НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 21.12.2023 № А70-18275/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-18275/2023

21 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2023 года. Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2023 года. 

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахмач И.М., рассмотрев  в  судебном  заседании  дело, возбужденное по заявлению

ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» ИНН <***>

к ИФНС России по г.Тюмени № 3

о признании недействительным решения от 03.03.2023  № 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 24.07.2023 № 0611,

третье лицо – Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области,

при участии:

представитель заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.06.2023,

представитель ответчика – ФИО2 по доверенности от 20.12.2022 № 92,

установил:

ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г. Тюмени № 3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.03.2023  № 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 24.07.2023 № 0611.

Поскольку решение вышестоящего налогового органа, принятое по апелляционной жалобе Общества на оспариваемое по настоящему делу решение, состоялось 24.07.2023, заявитель обратился в суд 24.08.2023, то в данном случае соблюден трехмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России № 14 по Тюменской области, которая своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

На основании ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного третьего лица.

В материалы дела ООО «Бруклин» представлено ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, которое судом отклонено, поскольку оспариваемое решение Инспекции вынесено в отношении ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС», права и обязанности ООО «Бруклин» в части начисления налогов, штрафов не затрагивает, соответственно, решение суда по настоящему делу не повлияет на права и обязанности данного юридического лица ни по отношению к налогоплательщику, ни по отношению к Инспекции.

Также в материалы дела заявителем представлено ходатайство об истребовании у ответчика расчета пени по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь к акту проверки от 16.11.2022 № 9973, выписки банка по всем расчетным счетам ООО «Бруклин» за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 с отражением всех операций; поручения/требования, направленные в адрес ООО «Бруклин» и в адрес его контрагентов; налоговую отчетность данного юридического лица; повестки, направленные в адрес руководителя ООО «Бруклин».

Данное ходатайство судом отклонено ввиду достаточности материалов дела для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения.

По этой же причине суд отклоняет ходатайство заявителя о вызове в качестве свидетеля руководителя ООО «Бруклин» ФИО3 и руководителя ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» ФИО4.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв.

Представитель ответчика против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Согласно представленному отзыву третье лицо поддерживает позицию ответчика и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав объяснения представителей участников судебного процесса и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» имеет основной вид деятельности – добыча камня, песка и глины (код ОКВЭД 08.1), а также дополнительные виды деятельности: разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; подготовка строительной площадки; производство земляных работ; работы строительные, специализированные прочие, не включенные в другие группировки; торговля оптовая неспециализированная; аренда и лизинг строительных машин и оборудования.

С 01.01.2022 Общество применяет упрощенную систему налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

Обществом получены следующие лицензии:

- лицензия от 06.05.2014 СЛХ 80977 ТЭ на пользование участком недр с целью разведки и добычи песка на месторождении «Карьер П-1»;

- лицензия от 03.07.2015 СЛХ 81082 ТЭ на пользование участком недр с целью разведки и добычи торфа;

- лицензия от 03.07.2015 СЛХ 81083 ТЭ на пользование участком недр с целью разведки и добычи торфа.

01.08.2022 ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» была представлена первичная декларация по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых за июнь 2022 года с суммой исчисленного налога 44 765 руб., в ходе камеральной налоговой проверки которой Инспекцией установлено, что Обществом не отражена добыча и реализация торфа в объеме 15 000 м3 на сумму 36 750 000 руб. (без НДС), не исчислен налог по данному объему добытого торфа. Также налогоплательщик завысил расходы, включив в них оплату по доставке полезного ископаемого в адрес покупателей и оплату погрузо-разгрузочных работ на общую сумму 1 960 500 руб.

Вышеизложенные обстоятельства привели к занижению налоговой базы.

Результаты проверки оформлены актом от 16.11.2022 № 9973 и в отношении Общества принято оспариваемое решение от 03.03.2023  № 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю начислен налог в размере 1 559 601 руб., штраф за неуплату налога по п.1 ст.122 НК РФ – 77 980,05 руб.

При этом штраф был уменьшен Инспекцией в 4 раза с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Тюменской области от 24.07.2023 № 0611 решение отменено в части штрафа в размере 38 990,03 руб., в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выражая несогласие с оспариваемым решением, заявитель указывает на то, что Общество не осуществляло добычу торфа и песка с целью их реализации с карьера Т-2, находящегося в Пуровском районе пгт. Коротчаево, что подтверждается маркшейдерской съемкой. Торфо-песчаная смесь в объеме 15000 м3 приобретена в готовом виде у ООО «Бруклин» и реализовывалась в адрес заказчика ООО «ДСУ «Мостострой-11»; налоговым органом не проведен допрос руководителя ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС», допросы работников Общества, осмотр карьера, не истребованы документы у ООО «Бруклин».

По эпизоду включения расходов по доставке полезных ископаемых заявитель указывает на то, что налоговый орган не истребовал первичные документы, подтверждающие данную доставку, при уменьшении выручки от реализации добытых полезных ископаемых следует учитывать все расходы, осуществляемые налогоплательщиком в рамках комплекса технологических операций, связанных с добычей полезного ископаемого, в том числе погрузо-разгрузочные работы.

Также заявитель указывает о необоснованном начислении пени в период действия моратория.

Арбитражный суд считает решение Инспекции от 03.03.2023  № 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 24.07.2023 № 0611 законным и обоснованным.

ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» в спорный период являлось плательщиком налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее – НДПИ).

В соответствии со ст. 334 гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1. ст. 336 НКРФ).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого (п. 1 ст. 338 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для; целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 5.5% при добыче неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 4% при добыче торфа.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 340 НК РФ.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с вышеуказанным пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

В соответствии с приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме» стоимость единицы полезного ископаемого в случае оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из цен реализации определяются следующим образом:

v-сд

qp, где

V – выручка от реализации добытого полезного ископаемого, определенная исходя из цен реализации без налога на добавленную стоимость,

СД – сумма расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого;

QP – количество реализованного налогоплательщиком полезного ископаемого.

Согласно выписке из учетной политики организации ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого (посредством применения измерительных средств и устройств).

В соответствии с представленной налоговой декларацией по НДПИ за июнь 2022г. Общество рассчитывает налог по двум полезным ископаемым:

- песок – при выручке 1 120 000 руб. от реализации 3200 м3 добытого полезного ископаемого, заявляет расходы по доставке в размере 745 500 руб., в связи с чем стоимость единицы добытого полезного ископаемого составляет 117,03 руб.;

- торф - при выручке 1 819 200 руб. от реализации 1516 м3 добытого полезного ископаемого, заявляет расходы по доставке в размере 1 215 000 руб., в связи с чем стоимость единицы добытого полезного ископаемого составляет 398,55 руб.

При этом ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» уменьшило выручку от реализации добытых полезных ископаемых на сумму расходов по доставке до покупателей (ООО «Уренгойдорстрой», ООО «Севертрансруд», ООО «ДСУ «Мостострой-11»), при этом покупатели сами вывозили полезные ископаемые, добытые на месторождениях заявителя, также в расходы по доставке Общество включило расходы на погрузо-разгрузочные работы, которые не являются затратами, связанные с транспортировкой полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя, поскольку данные работы включаются непосредственно в процесс добычи полезных ископаемых.

Также налогоплательщик не отразил добычу торфа в объеме 15000 м.3, реализованного ООО «ДСУ «Мостострой-11».

В рамках камеральной налоговой проверки в ответ на требование налогового органа ООО «ДСУ «Мостострой-11» представлены документы, по результатам анализа которых установлено, что данное общество приобрело у ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» торфо-песчаную смесь в объеме 15 000 м3 на сумму 36 750 000 руб., что подтверждается счетом-фактурой от 21.06.2022 № 15. ООО «ДСУ «Мостострой-11» представлен акт сверки взаиморасчетов.

В пояснительной записке ООО «ДСУ «Мостострой-11» сообщает, что доставка песка осуществлялась транспортными средствами ООО «ДСУ «Мостострой-11» (самовывоз), погрузка песка осуществлялась силами ООО «ДСУ «Мостострой-11».

Контрагентом также представлены товарно-транспортные накладные на доставку торфо-песчаной смеси с указанием места погрузки – карьер Т-2, который указан в лицензии, полученной ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС».

Представленные в ходе проверки документы свидетельствуют о том, что Обществом не исчислен НДПИ по объему добытой торфо-песчаной смеси, реализованной по счету-фактуре от 21.06.2022 № 15 в адрес ООО «ДСУ «Мостострой-11», и Обществом не осуществлялась доставка полезного ископаемого до покупателя.

В ходе проведения проверки налоговым органом обоснованно установлено, что торфо-песчаная смесь, реализованная ООО «ДСУ «Мостострой-11», не приобреталась налогоплательщиком у ООО «Бруклин» ввиду следующего.

Приобретение полезных ископаемых у данного контрагента лишено всякого экономического смысла, поскольку Общество на основании выданных ему лицензий само осуществляет добычу песка и торфа.

ООО «Бруклин» имеет основной вид деятельности – строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (код ОКВЭД 42.21), а также 20 дополнительных видов деятельности, применяет упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов). У общества отсутствуют лицензии на пользование недрами, организация не представляет налоговые декларации по НДПИ, у общества отсутствуют имущество и транспортные средства.

У ООО «Бруклин» отсутствуют операции по расчетному счету по приобретению и реализации полезных ископаемых, также отсутствуют операции по оплате услуг контрагентов, оказывающих грузоперевозку полезных ископаемых. Вместе с тем в представленном договоре между Обществом и ООО «Бруклин» указано, что доставка производится силами поставщика.

Оплата за торфо-песчаную смесь в адрес ООО «Бруклин» от налогоплательщика не поступала.

В результате анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» установлено отсутствие операций по приобретению полезных ископаемых. Перечисление денежных средств на общую сумму 1 121 000 руб. с назначением платежа «частичное погашение задолженности по договору поставки от 19.05.2022 № 27/2022 за товар» в адрес ООО «Бруклин» произведено Обществом после обжалования решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган (09.06.2023, 15.06.2023, 16.06.2023).

Также Обществом не представлены товарно-транспортные накладные, путевые листы и иные документы, подтверждающие доставку ООО «Бруклин» в адрес ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС» торфо-песчаной смеси.

При анализе движения денежных средств по расчетному счету налогоплательщика Инспекцией установлено, что большая часть поступивших от реализации полезных ископаемых денежных средств перечислена Обществом на счета индивидуальных предпринимателей, с момента регистрации которых прошло менее года, а также организаций, имеющих признаки «транзитных».

В представленных Обществом маркшейдерских съемках отсутствуют подписи лиц, проводивших съемку, печать организации, проводившей съемку. Кроме того маркшейдерская съемка является графическим приложением к техническому отчету о проведении маркшейдерских работ и может быть отдельным документом, если в ней содержится дата проведения съемки, оборудование, которое использовалось при проведении работ, наименование участка недр, заказчик, исполнитель, система координат и другие данные, которые содержатся в техническом отчете.

Представленная Обществом статистическая отчетность 5-ГР за 2022 год не является подтверждением реальных объемов добытой торфо-песчаной смеси, поскольку заполняется налогоплательщиком самостоятельно и не подлежит проверке каким-либо контролирующим органом.

Относительно неправомерного включения Обществом в налоговую базу расходов по доставке полезного ископаемого на сумму 1 960 500 руб. арбитражный суд отмечает следующее.

Согласно п. 2 ст. 340 НК РФ если налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в подпункте 1 пункта 1 ст. 340 НК РФ, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя, а также на расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 340 НК РФ предусмотрено, что к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

Критерием отнесения затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, является цель их осуществления -обеспечение доставки полезного ископаемого до потребителя.

Поскольку доставка полезного ископаемого связана с необходимостью учета и управления такими операциями, поддержания в надлежащем состоянии территории, на которой осуществляется погрузка и разгрузка, учет общехозяйственных расходов в составе расходов по доставке полезного ископаемого не противоречит пункту 3 статьи 340 НК РФ.

Ограничительное толкование положения пункта 3 статьи 340 НК РФ привело бы в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам, осуществляющим доставку полезного ископаемого до потребителя самостоятельно, по сравнению с налогоплательщиками, привлекающими перевозчиков, стоимость услуг которых складывается из всех расходов, включая и общехозяйственные. Данный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 №1109/11.

В ходе проверки покупателями песка ООО «Уренгойдорстрой», ООО «Севертранснеруд», представлены документы (счета-фактуры, акты сверки взаимозачетов с ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС»), из которых следует, что они приобрели в июне 2022 года у налогоплательщика полезное ископаемое (торф, песок).

При этом погрузка и доставка полезного ископаемого осуществлялась ООО «Уренгойдорстрой», погрузка песка для ООО «Севертранснеруд» осуществлялась силами поставщика в транспорт покупателя.

В пояснительной записке ООО «Севертранснеруд» сообщило, что доставка песка осуществлялась транспортными средствами покупателя, погрузка песка – силами заявителя.

Как указано выше, контрагент ООО «ДСУ «Мостострой-11» также сообщил, что доставка песка осуществлялась им самостоятельно путем самовывоза. Погрузка песка осуществлялась силами ООО «МЕЖРЕГИОНТРАНС».

На основании изложенного следует, что налогоплательщик не осуществлял доставку полезного ископаемого до покупателей, погрузка полезного ископаемого осуществлялась при экскавации полезного ископаемого из недр, что является его добычей.

Таким образом, контрагентами Общества подтверждено, что налогоплательщик не осуществлял доставку полезного ископаемого до покупателя.

Относительно пеней арбитражный суд отмечает следующее.

В обжалуемом решении сумма пени указана 0 руб., в направленном Обществу Межрайонной ИФНС России № 14 по Тюменской области требовании № 1272 по состоянию на 23.05.2023 об уплате задолженности сумма пени составляет 1 153 148,06 руб.

При этом в настоящем деле оспаривается только решение Инспекции 03.03.2023  № 1474, принятое по результатам камеральной налоговой проверки, требование об уплате задолженности не оспаривается.

Соответственно, доводы заявителя о начислении пеней в завышенном размере в период моратория не подлежат оценке, поскольку данные доводы выходят за пределы предмета спора.

С учетом изложенного решение Инспекции от 03.03.2023  № 1474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения УФНС России по Тюменской области от 24.07.2023 № 0611 соответствует действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушает, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При обращении в суд с настоящим заявлением заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 4000 руб.

Государственная пошлина по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов составляет 3000 руб. и относится на заявителя, поскольку суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.167 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 25.08.2023, отменить с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб.

Решение может быть  обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.