НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 17.09.2018 № А70-13398/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-13398/2017

24 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой А.С., рассмотрев дело, возбужденное по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «МПФ «Капитель»

к ИФНС России по г.Тюмени № 3, УПФР в г.Тюмени Тюменской области

о признании безнадежной к взысканию задолженности в размере 87 767 руб. взносы на страховую часть пенсии и 75 406,90 руб. пени,

об обязании ИФНС России по г.Тюмени № 3 перечислить незаконно взысканную сумму 75 406,90 руб., на расчетный счет заявителя,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Давыдов Э.Г. на основании доверенности от 01.03.2018 №1,

от ИФНС России по г.Тюмени № 3: Дьяченко О.А. на основании доверенности от 09.01.2018,

от УПФР в г.Тюмени Тюменской области: Кудрявцева Н.М. на основании доверенности от 29.11.2017 №76/17,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МПФ «Капитель» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени №3 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган), а также к УПФР в г.Тюмени Тюменской области (далее – второй ответчик, Управление) о признании безнадежной к взысканию задолженности в размере 87 767 руб. взносы на страховую часть пенсии и 84 804,40 руб. пени на период с 16.01.2009 по 04.10.2017, об обязании ИФНС России по г.Тюмени № 3 перечислить незаконно взысканную сумму 84 804,40 руб., на расчетный счет заявителя.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19 февраля 2018 по настоящему судебному делу заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Суд решил признать безнадежной ко взысканию задолженность ООО «МПФ «Капитель» по страховым взносам в сумме 87 767 руб., возникшую за период с 2008 по 2009 годы и пени в сумме 84 804,40 руб. за период с 16.01.2009 по 04.10.2017. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 исключить вышеуказанные суммы из состава задолженности заявителя. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени No3 возвратить ООО «МПФ «Капитель» из соответствующего бюджета 84 804,40 рублей.

В процессе исполнения данного решения суда обнаружились обстоятельства, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю.

А именно, установлено, что сумма, указанная в резолютивной части решения суда от 19.02.2018, в размере 84 804.40 руб. сложилась из сумм пени по страховым взносам за период с 16.01.2019 по 04.10.2017 в размере 75 406.90 руб. и суммы исполнительского сбора в размере 9 397.50 руб.

В связи с чем, проверив обоснованность заявления Инспекции и указанных в нем обстоятельств, решением от 03.09.2018 суд отменил решение по делу № А70-13398/2017 от 19.02.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в полном объеме, с учетом последнего уточнения, просит признать безнадежной к взысканию задолженность в размере 87 767 руб. взносы на страховую часть пенсии и 75 406,90 руб. пени на период с 16.01.2009 по 04.10.2017, обязать ИФНС России по г.Тюмени № 3 перечислить незаконно взысканную сумму 75 406,90 руб., на расчетный счет заявителя.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность с 26.10.2014.

Управлением установлена задолженность Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 87 767 руб., а также пени в размере 70 734,35 руб.

Управление в отзыве пояснило, что спорная задолженность образовалась за период 2008-2009 гг. и до настоящего времени Обществом не уплачена. Сведения о задолженности по страховым взносам и пени в указанной выше сумме были переданы в налоговый орган по состоянию на 31.12.2016.

Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, доводы Общества основаны на том, что по состоянию на 01.01.2017 задолженность фактически отсутствует, в отчетности отражена переплата. Из заявления Общества следует, что выставленные ранее пени и штрафы оплачены. Срок давности взыскания задолженности пропущен, процедура взыскания нарушена.

В уточнении к заявлению Общество также пояснило, что налоговый орган не взыскивает общую сумму основного долга, а производит списание с расчетного счета денежных средств на погашение пени. Размер задолженности по пени неизвестен. Соответствующее требование в адрес Общества не поступало.

Таким образом, заявитель просит суд признать спорную задолженность безнадежной к взысканию, а также обязать Инспекцию перечислить незаконно взысканную сумму 75 406,90 руб. на расчетный счет заявителя.

В представленном отзыве Инспекцией подтвержден факт наличия у Общества задолженности в обозначенной сумме, а также приведены доводы о принятых мерах по взысканию спорной задолженности. По мнению налогового органа, основания для списания задолженности отсутствуют.

Второй ответчик считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, полагает, что размер задолженности, а равно факт неуплаты подтвержден материалами дела.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон «212-ФЗ).

Организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов (подпункт 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Согласно части 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Из пояснений Управления судом установлено, что сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 87 767 рублей и пени в размере 70 734,35 рублей, переданная в налоговый орган по состоянию на 31.12.2016, образовалась за периоды 2008-2009 гг. на основании представленных страхователем ведомостей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и реестра поступления платежей.

Из дополнений к отзыву Управления также следует, что в разделе 5 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год (данный вид отчетности предусмотрен с 01.01.2010) заявитель отразил сумму задолженности по страховым взносам, образовавшуюся на 31.12.2009, которая составила 87 767 рублей, что соответствует сумме задолженности, переданной в налоговые органы. Оплата задолженности по страховым взносам с 2011 года и по настоящее время Обществом не производилась, в связи с чем, на данную задолженность начислены пени.

Управление также полагает, что им были своевременно приняты предусмотренные законодательством меры по взысканию недоимки по страховым взносам и пеням.

В обоснование доводов в материалы дела представлены следующие требования об уплате: №2864 по состоянию на 29.09.2008 на общую сумму 49 425,01 руб. по сроку уплаты 15.10.2008, №104 по состоянию на 22.06.2009 на общую сумму 157 915,82 руб. по сроку уплаты 10.07.2009, №1354 по состоянию на 06.10.2009 на общую сумму 21 463,02 руб., №2985 по состоянию на 30.11.2009 на общую сумму 25 029,79 руб. по сроку уплаты 18.12.2009, №08200240106117 от 20.10.2014 на сумму 15 881,44 руб. по сроку уплаты 08.11.2014, №97 от 21.10.2014 на сумму 40 926,38 руб. по сроку уплаты 06.11.2014.

Кроме того, в отношении задолженности по виду платежа пени в материалы дела представлены следующие требования об уплате, выставленные Инспекцией в адрес Общества: №082 002 14 ТН 0106117 от 21.10.2014 на сумму 15 881,44 руб. со сроком уплаты 07.11.2014, №0822S01170543136 от 09.01.2017 на сумму 4 672,55 руб. по сроку уплаты 01.04.2017, № 082S01170025595 от 09.01.2017 на сумму 26 011,23 руб. по сроку уплаты 01.04.2017, №082S01170543074 от 09.01.2017 на сумму 32 973,34 руб. со сроком уплаты до 01.04.2017.

Суд также установил, что Управлением были приняты меры принудительного взыскания задолженности: Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 22.10.2008 №543 и решение о взыскании недоимки от 22.10.2008 №546 на сумму 49 425,01 руб., Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.10.2009 №3340 и решение о взыскании недоимки от 30.10.2009 №3340 на сумму 21 463,02 руб., решение о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках от 11.12.2014 №082 002 14 ВД 0043559.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон №243-ФЗ).

Частью 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Закон №212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ).

В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе, возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.

Учитывая, что по состоянию на 31.12.2016 страховые взносы за период с 2002-2009 гг. Обществом не уплачены, сведения о задолженности по страховым взносам в размере 87 767 руб. и пени в сумме 70 734,35 руб. были переданы ответчиком в налоговый орган.

Согласно базе данных ПК ЭОД Инспекции в карточке лицевого счета Общества отражены следующие сведения:

- «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 2002 по 2009 гг.» задолженность по страховым взносам в размере 87 767 руб., по пени в размере 70 734,35 руб. (входящие сальдо из органов Пенсионного фонда РФ по сроку уплаты 01.01.2017);

- «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды с 2002 по 2009 гг.» (входящие сальдо из органов Пенсионного фонда РФ по сроку уплаты 01.01.2017) переплата в размере 5 264 руб., задолженность по пени в размере 4 672,55 руб.

Суд установил, что в связи с наличием обозначенной выше задолженности по страховым взносам и пени, налоговым органом приняты Решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках №№ 36391, 36392 от 05.04.2017, № 36915 от 06.04.2017, № 08200214ВД0043559 от 11.12.2014.

На основании указанных решений были выставлены инкассовые поручения.

Так, задолженность по страховым взносам в размере 70 734,35 руб. взыскана в принудительном порядке, что подтверждается платежными поручениями №116607 от 04.08.2017, № 116557 от 04.08.2017, №№ 410710, 410711, 410712 от 13.10.2017, отраженными в выписке по лицевому счету.

Задолженность по пени по страховым взносам в размере 4 305,77 руб. и 366,77 руб., взыскана в принудительном порядке, что подтверждается платежными поручениями №116600 от 04.08.2017, № 116554 от 04.08.2017, отраженными в выписке по лицевому счету.

По состоянию на 26.01.2018 за Обществом числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 2002 по 2009 гг. в размере 87 767 руб., что подтверждено материалами настоящего дела.

Суд установил, что в силу отсутствия технической возможности налоговый орган не производит взыскание задолженности в обозначенной выше сумме, при этом продолжает начислять пени и производит списание с расчетного счета Общества денежных сумм на погашение пени в размере 75 406,90 руб.

Удовлетворяя требования заявителя, суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 22 Закона №212-ФЗ (действующий в спорный период) требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу части 2 статьи 22 Закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки, пени и штрафов направляется плательщику в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона №212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Частью 5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Таким образом, процедура предъявления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов является необходимым условием для последующего принудительного взыскания денежных средств с плательщика взносов, так как в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого Закон №212-ФЗ связывает возникновение у органа контроля за уплатой страховых взносов права принудительного взыскания в бесспорном порядке указанной в требовании задолженности.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона №212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

При этом факт направления в адрес плательщика страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов без соответствующих доказательств получения плательщиком страховых взносов требования свидетельствует о невыполнении органом контроля за уплатой страховых взносов составной части процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате страховых взносов нормативных положений пункта 7 статьи 22 Закона №212-ФЗ, согласно которым орган контроля за уплатой страховых взносов обязан подтвердить как факт, так и дату получения плательщиком страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам.

Регламентируемая законодателем процедура направления требования является гарантией прав плательщика страховых взносов, в том числе, при принудительном взыскании задолженности, поэтому нарушение органом контроля за уплатой страховых взносов данной процедуры следует рассматривать как существенное нарушение прав плательщика страховых взносов.

В нарушение изложенных выше норм, в материалы дела не представлены доказательства направления в адрес Общества и получения последним требований об уплате №2864 по состоянию на 29.09.2008, №104 по состоянию на 22.06.2009, №1354 по состоянию на 06.10.2009, №2985 по состоянию на 30.11.2009, №08200240106117 от 20.10.2014, №97 от 21.10.2014.

Таким образом, из имеющихся материалов дела усматривается несоблюдение Управлением процедуры взыскания задолженности по страховым взносам и пени с Общества.

Невыполнение соответствующего требования является препятствием для дальнейшей реализации рассматриваемой процедуры принудительного взыскания, в том числе, для вынесения решений об обращении взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках или о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика взносов, а также для обращения в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов причитающейся к уплате суммы таких взносов.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовые основания для передачи спорной задолженности в налоговый орган фактически отсутствовали.

Судом также установлено, что задолженность по страховым взносам в размере 87 539,53 руб. отражена в акте совместной сверки расчетов за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 (л.д.24-38 том 1).

При этом в акте совместной сверки расчётов №9523 за период с 01.01.2013 по 29.03.2013, полученном Обществом, указанная задолженность отсутствует (л.д.39-49 том 1).

Также согласно справке №348816 о состоянии расчетов по состоянию на 31.08.2017 (л.д.54-55 том 1) вновь отражена задолженность Общества по страховым взносам за периоды 2002-2009 гг. в сумме 87 767 руб.

При этом справка №348815 о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 (л.д.58 том 1) сведения о задолженности по страховым взносам не содержит.

Убедительных доводов о наличии данных расхождений по лицевому счету Общества ни Управлением, ни налоговым органом не приведено.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что сведения по лицевому счету Общества носят противоречивый и недостоверный характер. Действительный размер задолженности по страховым взносам не подтвержден надлежащими доказательствами.

При таких обстоятельствах, правовые основания для начисления суммы пени в размере 75 406,90 руб. за период с 16.01.2009 по 04.10.2017, а равно для направления требований об уплате и принудительного взыскания указанной суммы, отсутствовали.

В связи с чем, сумму пени, списанную со счетов Общества с нарушением установленного законом порядка, суд признает излишне взысканной и подлежащей возврату заявителю.

Суд считает необходимым отметить, что пени не могут служить инструментом для понуждения взыскания задолженности по страховым взносам.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие правомерность доначисления спорной суммы задолженности по страховым взносам и пени. Как отмечено судом выше, надлежащие доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора и направления Обществу требований об уплате также не представлены.

С учетом установленных обстоятельств материалов настоящего дела, суд полагает, что налоговый орган в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ утратил возможность взыскания спорной задолженности в принудительном порядке по причине пропуска срока для такого взыскания.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пени и штрафов в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе, в мотивировочной части акта.

Такой судебный акт после вступления его в законную силу является основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом.

Инициировать судебное разбирательство, о котором упоминается в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ с заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Такое заявление налогоплательщика подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Из материалов дела судом установлено, что задолженность по страховым взносам в сумме 87 767 руб. образовалась более 9 лет назад.

Наличие уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд, а равно соблюдение Управлением процедуры досудебного взыскания задолженности, не подтверждено.

Таким образом, с учетом положений статей 45, 46 и 47, 70 Налогового кодекса РФ, устанавливающих порядок и сроки принудительного взыскания задолженности перед бюджетом, в том числе, и в судебном порядке, суд считает, что возможность взыскания спорной суммы задолженности налоговым органом в настоящее время утрачена.

Установление факта пропуска налоговым органом сроков взыскания недоимки, пени и штрафов, числящихся на лицевом счете налогоплательщика, порождает юридические последствия в сфере экономической деятельности, предусмотренные статьей 59 Налогового кодекса РФ и принятыми в соответствии с ней подзаконными актами. Без установления данного факта судом, невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые Инспекцией и Управлением не опровергнуты, суд, руководствуясь положениями статей 46, 48, 69, 70, 115 Налогового кодекса РФ, принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенные в абзаце 3 пункта 9 Постановления от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что срок для взыскания задолженности по страховым взносам в сумме 87 767 руб. и пени в сумме 75 406,90 руб. в настоящее время Инспекцией пропущен.

В связи с чем, Инспекция утратила возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 163 173,90 руб.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Инспекции и Управления в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Излишне уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

После вступления решения суда по настоящему делу от 19.02.2018 в законную силу, Взыскателем (ООО «МПФ «Капитель») предъявлен к исполнению исполнительный лист.

Государственная пошлина по исполнительному листу ФС № 020645135 от 21.03.2018 уплачена в полном объеме Инспекцией платежными поручениями №774042 от 25.06.2018, №718137 от 14.06.2018, №862336 от 09.07.2018.

Как указано выше, 03.09.2018 решение по делу № А70-13398/2017 от 19.02.2018 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.

17.09.2018 года в арбитражный суд Тюменской области поступило заявление Инспекции о повороте исполнения судебного акта в виде взыскания с Общества в пользу Инспекции части государственной пошлины, уплаченной налоговым органом по исполнительному листу ФС № 020645135 от 21.03.2018 (платежные поручения №774042 от 25.06.2018, №718137 от 14.06.2018, №862336 от 09.07.2018).

Оценив представленные доказательства, доводы заявления, учитывая отсутствие мотивированных возражений, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт. Если в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции. Заявление о повороте исполнения судебного акта рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

На основании изложенного, применительно к ч. 1 ст. 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что отсутствуют правовые основания для удержания Обществом денежных средств в сумме 188 рублей, взысканных с Инспекции в качестве государственной пошлины.

10.07.2018 Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения от 19 февраля 2018 года по настоящему делу.

В соответствии с ч.1 ст. 324 АПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

С учетом того, что решение арбитражного суда по делу №А70-13398/2017 от 19.02.2018 решением от 03.09.2018 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения от 19.02.2018 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию задолженность ООО «МПФ «Капитель» по страховым взносам в сумме 87 767 руб., возникшую за период с 2008 по 2009 годы и пени в сумме 75 406,90 руб.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 исключить вышеуказанные суммы из состава задолженности заявителя.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 возвратить ООО «МПФ «Капитель» из соответствующего бюджета 75 406,90 руб.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 в пользу ООО «МПФ «Капитель» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 508 руб.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тюмени Тюменской области в пользу ООО «МПФ «Капитель» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 508 руб.

Произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Тюменской области от 19.02.2018г. по делу № А70-13398/2017г. в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 в пользу ООО «МПФ «Капитель» судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 188 рублей.

Взыскать с ООО «МПФ «Капитель» в пользу Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени №3 денежные средства, взысканные в качестве государственной пошлины в размере 188 рублей.

Возвратить ООО «МПФ «Капитель» из федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

В удовлетворении заявления ИФНС № 3 о предоставлении рассрочки исполнения решения от 19.02.2018г. по делу № А70-13398/2017 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Бадрызлова М.М.