского кодекса РФ; ст. 3, п.6 ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мотивированы возникшими разногласиями по выкупной стоимости муниципального имущества.

В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требований поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам отзыва.

Представитель третьего лица доводы ответчика поддержал, против удовлетворения исковых требований также возражал.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности их достаточность и взаимную связь, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что между ООО «Забытые ремесла-88» и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени возникли разногласия при заключении договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>.

Поскольку соглашения по спорным пунктам договора во внесудебном порядке между сторонами достигнуто не было, ООО «Забытые ремесла-88» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

ООО «Забытые ремесла-88» арендует по договору № 185 от 20.08.2004г. с Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени нежилое помещение - объект культурного наследия регионального значения площадью 374,1кв.м., расположенное по адресу <...>, что подтверждается Решением Арбитражного суда от 25.12.2008г. по делу А70-6446/2008 (Том 1, л.д. 30-33).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Таким образом, ООО «Забытые ремесла-88» имеет преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.

Письмом исх. № 111 от 28.07.2009г. (Том 1, л.д. 146-147) ООО «Забытые ремесла-88» обратилось, в соответствии со статьей 9 Федерального закона с просьбой о заключении договора купли-продажи на арендуемое нежилое помещение объект культурного наследия регионального значения площадью 374,1кв.м., расположенное по адресу <...> и земельный участок, по цене, равной его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с учетом неотделимых улучшений, произведенных нами с согласия арендодателя засчитываемых в счет оплаты приобретаемого имущества, согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона, с предоставлением рассрочки платежа на 5 лет.

В ответ письмо ООО «Забытые ремесла-88» Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени, письмом исх. № 08-4152-юл от 07.08.2009г. (Том 1, л.д. 149), подтвердил преимущественное право ООО «Забытые ремесла-88» на приобретение нежилого строения, находящегося по адресу <...> вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Для дальнейшей работы по определению стоимости произведенных неотделимых улучшений, Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени попросил предоставить копии заключений балансодержателя (Управления по культуре Администрации города Тюмени) и копии документов подтверждающих согласие Арендодателя на выполнение указанных работ.

Письмом исх. № 126 от 01.09.2009г. истцом в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени были переданы необходимые документы для определения стоимости произведенных неотделимых улучшений и согласие арендодателя на проведение неотделимых улучшений (Том 2, л.д. 1-2).

Также письмом исх. № 08-1788/9 от 3.11.2009г. Управление по культуре города Тюмени (балансодержатель) передало Департаменту заключение о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени, сумма неотделимых улучшений по акту 5 539 295 руб. 00 коп. (Том 2, л.д.3-4).

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени № 278 от 26.03.2010г. утверждены условия приватизации муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>. . (Том 2, л.д.12-13).

07 апреля 2010г. письмом исх. № 1762 от 01.04.2010 ООО «Забытые ремесла-88» от Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени было передано уведомление о приватизации муниципального имущества с копией решения о приватизации и проектом договора купли-продажи с рассрочкой платежа и без рассрочки платежа. Цена продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок) расположенного по адресу <...>, согласно решения об условиях приватизации и п.п. 2.1. проекта договора купли-продажи составила 8 871 000 руб. 00 коп. с НДС, на основании отчета об оценке рыночной стоимости от 15.02.2010г. № 48/10, выполненного независимым оценщиком ООО «АЗИРА».

Пунктом 2.2., указанного договора, указана сумма к уплате в бюджет за вычетом НДС в размере 7 653 116,95 руб., в том числе: 6 766 016, 95 руб. за строение и 887 100,00 руб. за земельный участок.

Истец полагая, что в соответствии с п.6 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, пункт 2.2. договора, также должен содержать условие о стоимости неотделимых улучшений, засчитываемой в счет оплаты Имущества, указанного в п. 1.1 настоящего Договора, в размере - 5 539 295,00 руб., на основании разрешения № 211а от 27.06.2003г. и Заключения № 08-1788/9 от 03.11.2009г. Управления по культуре Администрации города Тюмени о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени, письмом исх. № 36 от 09.04.2010г. в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени направил протокол разногласий к проекту договора купли-продажи муниципального имущества с редакцией истца п.2.2. договора, а письмом исх. № 44 от 22.04.2010г. направил протокол разногласий уже к договору б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>, переданного в адрес истца Департаментом исх. №1762/10-1 от 21.04.2010г.

Таким образом, рри заключении договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>, переданного покупателю письмом исх. № 1762 от 01.04.2010г. и исх. № 1762/10-1 от 21.04.2010г., между истцом (покупатель) и ответчиком (продавец) возникли разногласия по содержанию п. 2.2. договора, устанавливающего сумму уплаты в бюджет за выкупаемое муниципальное имущество.

Обосновывая свою позицию, Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени указал на отсутствии согласия арендодателя на ремонтно-реставрационные работы, поскольку в разрешении № 211а от 27.06.2003г. (Том 1, л.д. 47) указано, что данное разрешение выдано на основании исполнительной сметы, которые истцом не предоставлялись. Третье лицо, в своих доводах, кроме того, указал, что ремонтно-реставрационные работы произведены истцом в 90-х годах.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в совокупности, пришел к выводу, что доводы ответчика опровергаются материалами дела, а утверждения третьего лица голословны.

Согласно статье 623 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.

Возможность осуществления неотделимых улучшений предусмотрена п. 7.2. действующего охранно-арендного № 185 от 20.08.2004г., в котором указано, что все реставрационно-восстановительные работы на объекте считаются неотделимыми улучшениями объекта, а взаимоотношения сторон по реставрационно-восстановительным работам на объекте, являются продолжение такого рода работ, проводимых по охранно-арендному договору № 152 от 23.06.2003г.

По мнению суда, согласие арендодателя на осуществление неотделимых улучшений у ОО «Забытые ремесла-88» имеется, что подтверждается разрешение на производство ремонтно­-реставрационных работ № 211а от 27.06.2003г., неотделимые улучшения произведены путем проведения ремонтно-реставрационных работ с приспособлением на объекте культурного наследия Дзержинского,40. Фактическое выполнение работ подтверждено: актом комиссии по приемке выполненных ремонтно-реставрационных работ по памятнику архитектуры <...>. от 04.02.2004г.; актами формы № КС-2 , справками формы № КС-3, заключением № 08-1788/9 от 03.11.2009г. Управления по культуре Администрации города Тюмени о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Учитывая вышеизложенное, исходя из соблюдения баланса интересов продавца и покупателя, суд пришел к выводу о необходимости урегулирования разногласий по договору купли-продажи муниципального имущества без номера, расположенного по адресу: <...>. по пункту 2.2. в редакциях покупателя.

При обращении в суд с исковым заявление истец уплатил государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

В силу ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, законодатель разграничил понятия государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в арбитражный суд, и судебных расходов, взыскиваемых в возмещение уплаченной государственной пошлины.

Таким образом, согласно статьям 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 4 000 рублей, уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Урегулировать разногласия, возникшие у сторон при заключении договора купли-продажи муниципального имущества без номера, расположенного по адресу: <...>.

Согласовать пункт 2.2 договора купли-продажи муниципального имущества без номера, расположенного по адресу: <...> в редакции истца по договору.

Пункт 2.2. договора изложить в следующей редакции:

«Уплате в бюджет подлежит сумма за вычетом налога в размере 7 653 116,95 руб. (Семь миллионов шестьсот пятьдесят три тысячи сто шестнадцать руб. 95 коп.), в том числе:

- строение - 6 766 016,95 руб. (Шесть миллионов семьсот шестьдесят шесть тысяч шестнадцать руб. 95 коп.)

- земельный участок- 887 100,00 руб. (Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.)

В соответствии с п.6 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008г. № 159-ФЗ в счет оплаты строения засчитывается стоимость неотделимых улучшений Имущества, указанного в п.1.1 настоящего Договора, в размере - 5 539 295,00 руб. (Пять миллионов пятьсот тридцать девять тысяч двести девяносто пять руб. 00 копеек.), на основании Заключения № 08-1788/9 от 03.11.2009г. Управления по культуре Администрации города Тюмени о проведенных ремонтно-реставрационных работах на объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом» по ул. Дзержинского,40 в городе Тюмени.

В результате зачета взаимных требований оплате в бюджет подлежит сумма 2 113 821,95 руб. (Два миллиона сто тринадцать тысяч восемьсот двадцать один руб. 95 коп.), в том числе:

строение - 1226 721,95 руб. (Один миллион двести двадцать шесть тысяч семьсот двадцать один руб. 95 коп.)

земельный участок- 887 100,00 руб. (Восемьсот восемьдесят семь тысяч сто руб. 00 коп.)».

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени внести изменения в п.п. 2.2. договора б/н купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>, согласно редакции протокола разногласий Истца и направить в адрес ООО «Забытые ремесла-88» четыре экземпляра подписанных Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени договора купли-продажи муниципального имущества (нежилое строение и земельный участок), расположенного по адресу: <...>.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу ООО «Забытые ремесла-88» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья М.Ю. Бедерина