НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 17.12.2020 № А70-17294/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17294/2020

24 декабря 2020 года

резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2020 года

решение в полном объеме изготовлено 24 декабря 2020 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

частного образовательного учреждения «Еврогимназия» (ОГРН 1197232013681, ИНН 7224080855, дата регистрации: 29.05.2019, адрес: 625501, Тюменская область, Тюменский район, деревня Дербыши, ул.Академическая, д.2)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области  о признании недействительным решения № 7089 от 07.07.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, о признании действий должностных лиц налогового органа незаконными,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Малецкий А.А., Пыжова О.М., Смолина М.А., по доверенности от 12.11.2020,

от ответчика – Заровнятных А.В., по доверенности от 20.08.2020,

            установил:

частное образовательное учреждение «Еврогимназия» (далее – заявитель, Учреждение, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Тюменской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения № 7089 от 07.07.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, о признании действий должностных лиц налогового органа незаконными.

Представители заявителя требования поддерживают в полном объеме.

Представитель ответчика заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве на заявление, согласно которому просит суд в их удовлетворении отказать.

Как следует из материалов дела, Инспекцией  07.07.2020 было вынесено решение № 7089 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств в связи с непредставлением заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2019 года со сроком представления 27.01.2020.

В связи с тем, что Обществом 06.08.2020 сдана налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 года, 07.08.2020 Инспекцией было вынесено решение № 7447 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Не согласившись с Решением № 7089 Инспекции, Общество 25.09.2020 обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

УФНС России по Тюменской области по результатам рассмотрения жалобы Общества решением от 05.10.2020 № 428 оставило жалобу Учреждения на решение Инспекции от 07.07.2020 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, без удовлетворения.

Заявитель, полагая, что решением № 7089 Инспекции нарушаются его права и законные интересы обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением о признании его незаконным.

Выражая несогласие с Решением № 7089 Инспекции, Общество приводит следующие доводы:

– применение субъектами малого и среднего предпринимательства такого режима налогообложения, как упрощённая система налогообложения (далее – УСН), носит уведомительный, а не разрешительный характер;

– общество применяет УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», с даты государственной регистрации  –  29.05.2019;

– общество направило 10.06.2019 в Инспекцию уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1 АО «Почтой России» простым письмом; в качестве подтверждения Общество представило в суд копию уведомления от 10.06.2019, а также указывает на запись в журнале исходящей корреспонденции о направлении заявления АО «Почта России»;

–  общество зарегистрировало контрольно-кассовый аппарат (далее – ККТ) в налоговом органе; при регистрации ККТ и установлении программного обеспечения был выбран режим налогообложения, а именно УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», первый чек пробит 22.07.2019;

– обществом приобретена программа для составления и отправки отчётности в государственные органы  –  СБИС ЭО –  Базовый, УСНО;

– инспекция своевременно не запрашивала у Общества налоговые декларации по НДС за 2, 3 и 4 кварталы 2019 года, по налогу на прибыль организаций за полугодие 2019 года, 9 месяцев 2019 года и 2019 год; инспекция не приостанавливала операции по расчётным счетам в банках на основании непредставления отчётности в срок, установленный налоговым законодательством Российской Федерации;

– анализ выписки банка за период июнь-сентябрь 2019 года был проведён Инспекцией до 14.02.2020, следовательно, в налоговом органе имелись сведения о применении Обществом УСН;

– Общество представляло расчёты по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года и 2019 год с кодом тарифа 10, который установлен для плательщиков страховых взносов  –  некоммерческих организаций, применяющих УСН;

– Обществом 31.03.2020 по телекоммуникационным каналам связи представлена в Инспекцию налоговая декларация по УСН за 2019 год с исчисленной суммой налога в размере 235 343 рублей и получена квитанция о приеме налоговой декларации налоговым органом;

– общество производило уплату авансового платежа и уплату по УСН за 2019 год;

– отсутствие уведомления о переходе на УСН не является основанием для перехода на общий режим налогообложения в случае, если налоговая инспекция отражала в лицевом счёте налогоплательщика начисление и уплату налога по УСН.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, пояснения сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Форма уведомления о переходе на УСН установлена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

Таким образом, из вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для признания вновь созданной организации в качестве налогоплательщика, применяющего УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, указанная организация должна представить в налоговый орган уведомление о переходе на УСН в срок, установленный пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные подпунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае представления в 2019 году организацией, указанной в пункте 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, уведомления о переходе на УСН за пределами срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, такая организация согласно пункту 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вправе перейти на УСН только со следующего календарного года, то есть с 2020 года.

Как установлено судом, заявитель зарегистрирован и поставлен на учёт в Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области  29.05.2019.

31.03.2020 Обществом по телекоммуникационной системе (далее – ТКС) представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год.

В ходе камеральной налоговой проверки на основе указанной налоговой декларации Учреждения Инспекцией установлено, что 30.12.2019 заявитель направил в Инспекцию уведомление о переходе на УСН с 29.05.2019.

Указанное уведомление направлено Обществом за пределами срока, установленного пунктом 2  статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем Общество в силу пункта 1 статьи  346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вправе применять УСН только с 2020 года.

Довод Общества о направлении 10.06.2019 в Инспекцию простым почтовым отправлением уведомления о переходе на УСН со ссылкой на имеющиеся у Общества копию данного уведомления, заверенную подписью руководителя Учреждения и оттиском печати Учреждения, а также запись в журнале исходящей корреспонденции о направлении уведомления о переходе на УСН через АО «Почта России» не может быть принят судом во внимание, поскольку указанные документы достоверно не свидетельствуют о направлении 10.06.2019 Учреждением уведомления о переходе на УСН, а инспекция утверждает, что указанное уведомление от заявителя не получало.

Как следует из материалов дела, Инспекция направила по ТКС в адрес Учреждения информационное письмо от 25.12.2019 № 261, в котором указала о том, что по данным Инспекции Общество применяет общую систему налогообложения с 29.05.2019, а также имеется переплата в карточке расчётов с бюджетом «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов» в сумме 175 502 рублей, уплаченная 25.10.2019.

Кроме того, Инспекция направила Обществу требование от 08.05.2020 № 3395 о представлении пояснений, в котором Учреждению сообщено, о том, что в ходе камеральной налоговой проверки проведенной на основе полученной от заявителя налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год установлено отсутствие у Общества обязанности по представлению данной налоговой декларации за 2019 год, а также указано на необходимость представления налоговой отчетности за 2019 год по общей системе налогообложения, что одновременно носило информационный характер с целью предупреждения Общества о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Судом также установлено, что помимо требования от 08.05.2020 № 3395 Инспекция также направила в адрес Общества по ТКС:

информационное письмо от 25.12.2019 № 261, в котором сообщила, что заявитель применяет общую систему налогообложения с 29.05.2019 и имеет переплату согласно карточке расчетов с бюджетом «Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов», в сумме 175 502 рубля;

информационные письма от 12.02.2020 № 1017, от 12.05.2020 № 1134, в которых сообщила, следующее: Общество зарегистрировано 29.05.2019; уведомление о переходе на УСН получено Инспекцией 30.12.2019, и, соответственно, отчетность по УСН может быть представлена за период, начиная с 01.01.2020; Обществу необходимо представить в Инспекцию налоговые декларации по НДС за 2, 3, 4 кварталы 2019 года и налогу на прибыль организаций за 6, 9, 12 месяцев 2019 года, поскольку Общество в период с 29.05.2019 по 31.12.2019 находилось на общей системе налогообложения;

   требование от 04.03.2020 № 924 о представлении пояснений в связи с
представлением Обществом расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, в
котором Обществом указан код тарифа «10», применяемый плательщиками страховых
взносов, которыми являются некоммерческие организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения и осуществляющие в соответствии с учредительными
документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных
исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства
(деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за
исключением профессионального);

информационное письмо от 02.06.2020 №10-33/006133@, в котором Обществу
сообщено о том, что по результатам анализа представленных Обществом
расчетов по страховым взносам за 9 и 12 месяцев 2019 года установлено неправомерное
применение Заявителем пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Общество не подавало заявление о переходе на УСН в 2019 году.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.

Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (пункт 2 статьи 22, подпункты 1 и 5 пункта 1 статьи 31, пункт 2 статьи 32 Налогового кодекса) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017).

Таким образом, с учетом представленных доказательств, руководствуясь вышеизложенными разъяснениями высшей судебной инстанции, суд пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что Инспекцией тем или иным образом признавалась обоснованность применения Обществом УСН.

С учетом изложенного, суд считает, что в данном случае  отсутствие уведомления о переходе на УСН, поданного в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, при отсутствии одобрения Инспекции  о применении УСН Обществом дает право для вывода об отсутствии у заявителя права на применение УСН в 2019 году. Доводы заявителя в данном случае основаны на неверном толковании норм налогового права и правоприменительной практики высшей судебной инстанции.  

На основании подпунктов 1, 4, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, и не оспаривается  Обществом, что заявитель с момента постановки на учёт в Инспекции не исполнял обязанности, предусмотренные для налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения: не представлял налоговую отчётность и не уплачивал налоги, в том числе НДС, налог на прибыль организаций.

В связи с чем, Инспекция неоднократно направляла в адрес заявителя  информационные письма и требования о представлении пояснений, в которых Инспекция информировала Общество о необходимости представления налоговой отчётности по общей системе налогообложения за 2019 год.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, порядок и условия их применения установлены главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации – в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке и перевод его электронных денежных средств.

Поскольку Общество не приобрело в установленном порядке право применения УСН, Инспекция направила заявителю информационные письма от 12.02.2020 № 1017 и от 12.05.2020 № 1134 о представлении налоговых деклараций по НДС и применению обеспечительных мер в виде приостановления движения денежных средств по банковскому счёту.

В связи с непредставлением Обществом налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года со сроком представления 27.01.2020 Инспекцией 07.07.2020 было вынесено решение №7089 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Обозначенное решение направлено 07.07.2020 в адрес ПАО «Сбербанк России» посредством электронной связи и в адрес заявителя по ТКС, что подтверждается соответствующей квитанцией об отправке (Обществом получено 10.07.2020, что подтверждается квитанцией о приеме).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации  решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ, отменяются решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации.

В связи с тем, что Обществом 06.08.2020 сдана налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 года, 07.08.2020 Инспекцией было вынесено решение № 7447 об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Таким образом, на настоящий момент отсутствует какое-либо решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств нарушающее права Общества.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, требований налогового  законодательства, позиций высшей судебной инстанции суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных частным образовательным учреждением «Еврогимназия»  требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может  быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.