АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-3422/2017
04 июля 2017 года
Решение в виде резолютивной части принято 21 июня 2017 года. Мотивированное решение по ходатайству ответчика изготовлено 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства заявление
ООО «Магна консалт»
к ИФНС России по г.Тюмени № 3
об оспаривании постановления от 1 февраля 2017 г. № 04-29/07-2017 о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО «Магна консалт» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с уточнённым в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением к Инспекции ФНС России по г.Тюмени №3 (далее – ответчик, Инспекция) о признании об оспаривании постановления от 1 февраля 2017 г. № 04-29/07-2017 о привлечении к административной ответственности.
На основании п.4 ч.1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чём стороны извещены надлежащим образом.
Заявленные требования Общество обосновало тем, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при оказании услуг населению могут осуществлять расчёты без применения ККТ и выдачи соответствующих бланков отчётности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего приём денежных средств за услуги общественного питания; покупатель в момент покупки с просьбой о выдаче товарного чека, квитанции не обратился; на выданном покупателю чеке присутствуют все необходимые реквизиты, кроме фамилии кассира и его подписи.
Согласно представленному отзыву ответчик заявленные требования не признаёт.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, учитывая требования части 7 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проверке судом оспариваемого постановления в полном объеме, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель ООО «Магна консалт» зарегистрирован в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1147232022959, директор - Мисько О.Б., Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в столовой «На сквере» по адресу: г.Тюмень, ул.Республики, 59.
На основании Поручения от 19.01.2017 №04-32/06-2017 должностными лицами Инспекции проведена проверка вышеуказанного объекта на предмет соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, в ходе которой 19.01.2017 обнаружено, что при осуществлении расчета за услугу общественного питания (компот, пирожное) произведён расчёт с использованием портативных систем электронных банковских переводов на общую сумму 94 руб. 00 коп.
В подтверждение оплаты покупателю выдан чек POS-терминала безналичной оплаты (терминальный СЛИП) от 19.01.2017 и чек чекопечатающей машины (ЧМП) от 19.01.2017 №0193 с указанием на нем ИНН 7202261022 и наименования ООО «Магна консалт».
Контрольно-кассовая техника при расчете не применялась, чек ККТ либо бланк строгой отчётности не выдан.
Результаты проверки оформлены актом от 19.01.2017 №04-17/03-2017.
Как установлено проверкой, Общество не имеет зарегистрированную ККТ.
По данному факту должностным лицом Инспекции в отношении Общества в присутствии его законного представителя - директора Мисько О.Б. составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2017 №04-28/05-2017 по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ - неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях.
По результатам рассмотрения протокола начальником Инспекции вынесено оспариваемое постановление от 01.02.2017 №04-29/07-2017, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ в виде предупреждения.
Оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещённого о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Решением УФНС России по Тюменской области от 03.03.2017 №11-13/03410С жалоба Общества на оспариваемое постановление оставлена без удовлетворения.
Согласно ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
При этом Инспекция заменила штраф на предупреждение в связи с тем, что Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и совершило административное правонарушение впервые.
Пунктом 1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п.2 этой же статьи при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД и оказывающие услуги общественного питания, обязаны руководствоваться п.2 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ (в редакции, действующей до 03.07.2016), согласно которому организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такое право за ними сохраняется до 1 июля 2018г. (п.8 ст.7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ).
П.2.1 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ (в редакции, действующей до 03.07.2016) предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
То есть п.2.1 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ содержит исключение и не может быть применим к организациям, оказывающим услуги общественного питания.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №359 утверждён Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники».
П.2 Порядка предусмотрено, что на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Согласно п.3 Порядка документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п.4 Порядка).
Выданный в рассматриваемом случае покупателю чек POS-терминала безналичной оплаты (терминальный СЛИП) и чек чекопетатающей машины (ЧМП) не соответствует требованиям приведённых норм.
Наличие у Общества статуса плательщика ЕНВД не является основанием для освобождения его от выдачи бланка строгой отчётности, обязанность выдавать бланки строгой отчётности не обусловлена требованием клиента выдать ему этот документ.
Таким образом, суд отклоняет довод заявителя о том, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при оказании услуг населению могут осуществлять расчёты без применения ККТ и выдачи соответствующих бланков отчётности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего приём денежных средств за услуги общественного питания; покупатель в момент покупки с просьбой о выдаче товарного чека, квитанции не обратился; на выданном покупателю чеке присутствуют все необходимые реквизиты, кроме фамилии кассира и его подписи.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается событие совершённого Обществом административного правонарушения по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Вина Общества в том виде, как она определена установлена налоговым органом и подтверждена материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина Общества заключалась в том, что оно не обеспечило соблюдение своим работником требований Федерального закона №54-ФЗ.
Из материалов административного дела усматривается, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено административным органом в рамках полномочий, предоставленных ему статьями 23.5 и 28.3 КоАП РФ, а также с соблюдением порядка и сроков давности привлечения к ответственности, предусмотренных главами 28 и 29, ст.4.5 и 29.6 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.167, 211 и 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения в Восьмой арбитражный апелляционный суд, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья
Коряковцева О.В.