НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 18.06.2020 № А70-5644/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-5644/2020

26 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2020 года. Полный текст решения изготовлен 26 июня 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шрамовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного автономного учреждения Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области» (ОГРН 1137232022333, ИНН 7202246112)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799)

об оспаривании в части решения по делу № 072/07/18.1-268/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.01.2020,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Общество с ограниченной ответственностью «Квинтерра»,

при участии  

от заявителя - Гусева А.А. на основании доверенности от 09.01.2020 № 2/20,

от ответчика – Мадеев С.А. на основании доверенности от 18.05.2020 №22,

установил:

Государственное автономное учреждение Тюменской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области»  (далее – заявитель, Учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – ответчик, Управление,  антимонопольный орган) об оспаривании в части решения по делу №072/07/18.1-268/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 14.01.2019.

Определением от 20.04.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Квинтерра» (далее – третье лицо, ООО «Квинтерра»).

Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, для участия в судебное заседание не явилось.

Дело рассматривается в отсутствие  третьего лица.

Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Как следует из материалов дела, 11.12.2019 Извещением № 31908649231 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Учреждение объявило о проведении аукциона на оказание услуг по уборке помещений, а также разместило Документацию об аукционе в электронной форме №123-АЭ/19.

Начальная  цена договора установлена в размере 10 363 956 руб.

23.12.2019 ООО «Квинтерра» обратилось в Управление с жалобой на действия заказчика  при проведении аукциона в электронной форме.

По мнению подателя жалобы, требования, установленные пунктом 8 «Информационной карты» Документации, нарушают положения норм действующего законодательства о закупках.

Рассмотрев жалобу ООО «Квинтерра» и материалы дела № 072/07/18.1-268/2019, Управлением 14.01.2020 было вынесено оспариваемое решение, которым жалоба была признана обоснованной.

Пунктом 2 оспариваемого решения Управление признало Учреждение нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учреждению выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому  надлежит совершить следующие действия:

- внести изменения в Документацию о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке, с учетом принятого Комиссией Управления решения по делу №072/07/18.1-268/2019;

 - продлить срок подачи заявок, провести закупку в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положения о закупке Учреждения, документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке (извещение № 31908649231);

- разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в пунктах  1 - 3 предписания;

- представить в Управление доказательства исполнения предписания необходимо не позднее 5 дней со дня исполнения предписания.

Полагая, что вышеуказанное решение антимонопольного органа не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В заявлении Учреждение пояснило, что в документации о проведении аукциона в электронной форме (проект договора) Заказчиком прямо установлена обязанность исполнителя оказывать услуги лично, что не нарушает требования  закона. Установление квалификационного требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки декларации об обязательстве иметь/заключить трудовые договоры с персоналом и уплачивать необходимые налоги и взносы в соответствии с законодательством РФ, который будет привлечен к оказанию услуг, не нарушает принципов закупки. Квалификационное требование о предоставлении декларации не носит оценочный характер, выполнение данного квалификационного требования измеримо с условиями документации, не влияет на конкуренцию и не ограничивает количество участников закупки. Выводы Управления заявитель находит неверными, нарушающими право Заказчика на установление квалификационного требования к участникам закупки, что не позволяет применить Положение о закупке товаров.

Возражая против заявленных требований, Управление в отзыве полностью поддержало позицию и выводы оспариваемого решения. Антимонопольный орган полагает, что действия Заказчика, установившего в Документации требование о предоставлении участником копии утвержденного штатного расписания, действующего на дату подачи заявки, а также  декларации об обязательстве иметь/заключить трудовые договоры и уплачивать необходимые налоги и взносы в соответствии с законодательством РФ с персоналом, который будет привлечен к оказанию услуг по предмету закупки, противоречит закону.

В дополнительных возражениях Управлением поддержана изложенная позиция, а также сделан вывод о том, что квалификационное требование о представлении в составе заявки на участие в закупки декларации об обязательстве иметь/заключить трудовые договоры с персоналом и уплачивать необходимые налоги и взносы, является избыточным.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат  по нижеследующим основаниям.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг определены в Федеральном законе от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке) (часть 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ предусматривает, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из материалов дела, 11.11.2019 решением Наблюдательного совета утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Учреждения, а также Документация о закупке, которые опубликованы в установленном порядке.

Предметом электронного  аукциона явилось  оказание услуг по уборке помещений.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, содержатся в пунктах 3, 5, 7 Информационной карты Документации; перечень документов, предоставляемых участниками закупки, в целях подтверждения соответствия установленным Документацией требованиям, определен в пунктах 4, 6, 8 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации для подтверждения соответствия квалификационным требованиям, участнику закупки в составе заявки необходимо представить документы, перечень которых поименован в пункте 8 Информационной карты Документации.

Пунктом 8 «Информационной карты» Документации установлен перечень документов, представляемых участником закупки для подтверждения его соответствия квалификационным требованиям.

1) копия утвержденного штатного расписания, действующего на дату подачи

заявки участником закупки;

2)         декларация об обязательстве иметь/заключить трудовые договоры и уплачивать необходимые налоги и взносы в соответствии с законодательством РФ с персоналом, который будет привлечен к оказанию услуг по предмету закупки;

3)         иные документы по усмотрению участника, подтверждающие его возможность исполнить условия договора;

4)         копии исполненных договоров за последние три года, предшествующие дате подачи заявки, стоимость услуг, которых составляет не менее 50 % от начальной (максимальной) цены настоящего аукциона, с приложением копий актов оказанных услуг и (при этом к рассмотрению принимается не более 1 договора от 1 заказчика). Договоры, которые были расторгнуты по любым основаниям к рассмотрению не принимаются;

5)         наличие положительных отзывов (благодарственных писем, отзывов), полученных участником закупки от заказчиков в результате исполненных аналогичных договоров на оказание услуг по уборке в течение 3-х последних лет до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупки (не менее чем от 5-ти Заказчиков);

6)         копия отчета о проведении специальной оценки условий труда, в том числе сводной ведомости результатов проведения специальной оценки труда; Специальная оценка условий должна быть проведена в условиях, аналогичных условиям на объектах Заказчика (техническое задание);

7)         копии инвентарных карточек на оборудование, указанное в Техническом задании   (часть   3   документации)   или    иных   документов,   подтверждающих фактическое наличие и владение на любом законном основании участником закупки оборудованием, указанным в Техническом задании (часть 3 документации);

8)         Описание, буклеты, фото или иные документы по усмотрению участника закупки, отражающие комплектность, внешний вид форменной одежды (униформы) персонала.

Заявитель выражает несогласие с выводами Управления относительно неправомерности установленного заказчиком квалификационного требования о наличии у участника закупки соответствующих трудовых (кадровых) ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, для подтверждения соответствия которому участнику необходимо представить:

- копию утвержденного штатного расписания, действующего на дату подачи заявки участником закупки;

- декларацию об обязательстве иметь/заключить трудовые договоры и уплачивать необходимые налоги и взносы в соответствии с законодательством РФ с персоналом, который будет привлечен к оказанию услуг по предмету закупки.

Вместе с тем, суд разделяет вывод Управления о том, что Документацией, а также действующим законодательством не запрещено выполнять работы по договору (части работ) посредством заключения договора с третьими лицами (договора подряда).

В связи с чем, установление обязанности исполнителя оказывать услуги лично, противоречит требованиям  закона.

Кроме того, суд также находит обоснованным вывод Управления, что обозначенное выше требование налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в аукционе, поскольку участник закупки на день подачи заявки для участия в аукционе уже должен иметь в штате соответствующих специалистов.

По верному утверждению антимонопольного органа, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам аукциона. Суд отмечает, что кадровые ресурсы могут быть привлечены после подведения итогов закупки, в случае признания участника победителем закупки.

Суд разделяет вывод Управления относительно избыточности рассматриваемого квалификационного требования, поскольку участнику закупки поставлены практически невыполнимые условия (обязательства).

Так, согласно Приложению №4 к проекту договора, минимальное общее количество квалифицированных постоянных сотрудников для выполнения работ составляет - 22 человека.

В соответствии с пунктом 8 Формы заявки в случае, если предложения участника закупки будут признаны лучшими, участник обязуется подписать и передать Заказчику договор оказания услуг в срок не позднее 7 рабочих дней с даты размещения протокола подведения итогов аукциона в ЕИС.

Принимая во внимание даты начала срока подачи заявок (11.12.2019) и подведения итогов (30.12.2019), суд приходит к выводу о том, что в течение столь короткого срока, с учетом периода праздничных (новогодних) нерабочих дней в январе 2020 года, участнику аукциона будет крайне затруднительно заключить 22 трудовых договора с квалифицированным персоналом.

Суд полагает, что установление указанных выше квалификационных требований, являющихся основанием для допуска к участию в закупке,  нарушает часть 1 статьи 2 и часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом, антимонопольным органом сделан верный вывод о том, что Учреждением нарушены требования Закона №223-ФЗ.

Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив имеющиеся материалы дела, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления вынесено с соблюдением процедуры принятия жалобы ООО «Квинтерра». Выводы, содержащиеся в указанном решении, являются обоснованными и не нарушают права и законные интересы Учреждения.

Таким образом, суд находит оспариваемое решение от 14.01.2020 по делу № 072/07/18.1-116/2019  законным и обоснованным, вывод Управления о нарушении заявителем части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ правильным и доказанным.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение, вынесенное по делу № 072/07/18.1-268/2019 является законным и обоснованным, а соответственно, не подлежит признанию недействительным.

В связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований Учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

 Судья

Безиков О.А.