НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 12.11.2020 № А70-17761/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17761/2020

12 ноября 2020 годаАрбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

инспекции  Федеральной налоговой службы  по г.Тюмени № 1

к индивидуальному предпринимателю Акентьевой Анне Васильевне (ОГРНИП 319723200063769, ИНН6670005965962, дата регистрации: 23.08.2019, адрес: 625000, г.Тюмень, ул.8-я (СНТ Рябинка-2 тер), д.участок 216) 

о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 246, 77 рублей, пеней в размере 28,11 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1 258,06 рублей, пеней в размере 143,29 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 181,08 рублей,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Е.И., в отсутствии представителей сторон, установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 (далее – заявитель, налоговый орган, Инспекция) обратилось к индивидуальному предпринимателю Акентьевой Анне Васильевне  (далее – ответчик, налогоплательщик) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 246, 77 рублей, пеней в размере 28,11 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1 258,06 рублей, пеней в размере 143,29 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 181,08 рублей.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 122 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в судебное заседание суда не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, суд в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие представителя указанного лица.

Ответчику о времени и месте судебного заседания направлено извещение заказным письмом с уведомлением, которое вернулось отправителю из-за истечения срока его хранения ввиду неудачной попытки его вручения, что согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ считается надлежащим извещением.

Исследовав материалы дела, оценив, в соответствии со статьями 9, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,с учетом принципа состязательности, представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено судом, с 07.10.2015 по 20.01.2017, с 23.08.2019 Акентьева Анна Васильевна состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с  Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации №ММВ-23-11_26@_АД-09-31_сог_79 от 30.11.2016 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон № 243-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.

На основании пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам,  соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также страховых взносов, пеней, штрафов доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Согласно статьей 18.1 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

1)лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) для расчета страховых взносов в 2017 году установлен в размере 7 500,00 рублей.

Согласно расчету страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год сумма страховых взносов за каждый месяц ведения деятельности составляет 382,50 рубля (7 500,0 рублей (МРОТ за 2017 год) * 5,1% (тариф на 2017 год).

Согласно расчету страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за неполный рабочий месяц за период с 01.01.2017 по 20.01.2017, сумма страховых взносов за один день ведения деятельности составила 12,33 рублей (382,50 рубля (сумма ведения деятельности в месяц)/ 31 (число дней в месяц).

С учетом изложенного, сумма страховых взносов, подлежащая уплате за неполный месяц ведения предпринимательской деятельности в январе 2017 года составила 246,77 рублей (12,33 рублей (сумма страховых взносов за один день ведения деятельности) * 20 (количество дней).

Таким образом, сумма, подлежащая уплате ответчиком по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017, составила 246, 77 рублей.

Согласно расчету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, сумма страховых  взносов за каждый месяц ведения деятельности составила 1950,00 рублей (7500 рублей (МРОТ за 2017 год) * 26 % (тариф на 2017 год).

Размер страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию за неполный рабочий месяц за период с 01.01.2017 по 20.01.2017 составил 1258,06 рублей,  согласно следующему расчету:

1950,00 рублей (сумма ведения деятельности в месяц)/ 31 (число дней в месяц) = 62,90 рублей  – сумма страховых взносов за один день ведения деятельности.

62,90 рублей (сумма страховых взносов за один день ведения деятельности) * 20 (количество дней ведения предпринимательской деятельности в январе 2017 года) = 1258,06 рублей – сумма страховых взносов, подлежащая уплате за неполный месяц.

Таким образом, сумма, подлежащая уплате ответчиком по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017, составила 1258,06 рублей.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) (утратил силу, действовал в период 20.12.2016-31.12.2016) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (часть 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ).

Размер пени составил:

–   за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, с 01.01.2017 в размере 28,11 рублей (л.д. 7);

–   за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) в размере 143,29 рублей (л.д. 8-9).

Также Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Тюмени передана недоимка за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в размере 181,08 рублей (л.д. 10-11).

В соответствии со статьей 69, пунктом 1 статьи 70 НК РФ ответчику налоговым органом направлено заказным письмом требование № 4540 от 15.03.2018 об уплате налога, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты 06.04.2018 (л.д. 12), что подтверждается представленными в суд налоговым органом списком № 1 простых почтовых отправлений от 15.03.2020 (ф103ф) (л.д.13) и списком на отправкук простых писем с документами (л.д. 14).

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом.

Инспекцией сформировано и направлено на исполнение решение № 4540 от 04.06.2018 за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (л.д. 15-16), что подтверждается реестром решений о взыскании налога простой корреспонденции за 08.06.2018 (л.д. 17).

Указанное решение ответчиком не исполнено.

Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац третий пункта 1 статьи 47 НК РФ).

Решение в рамках статьи 47 НК РФ о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя в отношении налогоплательщика Инспекцией не выносилось.

Таким образом, из материалов дела следует, что в добровольном порядке требование и решение Инспекции ответчиком не исполнено, доказательств уплаты образовавшейся задолженности не представлено, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Между тем, установленный пунктом 1 статьи 47 НК РФ  срок для подачи заявления о взыскании задолженности, подлежащей уплате в бюджет, истек, поскольку заявление подано в суд  только 22.10.2020.

В связи с чем, заявитель одновременно с подачей настоящего заявления ходатайствует о восстановлении пропущенного срока, обосновывая его причиной сбоя в программном обеспечении (л.д. 6).

В силу положений части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом.

В силу положений части 1 статьи 117 АПК РФ, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ).

В силу пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2010№ 6-П, на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного-разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57)  при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа (абзац второй пункта 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57).

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления (абзац третий пункта 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57).

Принимая во внимание вышеизложенные требования действующего арбитражно-процессуального и налогового законодательства, с учетом разъяснений практики их правоприменения высшими судебными инстанциями, суд приходит к выводу, что указанный заявителем мотив пропуска срока подачи заявления относится к числу внутренних организационных причин, что не позволяет его отнести к числу уважительных.

Иных причин пропуска срока подачи заявления о взыскании суммы задолженности, которые могли бы быть признаны судом уважительными, налоговым органом не заявлено.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также то, что материалы дела свидетельствуют о том, что, в данном случае заявитель не проявил разумную осмотрительность и внимательность, чтобы предвидеть наступление негативных последствий своего бездействия, ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит.

В связи с чем, суд пришел к выводу, что срок на взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 246, 77 рублей, пеней в размере 28,11 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1 258,06 рублей, пеней в размере 143,29 рублей, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 181,08 рублей пропущен, что согласно абзацу второму пункта 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может  быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Минеев О.А.