1041/2023-203051(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-17254/2023 19 декабря 2023 года
резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2023 года решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2023 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 28.01.2003, адрес 625048, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (дата и место рождения 08.03.1978, СССР, с.Иевлево, Ярковский район Тюменская обл., ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации: 13.04.2015, адрес 626157, <...>, кв.20)
о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 101 757,68 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2 (<...>),
ФИО3 (<...>),
при ведении протокола секретарем Климовой Е.И.,
при участии:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО4, по доверенности от 01.09.2023 (после перерыва), установил:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее – заявитель, Отделение, Фонд) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 101 757,68 рублей.
Указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства определением от 10.08.2023.
В дальнейшем определением от 05.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, определением суда от 26.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО2, ФИО3.
Отделение явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда.
Представитель ответчика относительно предъявленных требований возражает на основании доводов, изложенных в отзыве с учетом письменных дополнений, изложенных в возражениях.
Третьим лицам определение суда о времени и месте судебного заседания направлено заказным письмом с извещением, которое вернулось в суд в связи с истечением срока хранения (приобщено к материалам дела). В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанное лицо при этом считается надлежащим образом извещенным о судебном разбирательстве, третьи лица явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ИП ФИО1 является страхователем и состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ранее – в Государственном учреждении – Тюменском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации).
Фондом в период с 20.01.2023 по 25.01.2023 была проведена камеральная проверка ИП ФИО1 за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 на предмет полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение от 20.01.2023 № 72052380000041 получено страхователем лично.
Выездная проверка проведена выборочным методом, на основании сведений и документов, предоставленных страхователем: положения по оплате труда; табелей учета рабочего времени за 2019, 2020,2021 год; ведомостей начисления заработной платы за 2019, 2020,2021 год; документов, необходимых для назначения, начисления и выплаты пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (заявление о назначении и выплате пособия, приказ о назначении и выплате пособия, листок нетрудоспособности по беременности и родам с кодом 05 № 360453219138 (первичный) от 03.09.2020 на 140 дней, расчет пособия, справка о рождении, справка от второго родителя о неполучении пособия, копия свидетельства о рождении) на ФИО3; документов необходимых для назначения, начисления и выплаты пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (заявление о назначении и выплате пособия, приказ о назначении и выплате пособия, листки нетрудоспособности по беременности и родам № 910075691804(первичный) от 10.08.2021 на 140 дней и № 910085105641 (продолжение) от 28.12.2021 на 16 дней, расчет пособия, справка о рождении, справка от второго родителя о неполучении пособия, копия свидетельства о рождении) на ФИО2; копии трудового договора б/н от 05.08.2020 с ФИО3; копии трудового договора № 10 от 01.09.2017 с ФИО2.
В результате проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения Фондом установлено, что ФИО2 (далее - ФИО2,
застрахованное лицо) работает у ИП Фогель Юрий Владимирович в спортивном клубе "АтлетиКо" тренером-инструктором тренажерного зала с 01.09.2017 года. С работником заключен трудовой договор № 10 от 01.09.2017 на неопределенный срок, установлена 5 дневная рабочая неделя, часовая занятость и ставка в договоре не указана.
Страховой стаж на дату наступления страхового случая составляет 10 лет 3 мес. Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года (месяц, предшествующий наступлению страхового случая) ФИО2 работала - 20 часов.
В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по беременности и родам в соответствии с п.5 Постановления № 2375, страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам составляет 132 430,00 руб. Среднедневной заработок составляет: 132430:730*140 = 181,41 руб.
На основании предоставленных страхователем сведений ФИО2 - 31.08.2021 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности и родам за период с 10.08.2021 по 27.12.2021(140 дней) в сумме 67709,60 рублей. 12.11.2021 года выплачено пособие по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. (16 дней) в сумме 7738,24 рублей. Всего выплачено застрахованному лицу75447 рублей 84 копейки.
В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.
Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х 20,5дн.).
Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года ФИО2 работала 20 часов в месяц, что соответствует 0.2 ставки.
В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО2 работает на 1,0 ставку, вместо 0,2 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности и родам.
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона
№ 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,2, составляет 25 362 рубля 40 копеек. (181,16 руб.* 140 дн. = 25362,40 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год составляет 42 347 рублей 20 копеек. (67 709,60 руб. - 25362,40 руб.= 42 347,20 руб.).
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 год (16 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, в соответствии фактической ставкой - 0,2, составляет 2 902 рубля 56 копеек. (181,41 руб.*16 дн. = 2902,56 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. составляет 4835 рублей 68 копеек. (7 738,24 руб.2902,56 руб. = 4835,68 руб.).
Всего сумма излишне выплаченных пособий по беременности и родам ФИО2 составляет 47182 рубля 88 копеек.
Также Фондом установлено, что ФИО3 (далее - ФИО3, застрахованное лицо) работает у ИП ФИО1 в спортивном клубе "АтлетиКо" тренером-инструктором тренажерного зала с 05.08.2020 года. Трудовой договор № б/н от 05.08.2020 заключен на неопределенный срок, в соответствии с пп.2.1 трудового договора, работнику установлен режим рабочего времени согласно табеля учета рабочего времени, часовая занятость и ставка в договоре не указаны.
Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за август 2020 года (месяц, предшествующий наступлению страхового случая), ФИО3 отработала 13 часов за 17 рабочих дней.
В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по беременности и родам в соответствии с п.5 Постановления № 2375, страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам составляет 0,00 рублей. (За два года, предшествующих году наступлению страхового случая, заработной платы не имеется).
В соответствии с ч. 1.1. ст. 14 Закона № 255-ФЗ работодателем рассчитано пособие исходя из минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления страхового случая.
На основании предоставленных страхователем сведений ФИО3 21.09.2020 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года в сумме 64 205 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.
Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х 20,5дн.).
Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени ФИО3 работала 13 часов за 17 рабочих дней в августе месяце, что соответствует 0,15 ставки.
В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО3 работает на 1,0 ставку, вместо 0,15 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности и родам.
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,15, составляет 9630 рублей 60 копеек. (68,79 руб.* 140 дн. = 9630,60 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 год составляет 54574 рубля 80 копеек. (64 205,40 руб. - 9630,60 руб. = 54574,80 руб.).
Итого сумма излишне понесенных расходов по выплате пособий по беременности и родам ФИО2 и ФИО3 составила: 101 757 рублей 68 копеек. (54574,80 руб. + 42347,20 руб. + 4835,68 руб.= 101757,68 руб.).
Справка о проведенной в период с 20.01.2023 по 25.01.2023 выездной проверке полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение от 25.01.2023 № 72052380000042 и акт выездной проверки от 26.01.2023 № 7205380000043 получены ИП ФИО1 лично.
Ответчик не согласился с фактами, изложенными в акте выездной проверки, в установленный срок направил письменное возражение, в котором указал, что считает ответственными за нарушения сотрудников Фонда, которые принимали и проверяли документы.
Страхователь уведомлен о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки, уведомление о вызове от 27.01.2023 № 7205380000044 получено лично. Рассмотрение состоялось 02.03.2023 в 10:00 часов.
На основании документов и сведений, полученных при проведении выездной проверки, в соответствии со ст. 4.7. Закона № 255-ФЗ, Отделением вынесено решение № 72052380000046, согласно которому Фондом принято решение предложить страхователю возместить расходы, излишне понесенные Фондом социального страхования Российской Федерации и связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 101757,68 рублей; направить страхователю в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего решения требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Также указано, что в соответствии с п.5 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу (законному представителю), в отношении которого оно вынесено. Разъяснен порядок обжалования решения.
Решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 07.03.2023 № 72052380000046 получено ответчиком лично 10.03.2023 года.
возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 07.03.2023 № 72052380000046. По результатам рассмотрения жалоба оставлена без удовлетворения.
Требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 24.03.2023 № 720523800000401 направлено ответчику почтой.
В установленный срок до 07.04.2023 года, излишне понесенных расходы в сумме 101757,68 рублей страхователем не возмещены.
Денежные средства в добровольном порядке в полном объеме не были возвращены в адрес заявителя, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентированы Законом N255-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных данным Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Законом N 255-ФЗ.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам (подпункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты пособий за период с 01.07.2020 определен Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее - Постановление № 294).
Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты" с 01.07.2020.
Порядок назначения и выплаты пособий за период с 01.01.2021 определен Положением об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 (далее - Постановление № 2375).
В соответствии с ч. 1, 1.1. ст. 14 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам назначается и выплачивается застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у
страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14, не имело заработка Закона N 255-ФЗ, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
При анализе представленных страхователем сведений Фондом выявлено, что ФИО2 работает у ответчика тренером-инструктором тренажерного зала с 01.09.2017 года. С работником заключен трудовой договор № 10 от 01.09.2017 на неопределенный срок, установлена 5 дневная рабочая неделя, часовая занятость и ставка в договоре не указана.
Страховой стаж на дату наступления страхового случая составляет 10 лет 3 мес. Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года (месяц, предшествующий наступлению страхового случая) ФИО2 работала - 20 часов.
В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по беременности и родам страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам составляет 132 430,00 руб. Среднедневной заработок составляет: 132430:730*140 = 181,41 руб.
На основании предоставленных страхователем сведений ФИО2 - 31.08.2021 года отделением выплачено пособие беременности и родам за период с 10.08.2021 по 27.12.2021(140 дней) в сумме 67709,60 рублей. 12.11.2021 года выплачено пособие по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. (16 дней) в сумме 7738,24 рублей. Всего выплачено застрахованному лицу - 75447 рублей 84 копейки.
Как отмечено выше, в соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников
государственных и муниципальных учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.
Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х 20,5дн.).
Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за июль 2021 года ФИО2 работала 20 часов в месяц, что соответствует 0.2 ставки.
В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по беременности и родам, в соответствии с п.5 Постановления № 2375, в которых страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО2 работает на 1,0 ставку, вместо 0,2 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности и родам.
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год (140 дней), рассчитанная в соответствии с п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, в соответствии с фактической ставкой - 0,2, составляет 25 362 рубля 40 копеек. (181,16 руб.* 140 дн. =25362,40 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 10.08.2021 по 28.12.2021 год составляет 42 347 рублей 20 копеек. (67 709,60 руб. - 25362,40 руб.= 42 347,20 руб.).
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 год (16 дней), в соответствии фактической ставкой - 0,2, составляет 2 902 рубля 56 копеек. (181,41 руб.*16 дн. = 2902,56 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 28.12.2021 по 12.01.2022 г. составляет 4835 рублей 68 копеек. (7 738,24 руб.2902,56 руб. = 4835,68 руб.).
Итого: сумма излишне выплаченных пособий по беременности и родам ФИО2 составляет 47182 рубля 88 копеек.
ФИО3 также работает у ИП ФИО1 в тренером-инструктором тренажерного зала с 05.08.2020 года. Трудовой договор от 05.08.2020 заключен на неопределенный срок, в соответствии с пп.2.1 трудового договора, работнику установлен режим рабочего времени согласно табеля учета рабочего времени, часовая занятость и ставка в договоре не указаны.
Страховой стаж на момент наступления страхового случая составляет 2 года 11 месяцев. Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени за август 2020 года (месяц, предшествующий наступлению страхового случая), ФИО3 отработала 13 часов за 17 рабочих дней.
В предоставленных сведениях, необходимых для назначения пособия по беременности и родам страхователь ИП ФИО1 указал, что застрахованная работает на 1,0 ставку, средний заработок для исчисления пособия по беременности и родам
составляет 0,00 рублей. (За два года, предшествующих году наступлению страхового случая, заработной платы не имеется).
На основании предоставленных страхователем сведений ФИО3 21.09.2020 года Государственным учреждением - Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации выплачено пособие беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года в сумме 64 205 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 39 части XII "Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта" из "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13) установлено - тренерам, осуществляющим спортивную подготовку, установить ставку заработной платы за норму часов непосредственно тренерской работы 24 часа в неделю.
Исходя из этой нормы средняя норма часов за 1 месяц равна 100 часам (24/5дн. х 20,5дн.).
Согласно предоставленному табелю учета рабочего времени ФИО3 работала 13 часов за 17 рабочих дней в августе месяце, что соответствует 0,15 ставки.
В связи с допущенными нарушениями п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и предоставлением недостоверных сведений, необходимых для назначения пособия по беременности и родам, в которых страхователь ИП ФИО1 указал, что ФИО3 работает на 1,0 ставку, вместо 0,15 ставки, Отделением понесены излишние расходы по выплате пособия по беременности и родам.
Сумма, подлежащая выплате пособия по беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 года (140 дней), в соответствии с фактической ставкой - 0,15, составляет 9630 (Девять тысяч шестьсот тридцать) рублей 60 копеек. (68,79 руб.* 140 дн. =9630,60 руб.).
Сумма излишне понесенных расходов по выплате пособия по беременности и родам за период с 03.09.2020 по 20.01.2021 год составляет 54574 рубля 80 копеек. (64 205,40 руб. - 9630,60 руб. = 54574,80 руб.).
Итого сумма излишне понесенных расходов по выплате пособий по беременности и родам ФИО2 и ФИО3 составила: 101757 рублей 68 копеек. (54574,80 руб. + 42347,20 руб. + 4835,68 руб.= 101757,68 руб.).
Частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пп. 1 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исходя из положений части 4 статьи 2 и статьи 13 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения только при соблюдении соответствующих условий и наличии необходимых документов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по
всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из положений статьи 22 Закона N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (статья 15 ГК РФ).
Материалами дела подтвержден факт представления страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц ФИО2 и ФИО3 на основании которых Фондом были произведены страховые выплаты, ответчиком данный факт не опровергнут.
По результатам исследования представленных доказательств, с учетом изложенных положений законодательства и обстоятельств по делу, арбитражный суд приходит к выводу, что требования фонда обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доказательства, опровергающие установленные арбитражным судом обстоятельства, в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве и возражениях судом отклоняются, и не опровергают факта допущенного нарушения.
Именно страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, за своевременную выплату застрахованным отдельных видов обеспечения по страхованию в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также за достоверность представляемых страховщику сведений, необходимых для назначения застрахованным обеспечения по страхованию.
Нарушений при проведении Фондом проверки судом не установлено.
Государственная пошлина по делу составляет 4053 руб., при обращении в суд фондом не уплачена в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения спора в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на ответчика и взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области для зачисления в бюджет фонда сумму излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 101 757,68 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4053 рубля.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья Минеев О.А.
Код для входа в режим ограниченного доступа: