НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 13.12.2023 № А70-17254/2023

1041/2023-203051(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-17254/2023  19 декабря 2023 года 

резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2023 года  решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению 

отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации  28.01.2003, адрес 625048, <...>)  

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (дата и место  рождения 08.03.1978, СССР, с.Иевлево, Ярковский район Тюменская обл., ИНН  <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации: 13.04.2015, адрес 626157,  <...>, кв.20)  

о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере  101 757,68 рублей, 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора  ФИО2 (<...>), 

ФИО3 (<...>),
при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,
при участии:
от заявителя – не явились,

от ответчика – ФИО4, по доверенности от 01.09.2023 (после перерыва),   установил: 

 отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Тюменской области (далее – заявитель, Отделение, Фонд) обратилось в суд с  заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее –  ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании излишне понесенных расходов  на выплату страхового обеспечения в размере 101 757,68 рублей. 

 Указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного  производства определением от 10.08.2023. 

 В дальнейшем определением от 05.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела по  общим правилам искового производства, определением суда от 26.10.2023 к участию в  деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно  предмета спора привлечены ФИО2, ФИО3. 

 Отделение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявлено  ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда. 


Представитель ответчика относительно предъявленных требований возражает на  основании доводов, изложенных в отзыве с учетом письменных дополнений, изложенных  в возражениях. 

Третьим лицам определение суда о времени и месте судебного заседания  направлено заказным письмом с извещением, которое вернулось в суд в связи с  истечением срока хранения (приобщено к материалам дела). В соответствии с пунктом 2  части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ) указанное лицо при этом считается надлежащим образом извещенным о  судебном разбирательстве, третьи лица явку своего представителя в судебное заседание  суда не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с  чем, в порядке статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей  указанных лиц. 

 Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

 ИП ФИО1 является страхователем и состоит на регистрационном учете в  качестве страхователя в отделении Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Тюменской области (ранее – в Государственном учреждении –  Тюменском региональном отделении Фонда социального страхования Российской  Федерации). 

Фондом в период с 20.01.2023 по 25.01.2023 была проведена камеральная проверка  ИП ФИО1 за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 на предмет полноты и  достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и  выплаты страхового обеспечения. 

 Решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности  представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и  выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на  выплату социального пособия на погребение от 20.01.2023 № 72052380000041 получено  страхователем лично. 

Выездная проверка проведена выборочным методом, на основании сведений и  документов, предоставленных страхователем: положения по оплате труда; табелей учета  рабочего времени за 2019, 2020,2021 год; ведомостей начисления заработной платы за  2019, 2020,2021 год; документов, необходимых для назначения, начисления и выплаты  пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам вставшим на учет  в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и  ежемесячного пособия по уходу за ребенком (заявление о назначении и выплате пособия,  приказ о назначении и выплате пособия, листок нетрудоспособности по беременности и  родам с кодом 05 № 360453219138 (первичный) от 03.09.2020 на 140 дней, расчет пособия,  справка о рождении, справка от второго родителя о неполучении пособия, копия  свидетельства о рождении) на ФИО3; документов необходимых  для назначения, начисления и выплаты пособий по беременности и родам,  единовременного пособия женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности,  единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за  ребенком (заявление о назначении и выплате пособия, приказ о назначении и выплате  пособия, листки нетрудоспособности по беременности и родам   № 910075691804(первичный) от 10.08.2021 на 140 дней и № 910085105641 (продолжение)  от 28.12.2021 на 16 дней, расчет пособия, справка о рождении, справка от второго родителя  о неполучении пособия, копия свидетельства о рождении) на ФИО2;  копии трудового договора б/н от 05.08.2020 с ФИО3; копии  трудового договора № 10 от 01.09.2017 с ФИО2. 

В результате проверки полноты и достоверности представляемых страхователем  сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения  Фондом установлено, что ФИО2 (далее - ФИО2, 


застрахованное лицо) работает у ИП Фогель Юрий Владимирович в спортивном клубе  "АтлетиКо" тренером-инструктором тренажерного зала с 01.09.2017 года. С работником  заключен трудовой договор № 10 от 01.09.2017 на неопределенный срок, установлена 5  дневная рабочая неделя, часовая занятость и ставка в договоре не указана. 

Страховой стаж на дату наступления страхового случая составляет 10 лет 3 мес.  Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года (месяц,  предшествующий наступлению страхового случая) ФИО2 работала - 20 часов. 

В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам в соответствии с п.5 Постановления № 2375, страхователь ИП  ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для  исчисления пособия по беременности и родам составляет 132 430,00 руб. Среднедневной  заработок составляет: 132430:730*140 = 181,41 руб. 

На основании предоставленных страхователем сведений ФИО2 -  31.08.2021 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением  Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности  и родам за период с 10.08.2021 по 27.12.2021(140 дней) в сумме 67709,60 рублей.  12.11.2021 года выплачено пособие по беременности и родам за период с 28.12.2021 по  12.01.2022 г. (16 дней) в сумме 7738,24 рублей. Всего выплачено застрахованному лицу75447 рублей 84 копейки. 

В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты  труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и  спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и  местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных  учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по  регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено  - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной  платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю. 

Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х  20,5дн.). 

Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года  ФИО2 работала 20 часов в месяц, что соответствует 0.2 ставки. 

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи  с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), если застрахованное лицо на момент  наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени  (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из  которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени застрахованного лица. 

В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и  предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых  страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО2 работает на 1,0 ставку, вместо  0,2 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности  и родам. 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  10.08.2021 по 28.12.2021 год (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона 


№ 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,2, составляет 25 362 рубля 40 копеек.  (181,16 руб.* 140 дн. = 25362,40 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год составляет 42 347 рублей 20 копеек. (67 709,60  руб. - 25362,40 руб.= 42 347,20 руб.). 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  28.12.2021 по 12.01.2022 год (16 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона   № 255-ФЗ, в соответствии фактической ставкой - 0,2, составляет 2 902 рубля 56 копеек.  (181,41 руб.*16 дн. = 2902,56 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. составляет 4835 рублей 68 копеек. (7 738,24 руб.2902,56 руб. = 4835,68 руб.). 

Всего сумма излишне выплаченных пособий по беременности и родам  ФИО2 составляет 47182 рубля 88 копеек. 

Также Фондом установлено, что ФИО3 (далее - ФИО3, застрахованное лицо) работает у ИП ФИО1 в спортивном  клубе "АтлетиКо" тренером-инструктором тренажерного зала с 05.08.2020 года. Трудовой  договор № б/н от 05.08.2020 заключен на неопределенный срок, в соответствии с пп.2.1  трудового договора, работнику установлен режим рабочего времени согласно табеля учета  рабочего времени, часовая занятость и ставка в договоре не указаны. 

Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за август 2020 года  (месяц, предшествующий наступлению страхового случая), ФИО3 отработала 13  часов за 17 рабочих дней. 

В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам в соответствии с п.5 Постановления № 2375, страхователь ИП  ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для  исчисления пособия по беременности и родам составляет 0,00 рублей. (За два года,  предшествующих году наступлению страхового случая, заработной платы не имеется). 

В соответствии с ч. 1.1. ст. 14 Закона № 255-ФЗ работодателем рассчитано пособие  исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления  страхового случая. 

На основании предоставленных страхователем сведений ФИО3 21.09.2020 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением  Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности  и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года в сумме 64 205 рублей 40 копеек. 

В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты  труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и  спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и  местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных  учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по  регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено  - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной  платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю. 

Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х  20,5дн.). 

Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени ФИО3  работала 13 часов за 17 рабочих дней в августе месяце, что соответствует 0,15 ставки. 


В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо на  момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени  (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из  которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени застрахованного лица. 

В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и  предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых  страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО3 работает на 1,0 ставку, вместо  0,15 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по  беременности и родам. 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  03.09.2020 по 20.01.2021 года (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14  Закона № 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,15, составляет 9630 рублей 60  копеек. (68,79 руб.* 140 дн. = 9630,60 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 год составляет 54574 рубля 80 копеек. (64 205,40 руб.  - 9630,60 руб. = 54574,80 руб.). 

Итого сумма излишне понесенных расходов по выплате пособий по беременности и  родам ФИО2 и ФИО3 составила: 101 757 рублей 68 копеек.  (54574,80 руб. + 42347,20 руб. + 4835,68 руб.= 101757,68 руб.). 

Справка о проведенной в период с 20.01.2023 по 25.01.2023 выездной проверке  полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов,  необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения  расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение от 25.01.2023 №  72052380000042 и акт выездной проверки от 26.01.2023 № 7205380000043 получены ИП  ФИО1 лично. 

Ответчик не согласился с фактами, изложенными в акте выездной проверки, в  установленный срок направил письменное возражение, в котором указал, что считает  ответственными за нарушения сотрудников Фонда, которые принимали и проверяли  документы. 

Страхователь уведомлен о дате и времени рассмотрения материалов выездной  проверки, уведомление о вызове от 27.01.2023 № 7205380000044 получено лично.  Рассмотрение состоялось 02.03.2023 в 10:00 часов. 

На основании документов и сведений, полученных при проведении выездной  проверки, в соответствии со ст. 4.7. Закона № 255-ФЗ, Отделением вынесено решение   № 72052380000046, согласно которому Фондом принято решение предложить  страхователю возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования  Российской Федерации и связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений  и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в  сумме 101757,68 рублей; направить страхователю в течение 10 рабочих дней со дня  вступления в силу настоящего решения требование о возмещении излишне понесенных  расходов на выплату страхового обеспечения. 

Также указано, что в соответствии с п.5 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, решение вступает  в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (законному  представителю), в отношении которого оно вынесено. Разъяснен порядок обжалования  решения. 

Решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового  обеспечения от 07.03.2023 № 72052380000046 получено ответчиком лично 10.03.2023 года. 


возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от  07.03.2023 № 72052380000046. По результатам рассмотрения жалоба оставлена без  удовлетворения. 

Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового  обеспечения от 24.03.2023 № 720523800000401 направлено ответчику почтой. 

В установленный срок до 07.04.2023 года, излишне понесенных расходы в сумме  101757,68 рублей страхователем не возмещены. 

Денежные средства в добровольном порядке в полном объеме не были возвращены  в адрес заявителя, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд  с настоящим исковым заявлением. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в  соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении  заявленных требований. 

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентированы Законом  N255-ФЗ. 

Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное страховое обеспечение  по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в  связи с материнством представляет собой исполнение страховщиком, а в отдельных  случаях, установленных данным Федеральным законом, страхователем своих обязательств  перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты  пособий, установленных Законом N 255-ФЗ. 

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам (подпункт 1  части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ). 

Порядок назначения и выплаты пособий за период с 01.07.2020 определен  Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным  лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах  Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее -  Постановление № 294). 

Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда  социального страхования Российской Федерации участвует в реализации пилотного  проекта "Прямые выплаты" с 01.07.2020. 

Порядок назначения и выплаты пособий за период с 01.01.2021 определен  Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам  страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 (далее -  Постановление № 2375). 

В соответствии с ч. 1, 1.1. ст. 14 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам  исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два  календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в  том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других  страхователей). 

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого  страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с  частью 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам назначается и  выплачивается застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности)  исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у 


страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух  календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных  страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в  отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком,  соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного  лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими  календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению  размера пособия. 

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14, не  имело заработка Закона N 255-ФЗ, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный  за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера  оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового  случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются  районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда,  определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого  исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным минимальному  размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления  страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке  применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному  размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное  лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего  времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя  из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени застрахованного лица.  

При анализе представленных страхователем сведений Фондом выявлено, что  ФИО2 работает у ответчика тренером-инструктором тренажерного зала с  01.09.2017 года. С работником заключен трудовой договор № 10 от 01.09.2017 на  неопределенный срок, установлена 5 дневная рабочая неделя, часовая занятость и ставка в  договоре не указана. 

Страховой стаж на дату наступления страхового случая составляет 10 лет 3 мес.  Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года (месяц,  предшествующий наступлению страхового случая) ФИО2 работала - 20 часов. 

В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает  на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам  составляет 132 430,00 руб. Среднедневной заработок составляет: 132430:730*140 = 181,41  руб. 

На основании предоставленных страхователем сведений ФИО2 -  31.08.2021 года отделением выплачено пособие беременности и родам за период с  10.08.2021 по 27.12.2021(140 дней) в сумме 67709,60 рублей. 12.11.2021 года выплачено  пособие по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. (16 дней) в сумме  7738,24 рублей. Всего выплачено застрахованному лицу - 75447 рублей 84 копейки. 

Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности  формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных  учреждений физической культуры и спорта" из "Единые рекомендации по установлению  на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников 


государственных и муниципальных учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской  трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020,  протокол N 13) установлено - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку,  установить ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы  24 часа в неделю. 

Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х  20,5дн.). 

Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года  ФИО2 работала 20 часов в месяц, что соответствует 0.2 ставки. 

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо на  момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени  (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из  которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени застрахованного лица. 

В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и  предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых  страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО2 работает на 1,0 ставку, вместо  0,2 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности  и родам. 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  10.08.2021 по 28.12.2021 год (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона   № 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,2, составляет 25 362 рубля 40 копеек.  (181,16 руб.* 140 дн. =25362,40 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год составляет 42 347 рублей 20 копеек. (67 709,60  руб. - 25362,40 руб.= 42 347,20 руб.). 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  28.12.2021 по 12.01.2022 год (16 дней), в соответствии фактической ставкой - 0,2,  составляет 2 902 рубля 56 копеек. (181,41 руб.*16 дн. = 2902,56 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. составляет 4835 рублей 68 копеек. (7 738,24 руб.2902,56 руб. = 4835,68 руб.). 

Итого: сумма излишне выплаченных пособий по беременности и родам  ФИО2 составляет 47182 рубля 88 копеек. 

ФИО3 также работает у ИП ФИО1  в тренером-инструктором тренажерного зала с 05.08.2020 года. Трудовой договор от  05.08.2020 заключен на неопределенный срок, в соответствии с пп.2.1 трудового договора,  работнику установлен режим рабочего времени согласно табеля учета рабочего времени,  часовая занятость и ставка в договоре не указаны. 

Страховой стаж на момент наступления страхового случая составляет 2 года 11  месяцев. Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за август 2020 года  (месяц, предшествующий наступлению страхового случая), ФИО3 отработала 13  часов за 17 рабочих дней. 

В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает  на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам 


составляет 0,00 рублей. (За два года, предшествующих году наступлению страхового  случая, заработной платы не имеется). 

На основании предоставленных страхователем сведений ФИО3 21.09.2020 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением  Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности  и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года в сумме 64 205 рублей 40 копеек. 

В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты  труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и  спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и  местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных  учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по  регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено  - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной  платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю. 

Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х  20,5дн.). 

Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени ФИО3  работала 13 часов за 17 рабочих дней в августе месяце, что соответствует 0,15 ставки. 

В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и  предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по  беременности и родам, в которых страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО3  работает на 1,0 ставку, вместо 0,15 ставки, Отделением понесены излишние расходы по  выплате пособия по беременности и родам. 

Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с  03.09.2020 по 20.01.2021 года (140 дней), в соответствии с фактической ставкой - 0,15,  составляет 9630 (Девять тысяч шестьсот тридцать) рублей 60 копеек. (68,79 руб.* 140 дн.  =9630,60 руб.). 

Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам  за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 год составляет 54574 рубля 80 копеек. (64 205,40 руб.  - 9630,60 руб. = 54574,80 руб.). 

Итого сумма излишне понесенных расходов по выплате пособий по беременности и  родам ФИО2 и ФИО3 составила: 101757 рублей 68 копеек. (54574,80  руб. + 42347,20 руб. + 4835,68 руб.= 101757,68 руб.). 

Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ определены виды  страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Согласно пп. 1 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное  страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и  организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка  (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением  страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Исходя из положений части 4 статьи 2 и статьи 13 Закона N 255-ФЗ застрахованные  лица имеют право на получение страхового обеспечения только при соблюдении  соответствующих условий и наличии необходимых документов, оформленных в  установленном законодательством Российской Федерации порядке. 

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по  обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по 


всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником  трудового договора. 

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность  страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным  лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о  конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет  собственных средств. 

Исходя из положений статьи 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и  выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление  документально подтвержденного страхового случая. 

В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут  ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых  для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление  недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные  лица возмещают страховщику причиненный ущерб. 

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,  причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный  имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,  причинившим вред. 

Лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения  причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение  убытков в меньшем размере (статья 15 ГК РФ). 

Материалами дела подтвержден факт представления страхователем недостоверных  сведений в отношении застрахованных лиц ФИО2 и ФИО3 на  основании которых Фондом были произведены страховые выплаты, ответчиком данный  факт не опровергнут. 

По результатам исследования представленных доказательств, с учетом изложенных  положений законодательства и обстоятельств по делу, арбитражный суд приходит к  выводу, что требования фонда обоснованы и подлежат удовлетворению. 

Доказательства, опровергающие установленные арбитражным судом обстоятельства,  в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено. 

Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве и возражениях судом  отклоняются, и не опровергают факта допущенного нарушения. 

Именно страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее  исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по  своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и  полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику  установленной отчетности, за своевременную выплату застрахованным отдельных видов  обеспечения по страхованию в случаях, установленных настоящим Федеральным законом,  а также за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для  назначения застрахованным обеспечения по страхованию. 

Нарушений при проведении Фондом проверки судом не установлено.

Государственная пошлина по делу составляет 4053 руб., при обращении в суд фондом  не уплачена в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

По результатам рассмотрения спора в соответствии с положениями статьи 110 АПК  РФ государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика и взысканию с него в  доход федерального бюджета. 

 Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 


Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в  пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Тюменской области для зачисления в бюджет фонда сумму излишне понесенных  расходов на выплату страхового обеспечения в размере 101 757,68 рублей. 

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в  доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4053 рубля. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой  арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через  Арбитражный суд Тюменской области. 

 Судья Минеев О.А.


Код для входа в режим ограниченного доступа: