АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень | Дело № | А70-17112/2018 |
23 января 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2019 года. Полный текст решения изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1
об оспаривании в части требования № 350608 по состоянию на 06.07.2018, обязании возвратить неправомерно взысканные денежные средства в размере 114 837,53 руб.
при участии
от заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 01.11.2017, ФИО3 на основании доверенности от 01.11.2017,
от ответчика – ФИО4 на основании доверенности от 27.12.2018 №8,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1 налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) об оспаривании в части требования № 350608 по состоянию на 06.07.2018, обязании возвратить неправомерно взысканные денежные средства в размере 114 837,53 руб.
Представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнения и дополнения.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных возражениях.
В судебном заседании 15.01.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом был объявлен перерыв до 16.01.2019.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 15.11.1994.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ ФИО1 является плательщиком страховых взносов.
Судом установлено, что на основании решения №81224 от 23.07.2018 Инспекции о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, взносов) в банках (далее - решение №81224 от 23.07.2018), платежными ордерами от 25.07.2018 №12179 и №13601, а также инкассовыми поручениями от 23.07.2018 №129676, №129675 с расчетного счета ИП ФИО1 были списаны денежные средства в общей сумме 114 841,04 руб. (л.д.43-47).
Взыскание денежных средств произведено Инспекцией в связи с тем, что заявителем в добровольном порядке в срок до 18.07.2018 не уплачена сумма задолженности по страховым взносам и пени по требованию №350608 по состоянию на 06.07.2018 (л.д.42).
Не согласившись с указанным требованием, а также вынесенным на его основании решением №81224 от 23.07.2018, заявитель обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 20.09.2018 №052, которым решение от 23.07.2018 №81224 отменено.
Полагая, что требование № 350608 по состоянию на 06.07.2018 Инспекции частично не соответствует закону, нарушает права ее и законные интересы, и у Инспекции возникла обязанность по возврату неправомерной взысканных денежных средств, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Позиция заявителя мотивирована тем, что требование Инспекции составлено с существенными нарушениями статьи 69 Налогового кодекса РФ, поскольку не содержит обязательные сведения, а именно, подробные данные об основаниях взимания налога. ИП ФИО1 в установленный законом срок произвела полную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, что подтверждается платежными поручениями, сведениями карточки расчетов с бюджетом. В оспариваемом требовании отсутствует ссылка на решение, налоговую декларацию, налоговое уведомление. Из требования не понятно, на какую сумму были начислены пени и за какой период. Налогоплательщик лишен возможности проверить обоснованность начисления пени.
Из заявления также следует, что оспариваемое требование было получено налогоплательщиком только после процедуры взыскания. Также, заявителю не было вручено и решение о взыскании от 23.07.2018 №81224. Таким образом, по мнению заявителя, Инспекцией не соблюден обязательный этап процедуры взыскания задолженности. Реестр почтовых отправлений не подтверждает факт направления требования в адрес заявителя. Налоговый кодекс РФ не рассматривает правомерность и последствия направления требования об уплате налога простым письмом.
Заявитель находит неправомерным отказ возвратить излишне взысканные в принудительном порядке денежные средства на основании признанного незаконным решения о взыскании от 23.07.2018 №81224.
В дополнении к заявлению ИП ФИО1 приведены доводы о том, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. Указанной статьей предусмотрено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ.
Требования заявителя также мотивированы ссылками на нормы налогового законодательства, Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017) и судебную практику, на основании которых ИП ФИО1 сделан вывод о том, что сумма полученного дохода в рамках применения УСН подлежит уменьшению на величину расходов при исчислении страховых взносов.
Заявитель ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, которым разъяснено что для целей исчисления страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Аналогичный порядок, по мнению заявителя, распространяется на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
В обоснование уплаты страховых взносов заявителем представлены соответствующие платежные поручения, а также произведен расчет страховых взносов за 2017 год, подлежащих уплате за отчетный период.
Возражая против заявленных требований, Инспекцией в представленном отзыве сделан вывод о том, что налогоплательщик имел обязанность по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 187 200 руб. На момент выставления требования ИИ ФИО1 исполнена обязанность по уплате за 2017 год в размере 59 117,72 руб.
Доводы заявителя относительно оспариваемого требования Инспекция находит несостоятельными, полагает, что данное требование соответствует действительной задолженности по уплате страховых взносов и пеней, а равно содержит всю необходимую информацию. В рассматриваемом случае основанием взимания страховых взносов и пеней является неисполнение заявителем в установленный срок обязанностей по их уплате, предусмотренных законом, на что указано в требовании.
По мнению Инспекции, направление требования в адрес заявителя простым письмом не может свидетельствовать о существенном нарушении, влекущим незаконность названного требования.
Инспекция также указала на отсутствие переплаты по страховым взносам в оспариваемой заявителем сумме, в связи с чем, полагает, что не имеется правовых оснований для возврата денежных средств.
В письменных возражениях Инспекцией сделан вывод о том, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса РФ, в этом случае не учитываются.
Налогоплательщик обязан был уплатить по сроку уплаты 02.07.2018 (с учетом выходного дня) сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 163 800 руб.
Таким образом, ответчиком, со ссылками на положения подпункта 3 пункта 9 статьи 430. пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 Налогового кодекса РФ, сделан вывод о том, что доход для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, полученный индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, определяется в суммовом выражении без учета расходов.
При этом, по мнению налогового органа, к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, не подлежит применению, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Подробно позиция и доводы Инспекции изложены в отзыве и письменных возражениях.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
До 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ).
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей в спорный период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ;
- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ в целях применения положений пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ, для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В силу пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Поскольку предусмотренный подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ порядок идентичен порядку, определенному в пункте 3 части 8 статьи 14 Закона №212-ФЗ, позиция Верховного суда РФ, изложенная в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.04.2017 №304-КГ16-16937 применима и к правоотношениям по исчислению страховых взносов и за периоды после 01.01.2017.
Пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) также установлено, что при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Выводы Конституционного суда сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 27 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.
Вопреки позиции налогового органа, анализ изложенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что расчет суммы страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, должен осуществляться с учетом, как его доходов, так и расходов.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, следует, что общая сумма дохода составила 22 585 316 рублей, расходы - 18 713 544 рубля.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм налогового законодательства, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, суд пришел к выводу, что заявителем обоснованно произведен расчет подлежащих уплате страховых взносов за 2017 год исходя из суммы доходов за вычетом документально подтвержденных расходов: 22 585 316 рублей – 300 000 руб. – 18 713 544 рубля = 3 571 772 рублей *1%= 35 717,72 рубля.
Заявителем произведена уплата сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа в общей сумме 23 400 рублей, что подтверждается платежными поручениями №127 от 31.03.2017, №286 от 30.06.2017, №461 от 29.09.2017, №643 от 28.12.2017.
Сумма рассчитанного страхового взноса в размере 35 717,72 руб. уплачена заявителем в установленный срок, что подтверждается платежным поручением от 29.06.2018 №291.
Таким образом, ИП ФИО1 в полном объеме исполнила свои обязательства по уплате страховых взносов. Налоговый орган необоснованно произвел доначисление и взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в размере 114 809,78 руб., а также пени в сумме 27,75 руб.
Суд отклоняет доводы налогового органа со ссылкой на письма Минфина РФ, так как данные письма имеют информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 Налогового кодекса РФ, статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ не относятся к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении дел.
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда РФ от 08.06.2018 №AKПИ18-273 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Письма Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369». Верховный суд РФ указал, что изложенные в письме разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
Судом также не принимается во внимание ссылка Инспекции о том, что позиция пункта 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 от 12.07.2017 в данном случае не применима, так как касается взаимоотношений между Пенсионным Фондом РФ и плательщиками страховых взносов.
Суд считает необходимым отметить, что поскольку с 01.01.2017 администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба, соответственно, налоговый орган обязан учитывать и применять позицию Верховного Суда РФ относительно порядка определения размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов.
При этом правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, носит универсальный характер и распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», что подтверждается пунктом 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017).
Иные доводы налогового органа отклоняются судом как несостоятельные, поскольку позицию заявителя не опровергают.
В силу положений статьи 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В рассматриваемом случае заявителем доказаны основания возникновения переплаты по страховым взносам, и, соответственно, возврата излишне уплаченных сумм, подлежащих возврату ИП ФИО1
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Поскольку у заявителя с учетом изложенной выше позиции не возникло недоимки по уплате страховых взносов, соответственно у Инспекции отсутствовали правовые основания для направления заявителю требования № 350608 от 06.07.2018 в оспариваемой части.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с удовлетворением заявленных требований судебные расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины при рассмотрении настоящего дела, подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным требование № 350608 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018 Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1, выставленное индивидуальному предпринимателю ФИО1, в части обязания уплатить: недоимку в размере 114 809,78 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления за 2017 г. (КБК 18210202140061110160), пени в размере 27,75 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления за 2017 г. (КБК 18210202140062110160).
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 за счет средств соответствующего бюджета неправомерно взысканные денежные средства в размере 114 837 (сто четырнадцать тысяч восемьсот тридцать семь) рублей 53 копейки на основании отмененного УФНС России по Тюменской области решения о взыскании от 23.07.2018 № 81224, после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (625009, <...>; зарегистрирована 21.12.2004 ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (зарегистрирована по адресу: г.тюмень, ул.Тульская, д.12, корп.2, кв.12; дата и место рождения: 22.10.1965 гор.Ишим; зарегистрирована 28.06.2004 МИФНС России № 14 по Тюменской области ОГРНИП <***>; ИНН <***>) судебные расходы в сумме 4745 (четыре тысячи семьсот сорок пять) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья | Безиков О.А. |