НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 16.09.2014 № А70-5715/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.

Тюмень

Дело №

А70-5715/2014

23 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Бадрызловой М.М., при ведении протокола судебного заседания помощником Павленко Т.В., рассмотрев дело, возбужденное по заявлению

Управления Министерства Юстиции РФ по Тюменской области

к Территориальному Управлению Финансово-бюджетного надзора в Тюменской области

о признании незаконным представления от 08.04.2014г. № 67-01-43/836,

при участии представителей:

от заявителя: Кащук А.Н. на основании приказов от 26.09.2013г. № 1325-лс и 23.01.2012г. № 68-лс; Кардецкая З.Г. по доверенности от 11.08.2014г. № 36,

от ответчика: Марченко И.В., на основании служебного удостоверения, Мищеряков Р.П., по доверенности от 06.08.2014г. № 14;

установил:

Управление Министерства Юстиции РФ по Тюменской области обратилась в суд с заявлением (далее – заявитель, Управление) к Территориальному Управлению Финансово-бюджетного надзора в Тюменской области (далее – ответчик, Территориальное управление) о признании незаконным представления от 08.04.2014г. № 67-01-43/836.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании состоявшемся 12 сентября 2014г. был объявлен перерыв до 16.09.2014г. на 15 часов 00 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением в соответствии с приказом Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области от 14.02.2014г. №15 проведена выездная проверка правомерности использования средств федерального бюджета, в том числе средств, выделенных на осуществление текущего и капитального ремонта, в Управлении Министерства юстиции РФ по Тюменской области за период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г.

По результатам проверки составлен Акт от 20.03.2014г. Управлением 26.03.2014г. представлены возражения на акт проверки.

08.04.2014г. Территориальным управлением вынесено оспариваемое представление от №67-01-43/836, в котором отражены следующие нарушения:

- нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 11 934руб., выразившееся в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения, а именно со статьи КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» в сумме 11 934руб. израсходованы по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» на приобретение двух внешних жестких дисков Transcend 1Tb;

- неправомерное использование средств федерального бюджета в общей сумме 309 628руб., выразившееся в осуществлении авансовых платежей, в результате по состоянию на 01.01.2013г. допущена дебиторская задолженность.

Представлением предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующим, и недопущению их в дальнейшем, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение. Срок принятия мер - в течение 30 дней с даты получения представления.

О результатах исполнения представления необходимо проинформировать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области не позднее 02.06.2014г.

Заявитель считает указанное представление необоснованным, в связи с чем обратился в арбитражный суд с заявление о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее – БК РФ) (в редакции, действовавшей в проверяемый период) финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласного Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. № 190н, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование. На статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) различных объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе: запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.

Порядок отнесения объектов нефинансовых активов к основным средствам или материальным запасам в 2011 году определен Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»  (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 38 Инструкции, материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств.

К материальным запасам относятся: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости: предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.)

В соответствии с п. 41 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В соответствии с п. 45 Инструкции, инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994г. № 359.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994г. № 359, внешний жесткий диск является устройством запоминающим внешним (код 143020340 «Устройства запоминающие внешние»), входит в группу 1433020000 «Техника электронно-вычислительная» и представляет собой самостоятельный объект основного средства.

В ходе судебного разбирательства заявитель неоднократно указывал, что приобретенные внешние жесткие диски фактические используются им в качестве запасной части к серверу, иным способом (в качестве оборудования, выполняющего самостоятельные функции) не используются, следовательно, могут быть отнесены к материальным запасам.

Суд считает возможным отклонить указанный довод Управления, по следующим основаниям.

Указанное запоминающее устройство является по своей сути хранилищем информации, которое может использоваться самостоятельно, не заменяя работающий встроенный жесткий диск. Таким образом, по мнению суда, указанное устройство может использоваться, как в составе серверного оборудования заявителя, так и в качестве самостоятельного оборудования, используемого для иных целей. То обстоятельство, что Управление использует приобретенные жесткие диски в качестве составной части сервера и части системы отказоустойчивости сервера, не может свидетельствовать о невозможности использования данного оборудования для выполнения определенных самостоятельных функций.

Кроме того, суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что приобретенные в 2011 году жесткие диски используются Управлением до настоящего момента времени, что не оспаривается Управлением. Таким образом, срок использования названных выше устройств превышает 12 месяцев.

Таким образом, довод заявителя о том, что приобретенный внешний жесткий диск относятся к материальным запасам, суд считает необоснованным.

Отражение указанного устройства в учете заявителя как материальные запасы не свидетельствует об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств, так как неверное отражение в бюджетном учете приобретенных основных средств является лишь следствием нецелевого использования.

В соответствии с письмом Минфина РФ от 27.02.2012г. № 02-07-10/534 (на вопрос о квалификации ревизорами выявленных нарушений по отнесению получателями бюджетных средств расходов на соответствующие коды операций сектора государственных услуг, допущенных в 2010 г.) отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, принимающего решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.

В связи с изложенным, заявитель должен определить в своей учетной политике перечень материальных ценностей, которые, исходя из особенностей технического характера или хозяйственной деятельности Управления, могут быть отнесены к группе материальных запасов или основных средств.

Однако, Управлением не были представлены документы (учетная политика, приказ, распоряжение), в соответствии с которыми приобретение внешних жестких дисков предусмотрено по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Служебная записка, представленная заявителем (л.д. 145), таким документом не является.

Таким образом, в нарушение статьи 38 БК РФ и в соответствии со статьей 289 БК РФ денежные средства федерального бюджета в сумме 11 934 руб. использованы не по целевому назначению, что выразилось в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно, за счет средств статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» произведена оплата основных средств (внешние жесткие диски Transcend 1Tb код по ОКОФ - 143020340), в то время как расходы следовало производить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Довод заявителя о том, что приобретение указанных дисков было связано с необходимостью обеспечения непрерывного рабочего процесса и восстановления работы серверов в кратчайшие сроки, судом отклонен, поскольку данное обстоятельство не может позволять Управлению игнорировать требования бюджетного законодательства и не свидетельствует об отсутствии его нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Кроме того, заявителем также не представлено доказательств обращения в вышестоящий орган о предоставлении денежных средств по статье 310 КОСГУ для приобретения в том числе внешних жестких дисков.

Суд также учитывает, что письма Минфина РФ от 05.02.2010г. №02-05-10/383 и от 27.02.2012г. №02-07-10/534 разъясняют положения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.2009г. № 150н, и не действовали в проверяемый период.

Из материалов дела следует, что ответчиком также было установлено наличие дебиторской задолженности в общей сумме 309 628руб., что отражено в оспариваемом представлении в качестве нарушения бюджетного законодательства.

Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлены размеры авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов для получателей средств федерального бюджета, а именно до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, - по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно договору аренды №16 от 01.04.2012г. заключенному Управлением с ИП Шляховой И.В., с учетом изменений внесенных дополнительным соглашением от 31.08.2014г., арендная плата в месяц составляет 39 150руб.

Согласно договору аренды №20 от 30.04.2012г. заключенному Управлением с ИП Шляховой И.В., арендная плата в месяц составляет 351 330руб.

Таким образом, в соответствии с условиями указанных договоров и дополнительного соглашения общая сумма ежемесячных арендных платежей составила 390 480 руб.

То есть, по вышеуказанным договорам аренды Управление вправе было осуществить авансовые платежи по арендной плате на нежилые помещения за январь 2013 года в сумме не более 117 144 руб. Фактически за январь 2013 года Управлением было оплачено за аренду помещений 387 514 руб., что на 270 370 руб. выше установленного размера авансового платежа, в результате по состоянию на 01.01.2013 допущена дебиторская задолженность по расчетам по аренде нежилых помещений в сумме 270370 руб.

Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Федеральный закон № 212-ФЗ).

В соответствии с п. п. 3 ст. 15 Федерального закона №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В силу п.4 ст. 15 Федерального закона №212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Таким образом, Управлением в 2012 году при отсутствии налогооблагаемой базы осуществлены авансовые платежи в Пенсионный фонд РФ, в результате по состоянию на 01.01.2013 допущена дебиторская задолженность по расчетам по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 28461 руб.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Тюменской области от 19.11.2002г. № 93 «О транспортном налоге» устанавливаются ставка налога, порядок и сроки его уплаты, а также предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования. Ставки налога и налоговые льготы приведены в статье 1 указанного Закона.

В соответствии со ст. 2 Закона Тюменской области от 19.11.2002г. № 93 «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу не позднее 5 мая, не позднее 5 августа, не позднее 5 ноября текущего налогового периода. По итогам налогового периода сумма налога уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, Управлением в нарушение указанных норм осуществлены авансовые платежи по транспортному налогу, образовав по состоянию на 01.01.2013г. дебиторскую задолженность в сумме 1 077руб.

В нарушение п.1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006г. №557 «Об установлении сроков платы за негативной воздействие на окружающую среду» Управлением осуществлены авансовые платежи по плате за негативной воздействие на окружающую среду, в результате по состоянию на 01.01.2013г. образовалась дебиторская задолженность в сумме 1 077руб.

В нарушение п.2 ст. 383 НК РФ, п.1 ст.3 Закона Тюменской области от 27.11.2003г. №172 «О налоге на имущество организаций» осуществлены авансовые платежи по налогу на имущество, образовав по состоянию на 01.01.2013г. дебиторскую задолженность в сумме 9718руб.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела оборотно-сальдовыми ведомостями и заявками на кассовый расход.

Довод заявителя о том что, в ст. 162 БК РФ не содержится запрета на наличие дебиторской задолженности, судом не принимается в силу следующего.

Как отмечалось выше ст. 162 БК РФ предусмотрено что, получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Следовательно, в данном случае лимиты бюджетных обязательств на 2012 год были доведены Управлению для осуществления платежей, предусмотренных на 2012 финансовый год. Таким образом, осуществление Управлением авансовых платежей на 2013 год является неправомерным.

Представленные суду копии расходных списаний от 04.09.2013г. и от 15.10.2013г. также не могут свидетельствовать об отсутствии нарушения бюджетного законодательства в 2012 году.

В соответствии с пунктом 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н, Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина России от 04.09.2007 № 75н, оспариваемое представление вынесено должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области в пределах компетенции.

На основании изложенного суд приходит к выводу о законности оспариваемого представления Территориального Управления Финансово-бюджетного надзора в Тюменской области от 08.04.2014г. № 67-01-43/836.

В связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

  Судья

Бадрызлова М.М.