НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 19.04.2007 № А70-596/2007

Арбитражный суд Тюменской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тюмень                                                                                           Дело № А-70-596/14-2007

25 апреля 2007  года

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2007 года.

            Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2007 года.

            Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Буравцовой М.А. при ведении судьей протокола судебного заседания,  рассмотрев  в  судебном  заседании  дело, возбужденное по заявлению

ЗАО «Монолитгражданстрой»

к Инспекции ФНС России по г. Тюмени № 3

о признании незаконными действий

при участии представителей сторон:

от заявителя – Молоткова А.В. (доверенность от 04.09.2006);

от налогового органа – Чиркова С.А. (доверенность от 03.07.2006);

установил:

закрытое акционерное общество «Монолитгражданстрой» (далее – ЗАО «Монолитгражданстрой») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции МНС России по г. Тюмени № 3 о признании незаконными действий налогового органа по истребованию документов, выраженные в требовании № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007 и обязании налогового органа отозвать требования № 12-16/2117/2574 от22.01.2007 о предоставлении документов и обязать выставить требование о предоставлении документов с соблюдением порядка, предусмотренного Налоговым Кодексом РФ.

В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования: просит признать незаконными действия налогового органа по истребованию документов, выраженные в требовании № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007.

На основании ст. 49 АПК РФ суд определил принять уточненные требования к рассмотрению.

            В отзыве на заявление  налоговый орган не согласен с заявленными требованиями, по основаниям.

            В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве.

  Рассмотрев  материалы  дела,  выслушав представителей сторон,  суд  считает,  что  заявленные требования   подлежат  частичному удовлетворению  по  следующим  основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговым органом 26.12.2006 принято решение № 257 о проведении выездной налоговой проверки ЗАО «Монолитгражданстрой» по вопросам правильности исчисления и достоверности поданных деклараций по НДС за период с 01.01.2003 по 31.12.2006; по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 (л.д.18).

26.12.2006 налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование № 12-16/2117 о предоставлении документов за период с 01.01.2003 по 30.09.2006 и получено заявителем 27.12.2006 (л.д.23).

20.01.2007 налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование № 12-16/2117-2 о предоставлении документов  за период 01.01.2003 по 31.12.2006 и получено заявителем 22.01.2207 (л.д. 24).

22.01.2007 налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование № 12-16/2117/2574 о предоставлении документов за период с 01.10.2006 по 31.12.2006,  направлено в адрес заявителя почтой, получено заявителем 29.01.2007 (л.д. 8).

Налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование № 12-16/2388 о предоставлении документов за период с 01.01.2003 по 31.12.2006, получено заявителем 20.02.2007 (л.д. 25).

В силу ч. 4 ст. 200 и ч. 2 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ (в редакции до 1.01.2007) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

С 1.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в ст. 93 НК РФ.

В новой редакции ст. 93 НК РФ сказано, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Согласно п.п.13 и 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ  налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 года, проводятся в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, не завершенные до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст. ст. 80 и 89 НК РФ целью выездной налоговой проверки является установление правильности исчисления налогоплательщиком налоговой базы и суммы налога или налогов.

Должностному лицу налогового органа предоставлено право истребовать у налогоплательщика дополнительные документы в рамках осуществления проверки в целях необходимости подтверждения положений налоговой декларации, правомерности принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы.

Суд считает, что направление заявителю – ЗАО «Монолитгражданстрой»  требования о представлении документов № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007 в рамках проведения выездной налоговой проверки соответствует положениям ст. ст. 89, 93 НК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Вместе с тем, суд считает, что действия налогового органа, выразившиеся в истребовании документов, указанных в пунктах  4, 6, 9, 11, 12 требования № 12-16/2117/2574 незаконны и не соответствуют Налоговому кодексу РФ.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В пп.1 п.1 ст. 31 НК РФ установлено право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Порядок истребования документов установлен в ст. 93 НК РФ в соответствии с которой должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. При этом ст. 89 НК РФ предоставляет налоговому органу право запрашивать не любые документы, а только те, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Судом установлено, что налоговым органом требование от 22.11.2006 № 12-16/2117 выставлено в связи с  проверкой правильности исчисления и уплаты НДС за период с 01.10.2006 по 31.12.2006. При этом в указанном требовании у заявителя в числе прочих документов запрошены регистры бухгалтерского учета согласно ст. 313 НК РФ (п. 11 требования).

Суд считает, что истребование регистров бухгалтерского учета согласно ст. 313 НК РФ неправомерно.

При исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик имеет право, применяя ст. 171 НК РФ, уменьшить общую сумму налога на установленные этой статьей налоговые вычеты.

 В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, при условии принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Т.о., положениями ст. ст. 171, 172 НК РФ прямо не предусмотрено предоставление регистров бухгалтерского учета в качестве оснований для применения налогового вычета.

Судом установлено и материалами дела подтверждаются факты неоднократного истребования налоговым органом у ЗАО «Монолитгражданстрой» одних и тех же документов: требование № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007 - п. 4 Книги продаж, книги покупок за проверяемый период; п. 6 Главная книга; п. 9 Копии Приказов об учетной политике предприятия за проверяемый период; п. 12 Приказ об учетной политике (л.д. 8); данные документы были истребованы требованием № 12-16/2117-2 от 20.01.2007 – п. 1, п. 4, п. 5 (л.д. 24).

Кроме того, судом установлено, что требование № 12-16/2117-2 от 20.01.2007 было вручено представителю заявителю 22.01.2007 со сроком представления документов в 5-дневный срок; требование № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007 направлено по почте и получено заявителем 29.01.2007.

Доказательств неисполнения налогоплательщиком требования № 12-16/2117-2 от 20.01.2007, а именно п.1, п.4, п.5,  в пятидневный срок с момента получения (22.01.2007),  налоговым органом не представлено.

Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном истребовании одних и тех же документов в отсутствии доказательств об их непредставлении, суд приходит к выводу о незаконности истребования повторно копий документов, указанных в п.4, п.6, п.9, п.12 требования № 12-16/2117/2574 от 22.01.2007. 

В силу вышеизложенного требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным  судом со стороны. В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Поскольку заявленные требования удовлетворены частично, государственная пошлина  подлежит взысканию пропорционально размеру удовлетворенных требований Инспекции  ФНС РФ по г. Тюмени № 2.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

            Признать незаконными и несоответствующими Налоговому кодексу РФ действие Инспекции ФНС РФ по г. Тюмени № 2, выразившееся в истребовании документов, указанных в пунктах 4, 6, 9, 11, 12 требования о предоставлении документов от 22.01.2007 № 12-16/2117/2574.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Инспекции ФНС РФ по г. Тюмени № 2 в пользу ЗАО «Монолитгражданстрой» судебные расходы по уплате госпошлины в размере 769 руб.

Выдать исполнительный лист  после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Тюменской области.

Судья                                                             Буравцова М.А.