АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-15576/2020
20 октября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 октября 2020 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Главного управления строительства Тюменской области (ОГРН: 1057200732907, ИНН: 7202137988)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Брусника. Организатор строительства» (ОГРН: 1126671012027, ИНН: 6671397475)
о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ
при участии представителей:
от заявителя – Филипова В.И. по доверенности от 15.01.2018;
от ответчика – Волков А.А. по доверенности от 11.11.2019;
установил:
Управление государственного строительного надзора по Тюменской области Главного управления строительства Тюменской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО «Брусника. Организатор строительства» (далее – Общество, ответчик) к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал.
Исследовав материалы дела, суду становил следующие обстоятельства.
Застройщиком объекта капитального строительства: «Комплекс многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, расположенные по адресу: ул. Воронинская-Охотская в г. Тюмени. Многоэтажный жилой дом ГП-2», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Воронинская, д. 43 (далее - Объект) является ООО «Брусника. Специализированный застройщик».
На основании договора генерального подряда на строительство жилого дома от 13.03.2019 №22, заключенного между ООО Специализированный застройщик «Центр Развития Застроенных Территорий» (реорганизовано и присоединено к ООО «Брусника». Специализированный застройщик») и ООО «Брусника. Строительство Тюмень», функции генерального подрядчика осуществляет ООО «Брусника. Строительство Тюмень» (реорганизовано и присоединено к ООО «Брусника. Организатор строительства»), которое обязуется собственными и привлеченными силами и средствами осуществить строительство Объекта.
Строительство Объекта осуществляется на основании разрешения на строительство №72-304-567-2018 от 29.06.2018, распоряжения Администрации г. Тюмени о внесении изменений от 31.08.2016 №576 и распоряжения о внесении изменений от 26.07.2019 №598, от 11.11.2019 № 953, сроком до 29.06.2022.
Приказом Управления от 16.07.2020 в отношении объекта утверждена программа проведения проверок (л.д. 40-45.)
Согласно п. 3 Приложения № 3 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному подпунктом "а" пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с приказом от 16.07.2020 № 1086-к в отношении Общества была проведена проверка с целью осуществления государственного строительного надзора на основании программы проведения проверок по объекту капитального строительства от 16.07.2020
10.08.2020 специалистом Управления проведен осмотр Объекта, о чем составлен акт осмотра. В ходе осмотра специалистом Управлением выявлены нарушения проектной документации, что также отражено в акте проверки от 18.08.2020 № 905к.
08.09.2020 по факту выявленных нарушений должностным лицом Управления в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Общество не согласно с заявлением о привлечении к административной ответственности, считает, что квалификация правонарушения по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ является необоснованной; событие правонарушения не доказано; Общество не является субъектом вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлено наказание за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Частью 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Материалами дела подтверждается, что Общество является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: «Комплекс многоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями, расположенные по адресу: ул. Воронинская-Охотская в г. Тюмени. Многоэтажный жилой дом ГП-2», расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Воронинская, д. 43.
При проведении проверки Управлением установлены следующие нарушения:
1. В нарушение требований проектной документации ИТЦ/01-144-19-02-ПОС.ТЧ л. 18, л.19, л.34, л.36, л.37, л.39; 41-20/ППР л.13 - л.26 п.7.; СПС.03-09/19-00-ППРк л.6, л.15, л.16, Технологическая карта на кладку наружных и внутренних стен и перегородок л.3 п.2.1., л.6 рис.3, л.9 п.6.2., п.6.3., л.10 п.6.3.(СНиП 12-03-2001 п.4.9., п.4.10., п.6.2.16., п.6.2.18., приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 336н п.37., п.67):
а) допущено производство работ на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте с применением предохранительного пояса без страховочного каната и крепления его к анкерной точке, при отсутствии ограждающих (улавливающих) устройств, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников, при выполнении кладки наружной стены в секции 2.4 в уровне 10-го этажа;
б) допущено производство работ на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте без применения предохранительного пояса, при отсутствии ограждающих (улавливающих) устройств, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников, при выполнении монтажа опалубки для монолитного перекрытия 15-го этажа с использованием листовой фанеры в секции 2.2.
2. В нарушение требований проектной документации ИТЦ/01-144-19-02-ПОС.ТЧ л.18, л.19, л.34, л.36, л.37, л.39; СПС.03-09/19-00-ППРк л.6, л.15, л.16(СНиП 12-03-2001 п.5.13., приказа Минтруда России от 01.06.2015 №336н п.36) не все работники, находящиеся на строительной площадке, обеспечены защитными касками, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников.
3. В нарушение требований проектной документации ИТЦ/01-144-19-02-ПОС.ТЧ л.18, л.19, л.24; СПС.03-09/19-00-ППРк л.6 (приказ Минтруда России от 28.03.2014 №155н п.55) не все проёмы закрыты в перекрытии этажей, при производстве работ, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью неограниченному кругу лиц.
Возражая против привлечения к административной ответственности, Общество указывает, что вменяемые нарушения фактически выражаются в нарушении требований в области охраны труда, в то время как диспозиция ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований в области строительства и применения строительных материалов, изделий (нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Доводы Общества не принимаются судом по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 данной статьи (нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ образует, в том числе, нарушение требований проектной документации при условии, что такое нарушение:
- или повлекло отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений и затронуло конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- или повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
- или создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Нарушение требований проектной документации, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что Обществу вменяется именно нарушение требований проектной документации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что обоснованно квалифицировано Управлением по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
В части квалификации вменяемого правонарушения по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ суд учитывает следующее.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проект организации строительства входит в состав разделов проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации (раздел 6 «Проект организации строительства» ИТЦ/01-144-19-02-ПОС) предусмотрено, что при производстве строительно-монтажных работ необходимо строго руководствоваться СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (листы 18, 19, 24, 34, 36-37, 39).
Таким образом, утвержденной заказчиком проектной документацией в отношении Объекта прямо предусмотрена обязанность выполнения работ в соответствии СНиП 12-03-2001.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования СНиП 12-03-2001 являются составной частью проектной документации.
Неисполнение требований данных строительных норм является отступлением от проектной документации, что влечет для лица, осуществляющего строительство, соответствующие правовые последствия.
При этом суд отклоняет ссылки Управления на нарушение Обществом приказов Минтруда. В силу положений ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и постановления Правительства РФ от 04.07.2020 № 985, не относятся к числу национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названого закона.
Ссылка Управления на проект производства работ, который имеет отсылку к приказы Минтруда судом отклоняется, поскольку проект производства работ не является составной частью проектной документацией.
Таким образом, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований проектной документации, составной частью которой являются требования СНиП 12-03-2001. Выявленные нарушения сопряжены с созданием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о верной квалификации выявленного правонарушения по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Ссылки Общества на то, что выявленное нарушение следует квалифицировать по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП отклоняются судом, поскольку в данном случае Управлением установлено нарушение требований именно проектной документации.
Доводы Общества о том, что субъектом выявленного правонарушения оно не является, поскольку строительные работы осуществляют непосредственно подрядные организации отклоняются судом.
В силу положений ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Общество является лицом, осуществляющим строительство, следовательно, на него возлагается обязанность по осуществлению строительства в соответствии с требованиями проектной документации. Таким образом, Общество является надлежащим субъектом выявленного правонарушения.
Судом также отклоняются доводы Общества о недоказанности события вменяемого правонарушения. По мнению Общества, акт осмотра от 10.08.2020 не является надлежащим доказательством по делу, поскольку составлен в одностороннем порядке.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела
Таким образом, акта осмотра от 10.08.2020 является доказательством по делу об административном правонарушении.
Кроме того, событие вменяемого правонарушения также подтверждается представленным в материалы дела актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 18.08.2020 № 905к,
Исследовав материалы дела, суд считает доказанным событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, совершение правонарушения Обществом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил.
Исследовав материалы дела, суд поддерживает выводы административного органа о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения указанных выше требований законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства, из материалов дела не усматривается, в связи с чем Общество признается виновным в совершенном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд считает, что Управлением доказаны событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ.
Санкция ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц штраф от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность судом не установлено.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, суд считает, что Общество подлежит административному наказанию в виде штрафа в минимальном размере 300 000 руб.
Согласно представленной в материалы дела информации, административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ИНН 7707780887, КПП 770701001, ОГРН 1127746554320, р/с 40101810500000001901 в Операционный департамент Банка России г. Москвы 701, л/с 04951000690, в Межрегиональном операционном Управлении Федерального казначейства, БИК 044501002, ОКТМО 45382000, ОКПО 00083948, КБК 069 1 16 01092 01 0005 140.
Административный штраф подлежит уплате в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Брусника. Организатор строительства» (ОГРН: 1126671012027, ИНН: 6671397475, место нахождения – Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 51, офис 37/05, зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.
Судья Сидорова О.В.